Скачать 94.37 Kb.
|
Интегрированный урок по пищеварительной системеИнтегрированный урок химии и биологии по теме Путешествие по пищеварительной системе» Цель: развитие экологически целесообразной культуры поведения, разумного отношения к своему здоровью, его сохранению, умения принимать решения и разрешать практические задачи. Учебно-воспитательные задачи:
Виды деятельности: групповая работа (создает условия для общения, обмена информацией и опытом, позволяет учащимся учиться друг у друга; носит целостный характер, объединяя эмоции, интеллект, сенсомоторику, а также воображение и интуицию, эвристическая беседа, элементы исследовательской деятельности. Образовательные технологии: 1. Технология интегрированного обучения :
1 2. Технология проблемного обучения: 1. Побуждение к поиску новых знаний. 2. Использование противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда уч-ся на основании известных знаний высказывают суждения. 3. Объяснение фактов на основании известной теории. 4. С помощью неизвестной теории строится гипотеза и затем проверяется практикой. Учащиеся высказывают предположения, учитель ставит эксперимент, а затем даётся теоретическое объяснение. Оборудование и реактивы: Таблица по биологии «Пищеварительная система», пробирки, пипетки, штатив для пробирок, .реактивы: раствор слюны, раствор йода (5%), крахмальный клейстер, пробирки, пипетка , раствор белка, желудочного сока, раствор желчи, жир, кусочки хлеба, пинцеты. Пояснение к данному уроку: Я провожу интегрированные уроки химии и биологии самостоятельно без привлечения др. учителя биологии, т. к. сама преподаю химию и биологию в школе, а для помощи в проведении урока приглашаю ученика(цу), интересующегося биологией, называемого ниже «Биолог». Ход урока: 1 этап: вступление (мотивационный аспект) Учитель: У вас сегодня уже третий урок со мной. Вы конечно подустали. Кто не испытывал этого чувства? Вторая половина дня, а уже не сил не желания что-либо делать нет. А учебный процесс в самом разгаре!!! Как же в такие моменты не хочется работать, да и вообще ничего не хочется делать. Но не стоит отчаиваться, так как способы борьбы с такой усталостью точно есть. А может, вы знаете эти способы? Учащиеся: (возможные ответы учащихся) (учитель старается подвести разговор к необходимости приема пищи . Питательные вещества, поступающие в наш организм, снабжают его энергией. Чтобы жить – человек должен питаться) Учитель: Вы можете назвать эти питательные вещества? Учащиеся: белки, жиры и углеводы… 2 Учитель: Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека? Учащиеся: возможные ответы учащихся Учитель: Да, действительно, для того, чтобы находящаяся в окружающей среде пища могла снабдить нуждающийся в ней организм необходимыми ему веществами и энергией, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму. Биолог: А вы сегодня все покушали в столовой? (предлагает маленькие кусочки хлеба). Пережевывайте хлеб тщательно, не торопитесь. Вы сейчас жуете, а ваш организм осуществляет химическое расщепление пищи на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Поэтому для переваривания белков, жиров и углеводов, составляющих основу любой пищи, эволюция сумела создать почти универсальный аппарат – пищеварительную систему, практически одинаковую у большинства позвоночных животных. 2 этап: постановка проблемы: клип 4 мин «Строение пищеварительной системы» (съёмки видеокамерой в полости пищеварительного тракта). Учитель: Почему пищу нужно тщательно пережевывать? Учащиеся: Потому что успешное пищеварение – дело сложное, многоступенчатое и совершенно не видимое глазу. Поэтому сложно представить себе те превращения, которые происходят внутри нас. И все-таки мы попробуем это сделать, современные методы позволяют (возможный вариант). 3 этап: исследовательская деятельность Учитель: Итак, первый отдел, в который попадает пища из окружающей среды – ротовая полость. Пищеварение здесь происходит под действием слюны. Она состоит на 99,4% из воды. У здорового человека она имеет щелочную реакцию, т.к. содержит соли щелочных металлов. Биолог: Ну что, прожевали? Что вы ощущаете? Учащиеся: Сладкий вкус! Учитель: Да, слюна содержит ферменты птиалин и амилазу. Они расщепили сложный углевод крахмал до простых сахаров (глюкоза) – простой сахар имеет сладкий вкус.А почему врачи рекомендуют хорошо пережевывать пищу? Учащиеся: (варианты ответов детей) 3 Учитель: И с целью обеззараживания в том числе. Лизоцим убивает микробы. Чем больше будет вырабатываться слюны, тем процесс переваривания будет идти активнее. (сервировка стола, запахи). Предлагаю вам самим смоделировать ситуацию. Лабораторная работа №1 «Действие слюны на крахмал» Цель работы: показать способность слюны расщеплять углеводы (крахмал). Оборудование: пробирки, пипетка, штатив для пробирок. Реактивы: раствор слюны, раствор йода (5%), крахмальный клейстер. Ход работы:
Вывод: в ротовой полости сложные углеводы расщепляются до простых под действием ферментов и в слабощелочной среде. Выделяется тепловая энергия, которая идет на работу организма, поддержания постоянной температуры тела. (проведение опытов комментирует учитель) Учитель: Итак, ваш организм получил маленькую порцию углеводов, которая сделала вас бодрее, так как немного поднялось кровеносное давление. Но по истечении одного часа оно вновь придет в норму, и состояние бодрости пройдет, а с ним и концентрация внимания, и работоспособность. Чтобы это состояние не наваливалось на вас к 5-6 уроку, чтобы вы могли качественно начать и закончить рабочий день, вашему организму нужно больше белка, так как белок придает больше сил. А расщепляется белок в желудке. Биолог: С помощью пищевода пищевой комок продвигается в желудок, где попадает «во власть» желудочного сока. Сок содержит фермент пепсин, который принимается за расщепление белков до аминокислот, т.к. только в таком виде они могут всасываться через стенки кишечника в кровь. Учитель: Предлагаем смоделировать ситуацию. 4 Лабораторная работа №2 «Пищеварение в желудке. Действие желудочного сока на белок» Цель работы: показать способность желудочного сока расщеплять белок. Оборудование: пробирки, пипетка, штатив для пробирок. Реактивы: раствор белка, желудочного сока. Ход работы:
Вывод: белки расщепляются под воздействием ферментов желудочного сока, которые действуют лишь при определенной температуре и в кислой среде. При их расщеплении на более простые также выделяется энергия, а аминокислоты, попав в клетки, будут строительным материалом для белков, свойственных данному организму. (проведение опытов комментирует учитель ) Поэтому для человека очень важно правильно позавтракать - употребляйте на завтрак продукты с высоким содержанием белка. В рационе должны быть йогурт, молоко, сыр, хлеб из муки грубого помола, яйца – все это придаст вам бодрости на весь день. Учитель: Практически в каждом продукте содержится определенное количество жира, как мощного источника энергии. Какой же отдел пищеварительной системы справится с переработкой данного вещества? Учащиеся: (варианты ответов детей) Биолог: Дальше частично переваренная пища попадает в тонкий кишечник.. Ребята, как вы считаете, а почему желудок объемистый, а тонкая кишка длинная и узкая? Учащиеся: варианты ответов детей (лучше перевариваться, всасывание) Учитель: Действительно, в кишечнике происходит окончательное переваривание пищи. На данный момент мы увидели, что происходит с углеводами и белками в пищеварительном тракте. Жиры тоже подвергаются обработке, и происходит это в тонком кишечнике. Сюда открываются желчные протоки, желчь способствует расщеплению жиров до глицерина и солей жирных кислот, которые хорошо растворяются и всасываются в кровь. Предлагаем смоделировать ситуацию. 5 Лабораторная работа №3 «Действие желчи на жиры» Цель работы: показать способность желчи расщеплять жир. Оборудование: пробирки, пипетка, штатив для пробирок. Реактивы: раствор желчи, жир. Ход работы:
Вывод: происходит расщепление жиров до глицерина и солей жирных кислот под действием желчи, которые затем легко всасываются в кровь. (проведение опытов комментирует учитель или уч-ся ) Биолог: В результате обработки жиров ваш организм получил и необходимое количество тепловой энергии, и строительный материал для формирования теплоизолирующего слоя - подкожно-жировой клетчатки. Жир жизненно необходим человеку, поэтому не исключайте из своего рациона продукты питания, содержащие жир. Учительхимии: Но есть вещества, которые не усваиваются нашим организмом, на них не действуют ферменты пищеварительных соков, например, растительная клетчатка. В толстом кишечнике происходит активное всасывание воды через стенки кишки в кровь. В прямой кишке образуются каловые массы. 4 этап: рефлексия (предлагаются проблемные задачи на основе жизненных ситуаций)
«А напоследок я скажу…»
6 3. Правильно питаться--- значит…………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………. Данные задания вызвали некоторые затруднения, что позволило сделать вывод о том, что объёма имеющихся знаний недостаточно. Это явилось мотивацией к изучению последующих тем раздела «Питание и пищеварение» Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы узнали много нового и интересного, а главное полезного! Посмотрели на себя изнутри, увидели химические процессы, происходящие в пищеварительной системе. 5этап: Выставление оценок и пояснение Д/З Подготовить проекты по темам: а) «Пищевые добавки ---все «За» и «Против»» б) «Питание в Макдональдс» в) «Роль ферментов в процессах пищеварения" г) «Химия и пища» и др. 7 Приложение №1 Приложение №2 |
Урок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии... | Разработка урока подготовлена учителем химии- биологии Р. А. Мухсиновой... Разработка урока подготовлена учителем химии- биологии Р. А. Мухсиновой учителем английского языка Р. Г. Тимергалиевой Интегрированный... | ||
Мехнина Марина Владимировна Бушуева Валентина Степановна Интегрированный урок Интегрированный урок (география -химия) по теме: "Горно-химическая промышленность Мурманской области" | Урока: Интегрированный урок по теме «Биологическое действие радиации» Челябинской области. Учителя физики, биологии, химии и географии освещают соответствующие этапы урока совместно. В презентации представлены... | ||
Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12.... Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок) | Урок по учебнику «Spotlight» Тип урока: Урок – взаимообучение, обобщение и систематизация знаний по теме 4 «Responsibility», интегрированный урок (английский... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала... | Информация о проведённых мероприятиях, посвящённых 150-летию В. И. Вернадского Интегрированный урок химии и биологии «Учение В. И. Вернадского о природных водах и его значение» | ||
Урок по теме и 58 в системе уроков Урок разработан для учащихся 8 «А» класса при прохождении темы «Одна из достопримечательностей нашего города», предусмотренной учебной... | Урок-игра «В мире замечательных людей» Открытый интегрированный урок-путешествие по математике в 6 классе по теме «Координатная плоскость» | ||
Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С.... Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение | Урок Изменение скорости движения цитоплазмы является Г. обитают в пищеварительной системе человека, помогают при расщеплении глюкозы и молочного сахара | ||
Урок – соревнование Тема урока Тема урока: Урок – соревнование па круговой системе по национальным видам спорта (интегрированный урок: физическая культура, национальные... | Урок по теме «Олимпийские игры» Английский язык: Интегрированный урок (икт, английский, биология) – презентация проекта «Human Body» | ||
Соловещук Ирина Александровна Класс: 4 Дата: 17. 02. 12г. Предмет: окружающий мир Тема урок Дать первоначальное представление о пищеварительной системе, работе органов пищеварения | Урок биологии в 8б классе по теме «Что надо знать о витаминах» Моу гимназии №9 прошел городской семинар учителей биологии, географии и химии. Тема городского семинара: «Формирование ууд на уроках... |