Топоркова Ольга Михайловна, учитель физики мбоу «Кустовская сош» Практический Физика. Тема опыта «Совершенствование учебного процесса на урок





НазваниеТопоркова Ольга Михайловна, учитель физики мбоу «Кустовская сош» Практический Физика. Тема опыта «Совершенствование учебного процесса на урок
страница1/5
Дата публикации19.08.2013
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
  1   2   3   4   5


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кустовская средняя общеобразовательная школа

Яковлевского района Белгородской области»

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ БЛОЧНУЮ СИСТЕМУ ПРЕПОДАВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА»


Автор опыта:

Топоркова Ольга Михайловна,

учитель физики

МБОУ «Кустовская СОШ»

Практический руководитель:

Физика.

Тема опыта

«Совершенствование учебного процесса на уроках физики через блочную систему преподавания в условиях личностно-ориентированного подхода».

Автор опыта: Топоркова Ольга Михайловна, учитель физики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кустовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области».

1.Условия возникновения опыта.

Данный опыт возник в МБОУ «Кустовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области» в общеобразовательных классах, в которых физика изучается в объеме 2 часов в неделю. Начало работы над опытом было обусловлено требованиями, предъявляемыми со стороны государства и общества к качеству физического образования школьников, ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

Проведенный анализ проверки сформированности практических умений и навыков учащихся 7 – 11-х классов и результаты ЕГЭ показали, что большинство учащихся испытывают серьезные затруднения при решении практических задач, применении физических знаний для объяснения явлений природы и теоретического обоснования законов. Необходимость приведения в соответствие требований к качеству образования выпускников школы заставили пересмотреть свой подход к урокам физики. Становление опыта происходило с 2007-2008 учебного года по 2011-2012 учебный год.

2.Обоснование актуальности опыта.

В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Обучающиеся должны работать с разными источниками информации, формулировать собственное мнение, суждение, оценку, должны быть мобильным, легко ориентироваться в современном мире, следить за изменениями, происходящими в области науки и техники и уметь пользоваться их последними достижениями. Школа, в свою очередь, должна оправдать социальные ожидания нашего государства в становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.

Перед учителем физики остро стоит проблема необходимости использования таких моделей обучения предмету, которые позволят выпускнику школы получить систему знаний соответствующую современным требованиям. К настоящему времени разработаны и используются в образовательной практике различные педтехнологии (разноуровневого, личностно-ориентированного, проблемного, модульного обучения и мн.др.). Но, на мой взгляд, недостаточно внимания уделяется методике формирования у учащихся комплексного изучения и применения своих знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике, не разработана её обобщенная модель. Таким образом, на сегодняшний день существует противоречие между требованиями времени и школьной практикой:

  • объём изучаемого материала и возможности учащихся к его усвоению не согласуются, школьники перегружены информацией из-за неумения её систематизировать и обобщать;

  • потеряна связь с практической стороной вопроса;

  • произошло уплотнение программы по физике в основной и средней школе до 2-х часов в неделю;

  • введение ЕГЭ при уменьшения количества часов по предмету.

Существующее противоречие между желанием создать условия, способствующие творческой самореализации ребенка, выполнив социальный заказ общества, и недостатком учебного времени для качественного изучения материала - определили выбор темы моей работы.
3.Ведущая педагогическая идея опыта

  • заключается в организации системы учебного процесса посредством укрупнения блоков теоретического материала и высвобождения времени на изучение практической его части.

4.Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2007 по 2012 год. В каждом классе я отслеживала развитие творческого мышления учащихся через рейтинговую систему контроля.

  • На первом этапе (2007 - 2008 гг.) была изучена, отобрана и проанализирована литература по теме опыта; проведен констатирующий эксперимент в 7 - 11 классах по выявлению современного состояния физической грамотности учащихся.

  • На втором этапе (2008 - 2011 гг.) разрабатывались методические пути по применению блочного метода обучения физике; система упражнений, задач, тестирования, контрольных работ, зачётов, формирующих грамотность обучающихся.

  • На третьем этапе (2011 - 2012 гг.) проведен контроль знаний и умений учащихся по итогам опыта; проведена работа по систематизации данных, полученных в процессе работы, по обобщению и уточнению полученных результатов.

5.Теоретическая база опыта.

Своё научное обоснование «блочная» система преподавания получила в трудах Н.Н.Палтышева, П.М.Эрдниева и мн др. педагогов.

Эти технологии имеют ряд преимуществ и предполагают:

  • вариативность и альтернативность способов обучения;

  • рациональную организацию учебного процесса;

  • личностно-ориентированный подход;

  • групповые формы работы;

  • активное использование ТСО и ИКТ, Интернет-технологий;

  • создание условий для активной собственной познавательной деятельности;

  • поощрение стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения;

  • самоконтроль и взаимоконтроль;

  • создание «ситуации успеха»;

  • установление связи теории и практики, объяснения принципа работы механизмов с физической точки зрения;

  • ориентированность обучения на социальный заказ.

Изучая опыт педагогов – новаторов, педагогическую и методическую литературу, я решила использовать некоторые научные идеи, позволяющие развить творческую активность учащихся. Они и явились методической основой опыта.
1.Укрупнение дидактических единиц в обучении школьников разработанное П.М.Эрдниевым.

Академик Эрдниев обосновал эффективность укрупненного введения новых знаний, позволяющих:

  • применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке;

  • устанавливать больше логических связей в материале;

  • выделять главное и существенное в большой дозе материала;

  • понимать значение материала в общей системе ЗУН;

  • выявить больше межпредметных связей;

  • более эмоционально подать материал;

  • сделать более эффективным закрепление материала.

2.Система поэтапного обучения физике Н. Н. Палтышева.

Народный учитель СССР Палтышев разработал и внедрил педагогическую систему, результатом которой является высокий уровень знаний.

Особенностями данной методики являются:

  • поблочная смысловая разбивка темы;

  • многократное проговаривание;

  • решение задач с использованием алгоритма-образца;

  • творческий характер обучения;

  • система зачетов по каждой теме - система поэлементного учета

ЗУН.

3. Технология обучения физике на основе решения задач Р. Г.

Хазанкина.

Учитель математики Р. Г. Хазанкин за основу своей работы взял успешное выявление возможностей новых форм проведения урока, что нашло свое отражение в разработке новых типов уроков. В основу положены следующие концептуальные положения:

личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества. В своей технологии он выделяет следующие положения:

  • индивидуализировать обучение «трудных» и «одаренных»;

  • органически связывать индивидуальный и коллективный способы деятельности;

  • сочетать урочные и внеурочные формы работы.

Р. Г. Хазанкин выделяет следующие направления деятельности учителя:

  • уроки-лекции с целью изучения новой темы крупным блоком, активизации мышления школьников и экономии времени для дальнейшей творческой работы;

  • уроки решения ключевых задач с целью научить распознавать и решать ключевые задачи;

  • уроки – консультации, на которых вопросы задают ученики, а отвечает на них учитель;

  • зачетные уроки, целью которых является организация индивидуальной работы, постепенная подготовка к решению более сложных задач.

4.Идеи личностно-ориентированного подхода И.С.Якиманской, Г.К.Селевко.

По мнению И.С. Якиманской: «Каждому ребенку для развития и самореализации нужна образовательная среда, включающая:

  • предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий;

  • использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;

  • создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;

  • постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;

  • особую подготовку учителя к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации индивидуальных занятий;

  • разработка и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское мышление;

  • организация занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения;

  • конструирование предметного знания для реализации метода исследовательских проектов по выбору самих учащихся.


6.Новизна опыта:

Данный опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос разрабатывался отечественными педагогами.

Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных технологий, а также применении специальных средств (приемов, форм работы) с целью активизации творческих способностей учащихся, достижения эффективных результатов обучения физике.

  • Блочная система позволяет: при 2-х часовой программе по физике в 9– 11-х классах, подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ, выделять больше времени для решения задач, повторения всех формул курса физики, выполнения лабораторных работ, творческих проектов.

  • Созданы условия, способствующие раскрытию индивидуальных возможностей учащихся в образовательной деятельности на уровне уроков физики: применение элементов технологий педагогов-новаторов, в частности использование ОК, нетрадиционных форм обучения, использование мультимедийного оборудования, информационных технологий, использование разноуровневого дидактического материала и проведение мониторинга знаний учащихся. Выявлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешность реализации данной технологии.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Топоркова Ольга Михайловна, учитель физики мбоу «Кустовская сош» Практический Физика. Тема опыта «Совершенствование учебного процесса на урок iconОпыта
Автор опыта: Безумова Ольга Борисовна, учитель начальных классов мбоу «сош №3 г. Нарьян-Мара»
Топоркова Ольга Михайловна, учитель физики мбоу «Кустовская сош» Практический Физика. Тема опыта «Совершенствование учебного процесса на урок icon«Весенняя сказка» урок – спектакль для учащихся 3 класса. Учитель...
...
Топоркова Ольга Михайловна, учитель физики мбоу «Кустовская сош» Практический Физика. Тема опыта «Совершенствование учебного процесса на урок iconТема опыта
Автор опыта: Страуме Елена Юрьевна, учитель физики моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки
Топоркова Ольга Михайловна, учитель физики мбоу «Кустовская сош» Практический Физика. Тема опыта «Совершенствование учебного процесса на урок iconКоннова Ольга Васильевна /учитель физики моу сош №6, высшая квалификационная...
Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски
Топоркова Ольга Михайловна, учитель физики мбоу «Кустовская сош» Практический Физика. Тема опыта «Совершенствование учебного процесса на урок iconУрок по теме “Путешествие по шкале электромагнитных волн”
Проведен студенткой 5 курса фмф анушиной М. в 11-ом классе лицея №40 (учитель физики Морозова Н. В.), Сош №2 (учитель физики Митроченкова...
Топоркова Ольга Михайловна, учитель физики мбоу «Кустовская сош» Практический Физика. Тема опыта «Совершенствование учебного процесса на урок iconПлан урока по фгос второго поколения. ( Из опыта работы )
Данные об учителе : Лунёва Ольга Викторовна, учитель технологии мбоу «сош №2»
Топоркова Ольга Михайловна, учитель физики мбоу «Кустовская сош» Практический Физика. Тема опыта «Совершенствование учебного процесса на урок iconТема опыта
Автор опыта: Прилуцкая Людмила Александровна, учитель информатики и икт мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара»
Топоркова Ольга Михайловна, учитель физики мбоу «Кустовская сош» Практический Физика. Тема опыта «Совершенствование учебного процесса на урок iconУрок письма в 6 классе Тема урока: «Пусть всегда и у всех будет мама»
Учитель русского языка и литературы мбоу павинская сош вохмянина Ольга Валентиновна
Топоркова Ольга Михайловна, учитель физики мбоу «Кустовская сош» Практический Физика. Тема опыта «Совершенствование учебного процесса на урок iconКинематика
Составили: Мошарев А. П. учитель физики мбоу «Хетовская сош», Зайков А. В., учитель физики моу «Кречетовская сош»
Топоркова Ольга Михайловна, учитель физики мбоу «Кустовская сош» Практический Физика. Тема опыта «Совершенствование учебного процесса на урок iconУчебник для общеобразовательных учреждений. Г. А. Мякишев, Б. Б....
Урок разработала: Свириденко Ольга Владимировна – учитель физики моу «сош р п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской...
Топоркова Ольга Михайловна, учитель физики мбоу «Кустовская сош» Практический Физика. Тема опыта «Совершенствование учебного процесса на урок iconУрок физики в 7 классе по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»
Разработал учитель физики мбоу «Ладомировская сош» Ломакин Александр Владимирович
Топоркова Ольга Михайловна, учитель физики мбоу «Кустовская сош» Практический Физика. Тема опыта «Совершенствование учебного процесса на урок iconЯлалова Флюра Фаритовна, учитель физики высшей квалификационной категории...
Ялалова Флюра Фаритовна, учитель физики высшей квалификационной категории мобу сош №1 города Агидель, Республики Башкортостан
Топоркова Ольга Михайловна, учитель физики мбоу «Кустовская сош» Практический Физика. Тема опыта «Совершенствование учебного процесса на урок iconКонспект урока физики в 7 классе составила учитель физики Павленко...
Для демонстрационного опыта: два бруска, длинная деревянная линейка, гиря, штатив, груз на резиновом жгуте, мешочек с песком на резиновом...
Топоркова Ольга Михайловна, учитель физики мбоу «Кустовская сош» Практический Физика. Тема опыта «Совершенствование учебного процесса на урок iconРабочая программа по физике 7-9 класс базовый уровень Михайлова Надежда...
Преподавание учебного предмета «Физика» в основной школе (7-9 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами...
Топоркова Ольга Михайловна, учитель физики мбоу «Кустовская сош» Практический Физика. Тема опыта «Совершенствование учебного процесса на урок iconУрок в 5 классе по теме
Прачун Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории мбоу сош №5 г. Абакан Республика...
Топоркова Ольга Михайловна, учитель физики мбоу «Кустовская сош» Практический Физика. Тема опыта «Совершенствование учебного процесса на урок iconУчащихся при изучении физики учитель физики Ометова Ольга Валентиновна содержание
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск