Экономика
Программа для 10-11 классов
общеобразовательных школ
(с углубленным изучением экономики в 11 классе)
(Автор – И.В. Липсиц, ГУ-ВШЭ)
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 10-11 классов общеобразовательных школ с углубленным изучением экономики в 11 классе.
Ее основой является, с одной стороны, опыт экономического образования в странах Европы, а с другой – практика преподавания экономики в школах более чем 90 городов России. С такой практикой автору программы удалось познакомиться благодаря тому, что учителя, которые ведут это преподавание на основе ранее изданных учебников «Удивительные приключения в стране Экономика» и «Экономика без тайн», прислали в его адрес многочисленные письма с описанием своей работы, а также созданные ими самими методические пособия к этим учебникам. Это, равно как и многочисленные беседы с преподавателями на семинарах, которые автору довелось провести во многих городах страны, позволило составить реальное представление о том уровне, на котором сегодня необходимо и возможно преподавать экономику в школах России.
Именно это стремление найти оптимальное сочетание зарубежных стандартов школьного экономического образования и нужд и возможностей российских школ определило структуру и объем настоящей программы.
Поскольку во многих учебных заведениях преподаватели вполне правомерно стремятся создать систему непрерывного экономического образования, охватывающую несколько классов, то целесообразно иметь в виду, что настоящая программа и созданный на ее основе учебник «Экономика» могут быть предварены:
в 1 – 4-х классах – факультативными занятиями на основе пособия Л.М. Клариной «Экономика и экология для малышей» и рабочей тетради «Уроки гнома Эконома и феи Экологии» (Вита – Пресс, 1995) или курсом «Экономика» для начальной школы» (авт. программы – И.А. Сасова);
в 5 – 6-х классах – обучением на основе книги «Удивительные приключения в стране Экономика» и пособия к ней М.Я. Замек « 32 урока по экономике» (Вита – Пресс, 1995);
в 7 – 8-х классах – изучением курса Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности»,
а также продолжены
в 11-х классах – изучением курса « Основы бизнеса и предпринимательства» или углубленным изучением основ экономических знаний : «Основы экономической теории» под ред. С.И Иванова
Поурочная разбивка программы выполнена таким образом, чтобы вновь изучаемого материала позволял преподавателю проводить проверку знаний по ранее изученным темам, а также использовать собственный иллюстративный материал по теме (информацию, характерную для данного населенного пункта), равно как проводить – при желании – экономические игры для активизации усвоения новых понятий и связей между ними.
Изучение основ экономических знаний в 10-м классе общеобразовательной школы требует 48 часов занятий, т.е. режима занятий при котором учащиеся посещают на одной неделе один, а на следующей два урока экономики.
В нашем случае в учебном плане на занятия экономикой выделяется только 34 часа, что соответствует одному уроку в неделю, возможно изучение сокращенного курса. Из него исключаются уроки, отмеченные в приведенной ниже программе знаком «*». Материал этих уроков может задаваться всем или наиболее сильным ученикам для самостоятельного изучения с помощью учебника.
Это необходимо потому, что без изучения всего объема материала, предусмотренного настоящей программой, ученикам будет сложно продолжать изучение экономики в 11-м классе, где упор делается на углубление знаний, полученных в 10-м классе.
Изучение основ экономических знаний в 11-м классе общеобразовательной школы требует 64 часов занятий, т.е. режима занятий, при котором учащиеся посещают еженедельно два урока экономики.
В данном случае изучаются все темы курса экономики - это целесообразно потому, что после изучения углубленного материала, предусмотренного настоящей программой, ученикам будет легко подготовиться к различного рода испытаниям по экономике (тесты, экзамены, собеседования), которые вводятся сейчас для абитуриентов во многих российских вузах экономического профиля. Цели и задачи дисциплины
Целью преподавания Экономики в школе является формирование у учащихся профессиональных знаний о явлениях и процессах экономической жизни общества, о методах и инструментах изучения этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем. Данная дисциплина призвана формировать экономическое мышление и навыки поведения экономических субъектов в рыночной экономике.
Задачами обучения являются овладение школьниками:
основами экономической теории, закономерностями функционирования экономики как хозяйственной системы;
основными понятиями, принципами, механизмом и законами функционирования, а также основными методами управления рыночной экономикой;
знаниями в области основ общественного производства, предпринимательства, отношений собственности и организационно-правовых форм предприятий в России;
знаниями принципов функционирования денежной, кредитной, финансовой, налоговой систем в условиях рыночной экономики.
Учебные цели: В соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы учащиеся:
Должны знать:
Предмет экономической науки, ее разделы
Экономические системы
Спрос. Индивидуальный и рыночный спрос
Предложение. Рыночный механизм
Роль цен в экономике
Рынки взаимосвязанных товаров и услуг
Фирма. Предпринимательство. Виды предприятий. Бухгалтерские и экономические затраты и прибыль. Производительность
Конкуренция и структура рынка. Антимонопольное регулирование.
Рынок труда. Спрос и предложение труда. Человеческий капитал. Доходы. Неравенство и перераспределение доходов
Функции и виды денег. Виды ценных бумаг. Инфляция и ее причины
ВВП и ВНП. Национальный доход. Личный доход
Совокупные спрос и предложение. Макроэкономическое равновесие
Виды и уровень безработицы. Меры борьбы с безработицей
Экономический рост. Модели роста. Экономические циклы
Фискальная политика. Основные статьи доходов и расходов госбюджета
Банковская система
Развитие экономической науки
Налоги. Налоговая система. Финансовые институты
Механизм действия бирж, страховых и инвестиционных компаний
Основы теории потребительского поведения
Переходная экономика. Характеристика и структура российского хозяйства.
Научиться умению:
различать микро- и макроэкономические характеристики;
строить и анализировать графики зависимости спроса от цены;
определять максимальную общую полезность набора потребительских благ;
строить и анализировать графики зависимости предложения от цены;
строить и анализировать графики рыночного равновесия, находить точку равновесия;
различать формы собственности, определять объекта собственности;
применять на практике полученные знания, анализируя возможности и условия приватизации;
строить графики общих, средних и предельных издержек;
делать выводы о целесообразности открытия фирмы или о прекращении выпуска продукции;
определять типы рынка по форме конкуренции;
анализировать типы рыночных структур;
определять целесообразность контроля рынка антимонопольным комитетом;
сопоставлять настоящую ценность денежного капитала с его будущей ценностью;
строить кривую производственных возможностей фирмы;
анализировать требования производственной эффективности;
анализировать графики совокупного спроса и предложения;
определять вид налога;
анализировать зависимость между размером налоговой ставки и суммой собранных налогов;
различать виды банков.
Программой предусмотрены следующие формы обучения:
лекции по отдельным разделам
семинарские и практические занятия с использованием тестовых заданий, ситуационных и расчетных задач
доклады школьников на занятии и итоговой научно-практической конференции
беседы со специалистами
экскурсии
Контроль знаний учащихся проводится в форме самостоятельных и контрольных работ, защите рефератов (оценивается по 5-балльной шкале).
Учебно – тематический план для 10-го класса
№
п/п
| Изучаемая тема (раздел)
| Кол-во уч.часов
| 1
| Понятия об экономике и ее роли
| 2
| 2
| Типы экономических систем
| 2
| 3
| Спрос и предложение как проявление экономических интересов покупателей и продавцов
| 1
| 4
| Рынок как механизм согласования интересов покупателей и продавцов
| 1
| 5
| Основы денежного механизма
| 1
| 6
| Закономерности денежного обращения
| 1
| 7
| Рынок труда
| 3
| 8
| Социальные проблемы рынка труда
| 3
| 9
| Проблемы безработицы
| 2
| 10
| Роль фирм экономической жизни страны
| 3
| 11
| Фирмы и конкуренция
| 2
| 12
| Экономика семей
| 1
| 13
| Дифференциация доходов о порождаемые ею проблемы
| 2
| 14
| Роль государства в экономической системе
| 2
| 15
| Государственные финансы
| 1
|
| Самостоятельные работы
| 3
|
| Контрольные работы
| 4
|
| ВСЕГО:
| 34
|
Учебно – тематический план для 11-го класса
№
п/п
| Изучаемая тема (раздел)
| Кол-во уч.часов
| 1
| Экономическое устройство России.
| 7
| 2
| Закономерности спроса и предложения.
| 8
| 3
| Фирма на конкурентном рынке.
| 6
| 4
| Рынок капитала.
| 3
| 5
| Рынок земли и природных ресурсов.
| 4
| 6
| Банковская система.
| 6
| 7
| Экономический рост.
| 6
| 8
| Организация международной торговли.
| 4
| 9
| Экономика мирового хозяйства.
| 2
|
| Самостоятельные работы
| 8
|
| Контрольные работы
| 4
|
| Доклады учащихся
| 10
|
| ВСЕГО:
| 68
|
Содержание программы 10-й класс Тема 1. Понятие об экономике и ее роли в жизни общества (2 ч)
- Экономика как система хозяйственной жизни общества. Экономическая наука как наука о закономерностях хозяйственной жизни общества. Понятие о микро- и макроэкономике и круг изучаемых ими проблем.
- Даровые и экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства благ. Типы специализации. Понятие п производительности труда. Причины возникновения торговли и ее экономическое значение.
- Потребности людей их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов производства. Причины, по которым невозможно преодоление относительной ограниченности производственных ресурсов. Неизбежность выбора при использовании ограниченных ресурсов и его цена.
- Главные вопросы экономической жизни общества. Понятие о границе производственных возможностей и описывающей ее кривой. Проблемы, возникающие при поиске ответов на основные экономические вопросы. Тема 2. Типы экономических систем и различия между ними (2ч)
- Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Командная система: ее особенности и формы практической реализации.
- Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей.
- Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе. Тема 3.Спрос предложение как проявление экономических интересов покупателей и продавцов (1ч)
- Понятие о спросе. Факторы формирования величины спроса. Эластичность спроса и ее значение для продавцов.
- Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов. Тема 4. Рынок как механизм согласования интересов покупателей и продавцов (1ч)
- Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание равновесие. Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной цене. Механизмы формирования рыночного равновесия. Рынок покупателей и рынок продавца.
*Причины нарушения рыночного равновесия. Достижение рынком равновесия при изменении соотношений спроса и предложения. Тема 5. Основы денежного механизма (1ч)
- Причины изобретения денег. Функции денег в экономике. Роль денег как средства обмена.
- Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Причины выделения из мира товаров денежных товаров, драгоценных металлов.
- Деньги как средство сбережения. Понятия о ликвидности. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.
*Виды денег. История возникновения бумажных денег. Понятие об эмиссии денег. Современная структура денежной массы. Тема 6. Закономерности денежного обращения (1ч)
- Факторы, определяющие необходимое стране количество денег. Понятие о скорости обращения денег и метод ее определения. Закон обмена и его использование для анализа ситуации в денежном хозяйстве страны.
- Причины возникновения инфляции и ее влияние на покупательную способность денег. Виды инфляции. Понятие об инфляционной психологии. Влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране. Тема 7. Рынок труда (3ч)
- Продавцы и покупатели на рынке труда. Особенности труда как товара. Понятие о производном характере спроса на рынке труда.
- Факторы, формирующие спрос на труд. Связь уровня оплаты труда сего производительностью и ценами изготовляемой продукции. Закон спроса на рынке труда.
- Факторы, формирующие предложения на рынке труда. Закон предложения на рынке труда. Понятие об эффекте дохода и его влияние на предложение труда.
- Заработная плата как равновесная цена труда. Влияние на заработную плату изменений в соотношениях спроса и предложения на рынках труда. Причины возникновения устойчивых отраслевых различий в уровнях заработной платы. Тема 8. Социальные проблемы рынка труда (3ч)
* Причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рыке труда. Профсоюзы как представители коллективных интересов и их связь с уровнем благосостояния в стране.
*Основные направления деятельности профсоюзов. Влияние деятельности профсоюзов на уровни занятости и заработной платы.
- Прожиточный минимум как минимальная цена труда. Структура системы заработной платы. Проблемы относительной динамики прожиточного минимума, минимальной средней заработной и оплаты.
- Понятие о трудовом контракте. Причины заключения коллективных договоров и генеральных соглашений об условиях труда и оплаты.
- Основные способы стимулирования трудовой активности работников. Виды заработной платы. Трудовая пенсия как способ стимулирования роста производительности и качества труда. Тема 9.Проблемы безработицы (2ч)
- Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Виды безработицы и причины их возникновения.
*Полная занятость и естественная норма безработицы. Особые формы безработицы в России.
- Способы сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в условиях России. Тема 10.Роль фирм в экономической жизни страны (3ч)
- Соотношение между понятиями «фирма» и «предприятие». Фирма и отрасль. Условия экономической правомерности существования фирмы. Понятие о добавленной стоимости.
*Виды фирм по российскому законодательству. Сравнительные характеристики различных видов фирм. Тема 11.Фирмы и конкуренция (2ч)
- Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерским экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы.
*Соотношение понятий «расходы», «платежи» и «затраты». Постоянные и переменные затраты и различия в закономерностях их изменения.
*Понятие о средних и предельных затратах. Влияние роста масштабов производства на величину средних затрат и социально-экономическое значение эффекта масштаба. Роль предельных затрат в экономическом обосновании политики фирмы.
*Цена как инструмент коммерческой политики фирмы. Методы, с помощью которых фирмы могут управлять ценами на свои товары. Тема 12. Экономика семей (1ч)
- Источники доходов в странах с различными типами экономических систем. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране.
- Различия в ценности для людей жизненных благ и влияние этих различий на структуру семейных расходов. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны.
*Понятие о номинальных и реальных доходах семей. Влияние инфляции на уровень жизни семей. Роль семейных сбережений для обеспечения экономического развития страны.
Тема 13. Дифференциация доходов и порождаемые ею проблемы (2ч)
- Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа.
- Понятие о прогрессивном налогообложении. Налоговая декларация и правила ее заполнения по российскому законодательству. Ответственность граждан за уклонение от уплаты налогов. Тема 14. Роль государства в экономической системе (2)
- Роль государства как защитника экономических свобод. Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны.
- Понятие о слабостях рынка. Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка. Понятие об общественных благах. Тема 15. Государственные финансы (1ч)
*Роль налогообложения в формировании доходов государства. Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов о покупателей, а также уровни цен. Основные виды налогов, применяемые в России.
*Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России. Бюджетное тождество и бюджетный дефицит.
*Понятие о государственном долге. Причины возникновения государственного долга и способы его сокращения. Внешний государственный долг и его влияние на благосостояние граждан страны.
11-й класс
Тема 1. Экономическое устройство России – 7 часов
- Классификация стран мира по уровню экономического развития. Понятие о валовом внутреннем продукте как обобщающем измерителе производительности национальной экономики. Россия как постсоциалистическая страна с переходной экономикой.
- Исторические причины формирования гипертрофированной роли государства в экономической жизни России. Влияние индустриализации и урбанизации на формирование экономики России. Основные черты современного состояния национальной экономики. Реформирование экономики России в 90-х гг.: достижения и неудачи.
- Причины проведения в России приватизации государственной собственности. Трудности и проблемы, связанные с приватизацией российских предприятий.
- Российская промышленность: история возникновения и проблемы развития. Причины технической отсталости и экономической неэффективности российской промышленности.
-Основные проблемы аграрного сектора российской экономики. Государственная поддержка сельского хозяйства и причины ее низкой результативности. Причины трудностей в развитии российского фермерского движения. Тема 2. Закономерности спроса и предложения – 8 часов
- Различия в формировании спроса в зависимости от типа товаров. Закон Энгеля. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны.
- Зависимость спроса от изменения доходов покупателей. Влияние на спрос цен других товаров. Демографические и культурно-бытовые факторы формирования спроса.
- Индивидуальный и рыночный спрос и взаимосвязь между ними. Факторы формирования и изменения рыночного спроса. Совокупный спрос и закономерности поведения покупателей.
- Расчет эластичности спроса. Классификация товаров по степени эластичности спроса на них. Факторы формирования уровней эластичности спроса.
- Цели деятельности фирмы. Факторы, влияющие на выбор фирмой цели своей деятельности. Возможности собственников влиять на цели деятельности фирмы. Влияние целей фирмы на формирование ее кривой предложения.
-Индивидуальное и рыночное предложение и связь между ними. Понятие о совокупном предложении и особенности его формирования.
- Метод расчета эластичности предложения. Факторы, формирующие уровень эластичности предложения. Зависимость эластичности предложения от времени. Тема 3. Фирма на конкурентном рынке – 6 часов
- Условия эффективности деятельности фирмы. Понятие о трансакционных затратах. Эффект масштаба и его значение для формирования коммерческой политики фирмы. Технологическая и экономическая эффективность деятельности фирмы.
- Условия возникновения совершенной конкуренции. Значимость конкуренции для эффективности распределения ресурсов общества. Деятельность фирмы в условиях совершенной конкуренции. Изменение ситуации на рынке при возникновении несовершенной конкуренции.
- Общий и предельный доходы от продаж как факторы формирования коммерческой политики фирмы. Особенности поведения на рынке фирмы-монополиста.
- Виды барьеров, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки. Понятие о государственной монополии. Естественные монополии и причины их возникновения. Монополизация рынков в российской экономике. Типичные формы поведения фирм-монополистов.
- Причины появления антимонопольного законодательства. Меры противодействия монополизации рынков. Демпинг и методы борьбы с ним. Классификация монополий по российскому законодательству. Тема 4. Рынок капитала – 3 часа
- Виды капитала и их роль в обеспечении деятельности фирм. Понятие о рынке капитала и действующие на нем продавцы и покупатели. Экономическая логика формирования сбережений и их превращения в инвестиции.
- Структура рынка капитала. Понятие о заемном собственном капитале. Особенности о ценных бумагах и их основные виды. Ценность фирмы и ее связь с курсом акций. Проблемы организации и регулирование фондового рынка в России. Тема 5. Рынок земли и природных ресурсов – 4 часа
- Частная собственность на землю, ее экономическое значение и проблемы реализации в условиях России. Причины различий эффективности использования земельных угодий.
- Особенности формирования предложения на рынке земли. Понятие о ренте и закономерности ее изменения при колебаниях спроса на землю. Типы покупателей на рынке земли и факторы, влияющие на их спрос.
- Основные категории природных ресурсов и закономерности их использования. Понятие о запасе и потоке ресурсов. Закономерности формирования спроса на запасы и потоки природных ресурсов. Проблема резервирования природных ресурсов и ее значение для России.
Тема 6. Банковская система – 6 часов
- Причины возникновения банков. Основные виды услуг, оказываемых банками. Структура цены банковского кредита. Причины экономической рациональности деятельности банков. Основные виды банков.
- Принципы кредитования. Виды банковских депозитов. Закономерности формирования процента за кредит.
- Понятие о векселях и чеках. Безналичные денежные расчеты и роль банков в их обеспечении. Современная структура денежной массы и значение изменений в ней.
- Частичные и избыточные резервы банков. Понятие о кредитной эмиссии и ее связь со структурой банковских депозитов. Причины возникновения общенациональных резервных требований к коммерческим банкам. Достоинства резервной банковской системы.
- Функции Центрального банка страны. Регулирование Центральным банком страны масштабов кредитной эмиссии. Тема 7. Экономический рост – 6 часов
- Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста.
- Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста. Понятие об экстенсивном и интенсивном экономическом росте.
- Понятие об экономическом развитии. Задачи, подлежащие решению для обеспечения экономического развития. Порочный круг слаборазвитости и особенности его проявления в экономике России
- Неравномерность экономического роста и развития и причины, ее порождающие. Экономические циклы и их основные фазы. Типы экономических циклов. Методы воздействия на ход экономических циклов. Тема 8. Организация международной торговли – 4 часа
- Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительного экономического преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой торговле. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран.
- Плюсы и минусы развития международной торговли. Причины возникновения протекционизма и торговых войн. Значение международной торговли для экономики России. Методы государственного регулирования внешней торговли и экономические последствия их использования. Формы либерализации международной торговли и перспективы вступления России в торговые союзы.
- Причины многовалютности и ее значение для возникновения валютного рынка. Валютный курс как цена национальной денежной единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особенности их проявления в условиях валютных курсов.
- История развития российской внешней торговли. Современная структура российского экспорта и импорта и ее экономическая оценка. Проблемы развития внешнеторговых операций России в ближайшие годы.
Тема 9. Экономика мирового хозяйства – 2 часа
- Различия в уровнях богатства наций как глобальная экономическая проблема. Барьеры на пути ускорения роста благосостояния беднейших наций
- Экономические аспекты экологических процессов. Экологические ограничения при выборе стратегии экономического развития России.
- Повторение пройденного материала и обсуждение с учащимися текущих экономических проблем России. Самостоятельные работы после изучения каждой главы. – 8 часов
Экономический диктант «Экономическое устройство России»
Экономическая лаборатория «Анализ структуру рынков п.Энергетик»
Самостоятельная работа на тему: «Экономический цикл, занятость и безработица»
Тест «Инфляция»
Экономический диктант Экономика и государство»
Экономическая игра «Принятие компромиссных решений в экономике»
Тест «Международная торговля и валютный рынок»
Экономическая игра «Кто хочет стать экономистом»
Контрольные работы. – 4 часа
Контрольная работа №1 «Хозяйство России на пороге ХХIвека»
Контрольная работа №2 «Экономический рост»
Контрольная работа №3 «Организация международной торговли»
Контрольная работа №4 «Деньги и банковская система»
Доклады «Экономика в лицах». – 10 часов
Примерная тематика:
Н.Мордвинов
Платон
Томас Мор
Анри Сен-Симон
Томмазо Кампанелла
Роберт Оуэн
Егор Гайдар
Петр Аркадьевич Столыпин
Александр Чаянов
Джон Ло
Томас Роберт Мальтус
Ирвинг Фишер
Карл Маркс
Литература
Липсиц И.В.Экономика: В 2-х кн. Кн.1-9 Кл. Кн.2-10 кл.-М.: Вита – Пресс,2000.
Мицкевич А.А. Экономика в задачах и текстах.-М.: Вита-Пресс, 1995.
Макаров О.Ю., Раев В.А. Тесты по экономике.- М.:Вита-Пресс, 1995.
Макаров О.Ю., Раев В.А. Сборник текстов по экономике.- М.:Витв-Пресс,1999.
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. Кн. 1- 9кл-М.:Вита-Пресс,1998.
Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе. Кн 2-10 кл- М 1999.
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 п.Энергетик»
(полное наименование учреждения по Уставу)
«УТВЕРЖДАЮ»__________
Директор МОУ СОШ №2
Марченко С.В.
(ФИО руководителя ОУ)
«____» ______200__г. Рабочая программа по «ЭКОНОМИКЕ» 10-11 классы Срок реализации программы - 2 года
Разработчик:
Ф.И.О. Кокорева Ольга Владимировна
занимаемая должность: учитель экономики
Обсуждена и согласована на
методическом объединении
Протокол №_____от «___»_____200_г.
Принята на методическом или
педагогическом совете
Протокол №_____от «___»_____200_г.
2009 год
|