Скачать 142.04 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Сила упругости. Закон Гука.
9. Задачи: Обучающие (общие предметные результаты): -сформировать знания у учащихся о деформации тел ее видах, - рассмотреть одну из сил, возникающих при взаимодействии тел: силе упругости; - выяснить на практике, от каких величин зависит сила упругости, сформулировать закон Гука; -сформировать навыки применять закона Гука при решении задач. Развивающие (метапредметные результаты): - формирование навыков самостоятельного приобретения знаний, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности; - формирование у учащихся умений наблюдать природные явления при проведении простого эксперимента (исследовательской деятельности); - развитие критического мышления при использовании различных методов научного познания. - развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника; - формирование навыков работы в группе; - формирование умений воспринимать, анализировать и предъявлять информацию. Воспитательные (личностные результаты): - воспитывать у учащихся убежденность познания природы, уважение к творцам науки; -формирование ценностных отношений друг к другу, авторам открытий.
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
И –тип (изучение материала) К-тип (контроль) Приложение к плану-конспекту урока Сила упругости. Закон Гука Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Взаимодействие тел. Урок № 16. Сила упругости. Закон Гука. Ход урокаРадость видеть и понимать – есть самый прекрасный дар природы.А. Эйнштейн (слайд №3)
1) Тест самоконтроля по проверке силы тяжести (домашнее задание) (слайд №4,№5). 1. Что такое сила? а) любое изменение формы тела; б) мера взаимодействия тел; в) точного понятия нет. 2. Какой буквой обозначают силу? а) S; б) m; в) F . 3. Какую силу называют силой тяжести? а) сила, с которой Земля притягивает к себе тело; б) притяжение всех тел Вселенной друг к другу; в) физическая величина, характеризующая инертность тела. 4. Как направлена сила тяжести? а) вертикально вниз; б) вертикально вверх; в) вправо. 5. От чего зависит результат действия силы на тело? а) массы; б) модуля, направления, точки приложения; в) объёма, плотности, расстояния. Ответы: 1. Б 2. В 3. А 4. А 5. Б
Создание проблемной ситуации: слайд №6, №7
Действует сила со стороны: А) крыши; Б) гамака. Учитель. Мы должны выяснить: а) что это за сила; б) из-за чего возникает; в) к какой точке приложена; г) куда она направлена; д.) от чего зависит; е) чему равен модуль? II. Изучение нового материала:1.Учитель: У вас на столе лежат различные резиновые и пластилиновые предметы. Что произойдет с ними, если вы их сожмете, растяните, надавите на них? Что у них изменилось? А если прекратить воздействовать на резиновые и пластилиновые предметы, что произошло? 2.Ученики делают записи в тетради. Слайд №8-11 3.Учитель показывает виды деформаций на приборе для демонстрации видов деформации. 4. Работа в парах: (выполнение практического задания и наблюдение за опытом) Задания группам: -положите металлическую (или пластмассовую) линейку на опоры, поставьте на нее груз. -подвесьте груз к пружине, резинке. -ответьте на вопросы:
Выясним, в чем же причина возникновения силы упругости:
(учащиеся записывают в конспектах причину возникновения силы упругости) слайд 12,13 Причиной возникновения сил упругости является взаимодействие молекул тела. На малых расстояниях молекулы отталкиваются, а на больших – притягиваются. В недеформированном теле молекулы находятся как раз на таком расстоянии, при котором силы притяжения, либо силы отталкивания уравновешиваются. Когда мы растягиваем или сжимаем тело, расстояния между молекулами изменяются, поэтому начинают преобладать либо силы притяжения, либо силы отталкивания. В результате и возникает сила упругости, которая всегда направлена так, чтобы уменьшить величину деформации тела. (сделать запись в конспектах определения силы упругости) Найдите определение силы упругости в учебнике. Сила упругости – это электромагнитная сила, возникающая при деформации тела и направленная в сторону, противоположную направлению смещения частиц тела при деформации, приложена к деформируемому телу. Попробуйте графически изобразить силу упругости. Слайд 14,15 (выполняют чертеж в тетрадь). Начертить в тетради: Учитель: Проверка работы учащихся. Коментарий: Если тело лежит на опоре, то сила упругости обозначается N – сила реакции опоры.
