Скачать 68.62 Kb.
|
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы проведения занятий): Практические занятия по водной токсикологии имеет смысл проводить только в виде лабораторных работ (практикума). Лабораторная работа № 3 разбита на две части, поэтому охватывает 2 занятия. Пятая лабораторная работа также проводится на двух занятиях, так как постановка опытов и их проведение требует достаточного количества времени. Лабораторная работа № 1 Тема: Влияние химических веществ на качество воды. Методика органолептического исследования воды Материал и оборудование (необходимое на 1-2 студентов): керосин, ментол, трихлорметафос, фенол, широкогорлые колбы емкостью 150-200 мл, пипетки на 1 мл, груши для пипеток, мерные цилиндры на 200 мл. Краткое содержание работы, задания для студентов Освоение методики органолептического исследования воды. Определить пороговое разведение следующих веществ: керосина, ментола, трихлорметафоса и фенола в сериях разведений; оценить интенсивность запаха воды в баллах. Оформить протокол соответствующего опыта. Вопросы для коллективного обсуждения Предмет, задачи и методы водной токсикологии. Источники поступления токсических веществ в водную среду. Основные представители загрязняющих веществ, их характеристика и особенности токсического действия. Превращение веществ в водной среде под влиянием абиотических и биотических факторов. Накопление веществ компонентами водных экосистем. Биомагнификация. Превращение токсических веществ при участии живых организмов. Детоксикация. Действие чужеродных веществ на водные организмы: процессы метаболизма, клеточные структуры, поведение гидробионтов, их рост и размножение. Отдаленные эффекты токсических веществ. Рекомендуемая литература Метелев В.В., Канаев А.И., Дзасохова Н.Г. Водная токсикология. – М.: Колос, 1971. – 247 с. Строганов Н.С. Краткий словарь терминов по водной токсикологии. – Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1982. – 42 с. Филенко О.Ф. Водная токсикология. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 154 с. Лабораторная работа № 2 Тема: Влияние токсических веществ на поведенческие реакции гидробионтов Материал и оборудование (необходимое на группу студентов): сосуды емкостью 200 мл с крышками, растворы фенола (1000 мг/л, 50 мг/л) и хлорофоса (300 мг/л, 150 мг/л), пиявки. Краткое содержание работы, задания для студентов Влияние растворов фенола (1000 мг/л, 50 мг/л) и хлорофоса (300 мг/л, 150 мг/л) на поведение медицинской пиявки. Отметить после каких токсикантов развиваются такие симптомы отравления, как фиксация пиявки в виде петли, появление на ее теле перетяжек и утолщений, скручивания задних сегментов, и указать время их наступления. Оформить протокол опыта. Вопросы для коллективного обсуждения Классификация поведенческих реакций. Ориентирующие движения. Виды кинезов и таксисов. Влияние химических веществ на простые и сложные формы поведения, условно-рефлекторную деятельность. Рекомендуемая литература Метелев В.В., Канаев А.И., Дзасохова Н.Г. Водная токсикология. – М.: Колос, 1971. – 247 с. Методики биологических исследований по водной токсикологии / Под ред. Н.С. Строганова. – М.: Наука, 1971. – 299 с. Строганов Н.С. Краткий словарь терминов по водной токсикологии. – Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1982. – 42 с. Филенко О.Ф. Водная токсикология. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 154 с. Лабораторная работа № 3 Тема: Диагностика отравления рыб и других гидробионтов Часть I: Патологоанатомическое исследование рыб Материал и оборудование (необходимое на 1-2 студентов): препарировальный набор, чашки Петри, поддон, рыба после затравки фенолом в концентрации 2-4 мг/л, керосином (1 мг/л) и бихроматом калия (15 мг/л), здоровая рыба. Краткое содержание работы, задания для студентов Проведение внешнего осмотра и патологоанатомического вскрытия отравленной рыбы. Обратить внимание на наличие или отсутствие трупного окоченения, изогнутость тела, обилие слизи, внешний вид кожных покровов, состояние хроматофоров, ерошение чешуи, положение жаберных крышек и жабр и т.д. После вскрытия исследовать состояние скелетной мускулатуры, внутренних органов, брюшной полости, крови и др. Отметить их цвет, консистенцию, наличие гиперемии и кровоизлияний. Оформить протокол вскрытия. Часть II: Диагностика отравления гидробионтов Материал и оборудование (необходимое на 1-2 студентов): культура дафний, 2 колбы или банки, раствор хлорофоса 50 мг/л, аквариумная вода. Краткое содержание работы, задания для студентов Установление симптомов отравления дафний пестицидами. Постановка острого опыта (токсикант – раствор хлорофоса) с культурой Daphnia magna. Отметить время появления симптомов острого отравления: увеличение двигательной активности, нарушение характера движений, ограничение двигательной активности, гибель животного. Сравнить с поведением дафний в контроле. Оформить протокол опыта. Вопросы для коллективного обсуждения Понятия чувствительности и устойчивости, порога, дозы, концентрации, времени и эффекта. Условия, влияющие на появление эффекта. Классификация веществ по их воздействию на организм. Симптомы отравления рыб и других гидробионтов. Стадии, фазы и виды отравления. Значение патологоанатомического исследования рыб в диагностике отравления различными веществами. Комбинированное действие ядов. Синергизм, антагонизм, кумуляция, ее оценка. Обратимость отравления. Адаптация гидробионтов к токсическим воздействиям. Оценка острого и хронического летальных и сублетального воздействия ядов. Организация подострых и хронических опытов. Пороговые концентрации веществ. Симптомокомплекс при отравлении рыб ядами резорбтивного (метилнитрофосом) и локального (хлор, кислоты, щелочи) действия. Механизмы и последствия действия ядов. Рекомендуемая литература Лукьяненко В.И. Токсикология рыб. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1967. – 216 с. Лукьяненко В.И. Общая ихтиотоксикология. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. – 320 с. Лукьяненко В.И. Экологические аспекты ихтиотоксикологии. – М.: Агропромиздат, 1987. – 239 с. Метелев В.В., Канаев А.И., Дзасохова Н.Г. Водная токсикология. – М.: Колос, 1971. – 247 с. Лабораторная работа № 4 Тема: Гематологические исследования в водной токсикологии Материал и оборудование (необходимое на 1-2 студентов): мазки крови затравленной рыбы и здоровой, микроскоп, иммерсионное масло, глазные пипетки. Краткое содержание работы, задания для студентов Изучение под микроскопом заранее приготовленных и окрашенных по способу Романовского-Гимза мазков крови здоровой и затравленной рыбы и обнаружение патологических форм клеток крови рыб после воздействия токсических веществ (метилнитрофоса, трихлорметафоса, бензола, толуола и других ароматических углеводородов). Сравнить с нормой. Определить изменения форменных элементов крови, анизоцитоз, пойкилоцитоз, полихромазию, сильную вакуолизацию нейтрофилов, моноцитов и т.д. Оформить протокол опыта. Вопросы для коллективного обсуждения Изменение физико-химических свойств крови под влиянием токсических веществ. Нормальная лейкоцитарная формула крови рыб и ее изменение при различных отравлениях. Появление патологических форм эритроцитов и изменение их физиологических свойств под влиянием химических веществ. Токсические вещества, вступающие в реакцию с гемоглобином. Отравления веществами, взаимодействующими с ферментами крови и тканей. Изменения свертывающей системы крови при интоксикациях. Рекомендуемая литература Лукьяненко В.И. Токсикология рыб. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1967. – 216 с. Лукьяненко В.И. Общая ихтиотоксикология. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. – 320 с. Лукьяненко В.И. Экологические аспекты ихтиотоксикологии. – М.: Агропромиздат, 1987. – 239 с. Метелев В.В., Канаев А.И., Дзасохова Н.Г. Водная токсикология. – М.: Колос, 1971. – 247 с. Лабораторная работа № 5 Тема: Место биотестирования в контроле загрязнения водной среды Материал и оборудование (необходимое на 1-2 студентов): культуры хлореллы (после токсического воздействия) и дафний, растворы бихромата калия в остролетальных концентрациях (5 мг/л, 10 и 20 мг/л), микроскоп, камера Горяева, стаканы емкостью 250 мл, аквариумная вода. Краткое содержание работы, задания для студентов Особенности методов биотестирования с использованием одноклеточных водорослей (Chlorella vulgaris) и ветвистоусых ракообразных (Daphnia magna). Постановка острого опыта с дафниями. Отметить время наступления иммобилизации у рачков, сравнить с контролем. Определить численность клеток хлореллы в контроле и после токсического воздействия бихромата калия в концентрациях 0,1 и 1 мг/л под микроскопом в камере Горяева. Обработать полученные результаты и составить протокол опытов. Вопросы для коллективного обсуждения Прикладные аспекты водной токсикологии: токсикологическое нормирование и токсикологический контроль. Понятие о предельно-допустимых концентрациях (ПДК), летальных и эффективных концентрациях (ЛК и ЭК), относительно безопасном уровне воздействия (ОБУВ) и т.п. Роль системы указанных показателей в охране водоемов от загрязнения. Методы биотестирования с использованием одноклеточных водорослей, высших водных растений (Elodea canadensis) и ракообразных. Область применения методов. Характеристика тест-объектов, особенности отбора и культивирования. Постановка острого и хронического опыта. Обработка результатов. Организация исследования ПДК в лабораторных условиях. Определение летальных концентраций. Рекомендуемая литература Методы биотестирования вод. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 127 с. Методы биотестирования качества водной среды / Под ред. О.Ф. Филенко. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 124 с. Методики биологических исследований по водной токсикологии / Под ред. Н.С. Строганова. – М.: Наука, 1971. – 299 с. |
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)... Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол № | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика... Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Покровка муниципального района Кинельский... | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика... Обучающая: проверить знания основных формул кинематики и учение их применять в новых условиях, обучение решению задач | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика... Администрация и профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации заключили настоящее соглашение о том, что в течение 20 г администрация... | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)... Кроме того, в инженерном режиме появляются также возможности определения порядка вычислений при помощи скобок, осуществления побитовых... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по... | ||
Литература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и... Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Тематика... Целью настоящего курса является рассмотрение явлений и процессов современной мировой политики. Очевидно, что неотъемлемой его частью... | ||
Методические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине... Методические указания предназначены для аудиторной и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по специальности... | Учебно-методический комплекс по специальности 030501 (021100) Юриспруденция Красноярск 2006 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета очно-заочной и заочной форм обучения. Наряду с темами... | ||
Факультет Права Программа дисциплины «Наследственное право(проблемы теории и практики)», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы... | Планы семинарских и практических занятий методические рекомендации Целесообразно готовиться к семинарским и практическим занятиям за 1-2 недели до их начала: на основе изучения рекомендованной литературы... | ||
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо | Методические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной... Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики | ||
Планы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История»,... Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса... | Н. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Планы семинарских занятий по Методике преподавания истории являются составной частью программы по данному курсу |