Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кировская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по дополнительному и последипломному образованию.
_______________ А.Г. Кисличко
«____»______________20____г.
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «Патологическая анатомия»
(интернатура)
Киров, 2012 г.
Программа практики для послевузовского обучения в интернатуре разработана с учетом:
Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура);
приказа Министерства здравоохранения Российской федерации «Об утверждении порядка организации и проведения практической подготовки по основным образовательным программам среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования и дополнительным профессиональным образовательным программам» от 16 апреля 2012 г. N 362н
Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012)
Основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Патологическая анатомия» (интернатура), утвержденной «_____»_______ 2012 г.
Разработчики:
Зав. кафедрой патологической анатомии, Е.В.Новичков
к.м.н., доцент
Ассистент кафедры
патологической анатомии О.Н. Новичкова
Рабочая программа практики одобрена на заседании кафедры от «30» мая 2012г. протокол № 9. Заведующий кафедрой Е.В.Новичков
Одобрена Советом ИПО ГБОУ ПВО Кировская ГМА Минздрава России
от «____» ____________20___г. Протокол № _____
Секретарь Совета ИПО ( )
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
| 4
| Цель и задачи практической подготовки врача-интерна по специальности «Патологическая анатомия»
| 6
| Требования к уровню подготовки врача-интерна успешно освоившего практическую подготовку образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Патологическая анатомия» (интернатура)
| 6
| Виды работ, объем и содержание практики
| 10
| Методические рекомендации по организации практики
| 11
| Рекомендуемая литература
| 12
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная профессиональная программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» (интернатура) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по направлению «патологическая анатомия» в послевузовском профессиональном образовании врачей.
Актуальность основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования (интернатура).
Цель послевузовского профессионального образования врача-интерна по специальности «патологическая анатомия» – подготовка квалифицированного врача-специалиста патологоанатома, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности.
Задачи послевузовского профессионального образования врача-интерна по специальности «патологическая анатомия».
Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, формирующих профессиональные компетенции врача-патологоанатома, способного успешно решать свои профессиональные задачи.
Сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача-патологоанатома, обладающего клинико-морфологическим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин.
Сформировать умения в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов.
Сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу-патологоанатому свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.
Подготовить специалиста к самостоятельной профессиональной диагностической и клинико-морфологической деятельности, умеющего провести морфологическую дифференциальную диагностику различных видов патологии, провести исследование аутопсийного, биопсийного и операционного материала, составить и оформить заключительный патологоанатомический и патогистологический диагноз, способного успешно решать свои профессиональные задачи.
Подготовить врача-специалиста, владеющего навыками и врачебными манипуляциями по профильной специальности. В интернатуру по специальности «патологическая анатомия» принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия» (в соответствии с Приказом МЗ и СР РФ от 07.07.2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»).
Основная профессиональная программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» (интернатура) включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программу практики.
Содержание образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» (интернатура) представлено как единое целое, с максимальной полнотой охватывающее вопросы теории и практики по патологической анатомии
В рабочих программах дисциплин (модулей) выделяют: а) обязательные дисциплины: специальные дисциплины, смежные дисциплины, фундаментальные дисциплины и дисциплины по выбору интерна; б) факультативные дисциплины. Каждая дисциплина подразделяется на разделы, каждый раздел – на темы, тема − на элементы. Таким образом, содержание рабочих программ представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.
За время обучения в интернатуре обучающиеся овладевают не только теорией, но и учатся применять свои знания в профессиональной деятельности.
В программе практики предусмотрены: 1) секционный раздел работы; 2) специальные методы диагностики у секционного стола; 3) ведение медицинской документации; 4) клинико-анатомический анализ; 5) биопсийный раздел работы; 6) ознакомление с современными морфологическими методами; 7) ознакомление с нормативной документацией, принятой в здравоохранении.
Основная цель практики – закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-интерна, и формирование профессиональных компетенций врача-специалиста, т.е. приобретение опыта в решении реальных профессиональных задач.
Практика в содержании основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура) составляет 63% учебного времени.
Другой важной составной частью образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» (интернатура) является учебный план. Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врача-специалиста-патологоанатома, по усмотрению заведующего кафедрой могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.
Для реализации основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» (интернатура) кафедра располагает наличием: 1) учебно-методической документации и материалов по всем разделам дисциплины (модуля); 2) учебно-методической литературы для внеаудиторной работы обучающихся; 3) материально-технической базы, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки:
учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
клинические базы в лечебно-профилактических, научно-исследовательских и других учреждениях Минздравсоцразвития России.
В процессе подготовки врача-патологоанатом в интернатуре обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения. По окончании изучения каждого модуля проводится этапный (рубежный) контроль. При этом используются различные формы контроля: решение ситуационных задач, тестовый контроль, защита квалификационных работ и др. Теоретическая подготовка врачей-патологоанатомов в интернатуре предусматривает обязательное участие в научно-практических и патологоанатомических конференциях, а также самостоятельное изучение литературы по программе послевузовского профессионального образования врачей по патанатомии, написание рефератов, используя для этого специальную медицинскую литературу и архивный материал патологоанатомического Бюро.
По окончании обучения в интернатуре проводится государственная (итоговая) аттестация, осуществляемая посредством проведения экзамена. Цель государственной (итоговой) аттестации − выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» (интернатура).
В конце программы приводится общий список рекомендованной литературы и перечень законодательных, нормативно-инструктивных документов. После каждого учебного раздела рабочей программы даны ссылки на номера из общего списка литературы, относящиеся к тематике данного модуля.
При успешной аттестации обучающийся получает документ установленного образца. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-ИНТЕРНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «Патологическая анатомия»
Цель: Основная цель практики – закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-интерна, и формирование профессиональных компетенций врача-специалиста, т.е. приобретение опыта в решении реальных профессиональных задач. Задачи обучения:
Сформировать умения в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов.
Сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу-патологоанатому свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.
Подготовить врача-специалиста, владеющего навыками и врачебными манипуляциями по профильной специальности.
Подготовить специалиста к самостоятельной профессиональной диагностической и клинико-морфологической деятельности, умеющего провести морфологическую дифференциальную диагностику различных видов патологии, провести исследование аутопсийного, биопсийного и операционного материала, составить и оформить заключительный патологоанатомический и патогистологический диагноз, способного успешно решать свои профессиональные задачи.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-ИНТЕРНА (ВРАЧА-ОРДИНАТОРА), УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО ПРАКТИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «Патологическая анатомия» (интернатура)
Врач-специалист патологоанатом должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК).
Общекультурные (ОК):
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности;
способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности:
способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции;
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.
Профессиональные (ПК):
в диагностической деятельности (ПКДД):
способностью и готовностью к постановке диагноза на основании клинико-морфологического диагностического исследования при различных патологических состояниях
способностью и готовностью анализировать закономерности структурных изменений отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-морфологического и лабораторного исследования и оценки морфологических изменений организма пациентов для своевременной морфологической диагностики различных патологических процессов;
способностью и готовностью выявлять у пациентов основные морфологические изменения при различных заболеваниях используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности структурных изменений органов и систем при различных патологических процессах, использовать алгоритм постановки и конструирования заключительного патологоанатомического диагноза (основного, осложнений, сопутствующих заболеваний) с учетом МКБ-10;
в профилактической деятельности (ПКПД):
способностью и готовностью применять современные методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях распространенности заболеваний, заболеваемости и смертности больных в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;
способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии разных заболеваний, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней при осуществлении профессиональной деятельности сотрудников учреждений патологоанатомической службы, проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам техники безопасности при осуществлении патологоанатомических исследований;
в организационно-управленческой деятельности (ПКОУД):
способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций;
способностью и готовностью использовать знания организационной структуры патологоанатомической службы, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов при осуществлении патологоанатомических исследований, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам
В результате прохождения практики врач-интерн должен:
Знать:
конституцию Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;
современные методы лечения, диагностики и лекарственного обеспечения больных;
основы медико-социальной экспертизы; правила действий при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций, ВИЧ-инфекции;
порядок взаимодействия с другими врачами-специалистами, различными службами, учреждениями, организациями, в том числе страховыми компаниями, ассоциациями врачей и т.п.;
основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования, обеспечения санитарно-профилактической и лекарственной помощи населению;
медицинскую этику;
психологию профессионального общения;
основы трудового законодательства;
правила внутреннего трудового распорядка;
правила по охране труда и пожарной безопасности.
