«Магнитные бури и их влияние»





Скачать 157.27 Kb.
Название«Магнитные бури и их влияние»
Дата публикации13.08.2015
Размер157.27 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
Печорская школа – интернат

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей.

Разработка учебного проекта
по физике по теме:

« Магнитные бури и их влияние».


Учитель физики:

Тезнева Елена Викторовна.
Печоры

2006-10-22.

- 2-
Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одаренных детей. Неуемная жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, распространяются на все сферы деятельности, что, конечно же, доставляет много хлопот взрослым и далеко не всегда безопасно для самого юного исследователя. Но в развитии и реализации творческих способностей ребенка этот опыт имеет важное значение.

Традиционный учебный процесс при этом выстроен так, что реализовать эту особенность детской природы очень сложно. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно-практических поисков. Не менее сложным оказывается для ребенка проявление исследований и в других сферах жизни и деятельности. Хотя во многих психолого-педагогических работах доказано, как важны эти поиски, как ценны их результаты для развития исследовательской, творческой активности ребенка.

С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И у выдающегося ученого, сделавшего шаг в неизведанное, и у ребенка, нашедшего много раз открытое до него, оказываются задействованными одни и те же механизмы творческого мышления. Но если в первом случае главное - само новое знание, то во втором самое ценное – исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребенка. Одним из направлений такой работы является практика создания собственных творческих, исследовательских проектов.

В связи с выше сказанным меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием,- акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево-ориентированной, безличностной педагогике; школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс отечественной школы.

Личностно-ориентированное обучение объединяет разные педагогические технологии, - обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, уметь увидеть, сформулировать и решить проблему.

-3-
Учебный проект – организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно–познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Учебно–методический пакет (УМП) – комплект информационных, дидактических и методических материалов к учебному проекту для его эффективной организации и проведения обучения по теме, соответствующей Минимальным требованиям к содержанию образования данной предметной области. УМП, обеспечивая реализацию проекта, ориентирован на широкое использование учениками в самостоятельной и урочной деятельности мультимедийных информационных технологий.


Задачи проекта нацелены на конкретный результат, на примеры работ учащихся, созданных как результат их самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности. В школе разработка творческих проектов может быть одним из обязательных направлений внеклассной и даже учебной деятельности.

Структура самого проекта и общая, методическая схема его подготовки может быть представлена в виде схемы:

Характеристика эффективности результатов

Время Материалы Стоимость Эстетичность Другие

Показатели эффективности
Выбор и оценка оптимальных способов решения

Традиционные Альтернативные

Влияние и систематизация подходов к решению
Определение проблемы исследования

Источники
-4-
Первый этап работы – выбор темы исследования. По содержанию и характеру они могут быть разными: и подчеркнуто фантастическими, нереальными с точки зрения сегодняшнего дня, и теоретическими, и сугубо практическими, требующими вполне реальных эмпирических исследований.
1-я – фантастические, ориентированные на изучение несуществующих явлений, разработку проектов, безусловно полезных в познавательном смысле, но нереальных с точки зрения сегодняшнего дня.

2-я – теоретические – предполагают работу по изучению и по обобщению материалов, содержащихся в разнообразных теоретических источниках.

3-я – эмпирические – ориентирующие ребенка на проведение собственной экспериментальной работы, обработку и обобщение полученных результатов.

Особенно полезны темы «эмпирические», они с интересом воспринимаются большинством детей, но для их реализации от педагога требуется большая изобретательность как в выборе самой темы, так и в подборе методов исследования.

Был разработан следующий проект по теме: «Магнитные бури и их влияние». В рамках этого проекта учащимися 11 класса Печорской школы - интерната Елкиной Анной и Молчановой Мариной была проведена исследовательская работа: «Влияние магнитных бурь на учебную деятельность учащихся старшего звена», которая на XI научно-практической областной конференции, которая проходила в городе Пскове в ноябре 2005 года, была удостоена диплома II степени.

Проект: «Магнитные бури и их влияние».
Проект охватывает следующие учебные темы:

1. Магнитное поле Земли. Физика 8 класс.

2. Электромагнитное поле. Физика 9 класс.

3. Плазма. Физика 10 класс.

4. Действия магнитного поля. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитное поле. Распространение и экспериментальное

обнаружение электромагнитных волн. Физика 11 класс.

5. Солнечная активность и ее земные проявления. Астрономия 11 класс.
Тема проекта устанавливает связь между предметами: «Физика», «Астрономия» и «Биология».

-5-
В работе над темой проекта могут принимать участие учащиеся старшего звена, начиная с 8 класса. Для достижения наилучшего результата в связи с целями и задачами учебных проектов рекомендуется создать разновозрастную группу.
Естественно, что способы решения во многом зависят от выбранной темы. Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Четко их расклассифицировав, сделать выбор, оценив «без эмоций» - как и следует исследователю – эффективность каждого способа.

Однако следует иметь в виду, что важны не сами способы, а педагогическая составляющая их использования. Поэтому можно поощрять применение нестандартных, альтернативных способов, даже если это грозит тем, что вполне реальная тема из разряда, например, «эмпирических» приобретет черты «фантастической».

Основополагающими вопросами данного проекта является:


  1. Что такое магнитные бури?

  2. Какова причина их возникновения?

  3. Физическое объяснение природы возникновения и течения данного явления.

  4. Какое влияние оказывают магнитные бури на жизнь и деятельность человека?

  5. История исследования данного природного явления.


Дидактические цели проекта:


  1. Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.

  2. Формирование критического мышления, навыков работы в команде.

  3. Формирование материалистического мировоззрения, представлений о процессах происходящих в Солнечной системе и их взаимосвязи.

-6-
Проект в ходе работы над ним призван сформировать у учащихся следующие компетентности:


  1. В сфере самостоятельной деятельности: умение работать и проводить анализ очень большого объема информации, самостоятельно задавать вопросы в рамках предложенной темы и находить на них ответы.

  2. Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

  3. В сфере гражданско – общественной деятельности: формирование умения работать с различными группами людей в рамках проведения социологических опросов, необходимых в ходе работы над темой проекта.



Методика работы: методическая сторона работы может быть условно поделена на четыре относительно самостоятельных этапа:

- выбор темы;

- сбор материала;

- подготовка проекта;

- защита проекта.

Методика выбора темы.

Выбор темы во многом определяет полученные в итоге результаты. Поэтому естественно, что при выборе темы роль педагога должна быть решающей, однако это положение нельзя понимать буквально. Как уже отмечалось, тематика зависит от интересов конкретных детей и от пристрастий, работающих с ними педагогов. Поэтому первое правило для педагога на этом этапе – учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой чувствуете себя наиболее уверенно. При этом у ребенка должно остаться впечатление, что тему он выбрал сам. Для этого педагог должен хорошо знать детей, с которыми он работает, и иметь соответствующее его знанию мастерство. «Навязанная» тема, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст желаемого результата.

Способность концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении у учащихся обычно ограничена. Поэтому следующее, второе правило – тема должна быть такой, чтобы работа выполнялась относительно быстро.

Третье правило – тема должна быть оригинальной. Причем оригинальность в данном контексте следует понимать и как умение найти ранее известное, и как способность нестандартно посмотреть на традиционные предметы и явления.
-7-

Тема должна быть выполнима, а решение принесло бы конкретную пользу участникам работы над проектом – так можно сформулировать четвертое правило выбора темы. Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - главная задача педагога на этом этапе.
В проекте были поставлены следующие методические задачи:
1. Освоить представление об электромагнитных процессах. Физика.

2. Освоить представление о физических процессах происходящих внутри

Солнца. Астрономия.

  1. Научить составлять и проводить социологические опросы. Психология.

  2. Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных опытов и экспериментов. Статистика.

  3. Научить пользоваться Microsoft Power Point для оформления результатов и Интернетом для поиска информации. Информатика.

  4. Научить кратко и четко излагать свои мысли устно и письменно.

Русский язык и литература.

В рамках проекта предусмотрены следующие самостоятельные исследования учащихся:
1. Составление анкеты и проведение анкетирования определенной группы учащихся или педагогов.

2. Техническая обработка результатов анкетирования.

3. Проведение лабораторных исследований: измерение артериального давления и температуры. Овладение навыками работы с тахометром – прибором для измерения артериального давления и градусником при измерении температуры.

4. Статистическая обработка информации о результатах успеваемости учащихся по журналу.

5. Тестирование и обработка результатов тестов на утомляемость и внимательность.


-8-
Творческая работа над названием проекта и тем самым нахождение направлений работы в рамках предложенного проекта:


  1. Влияние магнитных бурь на учебную деятельность учащихся старшего звена.

  2. Влияние магнитных бурь на учебную деятельность учащихся младшего и среднего звена и сопоставление результатов исследования с пунктом 1.

  3. Влияние магнитных бурь на профессиональную деятельность учителей и сопоставление результатов исследований с пунктами 1 и 2.

  4. Влияние магнитных бурь в разновозрастных группах (смотреть выше): на здоровых людей, и людей имеющих хронические заболевания.

  5. Влияние магнитных бурь на учащихся и учителей в зависимости от времени года.

  6. Анализ и обобщение накопленных результатов исследований и установление перспектив использования полученных знаний при организации учебного процесса в школе.

  7. Влияние магнитных бурь на погодные условия в данном регионе.

  8. Влияние магнитных бурь на технические средства.


Методика сбора материала.

Источники сбора материала во многом зависят от темы. Но сама актуализация поиска новой информации, вызванная задачей разработки проекта, создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных потребностей к работе с самыми разными источниками: энциклопедиями, справочниками, специальной литературой по выбранной теме, Интернетом. На этом этапе надо учить детей вникать в проблему, стремиться дойти до ее сути.

Литература, предложенная для изучения в ходе

работы над проектом:



  1. В.В. Порфирьев Астрономия 11 класс.

  2. Б.А. Воронцов-Вельяминов Астрономия 10 класс.

  3. Е.П.Левитан Астрономия 11 класс.

  4. Д. Моше Астрономия.

  5. Подписная научно-популярная серия ЗНАНИЕ « Знак вопроса».

  6. Научно-популярный физико-математический журнал «Квант».

  7. Сайты Интернета связанные с выбранной темой.



-9-
Методика подготовки проекта.

В каком виде может быть представлен проект? Этот непростой вопрос в каждом конкретном случае должен рассматриваться индивидуально. Результатом исследовательской работы может быть макет, выполненный из разных материалов, с описанием действия представляемого им объекта; это может быть книга, рисунок, научный отчет о проведенном эксперименте и другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Учащимся необходимо помочь выбрать способ представления результатов.

Работа учителя с учащимися в ходе работы над проектом:


  1. Определение и выбор темы творческого названия проекта.

  2. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов: определение «цепочки» вопросов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбор формы представления результатов – в виде презентации, веб - сайта, альбома, выпуска газеты, буклет и др. Учитель использует при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов.

  3. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе: учащиеся продумывают пути проведения исследований – проведение анкетирования, опытов, создание видеозаписей, сбор статистических данных, образцов, обработка собранных сведений, как будут оформлены результаты исследования.

  4. Обсуждение со школьниками: вопросов нахождения возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав, обсуждение с учащимися, как найти источники информации по теме исследования – в школьной и городской библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии (например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб – сайты (какие?), мультимедиаиздания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.

  5. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе: результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения. Учитель консультирует участников работы над проектом.

  6. Самостоятельная работа групп: учитель консультирует, оказывает помощь, направляет деятельность учащихся в методически нужное русло.

-10-


  1. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе: форма презентации может быть любая – доклад с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб – сайта с результатами исследований. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль учителя – консультирование и помощь.

  2. Защита полученных результатов и выводов: представление полученных результатов и ответы на вопросы присутствующих на защите учащихся и учителей.


Методика защиты проектов.

Защита проекта – венец всей работы. Проводится она публично, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (учителей, родителей). В ходе защиты учащийся учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Время представления ограничено.


Оформление результатов проекта предлагаемых учащимся:


  1. Журнал.

  2. Информационный бюллетень, листовка.

  3. Видеоклип.

  4. Веб – сайт.

  5. Презентация.

  6. Доклад с иллюстрациями.


Программно – технологическое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта:
Техническое оснащение:


  1. Компьютер.

  2. Принтер.

  3. Сканер.

  4. Доступ к Интернету.

  5. Телевизор.

  6. Проекционная система.


-11-
Программное обеспечение:


  1. Издательские программы.

  2. Мультимедийные энциклопедии.

  3. Текстовые процессоры.

  4. Программы обработки изображений.

  5. Программы разработки веб – сайтов.


Материалы на печатной основе:


  1. Учебники.

  2. Методические пособия.

  3. Справочники.

Интернет – ресурсы: список веб – адресов, необходимых для проведения проекта в учебном процессе.
Результат.

Итоги исследования должны быть оценены авторами по основным, наиболее важным для использования разработки параметрам. С этой целью необходимо их выделить. Они, так же как и все предыдущие, зависят от тематики, обычно это время, затрачиваемое на воплощение проекта, необходимые материалы, стоимость всего проекта, его экологичность, обучение персонала, эстетические и этические оценки.
В ходе работы над проектом «Магнитные бури и их влияние» учащимся старших классов предлагалось: ознакомиться с кругом теоретических вопросов непосредственно связанных с названием проекта; самостоятельно составить ряд вопросов, на которые необходимо найти ответы в ходе работы над проектом; определить пути и методы исследований, которые будут проведены в процессе работы над проектом; представить результаты своей работы.

Результатами мозгового штурма стал широкий круг вопросов, которые необходимо было исследовать в ходе работы над предложенной темой проекта. Все эти вопросы предложены выше на стр.5, как творческая работа над названием проекта.

Учащимися 11 класса Елкиной Анной и Молчановой Мариной была выбрана исследовательская работа в рамках поиска ответа на вопрос: «Какова роль магнитных бурь и учет этой роли на учебную деятельность учащихся старшего звена».

В течение четырех месяцев ими проводились накопления непосредственно материалов по исследуемому вопросу. Сюда входило: анкетирование учащихся 10-ого класса по вопросу оценки их самочувствия и

-12-
работоспособности как в дни магнитных бурь, в дни предшествующие и последующие за магнитными днями и в обычные дни, измерение параметров физического состояния учащихся артериального давления и температуры тела, а также составление таблиц по журналу, свидетельствующих о результатах успеваемости учащихся в выше указанные дни. В течение последующих трех месяцев проводилась обработка накопленных материалов, изучение и сопоставление результатов исследований, с полученными ранее, в научном мире, а также оформление результатов своей работы.

В ходе работы учащимся пришлось сотрудничать со школьной психологической службой, со школьным медицинским кабинетом, работать в Интернете, получать консультации в библиотеке по поиску необходимой для работы литературы, консультироваться с учителями физики, астрономии, биологии, литературы, информатики.

Результатом этой большой и плодотворной работы стала исследовательская работа этих учащихся, которая получила заслуженную награду. Результаты выполненной работы учащимися прилагаются ниже.

-13-
В работе над проектом мною использовалась следующая литература:


  1. Intel* «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft*)

Общая редакция: Е.Н. Ястребцевой и Я.С. Быховского. Москва 2004 г.

  1. Статья А. И. Савенков «Творческий проект, или как провести

самостоятельное исследование».

  1. Нинбург Е.А. Выполнение и оформление самостоятельной

исследовательской работы.-Л.:Ленуприздат,1991.-24с.

  1. Ишкова Л.В. Формирование исследовательской культуры.-

Новокузнецк: Издательство ИПК, 1997.-35с.

  1. Хуторский А.В. Развитие одаренных школьников. Методика

продуктивного обучения. - М., 2000.-с. 253-261.

  1. Борздун В.Н., Борздун Л.А. «Исследовательская деятельность в школе:

критерии оценки». – Научно-методический журнал.

  1. Баклицкая Е.Р. « Теория и практика организации учебного процесса».-

Журнал «Завуч» N2, 2000 год.

  1. Новожилова Н.В. «Использование Интернет - технологий в

Исследовательской деятельности учителей и учащихся».- Журнал

«Завуч», N8, 2003 год.

  1. Ялышева Л.В. «Исследовательская деятельность – условие развития

творческой личности».- Исследовательская работа школьников.

Научно-методический и информационно-публицистический журнал.

N 3, 2003 год.

10. Полтавцева Н.Е. «Особенности учебно-исследовательской

деятельности школьников в сфере здоровья». -//- //-//- см. выше п.9.

  1. Гоман И.Г. «Учебно-исследовательская работа в школе – условие

развития познавательной активности школьников».-//-//- см. выше п.9.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Магнитные бури и их влияние» iconНаучно – исследовательская работа Влияние магнитных бурь на человека
...
«Магнитные бури и их влияние» iconРеферат по курсу: ''эдсс'' на тему: ''Магнитные материалы для микроэлектроники''
Необходимы магнитные материалы, прозрачные в оптическом и ик-диапазоне, обладающие большой коэрцитивной силой, намагниченностью насыщения,...
«Магнитные бури и их влияние» iconЦивилизация и религия: вопросы ностоящего и будущего
Человек живет в сюрреалистической среде — между жизнью и нежизнью, среде, где правит бал душевный покой и бури эмоций, благородство...
«Магнитные бури и их влияние» iconПрограмма учебной дисциплины «магнитные, электрические и специальные методы обогащения»
Квалификация (степень) выпускника: специалист, специальное звание "горный инженер"
«Магнитные бури и их влияние» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В физике изучают: механические, электрические, тепловые, магнитные, звуковые и световые явления
«Магнитные бури и их влияние» iconРеферат По физике На тему: «Влияние электромагнитного излучения на организм человека»
Влияние электромагнитных лучей, исходящих от сотовых телефонов, на организм человека
«Магнитные бури и их влияние» iconАлексеева Яна Эрнани из гильдии Актеров Повесть : Фэнтези
Кто она? Актриса, путешественница, шпионка, убийца всего понемногу. Волей Рока она оказалась в центре борьбы за власть и вынуждена...
«Магнитные бури и их влияние» icon«Введение в магнитные измерения»
Задачи и методы научного познания. Человек как основной инструмент познания окружающего мира. Роль теории и эксперимента
«Магнитные бури и их влияние» iconРеферат Подготовка и начало Второй Мировой войны (документы свидетельствуют)
Войны, революции беспрестанно охватывают все пункты земного шара; бури, едва отвращённые, возрождаются из своего пепла точно так...
«Магнитные бури и их влияние» iconМагнитные нанокомпозиты и полупроводниковые структуры вблизи перехода...
Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь] Оставить комментарий
«Магнитные бури и их влияние» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Взаимодействие проводников с током. Магнитные силы. Магнитное поле. Основные свойства магнитного поля
«Магнитные бури и их влияние» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Взаимодействие проводников с током. Магнитные силы. Магнитное поле. Основные свойства магнитного поля
«Магнитные бури и их влияние» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Взаимодействие проводников с током. Магнитные силы. Магнитное поле. Основные свойства магнитного поля
«Магнитные бури и их влияние» iconЦели: Обучающие
Оборудование: документы ( Конвенция о правах ребенка, Конституция Р. Ф, Семейный кодекс, Закон об образовании), статьи из периодических...
«Магнитные бури и их влияние» iconГосударственный стандарт качества лекарственного средства общая фармакопейная статья
Ненулевые магнитные моменты имеют изотопы ядер элементов с нечетной атомной массой (1H, 13C, 15N, 31P, 19F и др.)
«Магнитные бури и их влияние» icon«Озоносфера и ее влияние на климат Земли»
«Озоновые дыры»: причины их возникновения и влияние на климат Земли


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск