Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ





Скачать 223.57 Kb.
НазваниеПрограмма для 10-11 классов общеобразовательных школ
Дата публикации18.04.2015
Размер223.57 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
Экономика

Программа для 10-11 классов

общеобразовательных школ

(с углубленным изучением экономики в 11 классе)

(Автор – И.В. Липсиц, ГУ-ВШЭ)


Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 10-11 классов общеобразовательных школ с углубленным изучением экономики в 11 классе.

Ее основой является, с одной стороны, опыт экономического образования в странах Европы, а с другой – практика преподавания экономики в школах более чем 90 городов России. С такой практикой автору программы удалось познакомиться благодаря тому, что учителя, которые ведут это преподавание на основе ранее изданных учебников «Удивительные приключения в стране Экономика» и «Экономика без тайн», прислали в его адрес многочисленные письма с описанием своей работы, а также созданные ими самими методические пособия к этим учебникам. Это, равно как и многочисленные беседы с преподавателями на семинарах, которые автору довелось провести во многих городах страны, позволило составить реальное представление о том уровне, на котором сегодня необходимо и возможно преподавать экономику в школах России.

Именно это стремление найти оптимальное сочетание зарубежных стандартов школьного экономического образования и нужд и возможностей российских школ определило структуру и объем настоящей программы.

Поскольку во многих учебных заведениях преподаватели вполне правомерно стремятся создать систему непрерывного экономического образования, охватывающую несколько классов, то целесообразно иметь в виду, что настоящая программа и созданный на ее основе учебник «Экономика» могут быть предварены:

в 1 – 4-х классах – факультативными занятиями на основе пособия Л.М. Клариной «Экономика и экология для малышей» и рабочей тетради «Уроки гнома Эконома и феи Экологии» (Вита – Пресс, 1995) или курсом «Экономика» для начальной школы» (авт. программы – И.А. Сасова);

в 5 – 6-х классах – обучением на основе книги «Удивительные приключения в стране Экономика» и пособия к ней М.Я. Замек « 32 урока по экономике» (Вита – Пресс, 1995);

в 7 – 8-х классах – изучением курса Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности»,

а также продолжены

в 11-х классах – изучением курса « Основы бизнеса и предпринимательства» или углубленным изучением основ экономических знаний : «Основы экономической теории» под ред. С.И Иванова

Поурочная разбивка программы выполнена таким образом, чтобы вновь изучаемого материала позволял преподавателю проводить проверку знаний по ранее изученным темам, а также использовать собственный иллюстративный материал по теме (информацию, характерную для данного населенного пункта), равно как проводить – при желании – экономические игры для активизации усвоения новых понятий и связей между ними.

Изучение основ экономических знаний в 10-м классе общеобразовательной школы требует 48 часов занятий, т.е. режима занятий при котором учащиеся посещают на одной неделе один, а на следующей два урока экономики.

В нашем случае в учебном плане на занятия экономикой выделяется только 34 часа, что соответствует одному уроку в неделю, возможно изучение сокращенного курса. Из него исключаются уроки, отмеченные в приведенной ниже программе знаком «*». Материал этих уроков может задаваться всем или наиболее сильным ученикам для самостоятельного изучения с помощью учебника.

Это необходимо потому, что без изучения всего объема материала, предусмотренного настоящей программой, ученикам будет сложно продолжать изучение экономики в 11-м классе, где упор делается на углубление знаний, полученных в 10-м классе.

Изучение основ экономических знаний в 11-м классе общеобразовательной школы требует 64 часов занятий, т.е. режима занятий, при котором учащиеся посещают еженедельно два урока экономики.

В данном случае изучаются все темы курса экономики - это целесообразно потому, что после изучения углубленного материала, предусмотренного настоящей программой, ученикам будет легко подготовиться к различного рода испытаниям по экономике (тесты, экзамены, собеседования), которые вводятся сейчас для абитуриентов во многих российских вузах экономического профиля.
Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания Экономики в школе является формирование у учащихся профессиональных знаний о явлениях и процессах экономической жизни общества, о методах и инструментах изучения этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем. Данная дисциплина призвана формировать экономическое мышление и навыки поведения экономических субъектов в рыночной экономике.


Задачами обучения являются овладение школьниками:

  • основами экономической теории, закономерностями функционирования экономики как хозяйственной системы;

  • основными понятиями, принципами, механизмом и законами функционирования, а также основными методами управления рыночной экономикой;

  • знаниями в области основ общественного производства, предпринимательства, отношений собственности и организационно-правовых форм предприятий в России;

  • знаниями принципов функционирования денежной, кредитной, финансовой, налоговой систем в условиях рыночной экономики.

Учебные цели: В соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы учащиеся:

Должны знать:

  • Предмет экономической науки, ее разделы

  • Экономические системы

  • Спрос. Индивидуальный и рыночный спрос

  • Предложение. Рыночный механизм

  • Роль цен в экономике

  • Рынки взаимосвязанных товаров и услуг

  • Фирма. Предпринимательство. Виды предприятий. Бухгалтерские и экономические затраты и прибыль.
    Производительность

  • Конкуренция и структура рынка. Антимонопольное регулирование.

  • Рынок труда. Спрос и предложение труда. Человеческий капитал. Доходы. Неравенство и перераспределение доходов

  • Функции и виды денег. Виды ценных бумаг. Инфляция и ее причины

  • ВВП и ВНП. Национальный доход. Личный доход

  • Совокупные спрос и предложение. Макроэкономическое равновесие

  • Виды и уровень безработицы. Меры борьбы с безработицей

  • Экономический рост. Модели роста. Экономические циклы

  • Фискальная политика. Основные статьи доходов и расходов госбюджета

  • Банковская система

  • Развитие экономической науки

  • Налоги. Налоговая система. Финансовые институты

  • Механизм действия бирж, страховых и инвестиционных компаний

  • Основы теории потребительского поведения

  • Переходная экономика. Характеристика и структура российского хозяйства.

Научиться умению:

  • различать микро- и макроэкономические характеристики;

  • строить и анализировать графики зависимости спроса от цены;

  • определять максимальную общую полезность набора потребительских благ;

  • строить и анализировать графики зависимости предложения от цены;

  • строить и анализировать графики рыночного равновесия, находить точку равновесия;

  • различать формы собственности, определять объекта собственности;

  • применять на практике полученные знания, анализируя возможности и условия приватизации;

  • строить графики общих, средних и предельных издержек;

  • делать выводы о целесообразности открытия фирмы или о прекращении выпуска продукции;

  • определять типы рынка по форме конкуренции;

  • анализировать типы рыночных структур;

  • определять целесообразность контроля рынка антимонопольным комитетом;

  • сопоставлять настоящую ценность денежного капитала с его будущей ценностью;

  • строить кривую производственных возможностей фирмы;

  • анализировать требования производственной эффективности;

  • анализировать графики совокупного спроса и предложения;

  • определять вид налога;

  • анализировать зависимость между размером налоговой ставки и суммой собранных налогов;

  • различать виды банков.

Программой предусмотрены следующие формы обучения:

  • лекции по отдельным разделам

  • семинарские и практические занятия с использованием тестовых заданий, ситуационных и расчетных задач

  • доклады школьников на занятии и итоговой научно-практической конференции

  • беседы со специалистами

  • экскурсии

Контроль знаний учащихся проводится в форме самостоятельных и контрольных работ, защите рефератов (оценивается по 5-балльной шкале).

Учебно – тематический план для 10-го класса




п/п

Изучаемая тема (раздел)

Кол-во уч.часов

1

Понятия об экономике и ее роли

2

2

Типы экономических систем

2

3

Спрос и предложение как проявление экономических интересов покупателей и продавцов

1

4

Рынок как механизм согласования интересов покупателей и продавцов

1

5

Основы денежного механизма

1

6

Закономерности денежного обращения

1

7

Рынок труда

3

8

Социальные проблемы рынка труда

3

9

Проблемы безработицы

2

10

Роль фирм экономической жизни страны

3

11

Фирмы и конкуренция

2

12

Экономика семей

1

13

Дифференциация доходов о порождаемые ею проблемы

2

14

Роль государства в экономической системе

2

15

Государственные финансы

1




Самостоятельные работы

3




Контрольные работы

4




ВСЕГО:

34



Учебно – тематический план для 11-го класса




п/п

Изучаемая тема (раздел)

Кол-во уч.часов

1

Экономическое устройство России.

7

2

Закономерности спроса и предложения.

8

3

Фирма на конкурентном рынке.

6

4

Рынок капитала.

3

5

Рынок земли и природных ресурсов.

4

6

Банковская система.

6

7

Экономический рост.

6

8

Организация международной торговли.

4

9

Экономика мирового хозяйства.

2




Самостоятельные работы

8




Контрольные работы

4




Доклады учащихся

10




ВСЕГО:

68


Содержание программы
10-й класс
Тема 1. Понятие об экономике и ее роли в жизни общества (2 ч)

- Экономика как система хозяйственной жизни общества. Экономическая наука как наука о закономерностях хозяйственной жизни общества. Понятие о микро- и макроэкономике и круг изучаемых ими проблем.

- Даровые и экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства благ. Типы специализации. Понятие п производительности труда. Причины возникновения торговли и ее экономическое значение.

- Потребности людей их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов производства. Причины, по которым невозможно преодоление относительной ограниченности производственных ресурсов. Неизбежность выбора при использовании ограниченных ресурсов и его цена.

- Главные вопросы экономической жизни общества. Понятие о границе производственных возможностей и описывающей ее кривой. Проблемы, возникающие при поиске ответов на основные экономические вопросы.
Тема 2. Типы экономических систем и различия между ними (2ч)

- Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Командная система: ее особенности и формы практической реализации.

- Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей.

- Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.
Тема 3.Спрос предложение как проявление экономических интересов покупателей и продавцов (1ч)

- Понятие о спросе. Факторы формирования величины спроса. Эластичность спроса и ее значение для продавцов.

- Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.
Тема 4. Рынок как механизм согласования интересов покупателей и продавцов (1ч)

- Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание равновесие. Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной цене. Механизмы формирования рыночного равновесия. Рынок покупателей и рынок продавца.

*Причины нарушения рыночного равновесия. Достижение рынком равновесия при изменении соотношений спроса и предложения.
Тема 5. Основы денежного механизма (1ч)

- Причины изобретения денег. Функции денег в экономике. Роль денег как средства обмена.

- Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Причины выделения из мира товаров денежных товаров, драгоценных металлов.

- Деньги как средство сбережения. Понятия о ликвидности. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.

*Виды денег. История возникновения бумажных денег. Понятие об эмиссии денег. Современная структура денежной массы.
Тема 6. Закономерности денежного обращения (1ч)

- Факторы, определяющие необходимое стране количество денег. Понятие о скорости обращения денег и метод ее определения. Закон обмена и его использование для анализа ситуации в денежном хозяйстве страны.

- Причины возникновения инфляции и ее влияние на покупательную способность денег. Виды инфляции. Понятие об инфляционной психологии. Влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране.
Тема 7. Рынок труда (3ч)

- Продавцы и покупатели на рынке труда. Особенности труда как товара. Понятие о производном характере спроса на рынке труда.

- Факторы, формирующие спрос на труд. Связь уровня оплаты труда сего производительностью и ценами изготовляемой продукции. Закон спроса на рынке труда.

- Факторы, формирующие предложения на рынке труда. Закон предложения на рынке труда. Понятие об эффекте дохода и его влияние на предложение труда.

- Заработная плата как равновесная цена труда. Влияние на заработную плату изменений в соотношениях спроса и предложения на рынках труда. Причины возникновения устойчивых отраслевых различий в уровнях заработной платы.
Тема 8. Социальные проблемы рынка труда (3ч)

* Причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рыке труда. Профсоюзы как представители коллективных интересов и их связь с уровнем благосостояния в стране.

*Основные направления деятельности профсоюзов. Влияние деятельности профсоюзов на уровни занятости и заработной платы.

- Прожиточный минимум как минимальная цена труда. Структура системы заработной платы. Проблемы относительной динамики прожиточного минимума, минимальной средней заработной и оплаты.

- Понятие о трудовом контракте. Причины заключения коллективных договоров и генеральных соглашений об условиях труда и оплаты.

- Основные способы стимулирования трудовой активности работников. Виды заработной платы. Трудовая пенсия как способ стимулирования роста производительности и качества труда.
Тема 9.Проблемы безработицы (2ч)

- Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Виды безработицы и причины их возникновения.

*Полная занятость и естественная норма безработицы. Особые формы безработицы в России.

- Способы сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в условиях России.
Тема 10.Роль фирм в экономической жизни страны (3ч)

- Соотношение между понятиями «фирма» и «предприятие». Фирма и отрасль. Условия экономической правомерности существования фирмы. Понятие о добавленной стоимости.

*Виды фирм по российскому законодательству. Сравнительные характеристики различных видов фирм.
Тема 11.Фирмы и конкуренция (2ч)

- Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерским экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы.

*Соотношение понятий «расходы», «платежи» и «затраты». Постоянные и переменные затраты и различия в закономерностях их изменения.

*Понятие о средних и предельных затратах. Влияние роста масштабов производства на величину средних затрат и социально-экономическое значение эффекта масштаба. Роль предельных затрат в экономическом обосновании политики фирмы.

*Цена как инструмент коммерческой политики фирмы. Методы, с помощью которых фирмы могут управлять ценами на свои товары.
Тема 12. Экономика семей (1ч)

- Источники доходов в странах с различными типами экономических систем. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране.

- Различия в ценности для людей жизненных благ и влияние этих различий на структуру семейных расходов. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны.

*Понятие о номинальных и реальных доходах семей. Влияние инфляции на уровень жизни семей. Роль семейных сбережений для обеспечения экономического развития страны.

Тема 13. Дифференциация доходов и порождаемые ею проблемы (2ч)

- Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа.

- Понятие о прогрессивном налогообложении. Налоговая декларация и правила ее заполнения по российскому законодательству. Ответственность граждан за уклонение от уплаты налогов.
Тема 14. Роль государства в экономической системе (2)

- Роль государства как защитника экономических свобод. Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны.

- Понятие о слабостях рынка. Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка. Понятие об общественных благах.
Тема 15. Государственные финансы (1ч)

*Роль налогообложения в формировании доходов государства. Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов о покупателей, а также уровни цен. Основные виды налогов, применяемые в России.

*Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России. Бюджетное тождество и бюджетный дефицит.

*Понятие о государственном долге. Причины возникновения государственного долга и способы его сокращения. Внешний государственный долг и его влияние на благосостояние граждан страны.

11-й класс

Тема 1. Экономическое устройство России – 7 часов

- Классификация стран мира по уровню экономического развития. Понятие о валовом внутреннем продукте как обобщающем измерителе производительности национальной экономики. Россия как постсоциалистическая страна с переходной экономикой.

- Исторические причины формирования гипертрофированной роли государства в экономической жизни России. Влияние индустриализации и урбанизации на формирование экономики России. Основные черты современного состояния национальной экономики. Реформирование экономики России в 90-х гг.: достижения и неудачи.

- Причины проведения в России приватизации государственной собственности. Трудности и проблемы, связанные с приватизацией российских предприятий.

- Российская промышленность: история возникновения и проблемы развития. Причины технической отсталости и экономической неэффективности российской промышленности.

-Основные проблемы аграрного сектора российской экономики. Государственная поддержка сельского хозяйства и причины ее низкой результативности. Причины трудностей в развитии российского фермерского движения.
Тема 2. Закономерности спроса и предложения – 8 часов

- Различия в формировании спроса в зависимости от типа товаров. Закон Энгеля. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны.

- Зависимость спроса от изменения доходов покупателей. Влияние на спрос цен других товаров. Демографические и культурно-бытовые факторы формирования спроса.

- Индивидуальный и рыночный спрос и взаимосвязь между ними. Факторы формирования и изменения рыночного спроса. Совокупный спрос и закономерности поведения покупателей.

- Расчет эластичности спроса. Классификация товаров по степени эластичности спроса на них. Факторы формирования уровней эластичности спроса.

- Цели деятельности фирмы. Факторы, влияющие на выбор фирмой цели своей деятельности. Возможности собственников влиять на цели деятельности фирмы. Влияние целей фирмы на формирование ее кривой предложения.

-Индивидуальное и рыночное предложение и связь между ними. Понятие о совокупном предложении и особенности его формирования.

- Метод расчета эластичности предложения. Факторы, формирующие уровень эластичности предложения. Зависимость эластичности предложения от времени.
Тема 3. Фирма на конкурентном рынке – 6 часов

- Условия эффективности деятельности фирмы. Понятие о трансакционных затратах. Эффект масштаба и его значение для формирования коммерческой политики фирмы. Технологическая и экономическая эффективность деятельности фирмы.

- Условия возникновения совершенной конкуренции. Значимость конкуренции для эффективности распределения ресурсов общества. Деятельность фирмы в условиях совершенной конкуренции. Изменение ситуации на рынке при возникновении несовершенной конкуренции.

- Общий и предельный доходы от продаж как факторы формирования коммерческой политики фирмы. Особенности поведения на рынке фирмы-монополиста.

- Виды барьеров, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки. Понятие о государственной монополии. Естественные монополии и причины их возникновения. Монополизация рынков в российской экономике. Типичные формы поведения фирм-монополистов.

- Причины появления антимонопольного законодательства. Меры противодействия монополизации рынков. Демпинг и методы борьбы с ним. Классификация монополий по российскому законодательству.
Тема 4. Рынок капитала – 3 часа

- Виды капитала и их роль в обеспечении деятельности фирм. Понятие о рынке капитала и действующие на нем продавцы и покупатели. Экономическая логика формирования сбережений и их превращения в инвестиции.

- Структура рынка капитала. Понятие о заемном собственном капитале. Особенности о ценных бумагах и их основные виды. Ценность фирмы и ее связь с курсом акций. Проблемы организации и регулирование фондового рынка в России.
Тема 5. Рынок земли и природных ресурсов – 4 часа

- Частная собственность на землю, ее экономическое значение и проблемы реализации в условиях России. Причины различий эффективности использования земельных угодий.

- Особенности формирования предложения на рынке земли. Понятие о ренте и закономерности ее изменения при колебаниях спроса на землю. Типы покупателей на рынке земли и факторы, влияющие на их спрос.

- Основные категории природных ресурсов и закономерности их использования. Понятие о запасе и потоке ресурсов. Закономерности формирования спроса на запасы и потоки природных ресурсов. Проблема резервирования природных ресурсов и ее значение для России.

Тема 6. Банковская система – 6 часов

- Причины возникновения банков. Основные виды услуг, оказываемых банками. Структура цены банковского кредита. Причины экономической рациональности деятельности банков. Основные виды банков.

- Принципы кредитования. Виды банковских депозитов. Закономерности формирования процента за кредит.

- Понятие о векселях и чеках. Безналичные денежные расчеты и роль банков в их обеспечении. Современная структура денежной массы и значение изменений в ней.

- Частичные и избыточные резервы банков. Понятие о кредитной эмиссии и ее связь со структурой банковских депозитов. Причины возникновения общенациональных резервных требований к коммерческим банкам. Достоинства резервной банковской системы.

- Функции Центрального банка страны. Регулирование Центральным банком страны масштабов кредитной эмиссии.
Тема 7. Экономический рост – 6 часов

- Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста.

- Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста. Понятие об экстенсивном и интенсивном экономическом росте.

- Понятие об экономическом развитии. Задачи, подлежащие решению для обеспечения экономического развития. Порочный круг слаборазвитости и особенности его проявления в экономике России

- Неравномерность экономического роста и развития и причины, ее порождающие. Экономические циклы и их основные фазы. Типы экономических циклов. Методы воздействия на ход экономических циклов.
Тема 8. Организация международной торговли – 4 часа

- Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительного экономического преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой торговле. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран.

- Плюсы и минусы развития международной торговли. Причины возникновения протекционизма и торговых войн. Значение международной торговли для экономики России. Методы государственного регулирования внешней торговли и экономические последствия их использования. Формы либерализации международной торговли и перспективы вступления России в торговые союзы.

- Причины многовалютности и ее значение для возникновения валютного рынка. Валютный курс как цена национальной денежной единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особенности их проявления в условиях валютных курсов.

- История развития российской внешней торговли. Современная структура российского экспорта и импорта и ее экономическая оценка. Проблемы развития внешнеторговых операций России в ближайшие годы.

Тема 9. Экономика мирового хозяйства – 2 часа

- Различия в уровнях богатства наций как глобальная экономическая проблема. Барьеры на пути ускорения роста благосостояния беднейших наций

- Экономические аспекты экологических процессов. Экологические ограничения при выборе стратегии экономического развития России.

- Повторение пройденного материала и обсуждение с учащимися текущих экономических проблем России.
Самостоятельные работы после изучения каждой главы. – 8 часов

  • Экономический диктант «Экономическое устройство России»

  • Экономическая лаборатория «Анализ структуру рынков п.Энергетик»

  • Самостоятельная работа на тему: «Экономический цикл, занятость и безработица»

  • Тест «Инфляция»

  • Экономический диктант Экономика и государство»

  • Экономическая игра «Принятие компромиссных решений в экономике»

  • Тест «Международная торговля и валютный рынок»

  • Экономическая игра «Кто хочет стать экономистом»

Контрольные работы. – 4 часа

  • Контрольная работа №1 «Хозяйство России на пороге ХХIвека»

  • Контрольная работа №2 «Экономический рост»

  • Контрольная работа №3 «Организация международной торговли»

  • Контрольная работа №4 «Деньги и банковская система»

Доклады «Экономика в лицах». – 10 часов

Примерная тематика:

  • Н.Мордвинов

  • Платон

  • Томас Мор

  • Анри Сен-Симон

  • Томмазо Кампанелла

  • Роберт Оуэн

  • Егор Гайдар

  • Петр Аркадьевич Столыпин

  • Александр Чаянов

  • Джон Ло

  • Томас Роберт Мальтус

  • Ирвинг Фишер

  • Карл Маркс


Литература

Липсиц И.В.Экономика: В 2-х кн. Кн.1-9 Кл. Кн.2-10 кл.-М.: Вита – Пресс,2000.

Мицкевич А.А. Экономика в задачах и текстах.-М.: Вита-Пресс, 1995.

Макаров О.Ю., Раев В.А. Тесты по экономике.- М.:Вита-Пресс, 1995.

Макаров О.Ю., Раев В.А. Сборник текстов по экономике.- М.:Витв-Пресс,1999.

Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. Кн. 1- 9кл-М.:Вита-Пресс,1998.

Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе. Кн 2-10 кл- М 1999.

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 п.Энергетик»

(полное наименование учреждения по Уставу)


«УТВЕРЖДАЮ»__________

Директор МОУ СОШ №2

Марченко С.В.

(ФИО руководителя ОУ)

«____» ______200__г.
Рабочая программа по
«ЭКОНОМИКЕ»
10-11 классы
Срок реализации программы - 2 года


Разработчик:

Ф.И.О. Кокорева Ольга Владимировна

занимаемая должность: учитель экономики



Обсуждена и согласована на

методическом объединении

Протокол №_____от «___»_____200_г.

Принята на методическом или

педагогическом совете

Протокол №_____от «___»_____200_г.






2009 год


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ iconРабочая программа по геометрии 11 класса составлена на основе федерального...
Программы по геометрии к учебнику для 10— 11 классов общеобразовательных школ авторов c. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева,...
Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ iconРабочая программа по экономике составлена на основе Федерального...
Программы по экономике: «Современная экономика» для 9 – 11 классов общеобразовательных школ (авторы: С. Равичев, Т. Протасевич "Вариант-170"...
Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ iconРабочая программа по геометрии 11 класса составлена на основе федерального...
Планирование составлено на основе Программ для общеобразовательных школ по геометрии
Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной...
А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и примерной учебной программы по экологии...
Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 10-11 классов общеобразовательных школ или...
Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ iconМетодические рекомендации для учителей ритмики, хореографии и танца...
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии...
Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей...
Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ iconПрограмма для 10 11 классов общеобразовательных школ
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей нравственности на основах православия
Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ iconАвторская программа по технологии для 5 11 классов общеобразовательных...
Авторская программа по технологии для 5 – 11 классов общеобразовательных школ при совместном обучении мальчиков и девочек на уроках...
Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ iconПояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных...
Учебные программы для V—ix классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей)...
Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ iconРабочая программа по экономике составлена на основе Федерального...
Рабочая программа по экономике составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего...
Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ iconПрограмма для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей,...
Программа для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, домов творчества, школ искусств включает
Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ iconРабочая программа по мхк составлена на основе государственного стандарта...
Автор Г. И. Данилова ( Курс для школ и классов гуманитарного профиля. М. Дрофа, 2008). Программа рассчитана на 70 часов: 35 часов...
Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ iconРабочая учебная программа по геометрии для классов с дополнительной...
Министерства образования Российской Федерации программы по математике для школ (классов) с углубленным изучением математики (Программы...
Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
«Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 8 классов общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной»
Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ iconРабочая программа по геометрии 11 класса составлена на основе федерального...
Статус документа. Рабочая программа по геометрии 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск