Введение. Географическое познание нашей планеты (2 ч)
|
Уроки 1
География — одна
из наук о планете
Земля.
П.1
| Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии
| Наблюдать за географическими объектами своей местности.
Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта».
Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли
|
Урок 2
Наблюдения — метод географической науки
П.2
| Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов
| Изготавливать модель гномона.
Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.
Пр.р .№ 1 «Наблюдение за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени».
|
Земля как планета Солнечной системы (4 ч)
|
Планета Земля (4 ч)
|
Урок 3
Земля среди других планет Солнечной системы
П.3
| Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования
| Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли.
Пр.р. № 2 «Измерение «земных окружностей» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли»
|
Уроки 4 - 5
Движение Земли по околосолнечной орбите
П.4
| Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги
| Организация проведения осенних фенологических наблюдений.
Готовить «Календарь природы»
Пр.р. № 3 «Организация проведения осенних фенологических наблюдений.»
|
Урок 6
Суточное вращение Земли
П. 5
| Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле
| Изучать модель «Земля — Луна — Солнце».
Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.
Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли
|
Геосферы Земли (25 ч)
|
Литосфера (8 ч)
|
Урок 7
Слои «твёрдой» Земли
П.6
| Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин
| Строить модель «твёрдой» Земли
|
Урок 8
Вулканы Земли
П.7
| Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры
| Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит.
Определять положение Тихоокеанского огненного кольца.
Обозначать на схеме действующие вулканы
Пр.р. № 4 «Нанесение на контурную карту Тихоокеанское огненное кольцо.
Действующие вулканы».
|
Уроки 9 - 10
Из чего состоит земная кора
П.8
| Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы
| Начать создавать коллекцию горных пород своей местности.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.
Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов
|
Урок 11
Строение земной коры. Землетрясения
П.9
| Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения
| Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы
|
Уроки 12 - 13
Рельеф земной поверхности
П.10
| Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов
| Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности
Пр.Р. № 5 «Нанесение на контурную карту основные формы рельефа»
|
Урок 14
Человек и литосфера
П.11
| Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые
| Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.
Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы
|
Атмосфера (4 ч)
|
Урок 15
Воздушная оболочка Земли
П.12
| Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы
| Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления.
Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром
|
Уроки 16 - 17
Погода и метеорологические наблюдения
П.13
| Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска»
| Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами.
П.Р. № 6 «Измерение основных показателей погоды приборами – барометром, термометром, определение направления ветра».
|
Урок 18
Человек и атмосфера
П.14
| Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере
| Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.
Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс)
|
Водная оболочка Земли (7 ч)
|
Уроки 19 - 20
Вода на Земле
П.15
| Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле
| Изучать и описывать свойства воды.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды
|
Урок 21
Мировой океан — главная часть гидросферы
П.16
| Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане
| Определять происхождение названий географических объектов.
Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.
Создавать игру «Знатоки морских названий».
Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы
|
Урок 22
Воды суши. Реки
П.17
| Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады
| Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек
|
Уроки 23 - 24
Озёра. Вода в «земных кладовых»
П.18
| Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды
| Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.
Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).
Создавать и работать с самодельной моделью родника
П.р. № 7 « Определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок)»
|
Урок 25
Человек и гидросфера
П.19
| Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде»
| Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы.
Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы
|
Биосфера (6 ч)
|
Урок 26
Оболочка жизни
П.20
| Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле
| Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов
|
Урок 27
Жизнь в тропическом поясе
П.21
| Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни
| Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу.
Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания
|
Урок 28
Растительный и животный мир умеренных поясов
П.22
| Степи. Лиственные леса. Тайга
| Создавать игры биогеографического содержания
|
Урок 29
Жизнь в полярных поясах и в океане
П.23
| Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане
| Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах».
Работать с определителем морских животных
|
Уроки 30 – 31
Природная среда. Охрана природы
П.24
| Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником
| Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.
Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.
Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы
|
Урок 32
| Экскурсия на природу
| Наблюдение за природой своей местности.
|
Урок 33 - 35
| Резерв
|
|