Скачать 66.32 Kb.
|
Значение предмета ОЗОЖ в формировании здорового образа жизни школьника. Кирилина Светлана Михайловна. МОУ « СОШ п. Знаменский, Ивантеевского района Саратовской области» Одной из центральных задач модернизации российского образования является построение здоровьесберегающего образования. Данная задача не может быть решена, если субъекты образовательного процесса не будут иметь четкие представления о составляющих здоровья, а главное, осознанно относиться к своему здоровью. Ростовский валеолог Г. И. Палеев писал, что центром образования является ребенок, но главная фигура в нем - взрослый, который транслирует ребенку наиболее успешно то, в чем он убежден. Передавать ребенку знания о здоровье как ценностной категории возможно только тогда, когда сам обладаешь им. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье - это процесс динамический, триединый, включающий в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты:
Передо мной часто встает вопрос: как рассказать ребенку на уроках ОЗОЖ о сложных явлениях нашей жизни, не раня еще не окрепшую психику, не разрушая пока еще чистого детского восприятия окружающего мира, не давя на сознание и волю человека. Тщательно планирую, организую работу по здоровьесбережению учащихся. Применяю разные формы, методики, упражнения, в соответствии с возрастом учащихся .Передо мной стоит цель: составить интересный, увлекательный ,поучительный и значимый для каждого учащегося урок. В составлении уроков и внеклассных мероприятиях по ОЗОЖ темы распределены по разделам в соответствии с методическими рекомендациями программы для средних классов общеобразовательных учреждений и методических рекомендаций для учителя, составитель М,А. Павлова., М.В. Лысогорская. В рабочую программу педагога добавлены такие темы как: «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний», «Основы личной безопасности и профилактика травматизма», «Профилактика употребления наркотических веществ», «Питание и здоровье», «Культура потребления медицинских услуг», «Я и другие», «Самопознание»,а также игры, викторины, упражнения, мониторинги. В начальных классах веду кружок « Правильное питание», в 9 классе элективный курс «Если хочешь быть здоров». Современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, общение с мобильным телефоном, предпочтение чипсов и кока-колу домашнему обеду – все это является негативными факторами, постепенно разрушающими здоровье наших детей. Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности. В последнее время встает волнующий всех вопрос о влияние компьютера на здоровье человека, а ученика в особенности. Мобильные телефоны уже давно поселились в школьных портфелях. Согласно результатам, длительное использование телефона может привести к ряду осложнений: от головных болей до онкологических заболеваний. Но никто не желает отказаться от сотового телефона из-за его удобств. Пьянство мужчин нарушает нормальную жизнь семьи, а пьянство женщины разрушает семью полностью. Каким бы алкоголиком не был отец, пока у детей есть мать и она добросовестно выполняет свои материнские обязанности, всё в семье относительно в порядке. Но если начинает пить мать – это конец нормальным условиям в семье, это невыносимая обстановка для детей. Если хороший отец – основа благополучия семьи, то хорошая мать – основа семьи вообще. Наркомания одно из самых страшных явлений в современном обществе. Как показывают статистические данные, именно с наркотиками связано огромное количество несчастий – смертей и преступлений. Как известно, наркомания – это самая настоящая болезнь. И как любую болезнь, наркоманию надо начинать лечить как можно раньше. На уроках мы разбираем ситуации: что надо знать, какие применять меры профилактики и защиты от вредного воздействия сотового телефона, компьютера, не полезной пищи, как правильно сказать «НЕТ», как защитить себя в той или иной ситуации. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни. Использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение. Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед школой и родителями. Именно на уроках ОЗОЖ учащиеся задают много вопросов, касающихся здорового образа жизни, на которые мы вместе ищем ответы , а также учащиеся учатся принимать верные решения самостоятельно. Учащиеся должны понять, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закалять свой организм, делать зарядку, больше двигаться, и как опасны для здоровья вредные привычки и что делают вредные привычки из хорошего человека. На уроках и дома выполняют творческие работы: доклады, презентации, буклеты, листовки , учащиеся пишут сочинения о ЗОЖ. Проводятся мероприятия, различные спортивные соревнования, беседы, классные часы на разные темы по ОЗОЖ. Где участвуют не только дети, но и их родители. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни. В нашей школе осуществляются здоровьесберегающие технологии; а это:
Под здоровьесберегающей образовательной технологией мы учителя понимаем систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех учащихся, педагогов образования . В эту систему входит: использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, учителем ОЗОЖ. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии , соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся . Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. У каждого ребенка мы; учителя, стараемся сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении обозначенных задач могут помочь здоровьесберегающие технологии. «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...». Эти слова принадлежат замечательному русскому педагогу В. А. Сухомлинскому. Василий Александрович в своей педагогической практике всегда очень внимательно относился к здоровью своих воспитанников, понимая, что именно здоровье выступает мерой качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Вот почему так важно учить ребенка сохранять свое здоровье и заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному сосуществованию с самим собою и миром. Нужно каждому человеку прожить долгую и счастливую жизнь ! |
Здоровье будущих поколений Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека... | Результатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной... | ||
Доклад для снтк по дисциплине «Физическое воспитание» Занятия физической культурой имеет важное значение в формировании здорового образа жизни, в сохранении и укреплении физического и... | «Формирование здорового образа жизни младших школьников» Описание мероприятий по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста | ||
«Вуз здорового образа жизни» 2010 Программа деятельности по оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганде здорового образа жизни | Питание школьников как компонент здорового образа жизни. Учебный проект Балакирева Полина Философско-антропологические и социально-психологические аспекты здорового образа жизни | ||
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников» Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей... | Рабочая программа по пропаганде здорового образа жизни для 5 -7 классов составлена на базе В настоящее время только незначительная часть выпускников полностью здоровы, вот почему соответствующее воспитание в школе и пропаганда... | ||
Программа по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни «Школа территория здоровья» Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни (зож). Воз определяет здоровье как состояние полного физического,... | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных... | ||
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | Iv школьная научно – практическая конференция школьников «Новое поколение» Влияет физическая культура и спорт на формирования личности школьника. Формирование здорового образа жизни | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни... Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных... | Программа (первого этапа) Продемонстрировать молодежи значение здорового образа жизни в становлении личности человека | ||
План работы Общественного формирования наркопост по профилактике... Формирование здорового образа жизни в среде школьников, ответственного отношения к своему здоровью и негативного отношения к разным... | 1 Цели и задачи изучения дисциплины Целью изучения дисциплины «Технологии обеспечения здорового образа жизни» является подготовка будущих социальных работников по направлению... |