ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2
1. ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ: СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ И ЗНАЧЕНИЕ 4
2. ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В РОССИИ: ФОРМИРОВАНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ 7
3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
ВВЕДЕНИЕ Легализация преступных доходов и финансирование терроризма представляют серьезную угрозу национальной безопасности, нарушают нормальное функционирование государства и его основных экономических институтов, приводят к росту неустойчивости рынка ценных бумаг, к перекосу отраслей производства, препятствуют рыночным преобразованиям и контролю над финансовой системой страны со стороны государственных органов, вызывают недоверие в обществе к государственным институтам, создают негативный имидж России на международной арене. Приток преступных денег в российскую экономику и распространение процессов отмывания приводят к росту преступности и коррупции, обеспечивающей …………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО……………………………………………………………………………………………………………………………. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа раскрыть сущность финансового мониторинга, а также предложить рекомендации по повышению его эффективности.
Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Определить …………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО……………………………………………………………………………………………………………………………. При реализации цели и задач исследования использовались системный, абстрактно-логический, статистико-вероятностный и функциональный подходы, а также методы формализации, дедукции, индукции, анализа и синтеза информации, сравнительного анализа, табличные и графические приемы визуализации эмпирико-фактологических данных.
В соответствии с целью и задачами исследования, работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
1. ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ: СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ И ЗНАЧЕНИЕ Термин «мониторинг» в переводе с английского языка означает постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям1.
В финансово-правовой науке система финансового мониторинга определялась профессором О.Н. Горбуновой как «слежение рублем за успешным (или менее успешным) развитием государства и общества в целом…………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО……………………………………………………………………………………………………………………………. ии (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
Международное сотрудничество в сфере борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма2.
Указанные ученые пришли к заключению, что финансовый мониторинг как термин, отражающий и характеризующий прежде всего сферу деятельности уполномоченного органа, практически совпадает по своему содержанию с термином «противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма…», и в итоге определили финансовый мониторинг как комплекс мер, принимаемых финансовыми учреждениями и компетентными государственными органами в целях предупреждения, выявления и пресечения операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма3.
Аналогично (по сущности понимания) трактует данное понятие Л.Л. Фитуни «…комплекс действий, средств и мероприятий, осуществляемых на объектах хозяйствования, в пределах сектора экономики, административно-территориальной единицы, страны или в международных масштабах для предотвращения легализации (отмывания) преступных доходов, полученных преступным путем, нарушающим действующее законодательство»4.
В …………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО……………………………………………………………………………………………………………………………. них выполняет ряд мер, направленных на противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
В узком смысле, под субъектом финансового мониторинга предлагается понимать лишь уполномоченные организации, которые непосредственно осуществляют финансовый мониторинг, а именно постоянное наблюдение за клиентами и операциями на предмет выявления клиентов и операций, связанных с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В рыночной экономике с учетом специфики проведения и контроля финансовых операций выделяются такие сферы финансового мониторинга, как: рынок ценных бумаг, рынок драгоценных камней и металлов, рынок страховых и банковских услуг, рынок недвижимости, рынок предоставления лизинговых услуг, рынок по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами и т. д.
…………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО……………………………………………………………………………………………………………………………. Смешанная модель может содержать признаки как минимум двух из вышеописанных моделей.
Некоторые исследователи выделяют четвертую категорию ПФР – это ПФР прокурорского или судебного типа.
ПФР этого типа создаются в структуре судебной ветви государственной власти чаще всего под юрисдикцией прокуратуры. Примеры такой организации встречаются в странах, где имеется прокуратура, которая осуществляет руководство уголовным расследованием. По сути выделение четвертой группы ПФР нецелесообразно, поскольку отличие ПФР …………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО……………………………………………………………………………………………………………………………. мер, принимаемых уполномоченным органом по контролю за операциями с денежными средствами на основании информации, представляемой организациями, а также осуществляемый по линии взаимодействия с ПФР;
Надзор над соблюдением финансовыми учреждениями и иными лицами требований законодательства о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма в целях возможных нарушений;
Исследование типологий совершения преступлений, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма;
Формирование и реализация единой государственной политики в сфере …………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО…………………………………………………………………………………………………………………………….
2. ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В РОССИИ: ФОРМИРОВАНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ Как отмечалось, формирование финансового мониторинга в РФ началось с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и выходом Указа Президента РФ от 1 ноября 2001 г. №1263 «О создании уполномоченного органа – Комитета РФ по финансовому мониторингу», который является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по …………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО……………………………………………………………………………………………………………………………. системы и ведение Федеральной базы данных; издание постановлений о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом; направление информации в правоохранительные органы и предоставление информации по запросам правоохранительных органов;
Надзорное, связанное с осуществлением контроля и надзора над выполнением требований законодательства о противодействии легализации преступных доходов;
Противодействие финансированию терроризма, которое включает, прежде всего, формирование и доведение перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности (далее – Перечень), анализ информации, поступающей от финансовых организаций, и ее сопоставление с Перечнем, приостановление операций, осуществляющихся лицами, находящимися в Перечне;
Международное, связанное с взаимодействием с компетентными органами иностранных государств, и обмен информацией, представление Российской Федерации в международных организациях и участие в их деятельности.
Наиболее важным условием обеспечения эффективности всей национальной системы ПОД/ФТ является координация деятельности финансовых учреждений и нефинансовых предприятий, надзорных органов, с одной стороны, правоохранительных и иных государственных органов, с другой стороны, основанная, прежде всего, на выработке и реализации согласованных решений в отношении внутренних и внешних вопросов ПОД/ФТ. В целях повышения качества взаимодействия с заинтересованными органами исполнительной власти практикуется заключение межведомственных соглашений о сотрудничестве. Так же образована и …………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО……………………………………………………………………………………………………………………………. ценных бумаг, лизинговые компании, ломбарды, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, некредитные организации, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств, риэлторы и ряд других), обязаны предоставлять в уполномоченный орган или Федеральную службу по финансовому мониторингу сообщения о финансовых операциях, подлежащих обязательному …………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО……………………………………………………………………………………………………………………………. с целью отмывания или финансирования терроризма. При необходимости аналитиками Росфинмониторинга производится дополнительный сбор информации по организациям и по проводимым операциям с использованием сообщений органов государственной власти и местного самоуправления, надзорных органов, а также органов финансового контроля иностранных государств.
С учетом этого проводятся финансовые расследования. В случае подтверждения признаков легализации преступных доходов материалы направляются в правоохранительные органы. Причем, инициативное предоставление информации уполномоченным органом осуществляется только при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о наличии преступных денег при проведении финансовой операции и последующей …………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО……………………………………………………………………………………………………………………………. имеется сорок Рекомендаций ФАТФ, касающихся отмывания денег, и девять специальных Рекомендаций, относящихся к финансированию терроризма.
Совет безопасности ООН в Резолюции № 1617 от 29 июля 2005 года настоятельно призывает все государства-члены соблюдать международные стандарты, воплощенные в этих …………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО……………………………………………………………………………………………………………………………. Последняя инспекция в России проходила в 2007 году. Это был третий раунд взаимных оценок ФАТФ. Предыдущие в России проходили: в 1999 году (по линии Комитета Совета Европы «Манивэл» (по итогам которой Россия была включена в черный список ФАТФ)), сентябре 2002 г. (в рамках исключения из черного списка), в апреле 2003 г. (в рамках вступления в полноправные члены ФАТФ), в сентябре 2003 г. (в рамках второго раунда оценки «Манивэл»).
Учитывая членство России в двух региональных группах ФАТФ, оценка 2007 года проводилась совместно с Комитетом Совета Европы «Манивэл» и ЕАГ. Инспекция проводилась с учетом комплексной оценки стран на соответствие Методологии ФАТФ, разработанной совместно с …………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО……………………………………………………………………………………………………………………………. РФ в международном сотрудничестве в данной сфере. В выводах по отчету особо отмечалось полное соответствие российской финансовой разведки – Росфинмониторинга стандартам ФАТФ, которое также подтверждено членством в Группе «Эгмонт» – международной структуре, объединяющей ПФР ста восьми стран мира.
Участие Росфинмониторинга в Группе «Эгмонт» предоставляет дополнительные возможности для обмена информацией с ее членами, а также оказывается содействие и помощь другим подразделениям финансовых разведок во вступлении в данную Группу.
Одним из направлений финансового мониторинга в части обеспечения соответствия российской системы ПОД/ФТ международным стандартам является осуществление деятельности по антикоррупционным конвенциям и механизмам их мониторинга. По результатам оценочного визита экспертов ГРЕКО, состоявшегося в 2008 году, деятельность Росфинмониторинга в области …………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО……………………………………………………………………………………………………………………………. приговоров судов по легализации преступных доходов и финансированию терроризма, необходимо оптимизировать концепцию национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на предстоящий период.
3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ В 2009 г. вступило в действие новое Положение Банка России от 29.08.2008 г. № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»5. Банк России издал разъяснение от 16.11.2009 г. № 144-Т, которое касается использования в надзорных целях сведений о несвоевременной передаче кредитными …………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО……………………………………………………………………………………………………………………………. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает ее;
Сделки с недвижимым имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее;
Операции с денежными средствами или иным имуществом независимо от суммы, с физическими или юридическими лицами, имеющими соответствующую регистрацию (или счет в банках) в государствах (территориях), входящих в так называемый черный список ФАТФ6;
Операции с денежными средствами или иным имуществом независимо от суммы, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица.
В отношении вышеназванных операций принцип фиксирования информации и ее направления в уполномоченный орган можно назвать «автоматическим», так как организация-финансовый посредник обязана направить сообщение вне зависимости от ее характера. В этом случае, как уже …………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО……………………………………………………………………………………………………………………………. зависеть от субъективного мнения сотрудников организаций-финансовых посредников.
В результате российское законодательство устанавливает два противоположных по своему содержанию принципа выявления операций в процессе осуществления финансового мониторинга. С одной стороны, для сделок …………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО……………………………………………………………………………………………………………………………. широкими полномочиями по выработке дополнительных критериев и признаков таких сделок и правом принятия решения о признании сделки необычной. При этом сам перечень критериев и признаков представляется довольно неопределенным.
Наличие вышеназванных факторов, по мнению автора, является предпосылкой к существенному увеличению количества сообщений, направляемых в уполномоченный орган. За последнее время каждый год в Росфинмониторинг поступало около 8 млн электронных сообщений об операциях, возможно, связанных с легализацией преступных доходов. До 2/3 от указанной информации является сведениями о необычных сделках. На долю кредитных организаций приходится более 90 % от общего числа сообщений, направляемых в уполномоченный орган всеми организациями-финансовыми посредниками7. Только через Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Омской области за 2011 г. направлено около 4 тыс. сообщений, содержащих информацию о 40 тыс. операциях и сделках. Следует отметить, что даже в связи со снижением деловой …………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО……………………………………………………………………………………………………………………………. критериев, предусмотренных Законом № 115-ФЗ (для операций, подлежащих обязательному контролю), либо с целью «перестраховаться» от риска применения санкций со стороны контролирующих органов, как говорится, «на всякий случай» (для необычных сделок). В связи с этим, представляется необходимым сократить количество «пустых» сообщений, направляемых в Росфинмониторинг, повысить качество содержания …………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО……………………………………………………………………………………………………………………………. альными участниками рынка ценных бумаг) в сфере ПОД/ФТ, который одновременно осуществляют Банк России и Федеральная служба по финансовым рынкам России.
Многие из существующих проблем связаны с чрезвычайно сжатыми сроками создания национальной системы финансового мониторинга в Российской Федерации, что, в свою очередь, обусловлено целым рядом экономических и политических задач. Можно надеяться на то, что решение этих проблем - дело ближайшего будущего.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Финансовый мониторинг - постоянный и непрерывный процесс наблюдения, анализа, оценки, прогноза проведенных финансовых операций и потоков с последующей реализацией комплекса мероприятий и действий, осуществляющихся по отношению к физическим и юридическим лицам, хозяйствующим субъектам, государству или мировому сообществу в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и …………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО……………………………………………………………………………………………………………………………. и вступлением в силу Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и выходом Указа Президента РФ от 1 ноября 2001 г. №1263 «О создании уполномоченного органа – Комитета РФ по финансовому мониторингу», который является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации преступных доходов и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов, преобразованный позднее в Федеральную службу по финансовому мониторингу, к основным направлениям деятельности которого относятся:
Информационно-аналитическое, включающее в себя: сбор, обработку, …………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО……………………………………………………………………………………………………………………………. Противодействие финансированию терроризма;
Международное, связанное с взаимодействием с компетентными органами иностранных государств, и обмен информацией, представление Российской Федерации в международных организациях и участие в их деятельности.
Объектами финансового мониторинга являются операции, подлежащие обязательному контролю: если совершены на сумму 600 тыс. рублей и выше для сделок с движимым имуществом, и 3 млн. рублей для сделок с недвижимостью, а также ряд операций, подлежащих обязательному контролю независимо от суммы совершения.
К основным мерам финансового мониторинга, направленным на ПОД/ФТ, относятся: внутренний контроль, обязательный контроль и запрет на информирование клиентов о принимаемых мерах ПОД/ФТ.
Из основных задач, решаемых системой финансового мониторинга, …………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО……………………………………………………………………………………………………………………………. сформирована и достаточно эффективна, но и продолжает развиваться. Основные направления развития, заключены, прежде всего, в дальнейшем совершенствовании межведомственного взаимодействия и координации, правового обеспечения деятельности, международного сотрудничества в данной сфере.
С учетом анализа предшествующего опыта финансового мониторинга, имеющихся кризисных явлений в экономике, состоявшихся приговоров судов …………………………………………………………………………………………………………………………..СОКРАЩЕНО……………………………………………………………………………………………………………………………. терроризма на предстоящий период.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Указ Президента РФ от 13.06.2012 N 808 (ред. от 03.11.2012) «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу»)
«Положение о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 29.08.2008 N 321-П) (ред. от 01.11.2012) (вместе с «Порядком обеспечения информационной безопасности при передаче-приеме ОЭС», «Правилами формирования ОЭС и заполнения отдельных полей записей ОЭС») (Зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2008 N 12296)
«Рекомендации о реализации требований Федерального закона N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части выявления и контроля операций иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ)» (утв. Комитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТ, протокол заседания Комитета N 22 от 27.01.2010)
Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. Профобразование. — М., 2013.
Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. — М., 2007.
Кравцов, С. Н. Становление финансового мониторинга в период реформирования государственной власти: материалы Межрегиональной научно-практической конференции / С. Н. Кравцов. – Хабаровск: ДВИПК Госнаркоконтроля России, 2004. – С. 106.
Латус Е. Б. Цели, понятие и виды банковского регулирования // Банковское право. - 2006. - № 6.
Современный словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 2013
Тинзи, В. Отмывание денег и международная финансовая система / В. Тинзи // Рабочий документ МВФ. – 1996. – № 96/55.
Фитуни, Л. Л. Финансовый мониторинг / Л. Л. Фитуни. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2002.
Ясинский И. В. Вопросы имплементации международных стандартов в российское законодательство в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Публично-правовые исследования: ежегодник Центра публично-правовых исследований. - Т. 1. - АНО «Центр публично- правовых исследований», 2010.
|