Рабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия»





Скачать 195.16 Kb.
НазваниеРабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия»
Дата публикации08.03.2016
Размер195.16 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»



ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

решением Ученого совета

Ректор, профессор

ГБОУ ВПО «ДГМА МЗ СР РФ»

А.О.Османов

протокол №




от ___ _______________ 2012 г.







___ _______________ 2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Патологическая анатомия

основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура)
по специальности
14.01.11 НЕВРОЛОГИЯ

Всего учебных часов/ зачетных единиц: 1 зачет.ед. / 36 часов

Всего аудиторных занятий: 0,33зачет.ед / 12 часов

Всего лекций: 0,11 зачет.ед./ 4 часа

Всего практических занятий: 0,22 зачет.ед. / 8 часов

Всего на самостоятельную работу интерна: 0,67 зачет.ед / 24 часов

Форма контроля, отчетности: зачет

Аттестация: ежеквартально

Махачкала – 2012
Рабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура) по специальности НЕВРОЛОГИЯ разработана сотрудниками кафедры сотрудниками кафедры неврологии ФПК и ППС ДГМА: доц.Умаханова З.Р., асс. Абусуева Б.А.

(зав. кафедрой – к.м.н., доцент Умаханова З.Р.)

СОДЕРЖАНИЕ


Состав рабочей группы и консультантов по разработке рабочей программы по специальности патологическая анатомия основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура) по специальности «НЕВРОЛОГИЯ»




Пояснительная записка




1. Общие положения




2. Цели и задачи освоения дисциплины




3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования ( интернатура)




4. Требования к уровню подготовки ординатора, завершившего изучение данной дисциплины




5. Объем дисциплины и виды учебной работы




6. Тематический план




7. Содержание дисциплины




7.1. Содержание лекционных и практических занятий




7.2. Самостоятельная работа ординатора




7.3. Перечень вопросов и заданий к зачету (аттестации) и/или тем рефератов




8. Образовательные технологии




9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины




9.1. Основная литература




9.2. Дополнительная литература




9.3. Периодическая литература




9.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы




10. Материально-техническое обеспечение





1. Общие положения.

1.1 Настоящая Рабочая программа разработана на основании законодательства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, в том числе:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1 с последующими редакциями);

  • Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ с последующими редакциями);

  • Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура), утверждённые приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 декабря 2011 г. № 1475н;

  • Номенклатура специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утверждённая приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2009 № 210н ((в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 09.02.2011 N 94н)

  • Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения, утверждённые приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н;

  • Положение об ординатуре;

  • Примерная основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования (ПОП) по специальности НЕВРОЛОГИЯ, утверждённая __________________________.


2. Цели и задачи освоения дисциплины.

Целью изучения является получение интернами комплекса фундаментальных знаний и практических навыков в области патологической физиологии, которые позволят им квалифицированно разрабатывать и реализовывать мероприятия в неврологии, углубление знаний по патфизиологии, базовых знаний по патологической физиологии, формирование навыков проведения патоанатомических исследования профессиональной подготовки врача-невролога.

Задачи освоения дисциплины заключаются в изучении:

• основ патологической анатомии;

• основных направлений патологической анатомии;

• научных подходов к исследованию патанотомии;

• современных подходов в неврологии с позиций патологической анатомии

• методов исследования
3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура).

ОИ.О.03.3

3. Требования к уровню подготовки интерна, завершившего изучение данной дисциплины.

Интерны, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

  • знать:

  • анатомию, эмбриологию и топографическую анатомию центральной, периферической
    и вегетативной нервной системы;

  • уметь:

    • использовать в процессе обучения неврологии знания анатомических основ нервной системы;

  • разрабатывать и научно обосновывать проблему патологоанотомического исследования;

  • организовывать научно-исследовательскую работу и применять методы научного паталогоанотомического исследования;

  • использовать разнообразные методы исследования профессионального образования;

  • демонстрировать:

  • способность и заинтересованность использования в практической деятельности знаний и исследований в системе патанатомии нервной системы;

  • умения самостоятельно изучать и понимать специальную (отраслевую) научную и методическую литературу, связанную с проблемами патанотомии нервной системы в РД ;

  • навыки и умения применения научных методов в ходе проведения паталогоанотомического исследования, а также разработки программы и методики его практического проведения;

  • владеть:

  • этическими нормами и правилами осуществления патанатомического исследования;

  • навыками развития профессионального паталогоанатома.

По итогам освоения курса проводится зачет.

Контроль за усвоением учебного материала осуществляется в форме собеседования преподавателя с соискателями ученой степени по принципиальным вопросам программы обучения во время проведения аудиторных семинарских занятий.
5. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачет. ед./ 36 часов.

Вид учебной работы


Объем зачетных единиц / часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

0,33 / 12

в том числе:




лекции

0,11 / 4

практические занятия

0,22 / 8

Самостоятельная работа интерна (всего)

0,67 / 24

Вид контроля по дисциплине

зачет



6. Тематический план.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего,

час.

В том числе

Форма контроля

лекции

практич

самосто-ятельная работа

1

Основные принципы патолого-анатомического исследования.

1

2




2

собеседование

2

Оформление патолого-анатомического диагноза: основное заболевание, его осложнение, сопутствующие болезни, причина смерти, заполнение врачебного свидетельства о смерти в соответствии с требованиями МКБ-10.

2







4

собеседование

3

Патологическая анатомия церебро-васкулярных болезней. Морфологическая характеристика субарахноидальных, внутримозговых кровоизлияний, инфаркта мозга.

2

2




2

собеседование

4

Патологическая анатомия опухолей головного и спинного мозга

4




1

2

собеседование

5

Классификация опухолей.

4




1

2

собеседование

6

Патологическая анатомия воспалительных, вирусных заболеваний нервной системы. Методы исследования.

4




1

2

собеседование

7

Патологическая анатомия черепно-мозговой и спинальной травмы. Оформление патологоанатомического диагноза.

4




1

2

Собеседование

8

Патологическая анатомия демиелинизирующих заболеваний нервной системы.

4




1

2

Собеседование

9

Макро- и микроскопическая характеристика демиелинизирующего процесса.

4




1

2

Собеседование

10

Патологическая анатомия токсических, гипоксических поражений нервной системы.

4




2

2

Собеседование

11

Дифференцированное использование иммунно-морфологических, гистохимических, вирусологических, генетических, электронно-микроскопических методов при патологоанатомическом исследовании.

3







2

Собеседование

12

Зачет
















Всего

36

4

8

24





7. Содержание дисциплины.

7.1. Содержание лекционных и практических занятий.
Лекционный курс


Порядковый номер лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Трудоемкость

час.

зач. ед.*

1.

Тема 1. Основные принципы патолого-анатомического исследования.
Становление патологической анатомии как научной дисциплины. Задачи современной патанатомии. Современные технические и методические возможности в патанатомии. Патогенетические факторы, морфогенез и классификации болезней нервной системы.


2

0,055

3.

Тема 3. Патологическая анатомия церебро-васкулярных болезней. Морфологическая характеристика субарахноидальных, внутримозговых кровоизлияний, инфаркта мозга.

Морфологические проявления ЦВЗ. Морфология транзиторной ишемии, инфаркта и гематомы мозга. Селективный некроз нейронов, повреждение мозга при остановке сердца, кровоизлияния в мозг.

2

0,055

ИТОГО




4

0,11

*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам

Курс практических занятий.


№ лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Трудоемкость

час.

зач. ед.*

1.

2.

3.

4.

5.


Тема 4,5. Патологическая анатомия опухолей головного и спинного мозга. Классификация опухолей.
Знать: основные факторы риска развития опухолей, номенклатуру и классификации опухолей, разновидности доброкачественных и злокачественных опухолей из нервной, меланинобразующей ткани и органоспецифических опухолей, их морфологические и клинические признаки, значимость для организма.

Уметь: выбор и взятие для гистологического исследования участков опухоли; забор секционного материала для проведения цитологических (цитогенетических), макроскопическое описание органов и тканей, при необходимости фотографирование и зарисовка их; исследование гистологических препаратов (секционного, операционного и биопсийного материала); отбор участков гистологического препарата для микрофотографирования.

Владеть:  методом фиксации, обработки, окраски материала, определить необходимое для диагностики число гистологических препаратов.

Тема 6. Патологическая анатомия воспалительных, вирусных заболеваний нервной системы. Методы исследования.
Знать: патологическую анатомия нейроинфекций

Уметь: произвести забор секционного материала для проведения дополнительных бактериологических, цитологических (цитогенетических), вирусологических, биохимических и других видов исследований;

Владеть: методом фиксации, обработки, окраски материала, определить необходимое для диагностики число гистологических препаратов.
Тема 7. Патологическая анатомия черепно-мозговой и спинальной травмы. Оформление патологоанатомического диагноза.
Знать: классификацию и патоморфологию травм черепа, головного и спинного мозга; теорию диагноза, принципы секционной и биопсийной работы патологоанатомической службы

Уметь: написать протокол патологоанатомического вскрытия, оформить медицинское свидетельство о смерти, направить материал на гистологическое исследование, оценить и проанализировать результаты гистологического исследования биопсийного материала.

Владеть:  методом фиксации, обработки, окраски материала, определить необходимое для диагностики число гистологических препаратов.
Тема Тема 8,9. Патологическая анатомия демиелинизирующих заболеваний нервной системы. Макро- и микроскопическая характеристика демиелинизирующего процесса.
Знать: причины, фазы, виды, основные морфологические признаки, классификация воспаления и его исходы; морфологию гранулематозных воспалительных реакций; морфологическую характеристику основных иммунопатологических процессов; общую морфологическую характеристику инфекционного процесса; реакций гиперчувствительности немедленного и замедленного типов; аутоиммунных болезней (этиология, механизмы развития); компенсаторных реакций; морфология регенерации, метаплазии;

Уметь: исследовать гистологические препараты (секционный, операционный и биопсийный материал); проанализировать результаты исследования; провести дифференциальную диагностику с рядом сходных по морфологическим проявлениям заболеваний; поставить патологоанатомический (патогистологический) диагноз; оформить клинико- патологоанатомический эпикриз;

Владеть: забором секционного материала для проведения бактериологических, цитологических (цитогенетических), вирусологических, биохимических и других видов исследований; макроскопическим описанием органов и тканей, при необходимости фотографирование и зарисовка их; взятие из присланного материала кусочков (участков) для последующего микроскопического исследования; исследованием гистологических препаратов (секционного, операционного и биопсйного материала); отбором участков гистологического препарата для микрофотографирования.

Тема 10. Патологическая анатомия токсических, гипоксических поражений нервной системы.

Знать : причины, фазы, виды, основные морфологические признаки, классификация токсического и гипоксического поражения нервной системы и его исходы;

Уметь: исследовать гистологические препараты (секционный, операционный и биопсийный материал); проанализировать результаты исследования; провести дифференциальную дагностику с рядом сходных по морфологическим проявлениям заболеваний; поставить патологоанатомический (патогистологический) диагноз; оформить клинико- патологоанатомический эпикриз;

Владеть: забором секционного материала для проведения бактериологических, цитологических (цитогенетических), вирусологических, биохимических и других видов исследований; макроскопическим описанием органов и тканей, при необходимости фотографирование и зарисовка их; взятие из присланного материала кусочков (участков) для последующего микроскопического исследования; исследованием гистологических препаратов (секционного, операционного и биопсйного материала); отбором участков гистологического препарата для микрофотографирования.



2

1

1

2

2


0,055

0,028

0,028

0,055

0,055

ИТОГО




8

0,22

*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам

7.2. Самостоятельная работа интерна.

