Скачать 249.62 Kb.
|
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РУБЦОВСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Рабочая программа элективного курса "Экология. Экология Алтайского края" II ступень обучения 5 класс (школьный компонент) на 2013 – 2014 учебный год Программа разработана на основе учебной программы А.Т.Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и примерной учебной программы по экологии Алтайского края Н.А.Алексеенко, Т.И.Рымарь (Примерные учебные программы регионального компонента содержания образования. – Барнаул: АКИПКРО, 2006.). Разработчик: Мерзликина Евгения Николаевна, учитель природоведения и экологии Рубцовск 2013 Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе учебной программы А.Т.Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и примерной учебной программы регионального компонента содержания образования «Экология Алтайского края» для 5-9 классов. – Барнаул: АКИПКРО, 2006 (рекомендовано Министерством образования и науки РФ, допущено Управлением администрации Алтайского края по образованию). Программа предусматривает реализацию содержания регионального компонента в 5-7 классах основной школы. Действующим учебным планом школы на изучение «Экология. Экология Алтайского края» в 5 классе отводится 1 час в неделю (школьный компонент) - усиление практической направленности и связь с окружающей средой. Количество часов по учебному плану: 35 (1-резерв) Формы обучения – классно-урочная, экскурсии, уроки на природе. Формы итогового контроля: оценочные практические работы, тесты. Предлагаемая программа предусматривает формирование общих экологических понятий уже с 5-го класса общеобразовательной школы: дать «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частностям». Через установление общих признаков жизни пятиклассники войдут в мир общих биологических и экологических понятий. Процессы дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в контексте общей характеристики жизни на планете, с учетом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Такой экологический подход позволит, на наш взгляд, убедить учащихся в необходимости изучения биологии и в том, что жизнь человека на Земле зависит от того, как он распорядится биологическими знаниями. В связи с выдвижением идей устойчивого развития как определяющей идеологию XXI века, возникло понятие «Образование для устойчивого развития». Ядром образования для устойчивого развития становится экологическое образование, которое рассматривается сегодня гораздо шире, чем обучение классической общей экологии. Экологическое образование сегодня основывается на следующих идеях (по С.В. Алексееву):
Образование для устойчивого развития предполагает формирование и развитие у школьников не только определенных знаний, но и ценностных ориентаций, а также системы надпредметных умений. Реализация задач образования для устойчивого развития предполагает использование активных, личностно-ориентированных форм обучения. В условиях совершенствования работы общеобразовательной школы возникает необходимость нового подхода к организации краеведческого образования: оно должно быть обязательным, доступным, комплексным, ориентированным на профессиональную деятельность и гражданскую активность в региональном пространстве. Главная цель экологического образования – обеспечить условия, способствующие формированию экологического мировоззрения на основе изучения истории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе «общество-природа». Основной целью введения регионального компонента содержания экологического образования в основной и полной школе является формирование представления о закономерностях взаимоотношений общества и природы и их разнообразии на региональном и локальном уровнях. Задачи – создать условия для:
Таким образом, фундаментальная цель современного экологического образования – научить людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на экологическом мировоззрении, которое должно прийти на смену господствующему в настоящее время потребительскому мировоззрению. Необходимо большое внимание уделять экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера: экологической культуре, нравственности и морали, экологическому праву, экологическим движениям, истории взаимоотношения общества и природы (ЮНЭСКО). Принципы отбора содержания экологического образования: - Принцип гуманизации подписывает обязательное отражение в содержании образования нравственных и правовых нормативов. - Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации с учётом новейших достижений науки. - Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и заботы о будущем. - Принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных региональных и локальных аспектов экологии – «мыслить глобально, действовать локально». - Принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности формирования экологической ответственности личности. - Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов взаимодействий. - Принцип систематичности обеспечивает системную организацию экологического образования на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приёмов, средств обучения, форм организации различных видов деятельности. - Культурологический принцип – обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. - Краеведческий принцип – ведущий в отборе содержания экологического образования. Он обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта. Содержание программы 5 класс (35 часов, 1 – резерв) Предмет и задачи экологии Алтайского края (1ч) Экологические знания - основа грамотного взаимодействия человека с окружающей средой, рационального природопользования. Влияние человека на природу Алтайского края (4 ч) Природа как источник экономического и духовного развития человека. Потребительское отношение человека к природе. Уничтожение природы человеком. Загрязнение воздуха и воды, промышленно-бытовые отходы. Виды деятельности человека, улучшающие и ухудшающие состояние почвенного покрова в Алтайском крае. Куда и как исчезают пригодные для земледелия почвы. Окультуривание почвы. Хозяйственное отношение к почвам — залог благосостояния сельского жителя в Алтайском крае. Природные сообщества Алтая (биоценозы) (2ч) Многообразие биоценозов. Биоценозы Алтайского края и своей местности. Экосистемы Алтайского края (биоценозы + факторы неживой природы = экосистема) (4ч) Многообразие экосистем Алтайского края. Экосистемы своей местности. Человек — часть живой природы (12 ч) Деятельность человека по спасению природы своего края. Заповедники и заказники Сибирского региона. Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения человека на природе: в лесу, на воде, во время отдыха и туристических походов, во время сбора ягод и грибов. Экологические праздники и значение для защиты природы Алтайского края. Практическая деятельность (11 ч):
Модели регионального образования: - Многопредметная модель предполагает изучение компонентов краеведения в рамках учебных программ традиционных базовых предметов. - Однопредметная модель предполагает изучение каждого компонента краеведения в рамках самостоятельного предмета (модуля), например: география Алтайского края, Экология Алтайского края и др. - Смешанная модель – содержание краеведческих знаний вводится с учётом особенностей традиционных учебных предметов, а также целостно в самостоятельных интегрированных предметах, которые предусматриваются для каждого этапа обучения. Ожидаемый результат обучения: - развитие познавательного интереса, включенность в активную познавательную деятельность; - развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения; - сформированность общественной активности, грамотное поведение в социуме; - удовлетворение образовательных потребностей; - умение ценить красоту, культура поведения; - осознание необходимости здорового образа жизни. Требования к уровню подготовки обучающихся (Экология. Экология Алтайского края) Знать/понимать:
Уметь:
Дополнительные источники: 1. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология / Авт.- сост. А.Е.Чижевский. Худож. В.В.Николаев, А.В.Кардашук, Е.В.Гальдяева. Под общ. ред. О.Г.Хинн – М: Издательство АСТ-ЛТД, Олимп, 1997. 2. Экология России. Хрестоматия. / сост. В.Н.Кузнецов. – М.: АО “МДС”, 1996. 3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учитилей. – М.: Устойчивый мир, 2000. 4. Спиридонов Г.М., Спиридонова Г.А. По горам и долинам Алтая. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1980. 5. Кучин А.П. Птицы Алтая. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1982. 6. Костенков П.П. Экологическое воспитание школьников: Учебно-методическое пособие. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1990. 7. Рекорды и рекодсмены природы / Составитель Л.И.Патрушева. - Барнаул: АКДЭЦ, 2002. 8. Дерево Земли, на которой я живу: Региональный компонент к программе Т.В.Шпотовой для педагогов Алтая / Сост. Н.А.Понамарева, И.И.Капустина / Научн. ред. д.б.н., проф. В.А.Рассыпнов. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. 9. Дом: самые знакомые животные – звери: Региональный компонент к программе Т.В.Шпотовой для педагогов Алтая / Сост. Н.А.Погудина, Л.И.Патрушева, Т.Н.Петрова / Под ред. д.б.н., проф. В.А.Рассыпнова – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. 10. СD. 1С: Школа: Экология. Учебное электронное издание. - М.: Московский Государственный институт электроники и математики, 2004. 11. Электронная энциклопедия комнатных растений. ООО «Дрофа», 2008. 12. Энциклопедия для детей. Т. 19. Экология. / Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта, 2001. АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РУБЦОВСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
Пояснительная записка рабочая программа по православной культуре... Рабочая программа по православной культуре для11 класса составлена на основе авторской программы по православной культуре для средних... | Пояснительная записка рабочая программа по православной культуре для 6 класса основе Программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В. Д. Скоробогатов,... | ||
Пояснительная записка образовательная программа составлена на основе... И. Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Планета", 2011 г стр.... | Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена... «Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 8 классов общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной» | ||
Пояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных... Рабочая программа по русской литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | Пояснительная записка Кому адресована программа Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой 7 класс для общеобразовательных... | ||
Пояснительная записка Кому адресована программа Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой 5 класс для общеобразовательных... | Рабочая программа по мхк составлена на основе государственного стандарта... Автор Г. И. Данилова ( Курс для школ и классов гуманитарного профиля. М. Дрофа, 2008). Программа рассчитана на 70 часов: 35 часов... | ||
Рабочая программа по экологии для 6 класса пояснительная записка... Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост.... | Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение... Рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы... | ||
Рабочая программа по геометрии 11 класса составлена на основе федерального... Планирование составлено на основе Программ для общеобразовательных школ по геометрии | Пояснительная записка к Рабочей программе по музыке 6 класс (общеобразовательный... Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного... Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебника... Рабочая программа составлена на основе учебника английского языка для VI класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев,... | Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ (Рабочая программа... |