Уметь:
проводить квалифицированную патологоанатомическую диагностику, используя современные методы исследования.
производить микроскопическое исследование гистологических препаратов, анализирует результаты дополнительных исследований и вносит соответствующие записи в протокол вскрытия.
оказывать консультативную помощь врачам других подразделений медицинских организаций по своей специальности.
заполнять врачебное свидетельство о смерти, дает устные справки о характере заболевания и причине смерти родственникам умершего.
руководить работой подчиненного ему среднего и младшего медицинского персонала (при его наличии), содействует выполнению им своих должностных обязанностей.
контролировать правильность эксплуатации инструментария, аппаратуры и оборудования, рационального использования реактивов, соблюдение правил по охране труда средним и младшим медицинским персоналом.
планировать свою работу и анализировать показатели своей деятельности.
обеспечивать своевременное и качественное оформление медицинской и иной документации в соответствии с установленными правилами.
участвовать в подготовке и проведении клинико-анатомических конференций.
участвовать в составлении годового отчета о работе отделения.
Владеть:
владеть диагностическими приемами, используя современные методы исследования в патологической анатомии.
владеть микроскопическим исследование гистологических препаратов, анализом результатов дополнительных исследований.
владеть принципами заполнения врачебного свидетельства о смерти, давать устные справки о характере заболевания и причине смерти родственникам умершего.
владеть приемами руководства работой подчиненного ему среднего и младшего медицинского персонала (при его наличии), содействовать выполнению им своих должностных обязанностей.
владеть основами контроля за правильностью эксплуатации инструментария, аппаратуры и оборудования, рационального использования реактивов, соблюдение правил по охране труда средним и младшим медицинским персоналом.
владеть способами своевременного и качественного оформления медицинской и иной документации в соответствии с установленными правилами.
участвовать в подготовке и проведении клинико-анатомических конференций.
участвовать в составлении годового отчета о работе отделения.
Специальные умения:
применять специальные методы исследования для диагностики у секционного стола (пробы на воздушную и жировую эмболию, на наличие воздуха в плевральных полостях, на ишемию миокарда, на амилоидоз; раздельное взвешивание отделов сердца и морфометрия и т.д.);
вскрытие при подозрении на сепсис;
выбрать и вырезать нужные для гистологического исследования участки органов и тканей;
произвести забор секционного материала для проведения дополнительных бактериологических, цитологических (цитогенетических), вирусологических, биохимических и других видов исследований;
выбрать оптимальные методы фиксации, обработки, окраски материала, определить необходимое для диагностики число гистологических препаратов;
отобрать участки гистологического препарата для микрофотографирования.
Специальные владения:
осмотр и вскрытие трупа;
проба на воздушную и жировую эмболию;
проба на наличие воздуха в плевральных полостях;
проба на ишемию миокарда;
взвешивание отделов сердца;
морфометрия органов;
статистическая обработка полученных данных;
выбор и взятие для гистологического исследования участков органов и тканей;
забор секционного материала для проведения бактериологических, цитологических (цитогенетических), вирусологических, биохимических и других видов исследований;
макроскопическое описание органов и тканей, при необходимости фотографирование и зарисовка их;
взятие из присланного материала кусочков (участков) для последующего микроскопического исследования;
исследование гистологических препаратов (секционного, операционного и биопсийного материала);
отбор участков гистологического препарата для микрофотографирования.
Умения, навыки и знания смежных специальностей:
правовые положения и правила направления трупа на судебно-медицинское исследование и на судебно-медицинскую экспертизу;
общие правила оформления акта судебно–медицинского исследования трупа;
определение давности наступления смерти;
определение признаков насильственной смерти;
правила забора материала и оформления документации для определения концентрации алкоголя в крови и моче умерших;
правила забора трупного материала и оформления документации при подозрении на отравление;
правовые основы и правила забора трупного материала для трансплантации;
правовые основы и правила забора трупного материала для учебных и научных целей;
правовые основы и правила забора трупного материала для приготовления медицинских препаратов.
Общеврачебные умения, навыки и манипуляции:
– оказание первой неотложной медицинской помощи:
непрямой массаж сердца;
наложение кровоостанавливающего жгута;
наложение транспортной шины при переломах костей;
наложение фиксирующей повязки;
промывание желудка;
– определение групп крови; ВИДЫ РАБОТ, ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Категория обучающихся: врачи-интерны-патологоанатомы, выпускники, имеющие высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия».
Срок обучения: 1620 учебных часов (30 недель – 7,5 месяцев)
Трудоемкость: 45 зачетных единиц
Режим занятий: 6 аудиторных часов и 3 внеаудиторных часов в день КОГБСЭУЗ "Кировское областное бюро судебно-медицинской экспертизы",
Патологоанатомическое отделение НУЗ "Отделенческая больница на станции Киров ОАО «РЖД», Патологоанатомическое отделение КОКБ, Патологоанатомическое отделение № 3 КОГБСЭУЗ "Кировское областное бюро судебно-медицинской экспертизы"
Виды профессиональной деятельности
(врача-интерна)
| Место работы
| Продолжительность циклов
| Формируемые профессиональные компетенции
| Форма контроля
| КОГБСЭУЗ "Кировское областное бюро судебно-медицинской экспертизы"
Подготовка в ПАО по детской патологии
| Патологоанатомическое
отделение № 2
| учебных часов 270
недель 5
| ПКДД 1,2
ПКПД 1
| зачет
| КОГБСЭУЗ "Кировское областное бюро судебно-медицинской экспертизы"
Подготовка в ПАО по общей патологической анатомии
| Патологоанатомическое
отделение № 3
| учебных часов 324
недель 6
| ПКДД 1,2,3
ПКПД 1
ПКОУД 1,2
| зачет
| НУЗ "Отделенческая больница на станции Киров ОАО «РЖД»
Подготовка в ПАО по общей патологической анатомии
| Патологоанатомическое
отделение
| учебных часов 378
недель 7
| ПКДД 1,2,3
ПКПД 1
ПКОУД 1,2
| зачет
| КОКБ
Подготовка в ПАО по общей патологической анатомии
Подготовка в ПАО по инфекционной патологии
| Патологоанатомическое
отделение
| учебных часов 378
недель 7
учебных часов 270
недель 5
| ПКДД 1,2,3
ПКПД 1,2
ПКОУД 1,2
| зачет
|
ПКДД – профессиональные компетенции в диагностической деятельности
ПКПД - профессиональные компетенции в профилактической деятельности
ПКОУД - профессиональные компетенции в организационно-управленческой
деятельности
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
1. Основой организации практики является договор между ГБОУ ВПО Кировской государственной медицинской академией и КОГБСЭУЗ "Кировское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" Патологоанатомическое отделение № 3 о предоставлении необходимых условий осуществления практического обучения интерна в соответствии с Законом о здравоохранении Минздравсоцразвития России ( № 323-ФЗ от 21.11.11г). 2. Права и обязанности интерна, руководителя практики и ответственных работников ЛПУ регламентируются договором между ГБОУ ВПО Кировской государственной медицинской академией и соответствующим лечебно-профилактическим учреждением.
3. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль прохождения практики производится руководителем практики в следующих формах:
фиксация посещений – заполняется ведомость посещения занятий;
контроль выполнения программы практики
Промежуточная аттестация по окончании практики производится в следующей форме:
отчет о результатах прохождения практики
задания для текущего контроля и промежуточной аттестации (тесты, ситуационные задачи находятся в составе УМК на кафедре)
оценка практических навыков.
4.Отчетные документы - дневник практики, отзыв руководителя с места прохождения практики).
Врач-интерн допускается к государственной (итоговой) аттестации после успешного выполнения программы практики в объеме, предусмотренном учебным планом.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. Основная литература
Курс лекций по патологической анатомии. Т.2.- Частный курс / Под ред. М.А.Пальцева. — М.: Русский врач, 2008.
Кактурский Л.В., Пальцев М.А. Коваленко В.Л. Правила оформления и сопоставления клинического и патологоанатомического диагноза. М.: МИА.-2008
Пальцев М.А. и др., Патология,- Т.1 и 2,- М.: ГЭОТАР,- 2008.
Дополнительная литература
Новичков Е.В., Машковцев О.В., Новичкова О.Н., Шилов А.В. Учебное пособие по секционно-биопсийному курсу. – Киров. – 2012.
Автандилов Г.Г. Основы патологоанатомической практики: Руководство. - М.: РМА- ПО, 1994.
Зиновьев А. С, Кононов А. В., Костерино Л Д. Клиническая патология орофациальной области и шеи. — Омск, 1999.
Пальцев М,А., Иванов А.А., Северин СЕ. Межклеточные взаимодействия. - 2-е изд. -М.: Медицина, 2003.
Пальцев М.А., Потекаев П. И. Казанцева И.А. Клинико-морфологическая диагностика заболеваний кожи (атлас). —М: Медицина, 2004.
Патологическая анатомия болезней плода и ребенка: Руководство. Т. 1,2/ Под ред. Т.Е.Ивановской, Л.В.Леоновой. —М.: Медицина. 1989.
Патологоанатомическая диагностика опухолей человека. Руководство, Т. 1,2./ Под ред. Н.А.Краевского. А.В.Смольянникова, Д.С.Саркисова 4-е изд. — М.: Медицина, 1994.
Ревелл П.А. Патология кости: Пер. с англ. — М.: Медицина, 1993. , Саркисов Д. С.
Хмельницкий O.K. Патоморфологическая диагностика гинекологических заболеваний. - СПб: СОТИС, 1994.
Цинзерлинг А.В. Современные инфекции: патологическая анатомия и вопросы патогенеза. - СПб. СОТИС, 1993.
Д. Николь и др. Справочник по диагностическим тестам. – М.: МЕДпресс-информ, 2011. – 560 с
Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение /Ю.П. Лисицын.- М. : ГЭОТАР- Медиа, 2010
Законодательные и правовые акты
Федеральный закон №323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан РФ»;
Федеральный закон об образовании (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 N 13-П, Федеральными законами от 17.12.2009 N 313-ФЗ);
Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании (Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Принят ГД ФС РФ 19.07.1996));
Федеральный закон от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163 р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. N 1118 «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «060101 Лечебное дело» квалификация специалист»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 июня 2011 г. N ИБ-733/12 «О формировании основных образовательных программ послевузовского профессионального образования»;
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. №1476н «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура)»;
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. №1475н «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура)»;
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 февраля 1993 г. N 23г об утверждении «Положения о клинической ординатуре»;
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»»;
Приказ МЗ и СР РФ от 07 июля 2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»;
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2009 г. N 581н «О внесении изменений в порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников»;
Письмо МЗ и СР РФ от 17 июня 2010 г. N 16-3/10/2-5048 «Об итоговой аттестации врачей-интернов».
Электронные ресурсы, интернет -ресурсы
http://www.fsvok.ru Федеральная система внешней оценки качества клинических лабораторных исследований
http://med-lib.ru Большая медицинская библиотека.
http://labdiag.ru Кафедра клинической лабораторной диагностик РМАПО
|