Принцип действия кохлеарного импланта.
Что такое кохлеарная имплантация?
- Это дорогостоящая операция, относящаяся к видам высокотехнологичной медицинской помощи, призвана помочь тем, кому не помогают самые современные слуховые аппараты.
Кохлеарный имплант - это электронное устройство, выполняющее функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток улитки, обеспечивая электрическую стимуляцию сохраненных нервных волокон.
Кохлеарные импланты состоят из двух частей: внутренней (имплантируемой в височную кость) и наружной.( слайд 1)
Внутренняя - имплантируемая часть представляет собой приемник-стимулятор и тонкий пучок электродов, который вводят в улитку в ходе хирургической операции под общим наркозом. Учитывая состояние улитки, электроды вводятся или по всей спирали улитки , или, если есть ее патология, о чем будет рассказано далее, вводятся напрямую.
Наружная часть импланта представлена катушкой передачи и речевым процессором, который может быть заушным и карманным. Во время операции корпус импланта размещается под кожей за ухом человека, а выходящая из корпуса электродная решетка вводится в улитку. Операция кохлеарной имплантации продолжается обычно около двух часов и не является технически сложной. Через месяц после операции остается небольшой шрам за ухом, который скрывают волосы
Основными этапами операции являются:(слайды)
1-1. Разметка – выполняется для того, чтобы имлант располагался в заушной области удобно.
1-2. Разрез и формирование кожных и надкостничных лоскутов – обеспечивают закрытие импланта мягкими тканями и доступ к сосцевидному отростку
2-3. Вскрытие сосцевидного отростка для доступа в барабанную полость через заднюю стенку наружного слухового прохода, для ввода активного электрода
Формирование костного ложа для импланта и его фиксация – выполняются для того, чтобы обеспечить неподвижность импланта и уменьшить в последующем выпячивание на коже заушной области.
2-4. Введение активного электрода в улитку и проверка работы импланта – позволяет оценить работу отдельных каналов и проверить акустические рефлексы стременной мышцы. Затем наступает наиболее важный этап кохлеарной имплантации — послеоперационная реабилитация. Обычно через 3—4 нед производится первое включение и настройка КИ по порогам возникновения слуховых ощущений и порогам комфортной громкости. Наиболее легко процесс восприятия акустической информации через КИ происходит у детей, которые имели слуховой опыт и которые его не забыли, т. е. , глухота наступила недавно. (пост- и перилингвальных пациентов: им необходимы лишь несколько сеансов настройки имплантата) в течение 1—3 мес. Реабилитация долингвально глухих пациентов, т.е. детей в возрасте до 1 года, занимает 3—5 лет. По сути, ребенок учится говорить, используя имплантат как один из главных каналов поступления слуховой информации в мозг. Кохлеарный имплант представляет собой сложную техническую систему, которая берет на себя функции поврежденного внутреннего уха. Принцип его действия заключается в следующем:
1. Микрофон воспринимает звуки и передает их в речевой процессор.
2.Процессор преобразует поступающие звуки в набор электрических импульсов, закодированных с помощью определенной стратегии, а затем направляет их на передатчик.
3.Передатчик беспроводным путем посылает импульсы в приемник, имплантированный под кожей за ухом пациента.
4.Приемник направляет этот набор импульсов на электрод, вживленный в улитку. 5.Посредством электродных контактов электрические импульсы стимулируют слуховой нерв в различных областях улитки.
6.Благодаря этому слуховой нерв генерирует электрические потенциалы и направляет информацию в мозг, который воспринимает ее как звук. Качество речи, передаваемой с помощью кохлеарного импланта, определяется прежде всего двумя его характеристиками: количеством электродов и способом преобразования речевых сигналов в электрические импульсы (стратегией кодирования). Многоканальные (многоэлектродные) импланты значительно более эффективны, чем одноканальные. Современные исследования показали, что для передачи речевого сигнала достаточно 8-12 электродов (каналов). И большее число новых моделей имплантов имеет именно такое число электродов.
Использование современной микроэлектронной техники позволило в настоящее время разместить речевой процессор в корпусе заушного слухового аппарата в некоторых моделях кохлеарных имплантов.
Переход к использованию новой модификации речевого процессора в ряде моделей имплантов не требует повторной операции, так как при этом заменяется только его наружная часть.
КАК СЛЫШНО ЗВУКИ В КОХЛЕАРНОМ ИМПЛАНТЕ? Кохлеарная имплантация не восстанавливает слух полностью. Поскольку число стимулируемых электродом импланта точек слухового нерва неизмеримо меньше числа волосковых клеток в нормально функционирующей улитке, человек с имплантом слышит сначала не те звуки, к которым мы привыкли. Воспринимаемые через имплант и речевой процессор звуки немного отличаются от звучания речи и окружающих звуков через слуховой аппарат, или при восприятии нормально слышащего уха. Сразу после включения речевого процессора пациентам бывает трудно понять, что за сигналы сейчас звучат.
Требуется время для того, чтобы научиться слышать и различать речь и окружающие звуки при использовании системы кохлеарной имплантации. Требуется длительный период реабилитации и занятий по специальной программе, чтобы восстановить способность человека понимать обращенную к нему речь или научить ребенка говорить. Вместе с тем, сразу же после включения импланта человек получает возможность слышать звуки окружающего мира, что делает его жизнь более безопасной, а у ребенка вызывает интерес и становится стимулом к развитию.
Часто специалисты рекомендуют совмещать ношение речевого процессора и слухового аппарата на неоперированном ухе, следовательно, эти два устройства возможно оптимально настроить в совокупности друг с другом. Такие рекомендации направлены тем пациентам, у которых сохранено восприятие низких частот. Однако, после подключения речевого процессора многие дети отказываются носить слуховой аппарат на противоположном ухе. В таких случаях специалисты обычно не заставляют пациента или его родителей использовать аппарат. |