План-конспект урока
Русские народные сказки. «Лисичка сестричка и волк»
Ф.И.О.: Мияссарова Ляйля Кабировна
Место работы: МБОУ «Джалильская средняя общеобразовательная школа №2»
Должность: Учитель начальных классов
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Тема и номер урока в теме: Русские народные сказки. «Лисичка сестричка и серый волк», урок №17
Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий «Литературное чтение» (часть первая), Москва, «Просвещение», 2012г
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки», учить оценивать характер и поступки, настроение персонажей.
Задачи:
обучающие: формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, с таблицей, находить главное и существенное); учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;
развивающие: развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);
воспитательные: воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; нравственность через анализ содержания художественного произведения.
Тип урока: урок по ознакомлению с новым материалом
Формы работы учащихся: АРМ учителя-класс (фронтальная и групповая работа)
Необходимое техническое оборудование: АРМ учителя: компьютер, интерактивная доска, учебник, классная доска.
Структура и ход урока:
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 7
| 1
| Организационный момент
|
| Позвенел опять звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не скучать, А работать и читать!
Сегодня на уроке мы не только начнём знакомство с новым произведением, но и вспомним классификацию сказок, а также поработаем над обогащением словарного запаса. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями.
А что значит быть внимательными читателями?
|
Читать правильно, четко произносить звуки, слушать чтение других, понимать, о чем говориться в тексте
| 2 мин.
-
| 2.
| Актуализация знаний.
|
ЭОР№1
«Кто где живёт?»
ЭОР№2
«Сказочные приметы»
ЭОР №3
«Фестиваль сказок»
| Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру литературы они относятся?(показывает иллюстрации к сказкам)
- Чем отличается сказка от других жанров литературы?
На какие две большие группы можно разделить все сказки?
- Назовите авторские сказки.
- Назовите народные сказки.
- А теперь поиграем в игру «Кто где живет? Распределите предложенные сказки на 2 группы авторские и народные (демонстрация иллюстрации)
Давайте назовём основные приметы сказок и постараемся их запомнить. (Работа в группах.)
Проверим, всё ли мы назвали? Читаем таблицу «Сказочные «приметы» (демонстрация иллюстрации)
Викторина «Фестиваль сказок»(демонстрация презентации)
|
(называют название сказок)
- Это всё сказки.
- В сказке бывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д.
- Народные и авторские
- «Доктор Айболит», «Сказка о царе Салтане»
- «Репка», «Колобок», «Кот, лиса и петух».
(Распределяют предложенные сказки на 2 группы: авторские и народные)
1 ученик из группы зачитывает полученные ответы. Хором читают признаки сказок.
Угадывают названия сказок
| 3мин
3 мин
3 мин
1 мин
3мин
| 3
| Физкультминутка для глаз
| ЭОР №4
«Физкультминутка для глаз»
| А сейчас выполним упражнения для глаз (демонстрация презентации)
| Выполняют физкультминутку
| 2мин
| 4
| Определение темы и целей урока
|
| Отгадайте ребус и вы узнаете имя героя, о котором сегодня будет идти речь.
Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок.
Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса.
1) Идёт лисичка-сестричка.
Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт?
2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали!
3) Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то?
4) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.
5) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться.
Медведь говорит: Я полезу на сосну.
А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну.
6) А лисичка собрала всю разбросанную рыбку в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней Серый Волк. Сейчас вы познакомитесь ещё с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».
| -Это лиса.
«Теремок»
«Заюшкина избушка»
«Лиса и медведь»
«Лисичка со скалочкой»
«Котофей Иванович»
«Лисичка-сестричка и волк»
|
5мин
| 5
| Словарная работа
|
| Но вначале проведём словарную разминку.
- словарная разминка:
чув-ство со-чув-ство-вать
чув-ство-вать бес-чув-ствен-ный
- Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком»?
- Найдите значения слов в словаре: СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ, ПРОРУБЬ, КОРОМЫСЛО, НАХОДЧИВЫЙ.
|
Сжаться, согнуть ноги в коленях, тесно прижать голову.
Работают в группах со словариками на с.150-151 учебника. Проверка работ.
| 3мин
| 6
| Первичное знакомство с произведением
| ЭОР №5
Аудиозапись сказки «Лиса и волк»
| Сейчас послушаем аудио запись этой сказки (прослушивание аудиозаписи сказки)
| Слушают сказку.
| 4мин
| 7
| Первичное закрепление
|
| - Расскажите, что делала лисичка, чтобы добыть рыбку?
- А для чего деду понадобилась лиса?
- Как вы думаете, что чувствовал дед, когда подъезжал к дому?
- Сменились ли его чувства, когда он обнаружил пустой воз? Если да, то как?
- Как вы думаете, а какие чувства испытывала лиса, когда обманула деда?
- Кто из героев этой части сказки вызывает сочувствие? Почему?
- Ребята, придумайте название к этой части сказки, обосновав своё решение.
| Отвечают на вопросы.
| 3мин
| 8
| Физкультминутка
|
| Только в лес мы вошли,
Появились комары.
А впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лисичку обхитрим, На носочках пробежим.
Волк вот рыщет быстро в поле, Очень грозен он на воле.
Подражаем мы волчишке
Непоседы-ребятишки. Но закончилась игра И учиться нам пора.
| Выполняют: - Хлопки над головой - Бег на цыпочках.
- Подражают волку.
- Садятся за парты.
| 1мин
| 9
| Работа с текстом
|
| - А сейчас работаем в паре. На странице 50 найдите диалог деда и бабы, подготовьте его по ролям.
| Дети самостоятельно распределяют роли и читают диалог
| 3мин
| 10
| Работа с иллюстрациями
|
| На страницах 51-53 есть иллюстрации, выполненные к этой сказке. Найдите в тексте слова, которые точно передают то, что изобразил художник. (стр.50 – 54)
| Находят в тексте отрывки подходящие к иллюстрациям и читают их.
| 5мин
| 11
| Домашнее задание
|
| Сегодня мы познакомились только с одним из главных героев этой сказки. На следующем уроке мы продолжим работу над сказкой. А вам дома нужно будет дочитать эту сказку до конца и отметить те слова, значение которых вам непонятно.
| Записывают задание в дневниках
| 1мин
| 12
| Итоги урока
|
ЭОР №6
«Подберите пословицу»
| - Какими чертами характера наделена лиса в русских народных сказках?
Подберите пословицу, которая подходит к сказке (демонстрация иллюстрации с пословицами)
- У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке, то поднимите лисичку, а если грустно, неинтересно, то Волка.
- Ребята, сегодня я хочу похлопать (Ф.И.ученика) за хорошую работу на уроке. (Имя) , а кому ты похлопаешь?
| Двуличная, жадная, ленивая, скупая, ласковая, добрая, привлекательная, рыжая, злая.
Читают пословицы. Находят пословицу, подходящую по смыслу к прочитанной сказке.
Дети проводят самооценку. Дети показывают карточки с изображением животных. Дети учатся оценивать работу других детей.
| 1мин
1мин
1мин
|
Приложение к плану- конспекту урока
Русские народные сказки. «Лисичка сестричка и волк»
Таблица 2.
Перечень ЭОР, используемых на уроке |