Курс «Информационная среда современной культуры» читается студентам IV курса гуманитарного факультета (специальность «культурология») и является логическим продолжением курсов по истории культуры XX века (зарубежной и отечественной). Программой предусмотрено 36 часов лекций, 18 часов практических занятий и 46 часов самостоятельной работы. Итоговый контроль – экзамен в зимнюю сессию.
.
Введение Рабочая программа Тематика и планы практических занятий Тематика рефератов График текущего и промежуточного контроля Рекомендации к проведению самостоятельного исследования
«Информационная политика российских телевизионных каналов» Литература к курсу Вопросы к экзамену
Введение.
Цель изучения дисциплины.
Курс строится по принципу проблематизации основных процессов развития современного общества с акцентом на его информационной составляющей. Цели курса: дать представление о феномене информационного общества, о состоянии основных информационных ресурсов современной культуры, о возможности использования медиаресурсов в работе культуролога.
Требования к знаниям и умениям по дисциплине.
иметь представление об информационном пространстве современной культуры;
уметь анализировать информационные продукты;
владеть основными навыками извлечения, обработки и создания информации.
к началу документа
Рабочая программа.
ЧАСТЬ 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО.
Лекции:8 часов. Практические занятия: 4 часа. Самостоятельная работа:20 часов (знакомство с основной литературой по данному блоку). Формы отчетности: письменная работа, собеседование.
Критерии информационного общества и основные теории. Д. Бэлл, М. Кастельс, А. Моль, Ж. Бодрийяр, М. Постер, Дж. Ваттимо, Ж.-Ф. Лиотар, У. Эко.
Культура информационной эпохи. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества.
Знание в культуре информационного общества. Информация и проблема смысла. «Информация» и «знание». Изменение принципов построения знания. «Знание» и «навыки». Теоретическое знание. Феномен «мозаичной культуры». Феномен визуализации культуры. ЧАСТЬ 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
Лекции: 16 часов. Самостоятельная работа: 20 часов (знакомство с основной литературой по блоку). Форма отчетности: проведение самостоятельных исследований «Информационная политика российских информационных каналов», «Анализ информационного ресурса (печатные СМИ, медиаресурсы)».
Традиционные информационные ресурсы: печатные СМИ (газеты, литературные и научные журналы, «глянцевые» журналы): типология, основные тенденции развития.
Циклы распространения культуры (А. Моль): печатное сообщение, научная литература, периодические издания, театральное сообщение, изобразительное искусство, канал музыки, канал радиовещания.
Медиаресурсы. Подходы к изучению медиа. Позитивистская традиция (У. Липпман, Э. Дж. Эпштейн, гипотеза “agenda-setting”). Медиа и сфера публичного (Ю. Хабермас). Массовая коммуникация в рамках критической теории (В. Беньямин, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Н. Постман. Феноменологический подход к проблеме конструирования реальности (Т. Лукман, Д. Элтейд). Массовая коммуникация в концепциях постмодернизма (М. Маклюэн, Ги Дебор, Ж. Бодрийяр, Дж. Ваттимо, Дж. Фиск).
Способы бытования и представления знания в условиях медиакультуры. Принципы построения медиа текстов. Подходы к построению «реальности» на телевидении. ЧАСТЬ 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Лекции: 12 часов. Практические занятия: 14 часов. Самостоятельная работа: 6 часов (знакомство с основной литературой по блоку, разработка индивидуального проекта с использованием графических редакторов). Форма отчетности: защита проекта.
Информационные сети. Виды информационных сетей. Теория построения сети. Сеть Интернет. Обзор браузеров. Электронная почта и новости. Мультимедиа в Интернете. Эффективный поиск и получение информации в Интернете. Электронные ресурсы в обучении культурологов. Наука и образование в Сети.
Информационные технологии в музейной (библиотечной, архивной и т.п.) деятельности.
Компьютерная графика. Графический дизайн. Растровая графика. Векторная графика. Цвет. Текст и шрифты. Введение в графический дизайн. Основные ошибки дизайнеров.
Интерфейс программы и основы работы с Photoshop. Главное окно Photoshop и основные понятия. Палитра инструментов. Главное меню. Настройки Photoshop. Работа с тоновыми кривыми. Автоматизация работы. Виды трансформирования. Работа с текстом. Контуры и фигуры. Работа с каналами и масками. Стили, трюки и эффекты. Графический редактор CorelDRAW. Окно программы. Основные понятия и термины. Панель инструментов. Трюки и эффекты: материалы, движение, текстура и узоры, обработка фотографий, имитация объема.
к началу документа
Тематика и планы практических занятий (18 часов). Культура информационного общества.
Информационные технологии в музейной деятельности.
Сетевые технологии: поисковые системы, электронные библиотеки.
Работа с графическим редактором Photoshop.
Работа с графическим редактором CorelDRAW.
Тема 1. Культура информационного общества.
Типы коммуникации и этапы развития общества.
Интернет и книжная культура: «назад к Гутенбергу»?
Проблема знания в культуре информационной эпохи.
Телевизионная культура. Интернет. Мультимедиа. «Культура реальной виртуальности».
Литература:
Белл Д. Постиндустриальное общество. М., 2003.
Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998.
Моль А. Социодинамика культуры. М., 2005 (1-е изд. 1973).
Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.
Эко У. От интернета к Гутенбергу // НЛО, № 32 (1998), с. 5-14.
к началу документа Тема 2. Информационные технологии в музейной деятельности.
Информатизация музейных зон. «Электронная экспозиция»: понятие, задачи, выбор базы данных, проектирование, разработка, внедрение,
Создание музейного портала, туристского сайта.
Литература:
Богомазова Т.Г. Информационно-экспозиционный комплекс в музее // Справочник руководителя учреждения культуры, 2005, №5, с. 72-77; 2005, №6, с. 84-89; 2005, №7, с. 88-93.
Борисова А.А. Интернет-стратегия музеев Татарстана. Опыт создания и наполнения собственного портала // Справочник руководителя учреждения культуры, 2005, №3, с. 86-93.
Загоскин Д.В. Имиджевая музейная услуга. Опыт Томского областного краеведческого музея в организации мультимедийной презентации // Справочник руководителя учреждения культуры, 2005, №4, с. 62-68.
Материалы с сайта «Музей будущего» (http://www.future.museum.ru/): А.В. Дремайлов. ИТ в музеях; А.В. Дремайлов. ИТ музеев Франции; А.В. Лебедев. Виртуальный музей; Е.Ю. Холодкова. Музейный сайт; Е. Л. Кощеева. Создание и использование музейных информационных ресурсов; И.В. Кастосов. Музейный сайт; Н.А. Никишин, А.В. Лебедев. Информационный менеджмент в музее.
к началу документа Тема 3. Сетевые технологии: поисковые системы, электронные библиотеки.
Принципы построения поисковых систем. Сужение и расширение поиска.
Обзор наиболее крупных поисковых систем.
Работа с FTP-серверами.
Работа с программой ReGet.
Программа ICQ.
Обзор крупнейших электронных библиотек.
Литература:
- Дьяконов В.П. Internet. Настольная книга пользователя. Изд. 5-е, перераб. и доп. М.: СОЛОН-Пресс, 2005. к началу документа Тема 4. Работа с графическим редактором Photoshop.
Растровая графика. Векторная графика. Цвет. Текст и шрифты.
Основные ошибки дизайнеров.
Главное окно Photoshop и основные понятия. Палитра инструментов. Главное меню.
Настройки Photoshop. Работа с тоновыми кривыми. Автоматизация работы.
Виды трансформирования. Работа с текстом. Контуры и фигуры. Работа с каналами и масками.
Стили, трюки и эффекты.
Литература:
Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. Компьютерная графика: Photoshop, CorelDRAW. М., 2004.
к началу документа Тема 5. Работа с графическим редактором CorelDRAW.
Окно программы. Основные понятия и термины.
Панель инструментов. Пристыковываемые окна.
Трюки и эффекты: материалы, движение, текстура и узоры, обработка фотографий, имитация объема.
Литература:
Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. Компьютерная графика: Photoshop, CorelDRAW. М., 2004.
к началу документа
Тематика рефератов Информационная революция и культура: произошло ли изменение модели коммуникации?
Свобода информации и контроль – современные тенденции регулирования Интернет.
Концепция «Электронного правительства» – новая модель взаимоотношений общества и власти.
Особенности формирования имиджа в Интернете.
Стереотипы создания и восприятия социальных объектов в киберпространстве.
Сайты компромата – инструменты информационных войн.
Культурно-информационные сайты.
Проекты дистанционного образования в сети.
Изучение аудитории российского Интернета (по материалам социологических исследований ФОМ, ФЭП, КОМКОН-2, РОЦИТ и др.).
Российское информационное законодательство как правовой фундамент формирования информационного общества.
Глобализация информационных процессов: исторические предпосылки, перспективы, принципы дисбалансов, человеческое измерение.
От «галактики Гуттенберга» к «галактике Маклюэна»: возникновение культуры средств массовой информации.
Новые средства массовой информации и диверсификация массовой аудитории.
Природа и особенности социальной информации как ресурса политической власти.
Информационное общество как качественно новая стадия взаимодействия индивидуумов, социальных групп и политических институтов.
Единое информационное пространство в современном информационном обществе. Киберпространство Интернет как новая область социального.
Информационное общество – к вопросу о дефиниции и генезисе понятия.
Информационное общество в концепции Д. Бэлла.
Культура информационной эпохи (Д. Бэлл, П. Вирилио, Дж. Ваттимо).
Сетевой принцип организации в обществе и культуре.
«Знание» и «навыки» в информационном обществе.
Высокая и массовая культура в условиях медиа.
Виртуальный музей как способ бытования и представления знания.
Визуализация современной культуры.
Информационная среда и культура потребления.
Шоу, реклама и медиа: изменения средств коммуникации.
Актуальные языки телевизионной и Интернет-рекламы.
Коммуникация в Сети.
Медиакультура – к вопросу о дефиниции понятия.
Статус медиа в условиях информационного общества.
Медиа и сфера публичного: Ю. Хабермас и современная критика.
Эффекты медиа в сфере культурных значений, текстов, социокультурных практик.
Функции медиа в обществе.
Средства массовой информации и средства массовой коммуникации: в чем разница?
Структурно-функционалистский подход в изучении средств массовой коммуникации.
Медиа в системе социума: Де Флюэр.
Социология медиа Н. Лумана.
Критическая теория: интерпретация массовой коммуникации представителями Франкфуртской школы.
Структуралистский и семиотический анализ посланий медиа. Р.Барт, У.Эко, Дж. Кавелти.
Cultural Studies: способы исследования медийных сообщений.
Изучение эффектов средств коммуникации. М. Маклюэн.
Н. Постман: экспансия развлекательности в медиа.
Ж. Бодрийяр: медиа в культуре постмодерна.
Проблематизация «реального» в медиакультуре.
Построение «реальности» на телевидении.
Информационно-политические программы на телевидении и «Infotainment».
«Информационные бомбы» и медиавирусы.
Проблематика свободы в медиакультуре.
Сфера частного на телевидении: реалити-шоу, ток-шоу.
Частное пространство в Интернете: личные страницы, форумы, Живой журнал.
Языки и способы презентации обыденной жизни в Интернете.
к началу документа
График текущего и промежуточного контроля
1 рейтинговая точка – 15 баллов:
работа на семинарах (5 баллов)
письменная работа «Теории информационного общества» (10 баллов)
2 рейтинговая точка – 15 баллов:
работа на семинарах (5 баллов)
отчет по самостоятельному исследованию «Информационная политика российских телевизионных каналов» (10 баллов)
3 рейтинговая точка – 20 баллов:
отчет по самостоятельному исследованию «Анализ информационного ресурса» (10 баллов)
отчет по индивидуальному проекту «Графические редакторы в работе культуролога» (10 баллов)
к началу документа
Рекомендации к проведению самостоятельного исследования «Информационная политика российских телевизионных каналов».
Главная задача:
выявление возможности применения основных теоретических разработок к анализу конкретного медийного продукта. Тексты для анализа:
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996. (http://www.out-line.ru/ben.html)
Зверева В.В. Репрезентация и реальность // Отечественные записки, №4, 2003. (http://culturca.narod.ru)
Карлсон Дж. Телевизионное развлечение и политическая социализация // Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004. С. 354-366. (тексты 3, 6, 8, 9 см.: http://www.soc.pu.ru/materials/soccc/)
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. Гл. 5. (http://www.2084.ru/publications/castels_inform.htm; http://www.buk.irk.ru/library/book/content.htm)
Куренной В. Медиа: средства в поисках целей // Отечественные записки, №4, 2003. (http://culturca.narod.ru)
МакКуэйл Д. Массовая коммуникация и общественный интерес: к вопросу о социальной теории структуры и функционирования медиа // Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. С. 297-308.
Маклюэн М. Средство само есть содержание (Средство коммуникации – это сообщение) // Информационная эпоха. М., 2004. С. 341-348. (http://philosophy.pu.ru/deps/tecphil/educat/courses/text/makl.doc)
Постман Н. «А теперь, ... о другом...» // Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. С. 273-283.
Фиск Дж. Постмодернизм и телевидение // Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. С. 290-296.
Эко У. От интернета к Гутенбергу (http://nlo.magazine.ru/philosoph/inostr/10.html)
Приблизительная схема анализа текста:
Постановка проблемы.
Как автор определяет актуальность своего исследования.
Цель и задачи автора.
Материал, который он использует.
Риторика текста (как выстраивается аргументация, авторский стиль и т.п.).
Ключевые слова.
Основные положения работы (3-4).
ЗАДАНИЕ 1:
Необходимо проанализировать ПЕРВЫЙ сюжет ВЕЧЕРНИХ выпусков новостей телеканалов «НТВ» (1900), «Россия» (2000), «Первый канал» (21 00) и выяснить наиболее популярные темы:
«ПРЕЗИДЕНТ В.В. Путин».
«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» (политические события, происходящие за рубежом, а также приемы иностранных гостей в России и заявления российского руководства по международным проблемам).
«ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА» (итоги выборов, поездки представителей власти в регионы, кадровые перестановки в российском руководстве).
«ЭКОНОМИКА» (принятие и обсуждение законов экономического характера: повышение пенсий, изменение тарифов; биржевые обзоры).
«КАТАСТРОФЫ» (техногенные аварии и стихийные бедствия).
«КРИМИНАЛ» (различные преступления: убийства, погромы, террористические акты, совершенные в том числе и за рубежом; судебные процессы по уголовным делам).
«ОБЩЕСТВО» (акции протеста населения; события, вызвавшие широкий общественный резонанс).
«НАУКА».
«КУЛЬТУРА».
«СПОРТ».
Обязательные условия выполнения работы:
задание выполняется в группах по 5-6 человек: каждая группа анализирует новостные программы одного из трех указанных каналов;
необходимо проанализировать НЕ МЕНЕЕ 15 новостных программ на выбранном канале;
должны быть указаны ДАТЫ выхода в эфир анализируемых Вами новостных сюжетов;
ЗАДАНИЕ 2:
Анализ подачи новостей
работа выполняется каждым студентом САМОСТОЯТЕЛЬНО;
для анализа может быть выбрана ЛЮБАЯ новостная программа российского производства;
главная ЗАДАЧА – показать ВОЗМОЖНОСТЬ применения основных методов анализа медиаресурсов (работы Постмана, Фиска, МакКуэйла, Карлсона, феноменологические исследования, теория Agenda setting и др.) для характеристики российского новостного продукта;
работу рекомендуется выполнять ПОСЛЕ знакомства с «Обязательной литературой к курсу»J.
к началу документа
Литература к курсу.
Основная литература:
Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2004.
http://www.postindustrial.net/content2/show_content.php?table=books&lang=russian&books_id=38
Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург, 1999.
http://humanities.edu.ru/db/msg/46186
Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000.
http://www.buk.irk.ru/library/book/content.htm
Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004.
Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.
Конец СМИ? Отечественные записки. №4. М., 2003.
http://www.strana-oz.ru/?ozid=13&oznumber=4 Дополнительная литература:
Барт Р. Мифологии. М.,1996.
Белл Д. Постиндустриальное общество. М., 2003.
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.
http://www.out-line.ru/ben.html
Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000.
http://www.philosophy.ru/library/baud/zlo.html
Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. Гл. Реклама.
Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.
http://bourdieu.narod.ru/
Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М., 2003.
Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., 2002.
Де Грааф Д., Ванн Д., Нэйлор Т.Х. Потреблятство: болезнь, угрожающая миру. М., 2003.
Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000.
http://www.krotov.info/libr_min/d/donini/debor_0.html
Дубин Б.В. Интеллектуальные группы и символические формы. Очерки социологии современной культуры. М., 2004.
Зимен С., Бротт А. Бархатная революция в рекламе. М., 2003.
http://evartist.narod.ru/text8/57.htm
Кавелти Дж.Г. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. №22. 1996. С.33-65.
http://www.metodolog.ru/index.html
Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004.
Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов. М., 2003.
http://nonologo.0golf.com/
Кузнецов С. Ощупывая слона: Заметки по истории русского Интернета. М., 2004.
Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.
Объять обыкновенное: повседневность как текст по-американски и по-русски. М., 2004.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М., 1991
Прокофьев А. «Клиповое сознание» как форма восприятия и результат воздействия современного телевидения // Наука телевидения. Научный альманах. Вып. 1. М., 2004
Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003.
http://mediavirus.narod.ru/content.html
Сальникова Е.В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. М., 2001.
Самутина Н. Музыкальный видеоклип: поэзия сегодня // Неприкосновенный запас №6/20. М., 2002.
Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. М., 1999.
Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. Киев, М., 1999.
Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.-Спб., 1997.
Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М., 2003.
Учебная и справочная литература:
Культурология XX век. Энциклопедия. Т.1-2. Спб., 1998.
Массовая культура: Учебное пособие / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др. М., 2004.
Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.-М., 2003.
Адреса основных российских и зарубежных интернет-сайтов, отражающих тематику медиаобразования:
- Лаборатория технических средств обучения и медиаобразования Российской Академии образования (Москва) / Media Education Laboratory of Russian Academy of Education (Moscow):
http://www.mediaeducation.ru
http://www.mediaeducation.ru/publ/fedorov.shtml
- Медиацентр (интернетный журнал) / Media Center (Internet Journal):
http://edu.km.ru/mcenter
- Медиаревю (интернетный журнал медиакритики и медиаобразования) / Media Review (Internet Journal of Media Criticism & Media Education):
http://mediareview.by.ru
- Федерация Интернет-образования России / Federation for Internet Education (Russia):
http://www.fio.ru
http://center.fio.ru
- Центр медиаобразования (Тольятти) / Media Education Center:
http://mec.citytlt.ru
- Человек и информационное общество (Образовательный центр) / People & Information Society: Education Section:
http://www.phis.org.ru/education к началу документа
Вопросы к экзамену.
Критерии информационного общества. Культура информационной эпохи.
Теории информационного общества: Дэниел Белл и Фрэнк Уэбстер.
Мануэль Кастельс и понятие «сетевое общество».
«Культура реальной виртуальности»: взгляд Мануэля Кастельса на культуру информационного общества.
Знание в культуре информационного общества.
Феномен «мозаичной культуры». Работа А. Моля «Социодинамика культуры».
Типы коммуникации и особенности культуры: работа Умберто Эко «От Интернета к Гуттенбергу».
Интернет: история, принципы устройства.
Эволюция представлений о функциях медиа в обществе.
Позитивистская традиция media-studies: У. Липпман, Э. Эпштейн.
Гипотеза agenda-setting.
Массовая коммуникация в рамках критической теории: Вальтер Беньямин, Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе.
Нейл Постман и критика телевизионного дискурса (Постман Н. «А теперь, ... о другом...»).
СМК и сфера публичного: работа Д. МакКуэйла «Массовая коммуникация и общественный интерес».
Феноменологический подход к проблеме конструирования реальности средствами массовой коммуникации: Дэвид Элтейд.
Массовая коммуникация в концепциях постмодернизма: Джон Фиск и его работа «Постмодернизм и телевидение».
Принципы построения медиа текстов. Способы репрезентации реальности в электронных медиа.
Типология и основные тенденции развития традиционных информационных ресурсов: литературные журналы в работе культуролога.
Типология и основные тенденции развития традиционных информационных ресурсов: научные журналы в работе культуролога.
Информационные технологии в музейной деятельности.
к началу документа |