Скачать 139.4 Kb.
|
Описание педагогического опыта «Тестовый контроль на уроках физики, как средство формирования предметных компетенций» учитель МОУ СОШ №3 Плотникова Татьяна Павловна 1-ая квалификационная категория Александров, 2010 Содержание Условия возникновения, становления опыта 2 Актуальность и перспективность метода 5 Педагогическая идея 7 Теоретическая база опыта 9 Новизна опыта 12 Технология опыта 13 Результативность 14 Адресная направленность 14 Литература. 15 1.Аванесов В.С. Научные основы тестового контроля знаний – М: Исследовательский центр, 1994. 15 2.Ащепкова Л.Я. Материалы к семинару по конструированию тестовых заданий, Владивосток: ДГУ, 2001. 15 3.Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по физике, Воронеж: ВО-ИПКРО, 2003. 15 4.ЕГЭ: конр.-измерит. Материалы, М: Просвещение, 2003. 15 5.Кабардин О.Ф. Физика. Тесты. 10 – 11 класс: учеб.-метод. пособие, Москва: Дрофа, 1997. 15 6.Кабардин О.Ф. Физика. Тесты. 7 – 9 класс: учеб.-метод. пособие, Москва: Дрова, 1997. 15 7.Касаткина И.Л. Репетитор по физике. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 15 8.Коноплич Р.В. Сбоник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика 9 класс. МЖ «Интеллект-Центр», 1999. 15 9.Лебединская В.С. Физика. 9 класс: диагностика предметной обученности. – Волгоград: Учитель, 2010. 15 10.Мякишев Г.Я. Физика - 10. Механика: учебник для школ и классов с углубленным изучением физики, М: Дрофа, 2005. 15 11.Орлов В.А. Единый государственный экзамен: Физика. 2002: контр.- измерит. материалы, М: Просвещение, 2003. 15 12.Шейман В.М. Технология работы учителя физики. Москва, 1992. 15 13.Школьные технологии: журн. – 1993 - №3. 15 14.http://www.rikz. unibel. by - сайт Республиканского института контроля знаний. 15 15.http://www.afportal.ru - астрофизический портал. Анализ теста по физике на ЦТ в 2008 году от В. Грабцевича 16 Приложение. 16 Условия возникновения, становления опыта«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». Для решения этой непростой задачи поставленной Правительством Российской Федерации в «Концепции модернизации образования на период до 2020 года», общеобразовательная школа должна формировать у учащихся систему универсальных знаний и умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть создать условия для развития личности. Пути решения этой задачи следующие:
Существенной и обязательной частью процесса обучения – контроль знаний. Современные требования к контролю учебных достижений ученика переносят акценты с выявления, фиксации неуспешности ученика на обнаружение его успехов и достижений. Успешность ученика может определяться по различным направлениям. Эти направления определяют цели контроля и связаны с диагностическими качествами успешности ученика:
Демографическая ситуация страны очень сильно коснулась и нашего Александровского района. В связи с чем происходит реконструкция школ. За последние десять лет вынужденно пришлось поменять четыре школы. Причем сельскую школу сменяла московская школа, затем школа №6 в городе Александрове. В 2010 году нашу школу объединили со школой №3. Обе они расположены на разных концах города. В школе обучается 636 человек из 9 населенных пунктов. Многие дети имеют низкий уровень успеваемости. В этих условиях одним из методов проверки знаний, умений и навыков я использую тестирование. Применение тестов:
Актуальность и перспективность методаДо настоящего времени основным видом контроля знаний учащихся по физике являлась письменная контрольная работа, включающая две – три задачи и качественные вопросы. Этот вид контроля обладает рядом достоинств: он дает возможность установить качественную картину усвоения пройденного материала, а также выявить недостатки в знаниях учащихся. Также он прост в применении – располагая большим числом задачников и методических пособий по физике, учитель может легко подобрать задачи для вариантов контрольных работ и размножить их. Вместе с тем, этот метод обуславливает некоторые специфические особенности, не отвечающие требованиям предъявленным к итоговому контролю знаний. А именно:
За последнее время поиски объективных количественных измерительных знаний привлекли внимание ученых-методистов к тестовой методике проверки знаний. Можно отметить следующие особенности тестов:
Как известно на территории Российской Федерации в качестве итоговой проверки знаний принят ЕГЭ – Единый Государственный Экзамен, который построен в виде тестов. Анализ отечественного опыта, который накоплен в последние годы по разным дисциплинам, а также зарубежного опыта показывает, что при достаточной тщательности составления заданий, при соблюдении ряда требований и корректности применения методов математической статистики возможно использовать тесты в качестве объективных измерителей знаний. ЕГЭ настраивает школьников на получение реальных знаний в школе. При этом подтверждается возможность объективной оценки подготовленности выпускников: все ученики оказываются в одинаковых условиях и за одинаковые задания получают одинаковые оценки. Существуют социальные причины возражений против ЕГЭ, а также возможные социальные перекосы при его проведении за счет утечки информации и нарушений техники проведения. Существуют также возражения против его содержания, так как тесты не могут проверять умение синтезировать знания. Они дают подсказки в виде вариантов ответов и преимущество натасканным школьникам перед творчески мыслящими. Педагогическая идеяС помощью тестов можно осуществить полный и всеобъемлющий контроль знаний, так как они строятся на основе дидактических принципов обучения и контроля (научности, доступности, системности, связи теории с практикой). Тесты разрабатываются с учетом структуры знаний по физике, то есть в них включаются задания для выявления уровня усвоения всех элементов физических знаний (фактов, явлений, понятий, процессов, законов, теорий, экспериментальных и практических умений). Тесты разрабатываются с учетом структуры процесса усвоения знаний, то есть тех уровней, знаний и умений, которых могут достичь учащиеся в процессе изучения физики. Тест является инструментом измерения уровня знаний и сложности заданий. В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:
Тесты дают возможность учителю дифференцированной проверки знаний учащихся при соблюдении единого подхода к ним. Единый подход обеспечивается тем, что все учащиеся получают одно и то же задание, или ему равноценные варианты. Вместе с тем, тесты обладают и возможностью дифференцированной проверки знаний, так как они могут содержать разные по сложности вопросы. Такая форма работы позволяет всем учащимся максимально проявить свои силы и знания. Устанавливаются четкие нормы оценок. В результате оценка работы учащихся оказывается вне зависимости от того, кто ее проверял. Основные цели:
Задачи:
Теоретическая база опытаВ настоящее время для контроля результатов учебной деятельности учащихся используется метод тестирования. Он основан на использовании специальной системы, состоящей из большого количества заданий – тестов, требующих краткого ответа или выбора из совокупности предложенных. Во многих странах мира широко распространены интеллектуальные тесты – специальные задания для изучения индивидуально психологических особенностей человека (уровня одаренности, скорости протекания умственных процессов, настойчивости, способности к самоконтролю) и для выявления способностей (пространственных представлений, способностей оперировать числами и другие). Тесты применяются также для исследования малых групп, в клинической психологии, в психолого-педагогических исследованиях. Тест (от английского слова test – проверка знаний) – это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности. Основоположники тестирования – Ф. Гальтон, Ч. Стерман, Дж. Каттел, А. Бине, Т. Симон. Сам термин «умственный тест» придумал Кеттел в 1890 году. Начало развития современной тестологии – массового применения тестов на практике, связано с именем французского врача Бине, разработавшего в соавторстве с Симоном, метрическую шкалу умственного развития, известную под названием «тест Бине – Симона». Преимущества тестового контроля:
Управлять и корректировать каким бы то не было процессом возможно лишь на основе данных контроля под его течением, не составляет исключение пи процесс учебной деятельности. Эффективность применения стандартов возможна только в условиях объективного контроля знаний и умений учащихся. Различают два метода контроля – субъективный и объективный. Субъективный – выявление, измерение и оценка знаний, умений и навыков, исходящая из личных представлений экзаменатора. Объективный – контроль обладает необходимой точностью, воспроизводимостью результатов. Для организации и проведения тестовой проверки знаний необходимо выполнять следующие требования:
В практике преподавания физики наиболее известны тесты успешности (или достижений) – целенаправленные системы заданий для проверки и оценки знаний учащихся по определенной части учебного материала. Результаты тестирования при этом могут быть использованы для анализа индивидуальной характеристики усвоения знаний, определения содержания работы с учащимися в каждом конкретном случае. Метод тестирования также целесообразен для выявления эффективности различных методов и приемов обучения, при решении вопроса об использовании определенного учебника физики, наглядных пособий, видео фильмов и других методических средств. Тестовое задание должно содержать инструкцию по его использованию. Инструкция тестового задания это словесное указание испытуемому, связанные с выполнением (выбором правильного ответа из нескольких вариантов, решением математической задачи и так далее). Указывается способ записи правильного ответа (что, каким образом и где надо отметить, вписать и так далее). Инструкция может быть единой для нескольких заданий теста, если эти задания однотипны по действиям. Критерии диагностических тестов:
