Скачать 0.59 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кустовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области» «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ БЛОЧНУЮ СИСТЕМУ ПРЕПОДАВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА» Автор опыта: Топоркова Ольга Михайловна, учитель физики МБОУ «Кустовская СОШ» Практический руководитель: Физика. Тема опыта «Совершенствование учебного процесса на уроках физики через блочную систему преподавания в условиях личностно-ориентированного подхода». Автор опыта: Топоркова Ольга Михайловна, учитель физики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кустовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области». 1.Условия возникновения опыта. Данный опыт возник в МБОУ «Кустовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области» в общеобразовательных классах, в которых физика изучается в объеме 2 часов в неделю. Начало работы над опытом было обусловлено требованиями, предъявляемыми со стороны государства и общества к качеству физического образования школьников, ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Проведенный анализ проверки сформированности практических умений и навыков учащихся 7 – 11-х классов и результаты ЕГЭ показали, что большинство учащихся испытывают серьезные затруднения при решении практических задач, применении физических знаний для объяснения явлений природы и теоретического обоснования законов. Необходимость приведения в соответствие требований к качеству образования выпускников школы заставили пересмотреть свой подход к урокам физики. Становление опыта происходило с 2007-2008 учебного года по 2011-2012 учебный год. 2.Обоснование актуальности опыта. В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Обучающиеся должны работать с разными источниками информации, формулировать собственное мнение, суждение, оценку, должны быть мобильным, легко ориентироваться в современном мире, следить за изменениями, происходящими в области науки и техники и уметь пользоваться их последними достижениями. Школа, в свою очередь, должна оправдать социальные ожидания нашего государства в становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Перед учителем физики остро стоит проблема необходимости использования таких моделей обучения предмету, которые позволят выпускнику школы получить систему знаний соответствующую современным требованиям. К настоящему времени разработаны и используются в образовательной практике различные педтехнологии (разноуровневого, личностно-ориентированного, проблемного, модульного обучения и мн.др.). Но, на мой взгляд, недостаточно внимания уделяется методике формирования у учащихся комплексного изучения и применения своих знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике, не разработана её обобщенная модель. Таким образом, на сегодняшний день существует противоречие между требованиями времени и школьной практикой:
Существующее противоречие между желанием создать условия, способствующие творческой самореализации ребенка, выполнив социальный заказ общества, и недостатком учебного времени для качественного изучения материала - определили выбор темы моей работы. 3.Ведущая педагогическая идея опыта
4.Длительность работы над опытом Работа над опытом охватывает период с 2007 по 2012 год. В каждом классе я отслеживала развитие творческого мышления учащихся через рейтинговую систему контроля.
5.Теоретическая база опыта. Своё научное обоснование «блочная» система преподавания получила в трудах Н.Н.Палтышева, П.М.Эрдниева и мн др. педагогов. Эти технологии имеют ряд преимуществ и предполагают:
Изучая опыт педагогов – новаторов, педагогическую и методическую литературу, я решила использовать некоторые научные идеи, позволяющие развить творческую активность учащихся. Они и явились методической основой опыта. 1.Укрупнение дидактических единиц в обучении школьников разработанное П.М.Эрдниевым. Академик Эрдниев обосновал эффективность укрупненного введения новых знаний, позволяющих:
2.Система поэтапного обучения физике Н. Н. Палтышева. Народный учитель СССР Палтышев разработал и внедрил педагогическую систему, результатом которой является высокий уровень знаний. Особенностями данной методики являются:
ЗУН. 3. Технология обучения физике на основе решения задач Р. Г. Хазанкина. Учитель математики Р. Г. Хазанкин за основу своей работы взял успешное выявление возможностей новых форм проведения урока, что нашло свое отражение в разработке новых типов уроков. В основу положены следующие концептуальные положения: личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества. В своей технологии он выделяет следующие положения:
Р. Г. Хазанкин выделяет следующие направления деятельности учителя:
4.Идеи личностно-ориентированного подхода И.С.Якиманской, Г.К.Селевко. По мнению И.С. Якиманской: «Каждому ребенку для развития и самореализации нужна образовательная среда, включающая:
6.Новизна опыта: Данный опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос разрабатывался отечественными педагогами. Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных технологий, а также применении специальных средств (приемов, форм работы) с целью активизации творческих способностей учащихся, достижения эффективных результатов обучения физике.
|
Опыта Автор опыта: Безумова Ольга Борисовна, учитель начальных классов мбоу «сош №3 г. Нарьян-Мара» | «Весенняя сказка» урок – спектакль для учащихся 3 класса. Учитель... ... | ||
Тема опыта Автор опыта: Страуме Елена Юрьевна, учитель физики моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки | Коннова Ольга Васильевна /учитель физики моу сош №6, высшая квалификационная... Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски | ||
Урок по теме “Путешествие по шкале электромагнитных волн” Проведен студенткой 5 курса фмф анушиной М. в 11-ом классе лицея №40 (учитель физики Морозова Н. В.), Сош №2 (учитель физики Митроченкова... | План урока по фгос второго поколения. ( Из опыта работы ) Данные об учителе : Лунёва Ольга Викторовна, учитель технологии мбоу «сош №2» | ||
Тема опыта Автор опыта: Прилуцкая Людмила Александровна, учитель информатики и икт мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара» | Урок письма в 6 классе Тема урока: «Пусть всегда и у всех будет мама» Учитель русского языка и литературы мбоу павинская сош вохмянина Ольга Валентиновна | ||
Кинематика Составили: Мошарев А. П. учитель физики мбоу «Хетовская сош», Зайков А. В., учитель физики моу «Кречетовская сош» | Учебник для общеобразовательных учреждений. Г. А. Мякишев, Б. Б.... Урок разработала: Свириденко Ольга Владимировна – учитель физики моу «сош р п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской... | ||
Урок физики в 7 классе по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» Разработал учитель физики мбоу «Ладомировская сош» Ломакин Александр Владимирович | Ялалова Флюра Фаритовна, учитель физики высшей квалификационной категории... Ялалова Флюра Фаритовна, учитель физики высшей квалификационной категории мобу сош №1 города Агидель, Республики Башкортостан | ||
Конспект урока физики в 7 классе составила учитель физики Павленко... Для демонстрационного опыта: два бруска, длинная деревянная линейка, гиря, штатив, груз на резиновом жгуте, мешочек с песком на резиновом... | Рабочая программа по физике 7-9 класс базовый уровень Михайлова Надежда... Преподавание учебного предмета «Физика» в основной школе (7-9 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами... | ||
Урок в 5 классе по теме Прачун Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории мбоу сош №5 г. Абакан Республика... | Учащихся при изучении физики учитель физики Ометова Ольга Валентиновна содержание Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине... |