Ученый не волк?





Скачать 42.73 Kb.
НазваниеУченый не волк?
Дата публикации01.08.2013
Размер42.73 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Финансы > Документы
Ученый - не волк?..
Е. Понарина
Меньше двух лет назад на страницах “Поиска” в статье “Верните профессору статус ученого” проректор Томского госуниверситета Григорий ДУНАЕВСКИЙ уже поднимал вопрос о судьбе науки в высшей школе. С тех пор кое-что изменилось, но в целом, считает он, положение научных работников в вузах России стало еще плачевнее.

Причина - различный порядок финансирования профессорско-преподавательского, “учебного” персонала вуза и его научных работников: ППС входит в утверждаемое Минобразования РФ штатное расписание, фонд оплаты труда по которому все годы индексировался. Наука же в вузах финансируется тем же министерством “объемами” НИР, рост которых никогда не поспевал за ростом зарплаты.

В результате практически исчезли хоздоговора, заказы Минобороны, Минатома и других ведомств. А штатное расписание для научных работников в вузах хоть и существует, но это - внутренний, а главное - сжавшийся, как шагреневая кожа, документ. Штаты в ряде вузовских НИИ сократились в 5-7 и более раз!

А ведь мы еще помним времена, когда работники вузов-ских лабораторий или НИИ, обеспечивающие необходимый для подготовки специалистов научный процесс, находились в правовом и финансовом плане в том же положении, что и преподаватели. Им симметрично учитывались научный и педагогический стаж, ученые звания, при равных показателях была сопоставима зарплата, никак не отличались социальные гарантии. Симметричной была и загрузка: преподаватель часть своего рабочего времени посвящал научной работе, работники научных лабораторий вузов и вузовских НИИ обучали студентов азам научного поиска, руководили НИРС, курсовыми, практиками, дипломами. “Уравниловки” при этом не было ни на кафедрах, ни в лабораториях, поскольку, проявляя активность в договорах и различных программах, и научные работники, и преподаватели вуза в равной мере могли получать дополнительный заработок (тогда это были премии, зарплата оставалась фиксированной), улучшать свое материальное положение.

Сейчас все по-другому. Научный работник вуза при той же квалификации, ученом звании и стаже лишен начальной гарантированной финансовой поддержки и вынужден бороться за свое выживание. Как и во всякой борьбе, здесь есть лидеры, которым удалось найти себе применение на рынке наукоемких технологий. Но большинство вузовских научных сотрудников такой базы не имеют, особенно те, кто работает в фундаментальных областях науки. Даже при максимальной активности в заявках на гранты РФФИ, РГНФ и других фондов, в конкурсах на участие в программах и т.д. и при выигрышах в этих тендерах и конкурсах они не имеют главного: стабильной базовой зарплаты.

Самое интересное, что деньги на науку в вузы поступают, причем не такие уж малые, но большей частью - конкурсные. И дело не в том, что конкурс нужно выиграть. Беда в том, что и конкурсы, и деньги эти - краткосрочные. Так называемое базовое финансирование вузовской науки в рамках Тематического плана (единственная достаточно долговременная компонента финансирования, утверждаемая вузу на 5 лет) составляет, например, по ТГУ не более 10% от всего объема “научных” денег университета. Много ли это? Давайте считать. В Томском госуниверситете, включая НИИ, работает около 500 штатных научных работников. Даже полностью направив эти базовые деньги на оплату их труда (зарплату и налоги), ничего не оставив преподавателям или на другие цели, можно “гарантировать” научному работнику не более 1,5 тыс. руб. в месяц. А ведь большинство из них - кандидаты и доктора наук.

Возможно, так и должно быть - пусть “волка ноги кормят”? Ведь имеет же университет еще 90% выигранных в различных конкурсах денег! В чем проблема? Во-первых, далеко не все эти деньги принадлежат научным работникам. Две трети - выигрыши преподавателей, у которых есть базовая зарплата, а их около 1000 человек. Кроме того, все грантовые и программные деньги кратковременны. В начале года научный работник часто еще не знает, в каком конкурсе он выиграл, и выиграл ли вообще. Деньги по некоторым конкурсам начинают идти с июля-августа, а в ноябре обычно просят все истратить и отчитаться, чтобы не перегружать отчетами декабрь. В итоге в конце года научного сотрудника по всем темам увольняют, и он остается в ожидании своей судьбы на 0,3 или на 0,1 ставки до марта. Или до апреля, или июня следующего года. Это уж как повезет. А если учесть, что выигрывать постоянно в принципе невозможно, то судьбе этой не позавидуешь. И его семье тоже. Неудивительно, что энергичные и знающие себе цену сотрудники именно в этот период чаще всего и покидают вуз. Или страну.