Новизна опытаНовизна опыта состоит в авторских разработках, позволяющих эффективно использовать тестирование в системе контроля знаний учащихся:
Эти тесты отражают динамику формирования конкретного умения у конкретного ученика, которая видна при сравнении нескольких диагностических карт. Отражение динамики формирования умений у учащихся – это новые подходы к оценке деятельности школьника (безотметочный). Системная диагностика предметной обученности дает возможность учителю сравнивать умения учащегося на начальном этапе и в процессе обучения, позволяет определить трудности в формировании предметных умений, зону ближайшего развития каждого ребенка, организовать целенаправленную развивающее – коррекционную работу с учащимися и проследить продвижение каждого к поставленной учебной цели. Технология опытаПри составлении тестовых заданий необходимо придерживаться следующих общих правил:
Тесты очень многообразны и поэтому существуют их многочисленные классификации по различным признакам. В зависимости от того, какой признак положен в основу классификации, различают следующие основные виды тестов:
Результативность
Адресная направленностьТесты могут быть использованы в любой школе для всех учащихся на любом этапе обучения. Литература.1.Аванесов В.С. Научные основы тестового контроля знаний – М: Исследовательский центр, 1994. 2.Ащепкова Л.Я. Материалы к семинару по конструированию тестовых заданий, Владивосток: ДГУ, 2001. 3.Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по физике, Воронеж: ВО-ИПКРО, 2003. 4.ЕГЭ: конр.-измерит. Материалы, М: Просвещение, 2003. 5.Кабардин О.Ф. Физика. Тесты. 10 – 11 класс: учеб.-метод. пособие, Москва: Дрофа, 1997. 6.Кабардин О.Ф. Физика. Тесты. 7 – 9 класс: учеб.-метод. пособие, Москва: Дрова, 1997. 7.Касаткина И.Л. Репетитор по физике. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 8.Коноплич Р.В. Сбоник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика 9 класс. МЖ «Интеллект-Центр», 1999. 9.Лебединская В.С. Физика. 9 класс: диагностика предметной обученности. – Волгоград: Учитель, 2010. 10.Мякишев Г.Я. Физика - 10. Механика: учебник для школ и классов с углубленным изучением физики, М: Дрофа, 2005. 11.Орлов В.А. Единый государственный экзамен: Физика. 2002: контр.- измерит. материалы, М: Просвещение, 2003. 12.Шейман В.М. Технология работы учителя физики. Москва, 1992. 13.Школьные технологии: журн. – 1993 - №3. 14.http://www.rikz. unibel. by - сайт Республиканского института контроля знаний. 15.http://www.afportal.ru - астрофизический портал. Анализ теста по физике на ЦТ в 2008 году от В. Грабцевича Приложение. |
Рабочая учебная программа по геометрии для классов с дополнительной... Министерства образования Российской Федерации программы по математике для школ (классов) с углубленным изучением математики (Программы... | Наименование издательство Министерства образования Российской Федерации программы по математике для школ (классов) с углубленным изучением математики (Программы... | ||
Программа по физике Настоящая программа составлена на основе ныне действующих учебных программ для школ и классов с углубленным изучением физики | Анализ результатов выполнения письменного экзамена по геометрии выпускниками... Министерства образования Российской Федерации программы по математике для школ (классов) с углубленным изучением математики (Программы... | ||
Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой... Министерства образования Российской Федерации программы по математике для школ (классов) с углубленным изучением математики (Программы... | Реферат Представляемые лабораторные работы рекомендуются для проведения... Разработка ном по школьному лабораторному практикуму по физике (раздел «Электричество») в соответствии с рабочей программой профильного... | ||
Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение... Федерального государственного стандарта общего образования вариантом авторской программы по литературе для школ и классов с углубленным... | Конспект развлечения «Планета Радости» (старшая группа) ... | ||
Тема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России ... | Человек дитя природы ... | ||
Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ Программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 10-11 классов общеобразовательных школ с углубленным... | Программа составлена для преподавания географии в моу «сош №26 г.... Сыктывкара с углубленным изучением отдельных предметов в 10 классах. Преподавание географии осуществляется на основе переработанной... | ||
«Бенефис Бабы Яги» Старшая вожатая летнего лагеря при школе «Солнышко» ... | Методические рекомендации о применении способов мотивации родителей... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И. Н. Верещагиной для 7-го класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий при учебной нагрузке 4 часа в... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 10-11 классов общеобразовательных школ или... |