(Приводятся виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения
и контроля, учебно-методическое обеспечение (возможно в виде ссылок) самостоятельной работы по отдельным видам дисциплин)



Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Задания для самостоятельной работы интернов

Сроки

выполнения

(№ недели)

Трудоемкость

Форма контроля самост. работы

час

зач. ед.

  1. Тема 2.

Конспектир. и реферирование первоисточников

1

4

0,11

собеседование

2. Тема 1,3.

Проработка лекции, учебного материала

1

4

0,11

собеседование

3. Тема 4, 5.

подготовка докладов

1

4

0,11

собеседование

4. Тема 6,7.

написание реферата, научных статей

1

4

0,11

собеседование

5. Тема 8,9,10,11.

Выполнение перевода науч. статей иностр. журналов

1

6

0,17

собеседование


7.3. Перечень вопросов и заданий к зачету (аттестации) и/или тем рефератов.
Перечень контрольных вопросов:

  1. Перечислить виды смерти в зависисмости от причин

  2. Что такое трупные пятна?

  3. Что такое трупные гипостазы?

  4. Перечислить признаки смерти, обнаруживаемые при внешнем осмотре трупа

  5. Дайте определение вакатной гиперемии.

  6. Что такое голова медузы? О каком виде расстройства кровообращения идёт речь? Когда наблюдается? Почему возникает?

  7. Что такое коллатеральная гиперемия? Какаво значение этого процесса?

  8. Перечислите виды местной гиперемии.

  9. Назовите основные типы кровоизлияний.

  10. Приведите классификацию кровотечений в зависимости от источника.

  11. Что такое гематома?

  12. Перечислите микроскопические части (состав) смешанного тромба.

  13. Перечислите виды эмболий в зависимости от направления движения эмбола.

  14. Назовите тромбы в зависимости от их состава.

  15. Что называется ретроградной эмболией?

  16. Дайте определение эмболии.

  17. Какова классификация болезней нервной системы?

  18. Что такое энцефалит, менингит и миелит, каков их патогенез и какие причины их вызывают?

  19. Какие макро- и микроскопические изменения развиваются в головном, спинном мозге и их оболочках при инфекционных и неинфекционных болезнях? Какова их роль в патогенезе указанных болезней?

  20. Что характерно для синдрома стресса, солнечного и теплового ударов?

  21. Какие морфологические изменения развиваются при цереброкортикальном некрозе?

  22. Как проявляется воспаление периферических нервов, патогенез его и причины?



8. Образовательные технологии.

В процессе обучения применяются следующие образовательные технологии:

1. Лекционно-практические технологии (лекция: проблемная, консультация, программированная лекция-консультация, пресс-конференция, дискуссия, лекция-исследование, визуальная; семинарские, практические занятия, «круглые столы»).

2. Сопровождение лекционно-практических занятий показом визуального материала, фильма.

3. Личностно-ориентированные технологии, игровые, диалоговые, тренинговые, компьютерные, проблемные, программированные, задачные, рефлексивные, технологии кооперативного обучения, развития критического мышления, проектирования, модерации, консультирования.

4. Использование учебно-методического программного комплекса.

5. Решение профессионально-педагогических задач в лабораторных условиях.

6. Деловые игры, моделирующие определенные профессиональные ситуации, воссоздающие в аудиторных условиях те или иные ситуации профессионально-педагогической деятельности и ставящие участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих педагогических задач.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно – информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения ординатором образовательной программы. Академия располагает библиотекой, включающей теоретическую и научно-методическую литературу по медицинским наукам, системам, образовательным технологиям высшей школы, управлению образовательными системами, научные журналы и труды конференций по по всем специальностям медицинской науки.
9.1. Основная литература:


  1. Кактурский Л.В., Пальцев М.А. Коваленко В.Л. Правила оформления и сопоставления клинического и патологоанатомическогодиагноза. М.: МИА.-2008.

  2. Калитиевский П.Ф. Макроскопическая дифференциальная диагностика патологических процессов. - 2-е изд. - М.: Медицина, 1993.

  3. Курс лекций по патологической анатомии. Т.2.- Частный курс / Под ред. М.А.Пальцева. — М.: Русский врач, 2008.

  4. Курс лекций по патологической анатомии. Орофациальная патология / Под ред. М.А.Пальцева. - М.: Русский врач, 2003.

9.2. Дополнительная литература:

1. Патологоанатомическая диагностика опухолей человека. Руководство, Т. 1,2./ Под ред. Н.А.Краевского. А.В.Смольянникова, Д.С.Саркисова 4-е изд. — М.: Медицина, 1994.

2. Rosai and Ackerman's Surgical Pathology / J.Rosai - Mosby 2004 (9 th Ed.).

Colour Atlas of Anatomical Pathology / R.A.Cooke, B.Stewart -Churchill Livingstone, 2003 (3rd Ed).


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Академия располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом ординатора, а также эффективное выполнение диссертационной работы. Для обеспечения данной дисциплины имеются: оборудованные аудитории; технические средства обучения; аудио-, видеоаппаратура; электронная база данных для создания тематических разноуровневых тренировочных и проверочных материалов, для организации фронтальной и индивидуальной работы с ординаторами; учебники, учебные пособия и рекомендации.


Материально-техническая база академии включает в себя:

№ п/п

Название дисциплины

Наименование

оборудованных учебных

кабинетов, объектов для

проведения практических

занятий с перечнем

основного оборудования

Фактический адрес

учебных кабинетов

и объектов


1.

Патологическая анатомия

Компьютеры 3, принтер, сканер, телевизор.

г.Махачкала, ул. Пирогова 2, РБ№2ЦСЭМП, кафедра неврологии ФПК и ППС

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

за _________/_________ учебный год
В рабочую программу _______________________________________________

(наименование дисциплины)

Для специальности _____________________________________________

(номер специальности)

Вносятся следующие дополнения и изменения:

Дополнения и изменения внес __________________________________________________________________

(должность, ФИО, подпись)
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании Ученого совета факультета

__________________________________________________________________

(наименование факультета)

«___» _______________ 20___ г.
Председатель Ученого совета __________________ _____________________

(подпись) (ФИО)



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» iconПрограмма послевузовского профессионального обраЗо вания по специальности...
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального обраЗования по специальности «Патологическая...
Рабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» iconПрограмма практики послевузовского профессионального образования...
Программа практики для послевузовского обучения в интернатуре разработана с учетом
Рабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» iconРабочая программа дисциплины патологическая анатомия, клиническая...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» iconРабочая программа дисциплины патологическая анатомия, клиническая...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» iconРабочая программа учебной дисциплины «патологическая анатомия. Клиническая...
Педиатрия, утвержденный Министерством образования и науки РФ «08» ноября 2010г. №1122
Рабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» iconПояснительная записка Требования к уровню подготовки врача-специалиста...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежская государственная медицинская...
Рабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине послевузовского...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная медицинская...
Рабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» icon«Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия»
Цель преподавания патологической анатомии изучение структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза
Рабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» icon«Патологическая анатомия, патологическая анатомия головы и шеи»
Цель преподавания патологической анатомии изучение структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза
Рабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» icon«Патологическая анатомия, патологическая анатомия головы и шеи»
Цель преподавания патологической анатомии изучение структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза
Рабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» iconУчебной дисциплины «патологическая анатомия» 060101. 65 «лечебное...
Дисциплина «Патологическая анатомия» относится к математическому, естественнонаучному и медико-биологическому циклу дисциплин
Рабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» iconПримерная программа наименование дисциплины Патологическая анатомия,...
Цель – изучение студентами структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза для использования полученных знаний на клинических...
Рабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» iconНазвание дисциплины: Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия

Рабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» iconНазвание дисциплины: Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия

Рабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» iconОсновная профессиональная образовательная программа послевузовского...
При разработке основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности...
Рабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» iconПояснительная записка 6 Требования к уровню подготовки врача-специалиста,...
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск