Министерство образования и науки российской федерации





Скачать 429.93 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации
страница1/3
Дата публикации11.12.2014
Размер429.93 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Физика > Примерная программа
  1   2   3

Стоматология – Патологическая анатомия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ









УТВЕРЖДАЮ

____________ _____________________

(подпись) (ФИО)

"____" ________ 20.. г.


Вводится в действие с"____" ________ 20… г.




ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ





ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ





Для студентов обучающихся по:




специальности

Стоматология











Форма обучения

очная









Москва

2011 г.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины – изучение студентами структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза с акцентом на орофациальную патологию (патологию головы и шеи), для использования полученных знаний на клинических кафедрах и в работе врача–стоматолога общей практики.

При этом задачами дисциплины являются:

- изучение студентами патологии клетки и общепатологических процессов, совокупностью которых определяются морфологические проявления той или иной болезни;

- приобретение студентами знаний об этиологии, патогенезе и морфологии

болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурных основ выздоровления, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний;

- освоение студентом морфологии и механизмов процессов приспособления и

компенсации организма в ответ на воздействие патогенных факторов и изменяющихся условий внешней среды;

- изучение студентами изменений болезней, возникающих как в связи с

изменяющимися условиями жизни человека и лечением (патоморфоз), так и вследствие различных манипуляций (патология терапии);

- ознакомление студентов с принципами организации патологоанатомической

службы, методических основ морфологического анализа биопсийного материала и клинической интерпретации патологоанатомического заключения в орофациальной патологии.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА

Дисциплина патологическая анатомия относится к математическому, естественно-научному и медико-биологическому циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается в третьем и четвёртом семестрах.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; психология, педагогика; правоведения, история медицины; латинский язык);

- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия, биохимия полости рта; анатомия человека, анатомия головы и шеи, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология; гистология полости рта; нормальная физиология);

- в цикле медико-профессиональных и клинических дисциплин (стоматология пропедевтическая; стоматологическое материаловедение).

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурными (ОК):

способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);

способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2);

способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта (ОК-4);

способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);

способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7);

способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8);

способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9);

способен к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий (ОК-10);

способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11);

способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12).

б) профессиональными (ПК):

общепрофессиональные:

способен и готов:

- провести общеклиническое обследование больного и оформить историю болезни,

- интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-1);

способен и готов использовать алгоритм постановки предварительного диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) (ПК-2);

профилактическая деятельность

способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-10);

диагностическая деятельность

способен и готов к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента (биологическая, медицинская, психологическая и социальная информация), включая данные о состоянии полости рта (ПК-16);

способен и готов к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК- 17);

способен и готов поставить диагноз, с учетом действующей Международной классификацией болезней на основе клинических и лабораторных исследований для пациентов всех возрастов и направлению их к соответствующим специалистам (ПК-18);

способен и готов к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов, и в случае необходимости направить пациента к соответствующим специалистам (ПК-19);

способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития болезней, и их влияние на развитие стоматологических заболеваний, оценить функциональные изменения челюстно-лицевого аппарата при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах (ПК-21);

способен анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеет современными методами, используемыми в изучении генетики человека, принципами медико-генетического консультирования, способен объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию различных вариантов аномалий и пороков (ПК-22);

способен и готов проводить анализ результатов исследований клинико-анатомического, биопсийного, операционного и секционного стоматологического материала (ПК-23);

организационно-управленческая деятельность

способен и готов понимать иерархию правления отраслью, структуру организации медицинской помощи населению и значение стоматологической службы в системе здравоохранения Российской Федерации, роль врача стоматолога в охране здоровья граждан; нормативно правовую базу деятельности врача стоматолога (ПК- 41);

научно-исследовательская деятельность

способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46);

способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 47);

способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- термины, используемые в курсе патологической анатомии, и основные методы патологоанатомического исследования;

- понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, принципы классификации болезней, включая заболевания орофациальной области;

- сущность и основные закономерности общепатологических процессов;

- характерные изменения внутренних органов при важнейших заболеваниях человека, включая патологию орофациальной области;

- основы клинико-анатомического анализа, правила построения патолого-анатомического диагноза, принципы клинико-анатомического анализа биопсийного и операционного материала в орофациальной патологии.

Уметь:

- обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления, включая патологию орофациальной области;

- осуществлять сопоставление морфологических и клинических проявлений болезней на всех этапах их развития, включая патологию орофациальной области (зубочелюстной системы, мягких тканей полости рта, лица, шеи и слюнных желез);

- диагностировать причины, патогенез и морфогенез болезней, их проявления, осложнения и исходы, а также патоморфоз, а в случае смерти — причину смерти и механизм умирания (танатогенез);

- использовать полученные знания о структурных изменениях при патологических процессах и болезнях при профессиональном общении с коллегами и пациентами.

Владеть:

- базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности;

- макроскопической диагностикой патологических процессов;

- микроскопической (гистологической) диагностикой патологических процессов;

- навыками клинико-анатомического анализа.

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

III

IV

Аудиторные занятия

72

36

36

В том числе:

-

-

-

Лекции (Л):

22

12

10

Практические занятия (ПЗ)

50

24

26

Самостоятельная работа

36

18

18

В том числе:

-

-

-

Реферат (написание и защита)

12

6

6

Подготовка к практическим занятиям

24

12

12

Вид промежуточной аттестации

Экзамен

Подготовка и сдача экзамена

36 часов

Общая трудоемкость дисциплины составляет по ФГОС ВПО /4 зач.ед. /144 часа

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Название раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Общая патологическая анатомия.

Введение в патологическую анатомию.

Содержание и алгоритм изучения предмета «патологическая анатомия». Этические и деонтологические нормы в патологической анатомии.

Основные этапы истории развития патологической анатомии. Задачи, объекты и методы патологоанатомических исследований. Демонстрация биопсийной лаборатории, патологоанатомического вскрытия.

2.

Повреждение и гибель клеток и тканей.

Некроз. Апоптоз.

3.

Нарушения обмена веществ в клетках и тканях.

Патология накопления (дистрофии).

Нарушения белкового, липидного, углеводного обмена.

Гиалиновые изменения. Мукоидное и фибриноидное набухание. Нарушения обмена хромопротеидов (эндогенных пигментов). Нарушения обмена нуклеиновых кислот. Патологическое обызвествление.

Образование камней.

4.

Расстройства крово- и лимфообращения.

Нарушение кровенаполнения (полнокровие, малокровие).

Кровотечения, кровоизлияния. Стаз. Тромбоз. Шок. ДВС-синдром. Эмболия. Ишемия. Инфаркт.

5.

Воспаление. Иммунопатологические процессы.

Воспаление, общая характеристика. Острое воспаление. Экссудативное воспаление. Хроническое (продуктивное) воспаление. Гранулематозное воспаление. Регенерация и репарация.

Патология иммунной системы. Амилоидоз.

Синдромы иммунного дефицита. СПИД (ВИЧ-инфек-ция).

6.

Процессы регенерации и адаптации.

Репарация. Гипертрофия. Атрофия. Метаплазия. Дисплазия.

7.

Опухоли.

Введение в онкоморфологию. Основные свойства опухолей. Опухоли из эпителия. Опухоли из тканей — производных мезенхимы, нейроэктодермы и меланинпродуцирующей ткани. Принципы классификации. Клинико-морфологическая характеристика. Особенности метастазирования.

8.

Частная патологическая анатомия

Введение в нозологию. Заболевания органов кроветворения и лимфоидной ткани.

Анемии, лейкозы, лимфомы.

9.

Болезни легких.

Пневмонии. Хронические обструктивные и рестриктивные болезни легких. Интерстициальные болезни легких. Опухоли бронхов и ткани легких. Рак легкого.

10.

Болезни сердечно-сосудистой системы.

Атеросклероз. Артериальная гипертензия. Ишемиче-ские болезни сердца (ИБС). Цереброваскулярные болезни (ЦВБ). Кардиомиопатии.

11.

Ревматические болезни. Васкулиты. Пороки сердца.

Ревматизм (ревматическая лихорадка), системная красная волчанка (СКВ), ревматоидный артрит, болезнь Шегрена. Васкулиты. Пороки сердца.

12.

Болезни почек.

Гломерулонефриты и невоспалительные гломеруло-патии. Нефросклероз. Амилоидоз почек. Некротический нефроз (острый тубулонекроз). Пиелонефрит. Уролитиаз (мочекаменная болезнь).

13.

Болезни желудочно-кишечного тракта.

Болезни зева и глотки. Болезни желудка. Идиопатические заболевания кишечника (болезнь Крона и язвенный колит). Заболевания червеобразного отростка слепой кишки.

14.

Болезни печени и желчевыводящей системы.

Стеатоз печени (жировой гепатоз). Массивный некроз печени. Гепатит. Цирроз печени. Желчнокаменная болезнь. Холецистит.

15.

Инфекционные болезни.

Инфекции, общая характеристика. Особо опасные инфекции. Вирусные инфекции: грипп, ОРВИ, корь, герпес, цитомегалия, ВИЧ-инфекция.

Бактериальные инфекции. Дифтерия. Скарлатина. Менингококковая инфекция. Кишечные инфекции: брюшной тиф, сальмонеллезы, дизентерия, холера. Сепсис.

Туберкулез. Сифилис.

16.

Эндокринные заболевания.

Болезни поджелудочной железы (сахарный диабет), щитовидной железы и надпочечников.

17.

Орофациальная патология (патологическая анатомия головы и шеи)

Пороки развития орофациальной области. Заболевания твердых тканей зуба.

Пороки развития орофациальной области. Заболевания твердых тканей зуба: некариозные поражения, кариес.


18.

Болезни периодонта.

Пульпит. Апикальный периодонтит. Радикулярная киста.

Одонтогенная инфекция: периостит; остеомиелит; одонтогенный сепсис.

19.

Болезни пародонта и слизистой оболочки рта.

Гингивит. Пародонтит. Пародонтоз. Пародонтомы (эпулисы). Десмодонтоз (прогрессирующий пародонто-лиз). Фиброматоз десен. Стоматиты.

20.

Опухолевые заболевания орофациальной области.

Эпителиальные опухоли, предраковые заболевания и поражения кожи лица, волосистой части головы, шеи и слизистой оболочки рта. Опухоли и опухолеподобные образования мягких тканей орофациальной области и шеи из производных мезенхимы, нейроэктодермы и меланинпродуцирующей ткани.

21.

Заболевание челюстных костей.

Травматические повреждения. Воспалительные заболевания. Опухоли и опухолеподобные заболевания. Кисты.

22.

Поражение лимфатических узлов орофациальной области и шеи.

Реактивные изменения лимфатических узлов. Туберкулез, актиномикоз, сифилис. Лимфаденопатия при ВИЧ-инфекции. Лимфомы. Метастазы опухолей

23.

Болезни слюнных желез.

Воспалительные, аутоиммунные, дисэмбриогенетиче-ские и опухолеподобные поражения. Кисты слюнных желез.

Опухоли слюнных желез: мономорфные и полиморф-ные аденомы; мукоэпидермоидный, ациноклеточ-ный, аденокистозный и другие виды рака.

24.

Структура и задачи патологоанатомической службы.

Диагноз: требования к формулировке. Ятрогении. Методы биопсийного, и цитологического исследований

Клинико-анатомический разбор диагностических и операционных биопсий (биопсийная конференция).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки российской федерации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство образования и науки российской министерство образования и науки российской федерации
Министерство образования и науки российской федерации iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки российской федерации iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации
Направление подготовки 208700 – Техносферная безопасность утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Министерство образования и науки российской федерации iconВ федеральную антимонопольную службу России Копии: в министерство...
Тюменской области в 2013 году, в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 8...
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 10...
Воспитание нравственных ценностей, уважения девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к взрослым
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального
Цель дисциплины – овладение знаниями гигиенической науки и умениями по санитарии в оценке факторов окружающей среды, влияющей на...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки
Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образо вания и науки российской федерации федеральное...
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"...
Министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Министерство образования и науки российской федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе
Министерство образования и науки российской федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования российской федерации
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск