Методические рекомендации по организации тренировочной эвакуации в учреждении при пожаре Задачи проведения противопожарных тренировок





НазваниеМетодические рекомендации по организации тренировочной эвакуации в учреждении при пожаре Задачи проведения противопожарных тренировок
Дата публикации25.02.2015
Размер251 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Физика > Методические рекомендации




Методические рекомендации

по организации тренировочной эвакуации

в учреждении при пожаре
1. Задачи проведения противопожарных тренировок
Руководство организацией и проведением тренировок возлагается на руководителей учреждений или ответственных за пожарную безопасность.

Задачами проведения с персоналом учреждений тренировочных эвакуаций являются:

  • проверка готовности персонала к эвакуации и проведению работ по тушению пожара; поддержание профессиональной и психофизиологической подготовленности персонала, необходимой для осуществления успешных действий по эвакуации людей, предотвращению развития, локализации и ликвидации пожара;

  • обучение правилам оказания доврачебной помощи пострадавшим на пожаре, правилам пользования индивидуальными средствами защиты; порядку и правилам взаимодействия персонала с пожарно-спасательными и медицинскими подразделениями;

  • отработка организации немедленного вызова пожарных подразделений и последующих действий при срабатывании установок автоматической противопожарной защиты, обнаружении задымления или пожара;

  • обучение приемам и способам спасения, эвакуации людей и материальных ценностей с применением технических средств пожарных подразделений;

  • проверка результатов обучения персонала правилам и требованиям пожарной безопасности; знаний персоналом мест расположения первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов, систем пожарной сигнализации и пожаротушения;

  • проверка умения руководителя тушения пожара четко координировать действия участников по организации ликвидации возможного (условного) пожара до прибытия пожарного подразделения;

  • отработка действий персонала в соответствии с планом эвакуации учреждения;

  • отработка действий пожарных подразделений в соответствии с оперативной документацией на данный объект.


2. Требования к планам эвакуации
В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система оповещения людей при пожаре. Успех ее применения зависит от того, насколько доступно должностные лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в ходе проведения первичных противопожарных инструктажей доведут до сотрудников принцип действия этих устройств и местонахождение ручных пожарных извещателей.

Для обеспечения быстрой и безопасной эвакуации людей в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Именно с их использованием связана эффективность проведения практических тренировок всех задействованных в эвакуации работников.

План эвакуации должен состоять из текстовой и графической части, определяющей действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей.

На плане этажа должны быть показаны: лестничные клетки, лифты, лифтовые холлы, помещения, балконы, наружные лестницы, двери лестничных клеток, лифтовых холлов и двери, расположенные на пути эвакуации. План вычерчивается в масштабе в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Основной путь эвакуации на плане указывается сплошной линией, запасной – пунктирной линией зеленого цвета. Эти линии должны быть в 2 раза толще линий плана этажа.

Основной путь эвакуации на этаже указывается в направлении незадымляемых лестничных клеток и лестниц, ведущих с данного этажа на 1 этаж здания в вестибюль или непосредственно наружу. Если две лестничные клетки равноценны по защищаемости от дыма и огня, то основной путь указывается до ближайшей лестницы. Лестничные клетки, содержащиеся в рабочее время закрытыми, считаются запасным эвакуационным выходом.

На плане этажа с помощью символов указывается место размещения:

– плана эвакуации;

– ручных пожарных извещателей;

– телефонов, по которым можно сообщить о возгорании в пожарную охрану;

– огнетушителей;

– пожарных кранов;

– установок пожаротушения.
3. Организация подготовки и проведения тренировок
На каждом объекте в рамках годового плана-графика работы с персоналом должен составляться график проведения противопожарных тренировок, утвержденный руководителем. В графике указываются месяц проведения и вид тренировки, тренирующаяся смена или структурное подразделение.

Эффективность противопожарной тренировки зависит от качества общей противопожарной подготовки персонала. Перед началом тренировки всех ее участников целесообразно собрать вместе, чтобы руководитель тренировки, используя план эвакуации, объяснил задачу каждого участника.

Противопожарные тренировки подразделяются на объектовые, тренировки структурных подразделений, совместные с подразделениями ГПС и индивидуальные.

Объектовая противопожарная тренировка: темой является нарушение по причине пожара режима работы объекта в целом, в ней задействован персонал всего объекта. Руководителем тренировочной эвакуации является руководитель или главный инженер объекта.

Тренировка структурного подразделения: темой является нарушение режима работы одного структурного подразделения, требуется участие персонала только этого подразделения.

В совместных тренировках участвуют персонал объекта и подразделения ГПС, отрабатываются взаимодействие и взаимопонимание персонала объекта и пожарных подразделений. На период совместной тренировки распоряжением руководителя объекта выделяются консультанты из числа инженерно-технических работников, которые следят, чтобы распоряжения и действия руководителя тренировки и РТП соответствовали требованиям действующих на объекте правил техники безопасности.

Индивидуальные тренировки проводятся для вновь принятого персонала после прохождения инструктажа на рабочем месте, а также для персонала, который по какой-либо причине не участвовал в плановой тренировке (отпуск, болезнь и т.п.).

Тренировка по эвакуации назначается специальным приказом руководителя учреждения о подготовке тренировки, в котором отражается цель, дата и время, руководитель и начальник штаба тренировки. Начальником штаба разрабатывается план проведения тренировки, в котором отражается тема тренировки, ее цели, состав участников и календарный план подготовки и проведения. В календарном плане отражаются этапы подготовки и проведения тренировки, задачи штабу, персоналу, посредникам и участникам с указанием мест проведения, времени и ответственных исполнителей. Порядок (этапы) проведения тренировки могут быть определены как календарным планом, так и отдельным документом, утвержденным руководителем тренировки.

Эффективность проведения тренировки во многом зависит от действий посредников и самого персонала. Посредники назначаются из числа ИТР объекта и из личного состава подразделения ГПС, их количество определяет руководитель тренировки. Посредники тренировочной эвакуации должны быть ознакомлены с тактическим замыслом тренировки, возможными вариантами его решения, техническими характеристиками объекта; распределены по участкам работы; обращать внимание на соблюдение техники безопасности во время тренировки; должны вести необходимые записи о действиях персонала и выполнении вводных.

Все категории участников при проведении противопожарных тренировок должны иметь отличительные знаки:

– посредники – отличительную повязку на правом рукаве;

– руководитель тушения пожара – красную отличительную повязку;

– тренирующийся персонал – желтую повязку на правом рукаве.

Обстановку условного пожара, работать на котором без изолирующих противогазов запрещается, имитируют следующими средствами:

– очаг пожара – красными флажками;

– зона задымления – синими флажками;

– зона токсичных газов, радиоактивности, выделения вредных паров – желтыми флажками.

Имитация пожара на тренировках должна быть наглядной. В качестве средств имитации пожара допускается использовать дымовые шашки, фонари и другие средства, способствующие созданию необходимой обстановки. Применять для имитации средства, которые могут вызвать пожар или нанести ущерб помещениям и оборудованию, запрещается.
4. Порядок действий добровольной пожарной дружины
Примерная расстановка членов ДПД и порядок их действий:

– один член ДПД сообщает о пожаре;

– два члена ДПД выделяются для отключения электроснабжения;

– один член ДПД располагается у выхода из помещения, чтобы информировать членов ДПД, производящих тушение пожара, об окончании резерва времени для работы со средствами пожаротушения;

– один член ДПД прокладывает рукавную линию со стволом и работает по тушению пожара;

– один член ДПД открывает вентиль пожарного крана и работает подствольщиком по тушению пожара.

При распределении обязанностей среди членов ДПД необходимо учитывать медицинские противопоказания.
5. Анализ (разбор) результатов и подведение итогов
Разбор тренировки производится для оценки правильности действий при эвакуации людей и ликвидации пожара и для выработки мероприятий, способствующих снижению пожарной опасности объекта и повышающих уровень безопасности обслуживающего персонала.

Разбору подлежат объектовые, тренировки структурных подразделений, совместные и индивидуальные тренировки. Разбор должен производиться руководителем тренировки с привлечением посредником сразу же после окончания тренировки. На разборе тренировки должен присутствовать весь персонал, принимавший в ней участие.

Разбор тренировки должен проводиться в следующем порядке:

– руководитель сообщает цели, задачи и программу проведенной тренировки;

– представитель объекта (при совместной тренировке) сообщает о действиях обслуживающего персонала объекта до и после прибытия подразделений ГПС;

– руководитель тушения пожара докладывает руководителю тренировки о сложившейся обстановке и принятых решениях по ликвидации пожара, предотвращению развития аварии, отмечает правильные действия персонала и недостатки;

– посредники уточняют действия РТП и персонала и дают оценку с анализом ошибок участников тренировки;

– руководитель тренировки по эвакуации может потребовать объяснение от любого лица, участвующего в тренировке и присутствующего на разборе.

При разборе тренировки должны быть обсуждены следующие моменты: знание плана эвакуации; понимание поставленных задач и сущности происходившего процесса; правильность действий при эвакуации и ликвидации условного пожара; характер допущенных ошибок и причины их совершения; должностных инструкций, знание мест расположения средств управления оборудованием; знание аппаратуры, защитных средств по технике безопасности; первичных и стационарных средств пожаротушения, их местонахождения и порядка их применения; умение оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях и пожарах.

В заключение руководитель противопожарной тренировки подводит итоги и дает оценку проведенной тренировке, а также индивидуальную оценку всем ее участникам (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Если поставленные цели не были достигнуты, проводятся повторные тренировки этих подразделений на этом же или другом объекте.

Результаты тренировок фиксируются в журнале учета тренировок.

6. Перечень необходимых документов

6


.1. Приказ

«О проведении тренировки по эвакуации и тушению условного пожара»

___ от «____» _________ 2010 года
В целях поддержания на современном уровне профессиональной и психофизиологической готовности персонала, необходимой для осуществления успешных действий по эвакуации, предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации, а также обучения порядку и правилам взаимодействия персонала объекта с подразделениями государственной противопожарной службы (ГПС) приказываю:

1. Провести объектовую тренировку по эвакуации людей и тушению условного пожара «___»___________2010 года.

2. Начальником штаба подготовки и проведения общешкольной тренировки назначить заместителя директора А.П. Петрова

3. Начальнику штаба тренировки: представить на утверждение документы по подготовке и проведению занятий и общешкольной тренировки в срок до «___» ______ 2010 года; завершить подготовительную работу до «___»_____ 2010 года.

4. Инженеру по охране труда С.И. Сидорову провести комплекс мероприятий по предупреждению травматизма в период проведения тренировки.

5. Руководство подготовкой и проведением тренировки, а также контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор А.Н. Новиков
6.2. План проведения тренировки

«Утверждаю»

Директор ___ А.Н. Новиков


«__» ________ 2010 г.
1. Тема: «Эвакуация персонала и тушение условного пожара».

2. Цели тренировки:

– проверка готовности персонала к эвакуации и проведению работ по тушению пожара;

– поддержание на современном уровне профессиональной и психофизиологической готовности персонала, необходимой для осуществления действий по устранению нарушений в работе, связанных с пожарами, а также по эвакуации людей, предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации;

– обучение навыкам и действиям по предотвращению возможных аварий и повреждений оборудования, являющихся следствием воздействия опасных факторов пожара, обучение правилам оказания доврачебной помощи пострадавшим на пожаре, правилам пользования индивидуальными средствами защиты;

– обучение порядку и правилам взаимодействия персонала объекта с ПЧ-110 ОГУ «ППС ЧО» и медицинским персоналом;

– выработка у персонала навыков самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при возникновении угрозы пожара, определять направление действий и принимать правильные меры по предупреждению или ликвидации пожара;

– обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей.

3. Состав участников объектовой тренировки: заместитель директора, персонал, сотрудники ПЧ (по согласованию).

4. Этапы тренировки:


1-й подготовительный этап – проведение занятий со всеми категориями сотрудников;

2-й подготовительный этап – проведение дополнительного инструктажа с сотрудниками, отвечающими за состояние систем автоматической противопожарной защиты объекта, первичных средств пожаротушения и путей эвакуации; проверка состояния средств автоматической противопожарной защиты объекта, первичных средств пожаротушения и путей эвакуации;

3-й подготовительный этап – проведение занятий с сотрудниками по теме: «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с пожарами»;

4-й этап – проведение тренировки: подача сигнала о возникновении условного пожара, проведение эвакуации, тушение условного пожара, организация встречи сотрудников ГПС;

5-й этап – разбор тренировки.

5. Подведение итогов тренировки по эвакуации и тушению условного пожара

6. Подготовка справки по итогам подготовки и проведения тренировки по эвакуации и тушению условного пожара.

7. Подготовка приказа по итогам тренировки с постановкой задач по устранению выявленных недостатков.


Заместитель директора -

начальник штаба тренировки А.П. Петров
6.3. Календарный план

подготовки и проведения общешкольной тренировки по действиям

в случае возникновения пожара


№ п/п

Мероприятия

Дата и

время

проведения

Место проведения

Ответственный исполнитель

Отметки о выполнении

1.

Доведение указаний по разработке документов по проведению тренировки до сведения заместителей директора

«__»____

2010 г.

кабинет

директора

директор –

руководитель тренировки




2.

Доведение плана подготовки и проведения тренировки, а также методических материалов до сведения сотрудников

«__»___

2010 г.

актовый зал

начальник штаба тренировки




3.

Доведение плана подготовки и проведения тренировки, а также обязанностей до сведения посредников

«__»___

2010 г.

актовый зал

зам. директора-

начальник штаба

тренировки




4.

Проведение дополнительного инструктажа с сотрудниками, отвечающими за состояние систем автоматической противопожарной защиты объекта, первичных средств пожаротушения и путей эвакуации; проверка состояния средств автоматической противопожарной защиты, первичных средств пожаротушения и путей эвакуации

«__»___

2010 г.

актовый зал

зам. директора-

начальник штаба

тренировки




5.

Доклад директору о готовности сотрудников и объекта к проведению тренировки

«__»___

2010 г.

кабинет директора

начальник штаба

тренировки




6.

Проведение практической тренировки:

- подача сигнала о возникновении условного пожара;

- проведение эвакуации;

- тушение условного пожара;

- организация встречи Работников ПЧ

«__»___

2010 г.

__ч.__мин.
_ч.___мин.

_ч.___мин.
_ч.___мин.

объект

директор




7.

Подготовка справки по итогам подготовки и проведения тренировки по эвакуации и тушению условного пожара, разбор

«__»___

2010 г.





начальник штаба

тренировки




8.

Подготовка приказа по итогам тренировки с постановкой задач по устранению выявленных недостатков

«__»___

2010 г.




директор






Заместитель директора - начальник штаба тренировки А.П. Петров
6.4. Справка (акт) об итогах организации подготовки и проведения общешкольной тренировки по теме: «Эвакуация и тушение условного пожара»
Во исполнение приказа директора от «___» _____ 2010 года «О проведении тренировки по эвакуации и тушению условного пожара» на объекте проведена тренировка.

Мероприятия проводились в соответствии с утвержденным директором школы планом проведения тренировки, включающим в себя пять этапов.

В период 3-х подготовительных этапов проводились теоретические и практические занятия со всеми категориями сотрудников и проверка систем автоматической противопожарной защиты объекта.

На четвертом этапе тренировки было имитировано возникновение очага возгорания в ______ ч.___ мин. ___ сек.

Возникновение очага возгорания было обнаружено техническим работником, который передал сообщение о задымлении сотруднику охраны.

В __ ч. ___ мин. ___ сек. охранником включена система оповещения, организовано открытие запасных выходов, сообщено в пожарную охрану место, время, адрес возникновения пожара.

В ____ ч. ___ мин. ___ сек. заместителем директора по административно-хозяйственной части отдано указание дежурному электрику _____(ФИО) отключить общее электроснабжение.

В __ ч. ___ мин. __ сек. начата общая эвакуация с объекта.

В ___ч. ___мин. ___сек. ДПД приступила к тушению условного пожара.

В ____ч. ___мин. ___сек. эвакуация была завершена.

Порядок эвакуации был нарушен неправильными действиями _____, которая открыла окно для подачи сигнала.

В ___ ч. ___ мин. ___ сек. эвакуация была завершена общешкольным построением во дворе школы.

Руководителем тренировки подведены итоги проведения эвакуации обучающихся и сотрудников.

Директором отмечено, что итоги тренировки в целом положительные, все системы автоматической противопожарной защиты сработали, цели и задачи тренировки достигнуты. Вместе с тем, в связи с неправильными действиями сотрудников, оказавшихся заблокированными в помещении, необходимо провести дополнительные занятия со всеми категориями персонала о правилах поведения при пожаре с принятием зачётов.


Начальник штаба тренировки

заместитель директора А.П. Петров
6.5. Приказ
№ ____ от «___» ______ 2010 года

«Об итогах подготовки и проведения тренировки»
1. Признать удовлетворительными подготовку и проведение тренировки по эвакуации и тушению условного пожара на объекте.

2. Заместителю директора подготовить наглядные материалы по действиям сотрудников при проведении тренировки в срок до «__» _____ 2010 года.

3. Провести внеплановые инструктажи с сотрудниками о порядке действий при пожаре.

4. Строго предупредить заместителя директора А.П. Петрова за неудовлетворительную организацию противопожарного инструктажа с педагогами школы.

Директор А.Н. Новиков


Методические рекомендации для проведения противопожарного

инструктажа с участниками тренировки
1. Психофизические особенности поведения человека при пожаре
Проведение практических занятий и учебных тренировок направлено на предупреждение возникновения паники и других негативных последствий беспорядочного поведения сотрудников при любых чрезвычайных ситуациях.

Любой инцидент (пожар, теракт, авария) на многих объектах, в том числе с массовым пребыванием людей, зачастую сопровождается отключением электронапряжения. При этом у большинства людей в темноте срабатывает не здравый смысл, а инстинкт самосохранения, отчего возникает паника и происходит давка.

При пожаре бывает гораздо темнее, чем принято думать. Только в самом начале возгорания пламя может ярко осветить помещение, но практически сразу появляется густой черный дым, наступает темнота. Дым опасен не только содержащимися в нем токсичными веществами, но и снижением видимости. Это затрудняет, а порой делает практически невозможной эвакуацию людей из опасного помещения. При потере видимости организованное движение нарушается, становится хаотичным. Людьми овладевает страх, подавляющий сознание и волю. В таком состоянии человек теряет способность ориентироваться, правильно оценивать обстановку. При этом резко возрастает внушаемость, команды воспринимаются без соответствующего анализа и оценки, действия людей становятся автоматическими, сильнее проявляется склонность к подражанию.

Панические реакции проявляются либо в форме ступора (оцепенение), либо фуги (бега). В первом случае наблюдается расслабленность, вялость действий, общая заторможенность, а при крайней степени проявления – полная обездвиженность, при которой человек физически не способен выполнить команду. Такие реакции чаще всего наблюдаются у детей, подростков, женщин и пожилых людей. Поэтому во время пожаров они нередко остаются в горящем помещении, и при эвакуации их приходится выносить.

Как показали исследования, у 85-90% людей, оказавшихся в опасной для жизни ситуации, наблюдаются реакции, противоположные заторможенности: хаотическое метание, дрожание рук, тела, голоса; речь ускорена, высказывания могут быть непоследовательными; ориентирование в окружающей обстановке поверхностное.

Паническое состояние людей при отсутствии руководства ими в период эвакуации может привести к образованию людских пробок на путях эвакуации, взаимному травмированию, игнорированию свободных и запасных выходов. В то же время исследования структуры толпы, охваченной паникой, показали: в состоянии аффекта находится не более 3% людей с выраженными расстройствами психики, не способных правильно воспринимать речь и команды. У 10-20% лиц отмечается частичное сужение сознания, и для руководства ими необходимы более сильные (резкие, краткие, громкие) команды и сигналы.

Основная масса (до 90%) представляет собой вовлекаемых в «общий бег» людей, которые способны к здравой оценке ситуации и разумным действиям, но испытывают страх, заражают им друг друга и создают крайне неблагоприятные условия для организованной эвакуации.

Анализ пожаров и практические испытания по изучению скорости и характера задымления зданий повышенной этажности без включения систем противодымной защиты показывают: скорость распространения дыма по лестничной клетке составляет 7-8 м/мин. При возникновении пожара на одном из нижних этажей уже через 5-6 мин. задымление распространяется по всей высоте лестничной клетки. Уровень задымления таков, что находиться в лестничной клетке без средств индивидуальной защиты органов дыхания невозможно. Одновременно происходит задымление помещений верхних этажей, особенно расположенных с подветренной стороны. Ухудшение видимости, паника, токсичное воздействие продуктов горения могут привести к гибели людей. Нагретые продукты горения, поступая в объем лестничной клетки, повышают температуру воздуха. Установлено, что уже на 5-й минуте от начала пожара температура воздуха в лестничной клетке, примыкающей к месту пожара, достигает 120-140°С, что значительно превышает предельно допустимое значение для человека.

По высоте лестничной клетки в пределах двух-трех этажей от того уровня, где возник пожар, создается как бы тепловая подушка с температурой 100-150°С. Преодолеть ее без средств индивидуальной защиты невозможно. При отсутствии горизонтальных преград на фасаде здания пламя из оконного проема через 15-20 мин. от начала пожара может распространиться вверх по балконам, лоджиям, оконным пере­плетам, воспламеняя горючие элементы строительных конструкций и предметы обстановки в помещениях выше расположенного этажа.
2. Рекомендуемые варианты поведения при пожаре
С каждым работником необходимо разобрать два наиболее распространенных варианта поведения при пожаре:

1. когда из здания еще можно выйти;

2. когда эвакуация обычным путем уже невозможна.

  • Прежде всего, следует определить для себя: выходить или не выходить.

  • Если огонь не в вашем помещении (комнате), прежде, чем открыть дверь и выйти наружу, приложите свою руку к двери или осторожно потрогайте металлический замок и ручку. Если они горячие, ни в коем случае не открывайте эту дверь.

  • Не входите туда, где большая концентрация дыма и видимость менее 10 метров: достаточно сделать несколько вдохов, чтобы погибнуть от отравления продуктами горения. В спокойной обстановке определите на своем этаже в коридоре: сколько это – 10 метров?

  • Возможно, кто-то решится преодолеть задымленное пространство, задержав дыхание, хорошо представляя себе выход на улицу. При этом необходимо учесть, что в темноте можно за что-то зацепиться одеждой или спотыкнуться о непредвиденное препятствие. Кроме того, очаг пожара может находиться на нижнем этаже, и тогда путь к спасению – только наверх. Сможете ли вы задержать дыхание так надолго?..


2.1. Если дым и пламя позволяют выйти из помещения наружу
– уходите скорее, ничего не ищите и не собирайте;

– ни в коем случае не пользуйтесь лифтом: он может стать вашей ловушкой;

– знайте, что вредные продукты горения выделяются при пожаре очень быстро: для оценки ситуации и спасения вы имеете всего 5-7 минут;

– если есть возможность, отключите напряжение на электрическом щите;

– дым, вредные продукты горения могут скапливаться в помещении на уровне вашего роста и выше, поэтому пробирайтесь к выходу на четвереньках или даже ползком: ближе к полу температура воздуха ниже, а кислорода больше;

– по пути за собой плотно закрывайте двери, чтобы преградить дорогу огню, поскольку дверь может задерживать распространение горения более чем на 10-15 минут! Это даст возможность покинуть опасную зону и организовать тушение пожара первичными средствами пожаротушения до прибытия подразделений пожарной охраны (например, проложить рукавную линию от пожарного крана и подать воду от внутреннего противопожарного водопровода);

– если дыма много, першит в горле, слезятся глаза, защитите свои дыхательные пути какой-нибудь многослойной хлопчатобумажной тканью, дышите через ткань. Хорошо, если вы сможете ее увлажнить, этим вы спасете свои бронхи и легкие от действия раздражающих веществ. Но помните, что этот способ не спасает от отравления угарным газом;

– покинув опасное помещение, не вздумайте возвращаться назад «за чем-нибудь важным»: во-первых, опасность там сильно возросла, во-вторых, вас в том помещении никто не будет искать и спасать, потому что все видели, что вы уже вышли на улицу;

– если вы вышли из здания незамеченным (например, через кровлю и наружную пожарную лестницу на стене), обязательно сообщите о себе находящимся во дворе людям, должностным лицам объекта – в целях предупреждения ненужного риска при ваших поисках.
2.2. Если дым и пламя в соседних помещениях не позволяют выйти наружу
– не поддавайтесь панике, помните: современные железобетонные конструкции в состоянии выдержать очень высокую температуру;

– если вы отрезаны огнем и дымом от основных путей эвакуации в многоэтажном здании, проверьте, возможно ли выйти на крышу, или спуститься по незадымляемой пожарной лестни­це, или пройти через соседние лоджии;

– если возможности эвакуироваться нет, постарайтесь надежно загерметизировать свое помещение. Для этого плотно закройте входную дверь, намочите водой любую ткань, обрывки одежды или штор и плотно заткните ими щели двери изнутри. Во избежание тяги из коридора и проникновения дыма с улицы закройте окна, форточки, заткните вентиляционные отверстия, закройте фрамуги вентиляционных решеток;

– если есть вода, постоянно смачивайте двери, пол, тряпки;

– если есть телефон, звоните по «01» или на «112», даже если вы видите подъехавшие пожарные автомобили. Объясните диспетчеру, где именно вы находитесь, и что вы отрезаны огнем от выхода;

– если комната наполнилась дымом, передвигайтесь ползком;

– если есть возможность, оберните лицо повязкой из влажной ткани, наденьте защитные очки;

– продвигайтесь в сторону окна, привлекайте к себе внимание людей на улице;

– если нет крайней необходимости (ощущения удушья, помутнения сознания), старайтесь не открывать и не разбивать окно, иначе герметичность вашего убежища нарушится, помещение быстро заполнится дымом, и дышать даже возле распахнутого окна станет нечем. Благодаря тяге, вслед за дымом, в помещение проникнет пламя. Помните об этом, прежде чем решиться разбить окно. Опытные пожарные говорят: «Кто при пожаре открыл окно, тому придется из него прыгать»;

– привлекая внимание людей, подавая сигнал пожарным, необязательно открывать окна и кричать, можно, например, вывесить из форточки или окна большой кусок яркой ткани. Можно губной помадой во все стекло написать «SOS» или начертить огромный восклицательный знак;

– если вы чувствуете в себе достаточно сил, а ситуация близка к критической, разорвите шторы на широкие полосы, крепко их свяжите, закрепите за батарею отопления или другую стационарную конструкцию (но не за оконную раму) и спускайтесь. При спасании с высоты детей их нужно обвязывать так, чтобы веревка не затянулась при спуске: проденьте руки ребенка до подмышек в глухую петлю, соединительный узел при этом должен находиться на спине. Обязательно проверьте прочность веревки, петли и надежность узла.
3. Порядок действий при пожаре
После сообщения о пожаре в службу «01» необходимо тут же дублировать сообщение руководству и дежурным службам объекта, что является необходимым условием организации эффективных действий по спасанию людей и тушению пожара до прибытия подразделений пожарной охраны.

Получив сигнал о пожаре, руководство организации должно привлечь силы и технические средства объекта к осуществлению необходимых мероприятий по предотвращению развития пожара и задымления помещений. Следует остановить работу систем вентиляции в аварийном и смежном с ним помещениях. Необходимо проверить включение в работу автоматических систем пожаротушения и дымоудаления, прекратить производственные работы в здании, удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара.

Дежурный электрик, прибыв к месту пожара, должен оценить обстановку, спрогнозировать возможность образования новых очагов огня на другом электрооборудовании и выбрать (при необходимости) адекватную угрозе схему отключения электроэнергии.

Дежурные охранники объекта, получив сообщение о пожаре, должны до прибытия пожарной охраны принять меры по освобождению подъездов к зданию от машин и обеспечить порядок до прибытия сотрудников милиции.
4. Порядок пользования огнетушителями и

подручными средствами пожаротушения
Изучать руководство по применению огнетушителей следует в спокойных условиях регулярных противопожарных инструктажей. Каждому работнику необходимо предоставить возможность подержать огнетушитель в руках (оценить его вес и свои возможности), попробовать снять его с подвесных кронштейнов (если он расположен на стене). Идеальной считается тренировка с практическим применением огнетушителей.

Самыми распространенными типами огнетушителей на сегодняшний день являются: порошковые (ОП) и углекислотные огнетушители (ОУ). Принцип приведения их в действие почти одинаковый:

– сорвать пломбу и вынуть блокирующий фиксатор (предохранительную чеку),

– нажать кнопку запускаю­щего устройства или воздействовать на пусковой рычаг, расположенный в головке огнетушителя,

– направить огнетушащее вещество через раструб или шланг на очаг горения.

  • Особенность применения порошковых огнетушителей: в замкнутом пространстве помещения проход через зону выброса мелкодисперсного порошка становится невозможным, порошок забивает глаза и дыхательные пути. Поэтому применять ОП следует между очагом пожара и эвакуационным выходом. Допускается тушить ОП оборудование, находящееся под напряжением до 1000 В даже без предварительного обесточивания.

  • Особенность применения углекислотных огнетушителей: углекислота не причиняет порчи объекту тушения, обладает хорошими диэлектрическими свойствами, однако при применении двуокиси углерода охлаждение металлических деталей и раструба огнетушителя достигает минус 60°С, и в замкнутом пространстве помещения происходит заметное снижение содержания кислорода и увеличение доли углекислого газа, что может вызвать удушье и потерю сознания.

Химические пенные огнетушители (ОХП) и другие устаревшие модели, приводимые в действие путем их переворачивания, в настоящее время сняты с производства и должны быть исключены из всех рекомендаций по пожарной безопасности.

  • Особенность применения песка для тушения разлитых горючих жидкостей (керосин, бензин, масла, смолы, клеи, краски): насыпать песок следует не в очаг горения (иначе произойдет разбрызгивание и растекание горящей жидкости), а по внешней кромке горящей зоны, стараясь окружать песком место горения. Затем при помощи лопаты нужно покрыть горящую поверхность слоем песка, который впитает жидкость и собьет огонь.

  • Асбестовое полотно, грубошерстные ткани или войлок (кошма, покрывало из негорючего материала) эффективно используются для изоляции очага горения от доступа воздуха, но безопасно могут применяться лишь при небольшом очаге горения, на площади не более 50% от площади применяемого полотна.



Отдел предупреждения пожаров

и обучения населения

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации тренировочной эвакуации в учреждении при пожаре Задачи проведения противопожарных тренировок iconПлан противопожарных мероприятий на год
Инструкция о порядке действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре
Методические рекомендации по организации тренировочной эвакуации в учреждении при пожаре Задачи проведения противопожарных тренировок iconУчебно-методическое пособие По организации и проведении тренировок...
...
Методические рекомендации по организации тренировочной эвакуации в учреждении при пожаре Задачи проведения противопожарных тренировок iconМетодические рекомендации по разработке планов эвакуации для объектов...
Российской Федерации (ппб 01-03) в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек...
Методические рекомендации по организации тренировочной эвакуации в учреждении при пожаре Задачи проведения противопожарных тренировок iconРуководство по планированию и организации эвакуации населения при...
Эвакуационные комиссии, их задачи, состав и порядок создания. Планирование эвакомероприятий. Проведение эвакуации в период угрозы...
Методические рекомендации по организации тренировочной эвакуации в учреждении при пожаре Задачи проведения противопожарных тренировок iconИнструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре на объектах фгбоу впо «ргуфксмиТ»
Инструкция предназначена для безопасной и быстрой эвакуации людей из здания в случае пожара
Методические рекомендации по организации тренировочной эвакуации в учреждении при пожаре Задачи проведения противопожарных тренировок iconРегламент по организации противопожарных тренировок на объектах ОАО...
Открытое акционерное общество акционерная компания по транспорту нефти "транснефть"
Методические рекомендации по организации тренировочной эвакуации в учреждении при пожаре Задачи проведения противопожарных тренировок iconУтвержден на педагогическом совете №1 31. 08. 2012г
Инструкция о порядке действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре
Методические рекомендации по организации тренировочной эвакуации в учреждении при пожаре Задачи проведения противопожарных тренировок iconВведение. Понятие о безопасности жизнедеятельности. Термины и определения
Инструкция о порядке действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре
Методические рекомендации по организации тренировочной эвакуации в учреждении при пожаре Задачи проведения противопожарных тренировок iconОрганизация проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий и помещений
Главное управление министерства российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий...
Методические рекомендации по организации тренировочной эвакуации в учреждении при пожаре Задачи проведения противопожарных тренировок iconТема №1 «Основные меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях»
Инструкция о порядке действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре
Методические рекомендации по организации тренировочной эвакуации в учреждении при пожаре Задачи проведения противопожарных тренировок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приказ «О проведении учебной практической тренировки по эвакуации людей при пожаре и несчастных случаях»
Методические рекомендации по организации тренировочной эвакуации в учреждении при пожаре Задачи проведения противопожарных тренировок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Действия работников при пожаре и эвакуации. Обязанности граждан по соблюдению правил пожарной безопасности
Методические рекомендации по организации тренировочной эвакуации в учреждении при пожаре Задачи проведения противопожарных тренировок iconМетодические рекомендации по составлению планов и карточек тушения...
Изучить вопросы, связанные с процессом возникновения и развития пожара, а так же способы и приемы прекращения горения на пожаре....
Методические рекомендации по организации тренировочной эвакуации в учреждении при пожаре Задачи проведения противопожарных тренировок iconМетодические рекомендации по организации и проведению государственного...
Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами гпн при организации и проведении плановых и внеплановых...
Методические рекомендации по организации тренировочной эвакуации в учреждении при пожаре Задачи проведения противопожарных тренировок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации для воспитателей образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования «Особенности...
Методические рекомендации по организации тренировочной эвакуации в учреждении при пожаре Задачи проведения противопожарных тренировок iconРабочая программа по дисциплине сд. 08 Здания, сооружения и их устойчивость при пожаре
Цели дисциплины – является приобретение студентами знаний, касающихся поведения строительных материалов, конструкций, зданий и сооружений...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск