МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
ПРИНЯТО
| УТВЕРЖДАЮ
| решением Ученого совета
| Ректор, профессор
| ГБОУ ВПО «ДГМА МЗ СР РФ»
| А.О.Османов
| протокол №
|
| от ___ _______________ 2012 г.
|
|
| ___ _______________ 2012 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Патологическая анатомия
основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура) по специальности 14.01.11 НЕВРОЛОГИЯ
Всего учебных часов/ зачетных единиц: 1 зачет.ед. / 36 часов
Всего аудиторных занятий: 0,33зачет.ед / 12 часов
Всего лекций: 0,11 зачет.ед./ 4 часа
Всего практических занятий: 0,22 зачет.ед. / 8 часов
Всего на самостоятельную работу интерна: 0,67 зачет.ед / 24 часов
Форма контроля, отчетности: зачет
Аттестация: ежеквартально
Махачкала – 2012 Рабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура) по специальности НЕВРОЛОГИЯ разработана сотрудниками кафедры сотрудниками кафедры неврологии ФПК и ППС ДГМА: доц.Умаханова З.Р., асс. Абусуева Б.А.
(зав. кафедрой – к.м.н., доцент Умаханова З.Р.)
СОДЕРЖАНИЕ
Состав рабочей группы и консультантов по разработке рабочей программы по специальности патологическая анатомия основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура) по специальности «НЕВРОЛОГИЯ»
|
| Пояснительная записка
|
| 1. Общие положения
|
| 2. Цели и задачи освоения дисциплины
|
| 3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования ( интернатура)
|
| 4. Требования к уровню подготовки ординатора, завершившего изучение данной дисциплины
|
| 5. Объем дисциплины и виды учебной работы
|
| 6. Тематический план
|
| 7. Содержание дисциплины
|
| 7.1. Содержание лекционных и практических занятий
|
| 7.2. Самостоятельная работа ординатора
|
| 7.3. Перечень вопросов и заданий к зачету (аттестации) и/или тем рефератов
|
| 8. Образовательные технологии
|
| 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
|
| 9.1. Основная литература
|
| 9.2. Дополнительная литература
|
| 9.3. Периодическая литература
|
| 9.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
|
| 10. Материально-техническое обеспечение
|
|
1. Общие положения.
1.1 Настоящая Рабочая программа разработана на основании законодательства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, в том числе:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1 с последующими редакциями);
Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ с последующими редакциями);
Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура), утверждённые приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 декабря 2011 г. № 1475н;
Номенклатура специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утверждённая приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2009 № 210н ((в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 09.02.2011 N 94н)
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения, утверждённые приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н;
Положение об ординатуре;
Примерная основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования (ПОП) по специальности НЕВРОЛОГИЯ, утверждённая __________________________.
2. Цели и задачи освоения дисциплины.
Целью изучения является получение интернами комплекса фундаментальных знаний и практических навыков в области патологической физиологии, которые позволят им квалифицированно разрабатывать и реализовывать мероприятия в неврологии, углубление знаний по патфизиологии, базовых знаний по патологической физиологии, формирование навыков проведения патоанатомических исследования профессиональной подготовки врача-невролога.
Задачи освоения дисциплины заключаются в изучении:
• основ патологической анатомии;
• основных направлений патологической анатомии;
• научных подходов к исследованию патанотомии;
• современных подходов в неврологии с позиций патологической анатомии
• методов исследования 3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура).
ОИ.О.03.3
3. Требования к уровню подготовки интерна, завершившего изучение данной дисциплины.
Интерны, завершившие изучение данной дисциплины, должны: анатомию, эмбриологию и топографическую анатомию центральной, периферической и вегетативной нервной системы;
использовать в процессе обучения неврологии знания анатомических основ нервной системы;
разрабатывать и научно обосновывать проблему патологоанотомического исследования;
организовывать научно-исследовательскую работу и применять методы научного паталогоанотомического исследования;
использовать разнообразные методы исследования профессионального образования;
демонстрировать:
способность и заинтересованность использования в практической деятельности знаний и исследований в системе патанатомии нервной системы;
умения самостоятельно изучать и понимать специальную (отраслевую) научную и методическую литературу, связанную с проблемами патанотомии нервной системы в РД ;
навыки и умения применения научных методов в ходе проведения паталогоанотомического исследования, а также разработки программы и методики его практического проведения;
владеть:
этическими нормами и правилами осуществления патанатомического исследования;
навыками развития профессионального паталогоанатома.
По итогам освоения курса проводится зачет.
Контроль за усвоением учебного материала осуществляется в форме собеседования преподавателя с соискателями ученой степени по принципиальным вопросам программы обучения во время проведения аудиторных семинарских занятий. 5. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачет. ед./ 36 часов.
Вид учебной работы | Объем зачетных единиц / часов
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 0,33 / 12
| в том числе:
|
| лекции
| 0,11 / 4
| практические занятия
| 0,22 / 8
| Самостоятельная работа интерна (всего)
| 0,67 / 24
| Вид контроля по дисциплине
| зачет
|
6. Тематический план.
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего,
час.
| В том числе
| Форма контроля
| лекции
| практич
| самосто-ятельная работа
| 1
| Основные принципы патолого-анатомического исследования.
| 1
| 2
|
| 2
| собеседование
| 2
| Оформление патолого-анатомического диагноза: основное заболевание, его осложнение, сопутствующие болезни, причина смерти, заполнение врачебного свидетельства о смерти в соответствии с требованиями МКБ-10.
| 2
|
|
| 4
| собеседование
| 3
| Патологическая анатомия церебро-васкулярных болезней. Морфологическая характеристика субарахноидальных, внутримозговых кровоизлияний, инфаркта мозга.
| 2
| 2
|
| 2
| собеседование
| 4
| Патологическая анатомия опухолей головного и спинного мозга
| 4
|
| 1
| 2
| собеседование
| 5
| Классификация опухолей.
| 4
|
| 1
| 2
| собеседование
| 6
| Патологическая анатомия воспалительных, вирусных заболеваний нервной системы. Методы исследования.
| 4
|
| 1
| 2
| собеседование
| 7
| Патологическая анатомия черепно-мозговой и спинальной травмы. Оформление патологоанатомического диагноза.
| 4
|
| 1
| 2
| Собеседование
| 8
| Патологическая анатомия демиелинизирующих заболеваний нервной системы.
| 4
|
| 1
| 2
| Собеседование
| 9
| Макро- и микроскопическая характеристика демиелинизирующего процесса.
| 4
|
| 1
| 2
| Собеседование
| 10
| Патологическая анатомия токсических, гипоксических поражений нервной системы.
| 4
|
| 2
| 2
| Собеседование
| 11
| Дифференцированное использование иммунно-морфологических, гистохимических, вирусологических, генетических, электронно-микроскопических методов при патологоанатомическом исследовании.
| 3
|
|
| 2
| Собеседование
| 12
| Зачет
|
|
|
|
|
| Всего
| 36
| 4
| 8
| 24
|
|
7. Содержание дисциплины.
7.1. Содержание лекционных и практических занятий. Лекционный курс
Порядковый номер лекции
| Раздел, тема учебного курса, содержание лекции
| Трудоемкость
| час.
| зач. ед.*
| 1.
| Тема 1. Основные принципы патолого-анатомического исследования. Становление патологической анатомии как научной дисциплины. Задачи современной патанатомии. Современные технические и методические возможности в патанатомии. Патогенетические факторы, морфогенез и классификации болезней нервной системы.
| 2
| 0,055
| 3.
| Тема 3. Патологическая анатомия церебро-васкулярных болезней. Морфологическая характеристика субарахноидальных, внутримозговых кровоизлияний, инфаркта мозга.
Морфологические проявления ЦВЗ. Морфология транзиторной ишемии, инфаркта и гематомы мозга. Селективный некроз нейронов, повреждение мозга при остановке сердца, кровоизлияния в мозг.
| 2
| 0,055
| ИТОГО
|
| 4
| 0,11
| *Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам
Курс практических занятий.
№ лекции
| Раздел, тема учебного курса, содержание лекции
| Трудоемкость
| час.
| зач. ед.*
| 1.
2.
3.
4.
5.
| Тема 4,5. Патологическая анатомия опухолей головного и спинного мозга. Классификация опухолей. Знать: основные факторы риска развития опухолей, номенклатуру и классификации опухолей, разновидности доброкачественных и злокачественных опухолей из нервной, меланинобразующей ткани и органоспецифических опухолей, их морфологические и клинические признаки, значимость для организма.
Уметь: выбор и взятие для гистологического исследования участков опухоли; забор секционного материала для проведения цитологических (цитогенетических), макроскопическое описание органов и тканей, при необходимости фотографирование и зарисовка их; исследование гистологических препаратов (секционного, операционного и биопсийного материала); отбор участков гистологического препарата для микрофотографирования.
Владеть: методом фиксации, обработки, окраски материала, определить необходимое для диагностики число гистологических препаратов.
Тема 6. Патологическая анатомия воспалительных, вирусных заболеваний нервной системы. Методы исследования. Знать: патологическую анатомия нейроинфекций
Уметь: произвести забор секционного материала для проведения дополнительных бактериологических, цитологических (цитогенетических), вирусологических, биохимических и других видов исследований;
Владеть: методом фиксации, обработки, окраски материала, определить необходимое для диагностики число гистологических препаратов. Тема 7. Патологическая анатомия черепно-мозговой и спинальной травмы. Оформление патологоанатомического диагноза. Знать: классификацию и патоморфологию травм черепа, головного и спинного мозга; теорию диагноза, принципы секционной и биопсийной работы патологоанатомической службы
Уметь: написать протокол патологоанатомического вскрытия, оформить медицинское свидетельство о смерти, направить материал на гистологическое исследование, оценить и проанализировать результаты гистологического исследования биопсийного материала.
Владеть: методом фиксации, обработки, окраски материала, определить необходимое для диагностики число гистологических препаратов. Тема Тема 8,9. Патологическая анатомия демиелинизирующих заболеваний нервной системы. Макро- и микроскопическая характеристика демиелинизирующего процесса. Знать: причины, фазы, виды, основные морфологические признаки, классификация воспаления и его исходы; морфологию гранулематозных воспалительных реакций; морфологическую характеристику основных иммунопатологических процессов; общую морфологическую характеристику инфекционного процесса; реакций гиперчувствительности немедленного и замедленного типов; аутоиммунных болезней (этиология, механизмы развития); компенсаторных реакций; морфология регенерации, метаплазии;
Уметь: исследовать гистологические препараты (секционный, операционный и биопсийный материал); проанализировать результаты исследования; провести дифференциальную диагностику с рядом сходных по морфологическим проявлениям заболеваний; поставить патологоанатомический (патогистологический) диагноз; оформить клинико- патологоанатомический эпикриз;
Владеть: забором секционного материала для проведения бактериологических, цитологических (цитогенетических), вирусологических, биохимических и других видов исследований; макроскопическим описанием органов и тканей, при необходимости фотографирование и зарисовка их; взятие из присланного материала кусочков (участков) для последующего микроскопического исследования; исследованием гистологических препаратов (секционного, операционного и биопсйного материала); отбором участков гистологического препарата для микрофотографирования.
Тема 10. Патологическая анатомия токсических, гипоксических поражений нервной системы.
Знать : причины, фазы, виды, основные морфологические признаки, классификация токсического и гипоксического поражения нервной системы и его исходы;
Уметь: исследовать гистологические препараты (секционный, операционный и биопсийный материал); проанализировать результаты исследования; провести дифференциальную дагностику с рядом сходных по морфологическим проявлениям заболеваний; поставить патологоанатомический (патогистологический) диагноз; оформить клинико- патологоанатомический эпикриз;
Владеть: забором секционного материала для проведения бактериологических, цитологических (цитогенетических), вирусологических, биохимических и других видов исследований; макроскопическим описанием органов и тканей, при необходимости фотографирование и зарисовка их; взятие из присланного материала кусочков (участков) для последующего микроскопического исследования; исследованием гистологических препаратов (секционного, операционного и биопсйного материала); отбором участков гистологического препарата для микрофотографирования.
| 2
1
1
2
2
| 0,055
0,028
0,028
0,055
0,055
| ИТОГО
|
| 8
| 0,22
| *Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам
7.2. Самостоятельная работа интерна.
(Приводятся виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля, учебно-методическое обеспечение (возможно в виде ссылок) самостоятельной работы по отдельным видам дисциплин)
Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения
| Задания для самостоятельной работы интернов
| Сроки
выполнения
(№ недели)
| Трудоемкость
| Форма контроля самост. работы
| час
| зач. ед.
| Тема 2.
| Конспектир. и реферирование первоисточников
| 1
| 4
| 0,11
| собеседование
| 2. Тема 1,3.
| Проработка лекции, учебного материала
| 1
| 4
| 0,11
| собеседование
| 3. Тема 4, 5.
| подготовка докладов
| 1
| 4
| 0,11
| собеседование
| 4. Тема 6,7.
| написание реферата, научных статей
| 1
| 4
| 0,11
| собеседование
| 5. Тема 8,9,10,11.
| Выполнение перевода науч. статей иностр. журналов
| 1
| 6
| 0,17
| собеседование
|
7.3. Перечень вопросов и заданий к зачету (аттестации) и/или тем рефератов. Перечень контрольных вопросов:
Перечислить виды смерти в зависисмости от причин
Что такое трупные пятна?
Что такое трупные гипостазы?
Перечислить признаки смерти, обнаруживаемые при внешнем осмотре трупа
Дайте определение вакатной гиперемии.
Что такое голова медузы? О каком виде расстройства кровообращения идёт речь? Когда наблюдается? Почему возникает?
Что такое коллатеральная гиперемия? Какаво значение этого процесса?
Перечислите виды местной гиперемии.
Назовите основные типы кровоизлияний.
Приведите классификацию кровотечений в зависимости от источника.
Что такое гематома?
Перечислите микроскопические части (состав) смешанного тромба.
Перечислите виды эмболий в зависимости от направления движения эмбола.
Назовите тромбы в зависимости от их состава.
Что называется ретроградной эмболией?
Дайте определение эмболии.
Какова классификация болезней нервной системы?
Что такое энцефалит, менингит и миелит, каков их патогенез и какие причины их вызывают?
Какие макро- и микроскопические изменения развиваются в головном, спинном мозге и их оболочках при инфекционных и неинфекционных болезнях? Какова их роль в патогенезе указанных болезней?
Что характерно для синдрома стресса, солнечного и теплового ударов?
Какие морфологические изменения развиваются при цереброкортикальном некрозе?
Как проявляется воспаление периферических нервов, патогенез его и причины?
8. Образовательные технологии.
В процессе обучения применяются следующие образовательные технологии:
1. Лекционно-практические технологии (лекция: проблемная, консультация, программированная лекция-консультация, пресс-конференция, дискуссия, лекция-исследование, визуальная; семинарские, практические занятия, «круглые столы»).
2. Сопровождение лекционно-практических занятий показом визуального материала, фильма.
3. Личностно-ориентированные технологии, игровые, диалоговые, тренинговые, компьютерные, проблемные, программированные, задачные, рефлексивные, технологии кооперативного обучения, развития критического мышления, проектирования, модерации, консультирования.
4. Использование учебно-методического программного комплекса.
5. Решение профессионально-педагогических задач в лабораторных условиях.
6. Деловые игры, моделирующие определенные профессиональные ситуации, воссоздающие в аудиторных условиях те или иные ситуации профессионально-педагогической деятельности и ставящие участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих педагогических задач. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно – информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения ординатором образовательной программы. Академия располагает библиотекой, включающей теоретическую и научно-методическую литературу по медицинским наукам, системам, образовательным технологиям высшей школы, управлению образовательными системами, научные журналы и труды конференций по по всем специальностям медицинской науки. 9.1. Основная литература:
Кактурский Л.В., Пальцев М.А. Коваленко В.Л. Правила оформления и сопоставления клинического и патологоанатомическогодиагноза. М.: МИА.-2008.
Калитиевский П.Ф. Макроскопическая дифференциальная диагностика патологических процессов. - 2-е изд. - М.: Медицина, 1993.
Курс лекций по патологической анатомии. Т.2.- Частный курс / Под ред. М.А.Пальцева. — М.: Русский врач, 2008.
Курс лекций по патологической анатомии. Орофациальная патология / Под ред. М.А.Пальцева. - М.: Русский врач, 2003.
9.2. Дополнительная литература:
1. Патологоанатомическая диагностика опухолей человека. Руководство, Т. 1,2./ Под ред. Н.А.Краевского. А.В.Смольянникова, Д.С.Саркисова 4-е изд. — М.: Медицина, 1994.
2. Rosai and Ackerman's Surgical Pathology / J.Rosai - Mosby 2004 (9 th Ed.).
Colour Atlas of Anatomical Pathology / R.A.Cooke, B.Stewart -Churchill Livingstone, 2003 (3rd Ed).
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Академия располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом ординатора, а также эффективное выполнение диссертационной работы. Для обеспечения данной дисциплины имеются: оборудованные аудитории; технические средства обучения; аудио-, видеоаппаратура; электронная база данных для создания тематических разноуровневых тренировочных и проверочных материалов, для организации фронтальной и индивидуальной работы с ординаторами; учебники, учебные пособия и рекомендации.
Материально-техническая база академии включает в себя:
№ п/п
| Название дисциплины
| Наименование
оборудованных учебных
кабинетов, объектов для
проведения практических
занятий с перечнем
основного оборудования
| Фактический адрес
учебных кабинетов
и объектов
| 1.
| Патологическая анатомия
| Компьютеры 3, принтер, сканер, телевизор.
| г.Махачкала, ул. Пирогова 2, РБ№2ЦСЭМП, кафедра неврологии ФПК и ППС
| ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
за _________/_________ учебный год В рабочую программу _______________________________________________
(наименование дисциплины)
Для специальности _____________________________________________
(номер специальности)
Вносятся следующие дополнения и изменения:
Дополнения и изменения внес __________________________________________________________________
(должность, ФИО, подпись) Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании Ученого совета факультета
__________________________________________________________________
(наименование факультета)
«___» _______________ 20___ г. Председатель Ученого совета __________________ _____________________
(подпись) (ФИО)
|