Минобразования РФ предпринимает отдельные шаги по поддержке вузовских ведущих научно-педагогических школ, более того, начатое в 2003 году финансирование пролонгировано на 2004 год, но масштабы этой помощи кардинально ничего не решают.

Самый простой выход из данной ситуации - сократить категорию научных работников в вузе вообще. Пусть, мол, занимаются наукой только преподаватели. Проработав в лаборатории вузовского НИИ более 20 лет, смею утверждать, что не только объемы, но и эффективность вузовских научных исследований при этом быстро упадут. Ибо серьезные исследования требуют полной отдачи. У профессора кафедры время на науку в принципе есть, но он, как правило, не исполнитель, а генератор идей. А вот у главного рабочего звена - доцента, старшего преподавателя, ассистента - аудиторная и учебно-методическая нагрузка обычно “на пределе”. Да и нельзя в лабораториях без штатных мастеров - научных сотрудников, инженеров, лаборантов, техников.

Другой путь - предоставить научному работнику вуза такой же статус, как и у преподавателя. Пусть эта должность будет такой же конкурсной, на 5 лет, с такой же минимальной зарплатой, соответствующей его ученой степени и званию, как и у преподавателя соответствующего уровня. Для того чтобы вуз смог сформировать подобное штатное расписание, сегодня не обязательно привлекать дополнительные деньги: нужно часть проводимых конкурсов из краткосрочных превратить в долговременные, пересмотреть их дробную структуру в сторону укрупнения. Чтобы у вузов, обладающих сильной исследовательской базой, была возможность составить как минимум пятилетнюю программу работ не на 10%, а на 60-70% своих объемов. Может быть, это стоит сделать хотя бы в пилотном варианте в рамках обсуждаемой сейчас программы создания в России исследовательских университетов?

Уверен, что, превратив научного работника в штатного, а не “вечно временного” сотрудника вуза, удастся существенно повысить престиж научной работы в высшей школе, вернуть ее привлекательность для молодежи, а увеличение доли долговременного финансирования НИОКР позволит разворачивать более серьезные исследования, эффективнее использовать выделяемые на науку средства.
Опубликовано: Газета «ПОИСК», 2004, март

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ученый не волк? iconВ. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне…»
И. А. Крылов. Басни. «Ворона и Лисица», Волк и Ягненок», Свинья под Дубом», «Волк на псарне» и др
Ученый не волк? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выразительное чтение басен И. А. Крылова по ролям («Волк и ягнёнок», «Волк на псарне», «Ворона и лисица»)
Ученый не волк? iconОбразовательная система «Школа 2100»
И. Крылов. Басни: («Лисица и виноград», «Квартет», «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Кот и повар», «Кукушка и петух», «Волк...
Ученый не волк? iconРабочий лист №2. Волшебные сказки
Иван царевич идет путем дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван царевич, а серый...
Ученый не волк? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Шведский ученый Карл Линней рассматривал вид в качестве основной систематической единицы. Французский учёный Жан Батист Ламарк вообще...
Ученый не волк? iconКонспект урока Русские народные сказки. «Лисичка сестричка и волк»...
Тема и номер урока в теме: Русские народные сказки. «Лисичка сестричка и серый волк», урок №17
Ученый не волк? iconУрок по теме: «Великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев и его учение о периодичности»
А презентация учителя к уроку «Великий русский учёный Д. И. Менделеев и его учение о периодичности»
Ученый не волк? iconДабужского Сказка «Волк и семеро козлят»

Ученый не волк? iconТест по биологии «Основы учения об эволюции» Этот шведский учёный...
Этот шведский учёный твёрдо верил, что все свойства живого результат Божественного замысла
Ученый не волк? iconКуприянова Валентина Иосифовна канд истор наук, профессор, учёный секретарь двагс
Куприянова Валентина Иосифовна – канд истор наук, профессор, учёный секретарь двагс
Ученый не волк? iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
На уроке мы познакомимся и проанализируем замечательную сказку «Иван-царевич и Серый волк». (Слайд №3)
Ученый не волк? iconТема: Терапия Эндокринология
Отечественный ученый, описавший триаду симптомов при заболевании щитовидной железы
Ученый не волк? iconКонспект нод на тему «Лесные обитатели волк»
Содействовать формированию умения в выполнении нижней прямой подачи мяча с расстояния 3-6 метров от сетки
Ученый не волк? iconВместо предисловия Ученый и гражданин
Ивана Михайловича Дзюбы, украинского ученого, литературоведа, критика, академика нан украины
Ученый не волк? iconИгорь Сергеевич Грамберг ученый и человек
Вклад ленинградской (петербургской ) школы палеонтологов –брахиоподчиков в изучение девона Новой Земли
Ученый не волк? iconВ. И. Вернадский ученый и организатор науки
Этот препринт был подарен автором, Аркадием Ивановичем Мелуа, «Электронному Архиву В. И. Вернадского»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск