Скачать 181.41 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФМОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) ИНСТИТУТ Энергомашиностроения и МЕХАНИКИ (ЭнМИ) ___________________________________________________________________________________________________________ Направление подготовки: 141100 Энергетическое машиностроение Программа подготовки: Исследование и проектирование автоматизированных гидравлических и пневматических систем, машин и агрегатов Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: очная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГИДРО- И ВЕТРОЭНЕРГЕТИКА»
Москва – 2011 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины: - усвоение знаний о гидро- и ветровых ресурсах и их энергетических характеристиках; - приобретение умений и навыков по определению разных категорий потенциала гидро- и ветровых ресурсов; - формирование знаний о технологическом процессе преобразования гидро- и ветровой энергии на генерирующих энергоустановках (гидроэлектростанция (ГЭС), гидроаккумулирующая станция (ГАЭС), малая гидроэлектростанция (МГЭС), ветроэнергетическая установка (ВЭУ), работающих в системах энергоснабжения централизованных и децентрализованных потребителей; - формирование знаний по выбору параметров и состава основного энергетического оборудования гидроэнергетических и ветроэнергетических объектов в системах энергоснабжения централизованных и децентрализованных потребителей с учетом социально-экологических и экономических факторов. По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов: - самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение, в том числе с помощью информационных технологий (ОК-6); - к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2) - вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий, способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-9); - использовать углубленные теоретические и практические знания, которые находятся на передовом рубеже науки и техники в области профессиональной деятельности (ПК-2); - демонстрировать навыки работы в коллективе, готовностью генерировать (креативность) и использовать новые идеи (ПК-3); - оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ПК-8); - находить творческие решения профессиональных задач, готовностью принимать нестандартные решения (ПК-4); - использовать современные и перспективные компьютерные и информационные технологии (ПК-9); -использовать методы решения задач оптимизации параметров различных систем (ПК-11); - использовать знание теоретических основ рабочих процессов в энергетических машинах, аппаратах и установках, методов расчетного анализа объектов профессиональной деятельности (ПК-12); - использовать современные достижения науки и передовых технологий в научно-исследовательских работах (ПК-15); - на основе системного подхода строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ (ПК-16); - составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-17). Задачами дисциплины являются: - общие знания о гидро- и ветровых ресурсах и их характеристиках; - знания об информационном, математическом и методическом обеспечении расчетов разных категорий потенциала гидро- и ветровых ресурсов с учетом социально-экологических требований; - знания об основном энергетическом оборудовании генерирующих энергоустановок (ГЭС, ГАЭС, МГЭС, ВЭУ) и их основных энергетических, экономических и экологических характеристиках; - знания об основных технических схемах использования гидро- и ветровой энергии; - знания о правилах использования водохранилищ ГЭС отраслевого и комплексного назначения; - научить принимать и обосновывать конкретные технические решения при выборе параметров ГЭС, ГАЭС, МГЭС, ВЭУ в системах централизованного и децентрализованного энергоснабжения. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла М.1 основной образовательной программы подготовки магистров направления 141100 «Энергетическое машиностроение» по магистерской программе «Исследование и проектирование современного энергетического оборудования в области автоматизированных гидравлических и пневматических систем и агрегатов». Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Физика», "Теоретические основы электротехники", «Гидроаэромеханика», «Основное энергетическое оборудование нетрадиционной и возобновляемой энергетики». Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при выполнении магистерских диссертаций по направлению 141100 «Энергетическое машиностроение». 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате освоения учебной дисциплины, обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования: Знать: - информационное, математическое и методическое обеспечение по расчету разных категорий потенциала гидро- и ветровых ресурсов (ОК-6, ПК-9); - отечественный и зарубежный опыт в области гидроэнергетики и ветроэнергетики, а также перспективы их развития (ОК-9, ОК-2, ПК-2); - назначение, классификацию, конструкции и физические основы работы основного энергетического оборудования гидроэнергетических и ветроэнергетических установок (ГЭС, МГЭС, ГАЭС, ВЭУ) (ПК-2); - основные энергетические, экологические и экономические характеристики разных типов гидроэнергетических и ветроэнергетических установок (ГЭС, МГЭС, ГАЭС, ВЭУ) (ПК-2); - основные технические схемы использования гидро- и ветровой энергии для энергоснабжения централизованных и децентрализованных потребителей (ПК-2, ПК-16); - особенности и методы расчета режимов работы гидроэнергетических и ветроэнергетических установок (ГЭС, МГЭС, ГАЭС, ВЭУ) для энергоснабжения централизованных и децентрализованных потребителей (ПК-12, ПК-16); - особенности выбора параметров и состава основного энергетического оборудования гидроэнергетических и ветроэнергетических установок (ГЭС, МГЭС, ГАЭС, ВЭУ) для энергоснабжения централизованных и децентрализованных потребителей (ПК-2, ПК-9, ПК-11). Уметь: - использовать современное отечественное и зарубежное информационное обеспечение по гидро- и ветровым ресурсам (ОК-2, ОК–6, ПК-2, ПК-9); - выполнять расчеты по определению основных категорий потенциалов гидро- и ветровых ресурсов с учетом социальных и экологических факторов (ПК-2, ПК-9); - использовать современное отечественное и зарубежное программное обеспечение по выбору параметров гидроэнергетических и ветроэнергетических установок (ГЭС, МГЭС, ГАЭС, ВЭУ) для энергоснабжения централизованных и децентрализованных потребителей (ОК-2, ОК–6, ПК-2, ПК-15); - осуществлять поиск, анализ и выбор научно-технической информации (ОК–6, ОК–9, ПК-2, ПК-9). Владеть: - навыками дискуссии по профессиональной тематике (ПК –3); - терминологией в области проектирования и комплексного использования гидро-и ветроэнергетических установок (ОК-6, ОК-9, ПК–2); - методами расчета и анализа основных категорий потенциалов гидро- и ветровых ресурсов с учетом социальных и экологических факторов (ПК – 9); - методами расчета и анализа основных энергетических характеристик гидроэнергетических и ветроэнергетических установок (ПК–9, ПК-12); - методами выбора параметров гидроэнергетических и ветроэнергетических установок для энергоснабжения централизованных и децентрализованных потребителей (ПК-9, ПК-11) - навыками исследовательской работы (ПК-15, ПК-17).
4.1 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетных единицы, 72 часа
4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения 4.2.1. Лекции
комплексе России Современный топливно-энергетический комплекс России. Гидроэнергетика (и малая гидроэнергетика (МГЭ)) России на современном этапе: проблемы и перспективы развития. Ветроэнергетика (ВЭ) России на современном этапе: проблемы и перспективы развития. Понятия: единая объединенная энергосистема, локальная энергосистема, автономный потребитель. Графики электрической нагрузки. Роль гидроэнергетических и ветроэнергетических установок (гидроэлектростанция (ГЭС), гидроаккумулирующая станция (ГАЭС), малая гидроэлектростанция (МГЭС), ветроэнергетическая станция (ВЭС)) в формировании и функционировании объединенной и изолированной энергетических систем. 2. Гидроэнергетические ресурсы Гидроэнергетика: формы ее проявления и особенности. Водные ресурсы земного шара и России. Водопотребители и водопользователи. Отраслевое и комплексное использование водных ресурсов. Напор, расход и мощность участка реки. Категории гидроэнергетического потенциала и методы их расчета. Кадастр водотока. Формирование и параметры речного стока. Гидрографы. Теоретические и эмпирические кривые обеспеченности речного стока: определение, назначение, свойства. 3. Обобщенная модель технологического процесса преобразования энергии на ГЭС с водохранилищем. Напорные характеристики ГЭС Классификация ГЭС. Схемы концентрации напора. Плотинная и деривационная схема концентрации напора. Мощность и энергия гидроэнергетических объектов. Обобщенная модель технологического процесса преобразования энергии на разных типах ГЭС. Балансы расхода, напора, мощности на разных типах ГЭС. Напорные и энергетические характеристики разных типов ГЭС: понятия и определения, алгоритмы и методы расчета, особенности напорных и энергетических характеристик. 4. Основные сооружения гидроузла Состав и компоновка основных сооружений гидроузла. Плотины, их назначение и конструкции. Здания ГЭС, затворы их назначение и конструкции. Агрегатный блок, агрегат. Гидроаккумулирующие электростанции (ГАЭС): режимы работы, назначение в объединенной энергосистеме, компоновка и назначение основных сооружений. Малая гидроэнергетика (МГЭС) и ее особенности. Особенности компоновки и назначение основных сооружений различных типов ГЭС, ГАЭС и МГЭС. 5. Регулирование речного стока водохранилищами ГЭС Водохранилища ГЭС: классификация, назначения, параметры, характеристики верхнего и нижнего бьефов, потери воды, воздействие на окружающую среду. Водохранилища водохозяйственного назначения (ВВХН) и их комплексное использование. Понятие гарантированной отдачи. Регулирование речного стока: определение, назначение, задачи, виды, характеристики. Цикл регулирования. Методы расчета параметров водохранилищ. Оценка энергетического эффекта регулирования стока водохранилищами. Водохозяйственные и водноэнергетические расчеты. 6. Выбор основных параметров гидроэнергетических объектов Методы обоснования строительства и выбора параметров гидроэнергетических объектов (ГЭС, МГЭС). Обоснование подпорной отметки гидроузла и полезного объема водохранилища (ГЭС, МГЭС). Основы выбора установленной мощности ГЭС, МГЭС и ГАЭС. Гарантированная, вытесняющая и дублирующая мощность ГЭС и МГЭС. Понятие резерва на ГЭС. 7. Основные положения ветроэнергетики (ВЭ) Ветроэнергетика (ВЭ): основные понятия и определения. Природа ВЭ и особенности ее развития. Информационно-методическое обеспечение ветроэнергетических расчетов. Ветроэнергетический кадастр: основные понятия, состав, методы расчета основных характеристик. Основные влияющие факторы на формирование ветра в приземном слое атмосферы. Фактические, модельные повторяемости скорости ветра и методы их построения. 8. Технические схемы использования ВЭ Классификация ветроэнергетических установок (ВЭУ). Основные конструкции ВЭУ. ВЭУ с горизонтальной и вертикальной осью вращения: принцип работы; назначение основных компонентов; преимущества и недостатки. Энергетические характеристики и показатели ВЭУ, а также методы их расчета. Особенности выбора параметров ВЭУ, работающих в централизованных и децентрализованных системах энергоснабжения. 9. Категории ветроэнергетического потенциала Методы расчета валовых и технических ресурсов ВЭ в заданной географической точке и на территории площадью F. Способы размещения ВЭУ на поверхности Земли при их объединении в ветроэнергетические системы (ВЭС). Особенности ветроэнергетических расчетов ВЭУ и ВЭС, работающих в централизованных и децентрализованных системах энергоснабжения. 4.2.2. Практические занятия
4.3. Лабораторные работы Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены 4.4. Расчетные задания
4.5. Курсовые проекты и курсовые работы Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Лекционные занятия проводятся в форме лекций с широким использованием: раздаточного материала в виде “пусто-графического” материала, заполняемого студентами во время прослушивания лекции; презентаций и видеоматериалов. Презентации лекций содержат большое количество фотоматериалов. Используются видеоматериалы, размещенные на сайтах организаций, ведущих проектирование и эксплуатацию энергетических установок: ГЭС, МГЭС, ГАЭС, ВЭУ, ВЭС. Практические занятия проводятся в традиционной форме (работа студента “у доски”) с широким использованием учебно-методических изданий с примерами решения типовых задач по темам учебного плана. Самостоятельная работа включает в себя подготовку: к лекционным и практическим занятиям; контрольным работам; расчетным заданиям; зачету. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Для текущего контроля успеваемости используются текущие опросы (устные), контрольные работы. Аттестация по дисциплине – зачет. Оценка за освоение дисциплины, определяется как 0,6*(среднеарифметическая оценка за расчетные задания, контрольные работы) и 0,4*( среднеарифметическая оценка за опросы по материалам лекций и практических занятий). В приложение к диплому вносится оценка 2 семестра. 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Литература: а) основная литература:
б) дополнительная литература: 1. Гидроэнергетика: Учебник для вузов. Под ред. В.И. Обрезкова. 2-е изд., Перераб. и доп. – М.: Энергоатомиздат, 1990. 2. Энергетическое оборудование для использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. В. И. Виссарионов, Г.В.Дерюгина и др. ; Ред. В. И. Виссарионов . – 2004. 3. Методическое пособие по курсовому и дипломному проектированию для студентов вузов, обучающихся по специальности “Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии”. Технико-экономические характеристики малой гидроэнергетики (справочные материалы). В.И. Виссарионов, Н.К. Малинин, Г.В. Дерюгина, В.А. Кузнецова, В.Г. Желанкин, С.В. Кривенкова. – М.: Изд-во МЭИ, 2001 г. 7.2. Электронные образовательные ресурсы: а) лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Лицензионное программное обеспечение не предусмотрено Интернет-ресурсы: www.rusgidro.ru, alternat-energo.ru и другие сайты организаций, ведущих проектирование и эксплуатацию энергетических установок: ГЭС, МГЭС, ГАЭС, ВЭУ, ВЭС б) другие: 1. Специализированная база данных кафедры НВИЭ ИЭЭ МЭИ (ТУ) по универсальным характеристикам гидротурбин; 2. Программно-информационный комлекс «Ветроэнергетика». Авторы: Дерюгина Г.В., Пугачев Р.В. 3. Программно-информационный комплекс «Малые гидроэлектростанции». Авторы: В.А. Вуколов, Г.В. Дерюгина, В.М. Илларионов, Н.К. Малинин. 4. Специализированная база данных по малой гидроэнергетике кафедры НВИЭ ИЭЭ МЭИ (ТУ). Авторы: Г.В. Дерюгина, Н.К. Малинин., Рыжов А.А. 5. База данных кафедры НВИЭ по ветровой энергетике. Авторы: Н.К. Малинин, Р.В. Пугачев. 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения освоения дисциплины необходима учебная аудитория, оснащенная мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и показа учебных фильмов. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 141100 «Энергетическое машиностроение» и профилю подготовки: «Исследование и проектирование автоматизированных гидравлических и пневматических систем, машин и агрегатов». ПРОГРАММУ СОСТАВИЛА: Старший преподаватель Дерюгина Г.В. "СОГЛАСОВАНО": Зав. кафедрой «Гидромеханики и гидравлических машин» к.т.н., доцент Грибков А.М. "УТВЕРЖДАЮ": Зав. кафедрой НВИЭ д.т.н. профессор Мисриханов М.Ш. |
Программа подготовки: Исследование и проектирование автоматизированных... Программа подготовки: Исследование и проектирование автоматизированных гидравлических и пневматических систем, машин и агрегатов | Рабочая программа учебной дисциплины «проблемы малой гидроэнергетики» Профиль подготовки: Исследование и проектирование автоматизированных гидравлических и пневматических систем, машин и агрегатов | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «уплотнительная техника» ... | Рабочая программа учебной дисциплины «современные гидравлические... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем Курс «Проектирование автоматизированных информационных систем» направлен на изучение современных методов и средств проектирования... | Гоу впо «алтайский государственный университет» Кафедра информационных... Фгос впо по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденный Министерством образования... | ||
Программа учебной дисциплинЫ «автоматизированный электропривод машин и установок гп» Квалификация (степень) выпускника: специалист, специальное звание "горный инженер" | Рабочая программа по дисциплине в гидравлика Целью изучения дисциплины является получение теоретических знаний и практических навыков в области гидравлики, гидравлических машин... | ||
Программа рекомендуется для направления подготовки (специальности)... Цель: ознакомление студентов с современными методами лабораторной диагностики и путями повышения качества исследований на базе внедрения... | 2. Профиль: Философская антропология Направление подготовки: 030100. 62 Философия. Квалификация (степень) выпускника – бакалавр | ||
Программа дисциплины «Проектирование информационных систем» «Проектирование информационных систем» для направления 080700. 62 Бизнес-информатика подготовки бакалавра | Программа производственной практики для направления подготовки 081100.... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа учебной дисциплины экономическая теория 1 Направление... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс подготовлен на основе требований Федерального... Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Химия 050100 Педагогическое... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки бакалавра | Оценочные средства по учебной дисциплине б 13 Социальная психология... Автор: Сауткин A. А., кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» |