Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Оренбургский филиал
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________________ «_____»__________________20___ г.
Направление подготовки: 081100.62 - «Государственное и муниципальное управление» Кафедра: гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Рабочая программа дисциплины Государственные и муниципальные финансы
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр Форма обучения: заочная
Срок обучения: 5 лет
Оренбург
2011 г.
Автор-составитель: к.п.н., доцент Ю.В.Пузиенко
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала РАНХиГС от 3 октября 2011 г., протокол № 2.
Рецензент: ФИО, ученое звание, кафедра ________________________________________
(наименование кафедры)
Согласовано:
ФИО, ученое звание, кафедра ________________________________________
(наименование выпускающей кафедры)
Согласовано:
ФИО, ученое звание, кафедра ________________________________________
(наименование выпускающей кафедры)
Заведующий кафедрой ГиСЭД,
к.п.н., доцент А.М. Аллагулов
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе
учебной дисциплины
«Государственные и муниципальные финансы» 1. Цели и задачи освоения дисциплины Цель освоения дисциплины: на основе теоретического и практического анализа процессов финансирования, а также обобщения законодательных и нормативных документов, опыта рыночных преобразований в общественном секторе экономики и в сфере предпринимательской деятельности овладеть механизмами организации, планирования, стимулирования, управления государственными и муниципальными финансами. Задачи освоения дисциплины:
изучить особенности финансов как экономической категории;
изучить основные виды финансовых категорий и их отличительные особенности;
изучить основные направления финансовой политики на современном этапе развития РФ;
освоить методы и процедуру формирования различных финансовых планов органов государственной и муниципальной власти;
освоить методы анализа, контроля за использованием государственных и муниципальных финансов.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина относится к вариативной части учебного цикла – Б3.В.ДВ.1.1 Профессиональный цикл. 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
Компетенция
| Структурные элементы компетенции (знания, умения, навыки и опыт деятельности, получаемые в результате освоения дисциплины)
| Умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3)
| Знает как выявить проблемы, определить цели постановки решения
| Способен оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения
| Владеет способами оценки результатов и последствий принятого управленческого решения
| Умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16)
| 1. Знает социальные, политические, экономические закономерности и тенденции развития современного общества
| 2. Умеет соотносить общие политические, экономические, социальные процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты процессов, явлений и событий
| 3. Владеет способами оценки социальных, политических, экономических процессов
| Умение готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18)
| Знает как готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти
| Способен оценивать социально-значимые политические явления, события, процессы
| Готов к совершенствованию своей профессиональной деятельности
| Умение применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций (ПК-24)
| 1. Знает количественные и качественные методы анализа оценки состояния экономической и политической среды
| 2. Умеет применять количественные и качественные методы анализа оценки состояния экономической и политической среды
| 3. Владеет основными навыками анализа оценки состояния экономической и политической среды
|
4. Общая трудоемкость дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы. 5. Образовательные технологии В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции (вводная, обучающая, обобщающая, проблемная, лекция-консультация, лекция-беседа), семинарские занятия, кейс-технологии, дидактический диктант, работа в парах, взаимоконтроль, интерактивные технологии.
При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: конспектирования, реферирования, презентации, критического мышления при подготовке к семинарским занятиям, составление терминологического словаря, проектная технология
6. Контроль успеваемости Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: понятийный диктант, индивидуальные домашние задания, тестирование.
По данной дисциплине предусмотрена форма отчетности: экзамен Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки (специальности).
Автор(ы) рабочей программы учебной дисциплины (модуля): кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Пузиенко
Рецензент(ы) _________________________________________________________________________ Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала РАНХиГС от 3 октября 2011 г., протокол № 2.
СОДЕРЖАНИЕ
| С.
| 1. Цели и задачи дисциплины
| 7
| 2. Учебная программа
| 8
| 2.1 Содержание и структура дисциплины
| 8
| 2.1.1 Содержание разделов дисциплины
| 8
| 2.1.2 Структура дисциплины
| 8
| 2.1.3 Лекции
| 9
| 2.1.4 Практические занятия (семинары)
| 9
| 2.1.5 Контрольные работы
| 10
| 2.1.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
| 11
| 3. Образовательные технологии
| 13
| 3.1 Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы
|
12
| 3.2 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
|
14
| 4. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций
|
14
| 4.1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости
| 14
| 4.2 Оценочные средства промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций бакалавров
|
15
| 4.3 Критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций
| 17
| 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
|
17
| 5.1 Основная литература
| 17
| 5.2 Дополнительная литература
| 17
| 5.3 Интернет-ресурсы
| 18
| 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
| 18
| Лист регистрации изменений и дополнений к рабочей программе учебной дисциплины
|
19
|
1. Цели и задачи дисциплины Основные принципы построения содержания дисциплины
Дисциплина «Государственные и муниципальные финансы» занимает важное место в структуре образования и подготовки будущих государственных и муниципальных служащих.
Цель учебной дисциплины – обеспечить получение студентом теоретических знаний в области финансов, представлений о современной организации финансового хозяйства общества, а также знаний, навыков и умений, необходимых для квалификационного решения и учета различных финансовых вопросов и аспектов государственного и муниципального управления.
Учебные задачи курса:
дать студентам теоретические знания в области финансово-кредитных отношений как основы для последующего изучения дисциплин; обучить приемам работы с нормативно-правовыми документами, статистическими данными, фактическим материалом в части организации финансовых и денежно-кредитных отношений; сформировать у студентов навыков систематизации и оценки различных явлений и закономерностей в сфере государственных и муниципальных финансов; изучит специфику организации финансовых и денежно-кредитных отношений на современном этапе развития Российской Федерации; овладеть методами аналитической работы и практикой принятия обоснованных финансовых решений.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
Знать: концепции финансов, денег и кредита, позиции российских экономистов по вопросам их сущности, функциям, законам и роли в современном социально-экономическом развитии; принципы организации и функционирования финансово-кредитной системы страны в целом и отдельных ее сфер и звеньев; институциональную структуру финансовой системы РФ, особенности ее функционирования; современное российское законодательство, регулирующее финансовые и денежно-кредитные отношения в РФ.
Уметь: анализировать статистические данные, фактические материалы, отражающие организацию финансовых и денежно-кредитных отношений; анализировать периодическую литературу, нормативно-правовые акты по вопросам состояния и развития финансово-кредитной системы страны; оценить влияние различных инструментов государственной финансовой и денежно-кредитной политики на развитие социальной сферы и экономики страны.
Владеть: навыками целостного подхода к анализу проблем в сфере государственных и муниципальных финансов.
Изучение данной дисциплины способствует развитию у студентов компетенций: ПК-3, ПК-16, ПК-18, ПК-24.
2. Учебная программа
2.1 Содержание и структура дисциплины
2.1.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
|
| Теоретические основы государственных и муниципальных финансов
| Сущность и функции финансов. Особенности и роль государственных и муниципальных финансов Государственная финансовая политика. Государственное регулирование финансов. Государственный финансовый контроль: содержание и структура.
| Тестирование, реферат
|
| Финансово-кредитная система РФ
| Финансовые рынки: сущность, механизм функционирования и структура. Финансово-кредитная система (ФКС). Принципы формирования ФКС. Характеристика звеньев государственной финансовой системы. Федеральные и муниципальные финансовые институты. Страховое звено: структура и функции страховых органов и их отделений на местах. Банковская система. Финансы предприятий как основа формирования государственных финансов.
| Тестирование, реферат
|
| Система государственных и муниципальных кредитов
| Кредит: сущность и функции. Государственный кредит как экономическая и финансовая категория. Дифференциация государственных займов. Управление государственным долгом.
| Тестирование, реферат
|
| Бюджетно-налоговая система РФ
| Государственный бюджет. Система налогов, формирующих государственный и территориальные бюджеты. Принципы формирования бюджетов разных уровней: доходы и расходы, составление и исполнение, дефицит и профицит бюджета. Бюджетный процесс: понятие и структура. Сводный финансовый баланс территории. Полномочия муниципальных подразделений организаций федерального подчинения. Основы межбюджетных отношений в РФ.
| Тестирование, реферат
|
2.1.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы (180 ч.).
|