Скачать 105.33 Kb.
|
Интегрированный урок: физика + химия по теме: "Строение атома и его электронных оболочек». “Отыщи всему начало и ты многое поймёшь”. (Кузьма Прутков.) Тип урока: урок изучения нового материала. Урок сопровождается компьютерной презентацией. Вид урока: интегрированный урок (физика, химия) 8 класс. Цель урока: сформировать у учащихся понятия о строении атома и электронных оболочек, познакомить с планетарной моделью по Резерфорду. Научить составлять электронные формулы атомов. Задачи: Образовательные: Изучить планетарную модель атома. Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда. Рассмотреть строение электронных оболочек и научить составлять электронные формулы атомов. Развивающие: Отработать навыки определения состава атома, состава ядра атома по периодической системе химических элементов. Продолжить развитие навыков работы с опорным конспектом, таблицами и схемами. Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся. Воспитательные: Развивать познавательный интерес к предметам. Показать значение опытных фактов. Формирование физической и химической культуры; Оборудование: мультимедийные пособия по физике и химии; таблица периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева; компьютерная презентация. План урока: I. Организационный момент. Вступительное слово учителя, постановка целей урока. II. Актуализация знаний. III. Изложение нового материала учителем физики. IV. Закрепление изученного материала. V. Изложение нового материала учителем химии. VI. Закрепление изученного материала. VII. Обобщение изученного материала. VIII. Итоги урока. Домашнее задание. Содержание урока. I. Организационный момент, сообщение темы и цели урока. II. Актуализация знаний: а) Как на опыте показать, что электрический заряд делится на части? б) Можно ли электрический заряд делить бесконечно? в) Как называют частицу с самым малым зарядом? г) Что вы знаете о заряде и массе электрона? д) Назовите величины, не имеющие единиц измерения. е) Определите Аr(О), Аr(К), Аr(Ва), Аr(В). III. Изучение нового материала. 1. Вступительное слово учителя физики. Представление об атомах как неделимых мельчайших частицах вещества («атомос»-неразложимый) возникло еще в античные времена (Демокрит, Эпикур, Лукреций). К началу 18 в. атомистическая теория приобретает все большую популярность, так как к этому времени в работах А.Лавуазье, М.В.Ломоносова и Д.Дальтона была доказана реальность существования атомов. Большую роль в развитии атомистической теории сыграл Д.И.Менделеев, разработавший в 1869г. периодическую систему элементов, в которой впервые на научной основе был поставлен вопрос о единой природе атомов. Во второй половине 19 века экспериментально было доказано, что электрон является одной из составных частей любого вещества. Эти выводы, а также многочисленные экспериментальные данные привели к тому, что в начале 20в. серьезно встал вопрос о строении атома. Первая попытка создания на основе накопленных экспериментальных данных модели атома принадлежит Дж.Дж.Томсону. 2. Сообщение учащегося : «Модель атома Томсона». Показ слайда № 4. Джозеф Джон Томсон (18 декабря 1856 - 30 августа 1940) К 1902 году было проделано достаточно экспериментов, доказавших, что электрон является одной из основных составных частей любого вещества, в 1906 году Джозеф Томсон предложил модель, согласно которой атом содержит электроны, число которых равно атомному номеру элемента. Весь заряд этих электронов нейтрализуется положительно заряженной средой, масса которой составляет большую часть массы атома. Эта модель получила название «пудинг», так как электроны были вкраплены в положительно заряженную среду, подобно изюму в пудинге. Модель Томсона казалась привлекательной с той точки зрения, что предполагала наличие электронов в атоме. Однако она просуществовала только до 1911 года. 3.Опыты Резерфорда. Показ слайда № 5. Учитель предлагает учащимся после просмотра анимации ответить на вопрос:
Просмотр анимации со звуком «Опыт Резерфорда» (Анимационная модель эксперимента Резерфорда по рассеянию альфа-частиц.) Показ слайда № 6. Учитель.
Показ слайда № 7. 4.Планетарная модель атома. Просмотр видеофрагментов:
Показ слайда №8. (Приложение №1) IV. Обобщение изученного материала. Резерфорд предложил ядерную («планетарную») модель атома: * атомы любого элемента состоят из положительно заряженной части, получившей название ядра; * в состав ядра входят положительно заряженные элементарные частицы- протоны (позднее было установлено, что и нейтральные нейтроны); * вокруг ядра вращаются электроны, образующие так называемую электронную оболочку.
Учитель предлагает создать простейшую схему, в которой отразить то, что изучено(запись в тетрадь) ЧТО УЗНАЛИ Тема урока
V. Изложение нового материала учителем химии. Вступительное слово учителя. В 20-х годах XX в. учёные установили, что электрон имеет двойственную природу: он является одновременно и частицей и волной. Представление о двойственной природе электрона привело к созданию квантово-механической теории строения атома. Согласно этой теории, электрон не имеет определённой траектории движения. Можно говорить только о вероятности нахождения электрона в разных частях атомного пространства. Это пространство и называется атомной орбиталью. 1.Часть атомного пространства, в которой вероятность нахождения данного электрона наибольшая, называется атомной орбиталью или облаком (приложение №2.) Но надо заметить, что атомная орбиталь или облако имеет определённую форму. Учащиеся записывают в тетради орбитали и их формы. P – орбиталь имеет гантелеобразную объёмную форму. d - орбиталь имеет гантелеобразную более объёмную форму. Показ видеофрагмента «Атомные орбитали». Объяснения учителя по видеофрагменту. Учитель объясняет, что орбитали расположены не хаотично, а на определённом энергетическом уровне и обозначается римской цифрой. Показ слайда №9 2.Совокупность орбиталей, которые имеют одинаковое значение главного квантового числа, - это энергетический уровень (приложение №3). Максимальное число электронов на энергетическом уровне. I ___ 2 II_______ 8 III___________18 Число энергетических уровней равно номеру периода в таблице Д.И.Менделеева. Показ видеофрагмента электронные схемы строения атомов Учащиеся работают по таблице периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, определяют количество энергетических уровней химических элементов, предложенных учителем. N)) Mg))) Na))) S))) I))))) Ar))) Объяснение учителя: Каждый энергетический уровень делится на подуровни. 3.Энергетический подуровень – это совокупность орбиталей, которые находятся на одном энергетическом уровне и имеют одинаковую форму (приложение №4). Показ слайда №10
Объяснение учителя по таблице. I энергетический уровень содержит s2 орбиталь на которой находятся 2 электрона. I энергетический уровень имеет подуровень 1s2. II энергетический уровень содержит s2 p6 орбиталь на которой находятся 8 электронов. II энергетический уровень имеет подуровни 2s2 2p6. III энергетический уровень содержит s2 p6 d10 орбиталь на которой находятся 18 электронов. III энергетический уровень имеет подуровни 3s2 3p6 d10. Учащиеся записывают в тетрадь общую электронную формулу, по которой составляют электронные формулы химических элементов предложенных учителем. Общая электронная формула: 1S22S22P63S23P63d10 а) H – 1S1 б) He – 1S2 в) Li – 1S22S1 г) C – 1S22S22P2 д) Ne – 1S22S22P6 VI. Закрепление изученного материала по химия. Упражнение №1. Показ слайда №11.
VIII. Итоги урока. Показ слайда №12. Домашнее задание: по физике: §30. Упр.11. 1. Используя изученные на уроке термины: атом, ядро, оболочка, протон, нейтрон, электрон; фамилии ученых: Томсон, Резерфорд, составить кроссворд. По химии: §8.Упр.3. Литература:.
Приложение №1 Резерфорд предложил ядерную («планетарную») модель атома: * атомы любого элемента состоят из положительно заряженной части, получившей название ядра; * в состав ядра входят положительно заряженные элементарные частицы- протоны (позднее было установлено, что и нейтральные нейтроны); * вокруг ядра вращаются электроны, образующие так называемую электронную оболочку. (Приложение №2) 1.Часть атомного пространства, в которой вероятность нахождения данного электрона наибольшая, называется атомной орбиталью или облаком. (Приложение №3) 2.Совокупность орбиталей, которые имеют одинаковое значение главного квантового числа, - это энергетический уровень. (Приложение №4) 3.Энергетический подуровень – это совокупность орбиталей, которые находятся на одном энергетическом уровне и имеют одинаковую форму.
|
Реферат «мир кристаллов» Выполнила работу: обучающаяся 8 класса Баширева... ... | Мехнина Марина Владимировна Бушуева Валентина Степановна Интегрированный урок Интегрированный урок (география -химия) по теме: "Горно-химическая промышленность Мурманской области" | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме: Строение атома и атомного ядра. Урок № Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели... | Урок по теме: «Побег и его строение. Стебель часть побега, его строение» Если поставить веточку ивы в воду, то через некоторое время на ней будут развиваться | ||
Урок физики на информационно-деятельностной основе по теме «Строение атома» Мбоу «Крапивенская основная общеобразовательная школа Шебекинскогого района Белгородской области» | Урок «Фосфор и его соединения». Цель: 1 Цель: Повторить строение атома Р, познакомиться с его аллотропными видоизменениями, рассмотреть кислородные соединения фосфора | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытый урок по теме: «Проводимость электролитов. Электролиз и его применение» (физика+ химия) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Литература 7 класс методические советы Интегрированный урок (география -химия) по теме: "Горно-химическая промышленность Мурманской области" | Урок усвоения новых знаний Цель урока: изучить строение атома алюминия; свойства простого вещества и соединений алюминия, его получение и применение | ||
Конспект урока по теме: Электрический ток. Источники тока Цель урока: изучить строение атома алюминия; свойства простого вещества и соединений алюминия, его получение и применение | Конспект урока по теме «Алюминий» фио полякова Галина Андреевна Место работы мбоу гимназия №2 Цель урока: изучить строение атома алюминия; свойства простого вещества и соединений алюминия, его получение и применение | ||
Конспект урока химии в 9 классе по теме: «Фосфор. Строение атома,... Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета | Урок по теме «Фосфор, строение атома, свойства» Цель урока: усвоение знаний о фосфоре как о химическом элементе и простом веществе; развитие логического мышления, самостоятельности,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме: «Строение растительной клетки». Урок №2 в теме «Клеточное строение организмов» | Урок по пищеварительной системе Интегрированный урок химии и биологии по теме Цель: развитие экологически целесообразной культуры поведения, разумного отношения к своему здоровью, его сохранению, умения принимать... |