Тематика семинарских занятий 1 курс, 1 семестр
Тематика практических занятий (16 часов)
ЦИКЛ «ОБЩИЙ УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»
Типы лечебно-профилактических учреждений. Устройство больницы. Лечебно-охранительный и санитарно-противоэпидемический режим больницы. Функциональные обязанности младшего медперсонала. Личная гигиена персонала лечебно-профилактических учреждений.
Структура приемного покоя отделения. Санитарная обработка больных, обработка больных при выявлении педикулеза, чесотки. Виды транспортировки больных в лечебные учреждения. Санитарно-противоэпидемический режим приемного отделения.
Структура отделения. Устройство палат для больных. Палаты для детей грудного и раннего возраста. Функциональная кровать и возможности ее использования. Обработка кровати, прикроватной тумбочки, пеленальных столов, игрушек дезинфицирующими растворами. Порядок хранения чистого и грязного белья, смена постельного и нательного белья. Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим отделения. Контроль за санитарным состоянием палат. Личная гигиена больных.
4. Дезинфекция. Виды дезинфекции и способы её проведения. Генеральная уборка. Предстирилизационная подготовка, очистка и стерилизация медицинского инструментария. Медицинские отходы, их классификация и утилизация.
5. Организация питания больных в условиях стационара. Понятие о физиологических и лечебных столах для больных различного возраста. Особенности кормления детей. Кормление тяжелобольных. Обработка посуды, хранение пищи. Питание грудных детей, обработка и хранение бутылочек и сосок. Режим и питание детей различного возраста. Тестовый контроль. Тематика ЛЕКЦий (8 часов)
1. Особенности детского возраста. Возрастные особенности человеческой жизни.
2. Виды ЛПУ. Санитарно-эпидемический режим ЛПУ. Функциональные обязанности медицинского персонала.
3. Режим дня и питание детей различного возраста.
4 Этико-правовые основы охраны здоровья. 2 курс, 3 семестр
ЦИКЛ «Сестринское дело в педиатрии»
Тематика практических занятий (51 час)
Правила работы и обязанности медицинской сестры: общие правила, обязанности; медсестра приемного отделения; палатная медсестра; медсестра процедурного кабинета.
Медикаментозное лечение в сестринской практике. Порядок выписки и получения лекарственных средств. Порядок хранения, учета лекарственных средств. Наружный путь введения лекарственных средств. Правила пользования карманным ингалятором. Введение лекарственных средств в глаза, нос, уши.
Парентеральный путь введения лекарственных средств: в/к, п/к, в/м, в/в инъекции, в/в капельное введение жидкостей. Расчет, разведение и введение антибиотиков. Набор лекарственных средств из ампул. Осложнения при парентеральном применении лекарственных средств. Помощь при анафилактическом шоке.
Методы простейших физиопроцедур: постановка банок; согревающие компрессы; применение грелок; применение пузыря со льдом; постановка горчичников; применение холодной примочки.
Термометрия: температура тела и ее измерение; измерение температуры тела в подмышечной области; регистрация данных термометрии; уход при лихорадке; помощь при гипертермии (лихорадке).
Сестринский уход за больными с заболеваниями кожи: сыпи; пролежни; опрелости;+ повреждения кожи (раны, ожоги).
Сестринский уход за больными с заболеваниями органов дыхания. Неотложная помощь при кровохаркании, легочном кровохаркании, бронхоспазме, инородном теле верхних дыхательных путей.
Сестринский уход за больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Острая сосудистая недостаточность: обморок, коллапс, легочно-сердечная реанимация.
Сестринский уход за больными с заболеваниями органов пищеварения. Неотложная помощь при желудочном кровотечении, рвоте. Техника постановки клизм (очистительной, сифонной, гипертонической, масляной), газоотводной трубки. Промывание желудка.
Сестринский уход за больными с заболеваниями мочевыделительной системы. Неотложная помощь при почечной колике, острой задержки мочеиспускания.
Неотложная помощь при некоторых острых состояниях: судорожный синдром; гипогликемическая кома; гипергликемическая кома; крапивница; отек Квинке.
Инструментальные методы исследования. Подготовка пациента к рентгенографическому исследованию желудка и 12-перстной кишки. Подготовка пациента к эндоскопическому исследованию. Подготовка пациента к УЗИ.
Коллоквиум (тест-контроль). Решение ситуационных задач.
Тематика ЛЕКЦий (21 час)
История сестринского дела.
Уход за больными с заболеваниями органов дыхания. Подготовка к инструментальным методам исследования.
Термометрия. Уход за лихорадящими больными.
Уход за больными с заболеваниями кожи.
Уход за больными с заболеваниями органов сердечно-сосудистой системы. Легочно-сердечная реанимация. Подготовка к инструментальным методам исследования.
Уход за больными с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта. Подготовка к инструментальным методам исследования.
Доврачебная неотложная помощь.
Простые физиопроцедуры, хранение, введение лекарственных веществ, учет, списание.
Уход за больными с заболеваниями органов мочевыделительной системы. Подготовка к инструментальным методам исследования.
Уход за больными с заболеваниями органов системы кроветворения, эндокринной системы.
3 курс, 5 семестр
ЦИКЛ «ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ»
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (42 ЧАСА)
Оценка физического развития.
Оценка НПР детей первого года жизни.
Анатомо-физиологические особенности поражения кожи, ПЖК. Методика объективного обследования.
Анатомо-физиологические особенности поражения костно-мышечной системы. Методика объективного обследования.
Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы. Методика объективного обследования.
Исследование функции внешнего дыхания: спирография, спирометрия, пикфлоуметрия, пробы Штанге-Игенча.
Анатомо-физиологические особенности ССС. Методика объективного обследования.
Лабораторно-функциональные методы исследования ССС: проба Шалкова, КОП. Анализ ЭКГ.
Анатомо-физиологические особенности ЖКТ. Методика объективного обследования.
Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочевыделения. Методика объективного обследования.
Анатомо-физиологические особенности системы кроветворения. Методика объективного обследования.
Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы. Методика объективного обследования. Семиотика поражения эндокринной системы.
Зачет по объективному обследованию.
Тест-контроль.
Тематика ЛЕКЦий (21 час)
1. Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке. История развития педиатрии. Комплексная оценка состояния здоровья детей различного возраста.
2. Физическое развитие детей. Факторы, влияющие на физическое развитие. Законы физического развития и принципы оценки. Семиотика нарушений.
3. Нервно-психическое развитие детей в связи с возрастными особенностями ЦНС. Критерии оценки нервно-психического развития. Семиотика поражения ЦНС.
4. Возрастные особенности мышечной, костной систем и суставов, семиотика их поражения у детей.
5. Возрастные особенности системы дыхания у детей, связь с патологией. Особенности и оценка функциональных показателей системы дыхания у детей.
6. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы и гемодинамика у детей различного возраста, связь с патологией. Особенности и оценка функциональных показателей в детском возрасте. Врожденные пороки сердца.
7. Возрастные особенности системы кроветворения и состава периферической крови у детей и подростков. Особенности миелограммы у детей и ее оценка. Семиотика и основные синдромы поражения органов кроветворения и состава периферической крови у детей.
8. Возрастные особенности органов пищеварения у детей и подростков, связь с патологией.
9. Возрастные особенности органов мочеобразования и мочеотделения у детей и подростков, связь с патологией. Семиотика и основные синдромы поражения органов мочеобразования и мочеотделения у детей и подростков. 3 курс, 6 семестр
ЦИКЛ "ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ"
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (42 ЧАСА)
Знакомство с историей болезни, сбор анамнеза. Оценка тяжести состояния.
Семиотика нарушения физического развития, кожи, костно-мышечной системы.
Семиотика поражения дыхательной системы.
Семиотика поражения ССС.
Семиотика поражения ЖКТ. Лабораторная диагностика.
Семиотика поражения органов мочеобразования и мочевыделения. Лабораторная диагностика.
Семиотика поражения системы крови.
Защита истории болезни.
Естественное вскармливание.
Искусственное и смешанное вскармливание детей.
Введение прикорма. Итоговый тест по питанию.
Тематика ЛЕКЦий (18 час)
1. Возрастные особенности эндокринной системы у детей и подростков. Половое развитие у детей. Основные синдромы поражения эндокринных желез.
2. Семиотика и основные синдромы поражения дыхательной системы у детей и подростков
3. Семиотика и основные синдромы поражения сердечно-сосудистой системы у детей и подростков
4. Семиотика и основные синдромы поражения пищеварительной системы у детей и подростков.
5. Развитие иммунитета у детей и подростков, связь с заболеваемостью детей различного возраста. Синдромы задержки развития и нарушения различных звеньев иммунитета и неспецифических факторов резистентности.
6. Основные принципы рационального питания детей раннего возраста. Незаменимость грудного вскармливания для правильного развития ребенка. Важнейшие принципы стимуляции и поддержки лактации. Прикорм.
7. Искусственное и смешанное вскармливание. Классификация молочных смесей для искусственного вскармливания и докорма при смешанном вскармливании. Принципы выбора молочных смесей. Правила искусственного и смешанного вскармливания.
8. Особенности белкового обмена. Потребность детей различного возраста в белке и аминокислотах. Синдромы нарушения белкового обмена. Особенности углеводного и липидного обмена и семиотика их нарушений.
9. Особенности водно-солевого обмена у детей и семиотика его нарушений. Особенности энергетического обмена у детей и подростков. Потребность в энергии и ее расходование у детей различного возраста. Болезни нарушения обмена веществ. 3 курс, 6 семестр
ЦИКЛ «ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (51 ЧАС)
1. Диспансеризация здорового ребенка 1-го года жизни. Диспансерное наблюдение за детьми дошкольного и школьного возраста. Группы здоровья. Кабинет здорового ребенка.
2. Профилактическая работа врача-педиатра. Роль семьи в формировании и укреплении здоровья детей.
3. Уход за новорожденным ребенком и детьми первого года жизни (режим дня, питание, прогулки, массаж, гимнастика, купание).
4. Воспитание детей различного возраста. Особенности формирования личности.
5. Физическое воспитание
6. Гигиеническое воспитание детей и подростков.
7. Психическое здоровье школьников и подростков. Девиантное поведение подростков. Вредные привычки.
8. Организация деятельности центров здоровья для детей по формированию ЗОЖ.
9. Профилактическая медицина.
10. Санаторно-курортное лечение.
11. Питание детей старше года Организация группового питания.
12. Роль питания в формировании здорового образа жизни ребенка.
13. Защита реферативных работ. Тематика ЛЕКЦий (21 час)
Актуальные вопросы материнства и детства в РФ. Определение здоровья. Факторы, влияющие на здоровье детей. Основы профилактической педиатрии. Принципы диспансеризации детей.
Подготовка женщин к рождению ребенка (профилактика абортов, лечение хронических заболеваний, рациональное питание). Антенатальная профилактика. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным. Врачебный контроль за состоянием здоровья детей раннего возраста. Профилактика заболеваний новорожденных и детей первого года жизни.
Воспитание детей грудного, раннего, дошкольного возраста. Гигиенические принципы обучения и воспитания. Особенности ухода, режима, закаливания. Подготовка ребенка к детскому саду.
Подготовка детей к школе. Пути сохранения здоровья школьников. Нормативы школьной нагрузки. Профилактика вредных привычек, школьных заболеваний и травматизма у детей школьного возраста.
Особенности подросткового возраста. Роль школы, семьи, окружения в формировании подростка как личности. Психическое здоровье подростков.
Девиантное поведение подростков. Вредные привычки: алкоголизм, наркомания, курение.
Роль физического воспитания в жизнедеятельности ребенка. Виды нагрузок, группы физической культуры в образовательных учреждениях.
Формирование здоровья детей-спортсменов, медицинское наблюдение. Особенности спортивного питания.
Питание детей старше года.
Питание школьников как фактор формирования здоровья. Роль витаминов и микроэлементов в питании детей.
6 курс, 11 семестр
ЦИКЛ «Поликлиническая педиатрия»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (75 ЧАСОВ)
Тема 1. 1 занятие – Структура, организация работы, штаты детской поликлиники. Документация, обязанности участкового педиатра. Особенности организации работы с подростками, этика и деонтология врача. Знакомство с основными приказами по поликлинике (самостоятельная работа).
Тема 2. 2, 3 занятие – Комплексная оценка состояния здоровья детей раннего возраста. Теоретический разбор критериев оценки. Прием здорового ребенка. Оформление документации (самостоятельная работа).
Тема 3. 4 занятие – Наблюдение за ребенком периода новорожденности. Дородовый патронаж (самостоятельная работа). Получают задание по составлению меню на ребенка 1, 2-го и 3-го года жизни.
Тема 4. 5, 6 занятие – Воспитание здорового ребенка 1 года жизни. Разбор задач по питанию. Оформление рекомендаций по унифицированной форме записи. Здоровый прием (самостоятельная работа).
Тема 5. 7 занятие – Воспитание здорового ребенка от 1 года до 7 лет. Подготовка в ДОУ и школу.
Тема 6. 8 занятие – Специфическая профилактика инфекционных заболеваний. Прививочный календарь. Организация работы прививочного кабинета, особенности вакцинации детей группы риска. Неотложная помощь при анафилактическом шоке. Прием патронажей новорожденных и комплексной оценки состояния здоровья.
Тема 7. 9, 10 занятие – Организация лечебно-реабилитационной помощи детям в условиях поликлиники. Лечение больных детей с острыми заболеваниями на участке. Непрерывное наблюдение за больным ребенком. Прием больных детей (самостоятельная работа). 11 занятие – Особенности ведения детей с ОРВИ, диагностика острых бронхитов, пневмоний. Прием больных детей (самостоятельная работа) или выход на вызов (с врачом). 12, 13 занятие – Ведение больных с ангинами, диф.диагностика с дифтерией. Особо опасные инфекции. СПИД. Диспансерное наблюдение реконвалесцентов. Прием больных или выздоравливающих детей, выход на актив (самостоятельная работа).
Тема 8. 14 занятие – Ведение больных с воздушно-капельными инфекциями. Карантинные мероприятия, экстренная специфическая профилактика. Прием здоровых или больных детей. Выход на актив (самостоятельная работа).
15, 16 занятие – Ведение детей с кишечными инфекциями. Противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции. Прием выздоравливающих или больных детей, выход на активы (самостоятельная работа). 6 курс, 12 семестр
ЦИКЛ «Поликлиническая педиатрия»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (76 ЧАСОВ)
Тема 9. 1, 2 занятия – Организация скорой и неотложной помощи детскому населению на догоспитальном этапе. Тактика и неотложная терапия при наиболее часто встречающихся состояниях, требующих экстренной помощи (гипертермический синдром, судорожный синдром, анафилактическнй шок). Диагностика, первая врачебная помощь, тактика при отравлениях, синдромах дыхательной, сердечно-сосудистой недостаточности, нарушений функций центральной нервной системы, травмах, болях в животе и несчастных случаях. Особенности оказания неотложной помощи в сельской местности.
Тема 10. 3, 4, 5 занятия – Краткосрочная диспансеризация детей с наиболее часто встречающимися фоновыми состояниями (риск на ВУИ, патологией ЦНC, анемия, рахит, гипотрофия, крупный плод, паратрофия, аллергический диатез, лимфатический диатез, нервно-артритический диатез, недоношенный ребенок). Доклады детей с оформлением эпикризов с оценкой эффективности диспансеризации; и рекомендациями по дальнейшему наблюдению и реабилитации.
Тема 11. 6, 7, 8, 9 занятия –. Диспансеризация детей с хроническими заболеваниями бронхо-легочной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы. Организация санаторно-курортной реабилитации. Доклады больных детей с оценкой физического и полового развития, соматического статута, оценкой эффективности диспансеризации, прогнозом по заболеванию и для жизни. Рекомендации по санаторно-курортному лечению. Особенности осуществления диспансеризации в сельской местности. Подготовка отчета по работе на участке детской поликлиники, в т.ч. санпросвет работе.
Тема 12. 10, 11, 12, 13 занятия – Роль и задачи профилактического отделения по работе с детьми в организованных коллективах. Типы детских образовательных учреждений (ДОУ), санитарно-гигиенические требования по сохранению здоровья детей в организованных коллективах. Комплексная оценка состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста с прогнозом и исходом адаптации. Выработка рекомендаций для родителей и персонала ДОУ. Оценка питания, физического воспитания в ДОУ. Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний, карантинные мероприятия. Санпросвет работа (рекомендации для родителей, памятки, санбюллетени).
Тема 13. 14, 15 занятия – Школьные учреждения общеобразовательного и инновационного типа Медицинское обеспечение учащихся детей и подростков. Особенности подросткового возраста. Гигиенические принципы обучения и воспитания в школе. Комплексная оценка состояния здоровья школьников с оценкой физического, полового развития. Профессиональная ориентация. Тематика ЛЕКЦий (18 час)
Основы профилактической педиатрии: оценка состояния здоровья и развития детей и подростков, определение групп здоровья, диспансерных групп наблюдения и риска, первичная профилактика, вторичная и третичная профилактика
Неспецифическая и специфическая профилактика инфекционных заболеваний у детей. Противоэпидемическая работа участкового врача-педиатра
Врачебный контроль за состоянием здоровья новорожденных и детей раннего возраста. Особенности ведения недоношенных детей. Профилактика заболеваний новорожденных и детей 1-го года жизни
Медицинские аспекты и организационные формы профилактической, лечебной и реабилитационной работы в детском образовательном учреждении
Актуальные проблемы школьной медицины и организационные формы медицинского обслуживания школьников
Организация амбулаторно-поликлинической помощи подросткам
Организация восстановительного лечения детей с хроническими заболеваниями в условиях поликлиники
Психосоциальные аспекты в работе врача-педиатра. Принципы и организационные особенности работы с детьми групп социального риска и их семьями
Медико-тактическая классификация уровней догоспитальной помощи при угрожающих состояниях у детей
|