Скачать 282.27 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов «Информационно-методический центр» Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Лицей города Полысаево» Создание и использование логико-смысловых моделей как основы систематизации содержания учебного предмета «Физика» при подготовке к ЕГЭ Методическое пособие Полысаево 2012 Автор-составитель Беляева Светлана Леонидовна, учитель физики муниципального бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения «Лицей города Полысаево» В работе рассматривается обучающий инструментарий, составляющий базу для создания и использования в практике подготовки обучающихся логико-смысловой модели. Даётся простая и ясная классификация метода обучения, организации повторения, обобщения и систематизации учебного материала при подготовке к ЕГЭ. Работа может быть полезна учителям физики и других учебных предметов общеобразовательных учреждений. Создание и использование логико-смысловых моделей как основы систематизации содержания учебного предмета «Физика» при подготовке к ЕГЭ Текст: методическое пособие / автор-сост. С.Л. Беляева. – Полысаево. – 2012. – 43c. Содержание
Введение Поиск новых образовательных технологий с целью повышения качества обученности выпускников по предмету – одна из актуальных проблем обучения. «Сегодняшние состояние дидактики, как общей теории обучения весьма плачевно: она давно приняла облик бессистемного нагромождения фактов, понятий, концепций, которые даже не сопоставимы, ибо представлены на разных языках» 5. Психодинамические наблюдения за состоянием обучающихся профильных классов выявили существенные различия в характере физиологической адаптации к процессу обучения, успеваемости. В течение учебного года значительно увеличивается количество лиц с неадекватными психофизиологическими характеристиками. Отмечается появление напряжения, ухудшение свойств памяти и внимания, снижение скорости зрительно-моторных реакций, увеличение эмоциональной тревожности. Между тем имеется реальная возможность улучшения здоровья учащихся за счет внедрения системы формирования здорового образа жизни, использования здоровьесберегающих технологий. Умение учиться важно для предупреждения перегрузки учебными занятиями. Сегодня перед учителями и школьниками встала задача – организация изучения курса физики с целью подготовки к единому государственному экзамену. Оказавшись в ситуации неопределенности, погрузившись во время подготовки к экзаменам в огромный объем информации школьнику необходимо владеть собственными рациональными методами и приемами работы с учебным материалом, чтобы избежать перегрузки и сохранить здоровье. Как спланировать работу обучающихся на уроках повторения и дома, чтобы оказать им максимальную помощь за минимальное время? Для решения этой задачи мы используем навыки проектно – преобразовательной деятельности обучающихся. Важная черта этого метода в том, что, осваивая технологию проектирования, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности. ЛСМ – логико-смысловая модель является конкретной реализацией дидактических многомерных инструментов (ДМИ), представлением знаний в виде модели, образа, обеспечивающих проектирование учебного материала, учебного процесса, учебной деятельности. Поэтому необходимо:
Для этого они должны знать процедуру экзамена, понимать смысл задания, владеть методами их выполнения, уметь распределять общее время экзамена на все задания, иметь реальную оценку своих достижений в изучении физики. Именно такого ученика и надо подготовить, организуя специальные уроки, домашнюю работу и консультации. ^ Проектно-преобразовательная культура личности В настоящее время в образовательной практике господствуют фиксированные методы и правила, предназначенные для решения известных и повторяющихся ситуаций, вследствие чего они характеризуются как поддерживающие обучение. Познание окружающей действительности осуществляется на основе естественнонаучного метода через усвоение знаний о мире и его законах. Эта система обучения нацелена на формирование проектного мышления обучающихся и их способностей к творчеству, к восприятию и освоению новых знаний, видов и форм преобразовательной деятельности. Поэтому образование должно быть ориентированным на раскрытие творческого потенциала и инициативы личности, на формирование предприимчивости, восприимчивости к новизне, готовности изменять мир и себя. Добиться качества обучения можно при условии постоянной связи между педагогическим действием и его результатом. Нужен систематический мониторинг как учебных результатов, так и психологического состояния обучающихся, включая и физическое здоровье. Соответственно современные образовательные технологии должны обеспечивать трансформацию знаний в способы деятельности, увеличивающие возможности личности в удовлетворении своих и общественных потребностей. Преобразование – сочетает в себе четыре характеристики:
По содержанию характера объекта выделяются следующие виды преобразовательной деятельности:
Мы выбрали преобразование своего «Я», носящего индивидуальный характер, с целью физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования. ^ Преобразовательная деятельность - конституируется проектом, специфической формой сознания, опирающегося на способность продуктивного воображения. Преобразовательная деятельность может осуществляться на двух уровнях:
Преобразовательная деятельность связана с такими научными понятиями и категориями как:
Процесс создания проекта называется проектированием. Это вид деятельности, дающий начало изменениям. Процессу проектирования отвечает проектировочная деятельность, понимаемая как творческое преобразование объекта, дающее основание для практической реализации проекта. Процедура реализации и создание проекта представляет собой «технологию». Технология рассматривается как совокупность знаний о способах и средствах обработки материала, сырья, энергии, информации с целью получения готового продукта. Проектно- преобразовательная культура позволяет судить о готовности выпускников школы к проектно - преобразовательной деятельности. Метод проекта освобождает учителя от обязанностей всезнающего оракула, превращая его в помощника, консультанта школьников, которые, в свою очередь, становятся активными участниками процесса «обучение – учение». Ещё одна важная черта этого метода в том, что, осваивая технологию проектирования, обучающиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности. ^ Дидактические многомерные инструменты Оказавшись в ситуации неопределённости, погрузившись во время подготовки к экзаменам в огромный объём информации, школьнику необходимо овладеть собственными рациональными методами и приёмами работы с учебным материалом. Проектно-технологическая деятельность – это конструирование элементов образовательных систем и процессов с использованием дидактических многомерных инструментов (ДМИ). Для составления логико-смысловых моделей используется один из методов проектирования – «мозговой штурм». Цель метода: стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества идей. План действий:
Для развития творческого потенциала, критического мышления, накопления идей как в процессе обучения, так и в решении практических задач и используются различные креативные технологии. В практике работы наиболее распространён мозговой штурм или мозговая атака. Креативные технологии применяются как методы для обучения и развития творческого потенциала. Успех проведения мозгового штурма зависит от соблюдения двух главных принципов. Первый из них лежит в области синергетики (сотрудничество). При совместной работе рождаются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счёт интерактивного эффекта. Второй принцип состоит в том, что если группа находится в состоянии генерирования идей, то процесс творческого мышления нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой. Креативное мышление, как правило, проходит три стадии:
Важной составляющей, способствующей успеху проведения мозгового штурма, являются особые условия его проведения, опирающиеся на следующие правила:
Логико-смысловая модель Логико-смысловая модель (ЛСМ) является конкретной реализацией ДМИ, представление знаний в виде модели, образа, предназначенного для того, чтобы представлять и анализировать знания, обеспечивать проектирование учебного материала, учебного процесса, учебной деятельности. Опорно-узловой каркас – это вспомогательный элемент логико-смысловых моделей в виде опорно-узловых координат и матриц. «Смысловая гранула» – существенно значимая гранула (порция) информации, которую помещают в опорный узел модели. «Смысловая грануляция» – высшая процедура мышления. Аналогами дидактических многомерных инструментов являются:
Психологические характеристики ДМИ отражают следующие аспекты продуктивного мышления:
Итак, ДМИ поддерживают те качества мышления и памяти, которые необходимы для продуктивной деятельности. Чтобы эффективно проектировать разделы физики, надо разработать модель «портрет раздела физики», в которой будет указано, что изучается в этом разделе, кто из учёных участвовал в разработке теории, законов, с какой целью он изучается, каким способом, какие наблюдения и факты легли в основу этого раздела, физические величины, закономерности, наблюдаемые явления. Саморазвитие, самостоятельность, самоучитель – эти слова обладают высоким смыслом и обретают новое дыхание при освоении ДМТ (в орфографическом словаре слитно или раздельно 528 слов начинаются на «само…»). ДМТ осваивает, оценивает, раскрывает способности мышления только через собственную деятельность, и бесполезно пытаться сделать это просто глядя, слушая, пересказывая, читая. В образовании самостоятельность начинается тогда, когда ошибки совершаются без посторонней помощи. При работе с ЛСМ на уроках можно доверять обучающимся заполнять отдельные координаты (творческое задание), а затем целые модели при подготовке к уроку, поощрять тех, кто сделал хорошие модели. Можно провести зачёты и контрольные работы с использованием готовых «идеальных шпаргалок». Мышление учащихся не обременено гирями одномерности и вербализма и легко схватывает суть моделей и правильно оценивает первый эффект от их применения, с ними лучше запоминается, с ними понятней, о чём говорят учителя. Школьная шпаргалка относится к «вечнозелёным» явлениям, несмотря на все усилия педагогов. Именно это обстоятельство позволяет предположить, что если зло победило, то его нужно обратить в пользу. То есть шпаргалку нужно усовершенствовать так, чтобы с неё нельзя было списывать (главное обвинение), но чтобы ею можно было пользоваться (главное искушение), чтобы она выполняла дидактические функции. Для этой цели подойдет ЛСМ, позволяющая создавать идеальные шпаргалки по известной изобретательской формуле «шпаргалки нет, а её функции выполняются». Умение ученика работать по готовой многомерной модели, которую он на первых уроках моделирует совместно с учителем, воспроизвести в целом весь материал темы, систематизировать его и обобщить, говорит о том, что ученик освоил теорию на оценку «3». По мере дальнейшей работы такие ЛСМ уже может составлять каждый ученик индивидуально. Если он вносит свои коррективы, дополнения, изменения в ЛСМ, то его уровень усвоения знаний соответствует оценке «4». Если наконец ученик умеет составлять свои ЛСМ и матрицы, то его уровень соответствует оценке «5». |
Устный журнал «развитие идей энергоресурсосбережения в средней школе» Автор – составитель: Захарова Светлана Леонидовна, учитель математики и физики I квалификационной категории моу староисаковской сош... | Опыта Автор опыта: Дуркина Светлана Евгеньевна, учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | ||
Авторская программа По обшествознанию 7 класс Автор: Сыркина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия №6... | Наименование Программы Образовательная программа среднего общего... А образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | ||
Приказ №483 от «29» августа 2013 г. Годовой календарный учебный график... | Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна Учитель: Вершинина Фаина Владимировна, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | ||
Рабочая программа (наименование, составитель) Учебно– методическое сопровождение учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | Потапова Екатерина Николаевна Тема урок Автор работы учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа... | ||
«О состоянии и результатах деятельности муниципального общеобразовательного... Учредителем муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №5 является отдел образования... | Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного... Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами | ||
Доклад Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Северский лицей» Настоящий открытый информационно-аналитический доклад – публичный отчет директора мбоу «Северский лицей» Батраченко Татьяны Владимировны... | Доклад Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №96 Советского района | ||
Отчет о результатах самообследования деятельности Муниципального... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» города Инты | Образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного... Образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Лицей №121" Советского района г. Казани (далее... | ||
Учебная программа курса по выбору Автор-составитель Автор-составитель Т. В. Головацких, учитель иностранного языка, муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | Доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Учредитель – Администрация муниципального образования «город Ижевск» в лице Администрации города Ижевска |