1)Изучение зависимости деформации тела от величины деформирующей силы 2)Изучение зависимости деформации тела от материала, из которого изготовлено тело. Группам выдаются пружинки разной жесткости
Вывод 1: чем больше сила, тем больше удлиняется пружина. (Записать в тетрадь, строим график зависимости силы упругости и удлинения пружины) Учитель: Какая зависимость между силой упругости и удлинением? Вывод №2: Величина силы упругости зависит от жесткости пружины. Для упругих или пластических деформаций выполняется данная зависимость? Слайды 16-17 5. Физкультминутка: слайд 18 Встали, потянулись (деформация растяжения/сжатия.) Наклоны вправо, влево, вперед, назад (деформация изгиба). Повороты головы, кистей рук, плеч, туловища (деформация кручения) Выясним, от чего зависит сила упругости (на столах у групп учащихся стоят штативы с подвешенными пружинами, резинками, грузы). (Учащиеся выполняют задания в группах по карточкам, записывают результаты измерения в конспект) Немного из истории: слайд 19 Учитель: В 1660 году английский ученый Роберт Гук, когда ему было 25 лет, установил закон зависимости силы упругости от упругих деформаций, названный впоследствии его именем. Но опубликовал он этот закон спустя 16 лет, проделав ряд экспериментов подтвердивших данный закон. (учащиеся выполняют запись в тетрадь закона Гука) слайд 20-21 Сила упругости, возникающая при упругой деформации тела, прямо пропорциональна величине деформации Δl и направлена в сторону противоположную перемещению частиц тела при деформации. Fупр = k ∙ Δl В законе Гука Δl – удлинение [м], k – коэффициент жесткости [H/м] Учитель: всем видам деформации подвержено и человеческое тело, и при этом также возникает сила упругости. Учитель: У каждого тела своя жесткость. От чего зависит коэффициент жесткости? (практическая фронтальная работа по указаниям учителя) Задание группам: (миниисследование)
Вывод: жесткость деформируемого тела зависит от материала, размеров и формы. (вывод записать в тетрадь) Значение силы упругости слайд 22 Учитель: Как же учитывают жесткость материала при строительстве? Где применяются знания об этой силе? Также и в природе учитывается существование деформаций и силы упругости. Кажется небольшой лес, а на самом деле … Как вы определяете, жесткий хлеб или мягкий? Почему говорят стул жесткий? Кресло мягкое? Презентация учащихся.
Учитель: подведем итоги: (фронтально) слайд 23-25
а) ножка скамейки, б) сиденье скамейки, в) натянутая струна гитары, г) винт мясорубки
5. Задача слайд 26 Вороне, масса которой 1 кг, бог послал кусочек вкусного сыра. Ворона сидит на ветке. Ветка дерева под тяжестью вороны и сыра согнулась. Сила упругости, с которой согнувшаяся ветка давит, действует снизу на ворону с сыром, равна 10,8 ньютонов. Сможет ли лиса, облизывающаяся внизу и владеющая знаниями по физике на уровне седьмого класса, вычислить массу божественно вкусного сыра? Ответ: Сможет. Лисе известно, что сила упругости опоры, то есть ветки, действующая снизу на того, кто на ней сидит, равна силе, с которой сидящий, то есть ворона с сыром, действуют на опору сверху. Короче: сила упругости ветки равна весу вороны с сыром. Масса вороны - один килограмм, значит ее вес 9,8 ньютонов. А снизу действуют 10,8 ньютонов. Не хватает одного ньютона. Это и будет вес сыра. 1кг: 9,8н/кг = 0,102кг. Бог послал вороне кусочек сыра массой примерно в 102 грамма. Самооценка (поставить себе оценку) и оценка работы участников группы (взаимооценка). IV. Домашнее задание. Слайд 27.1)§25(прочитать, выучить ОК) 2) Творческое задание: написать сказку о том, что бы произошло, если бы исчезла сила упругости? 3) Задание по выбору. Задача на «3»: Какова сила упругости, возникающая в пружине, жесткостью 50 Н/м, если она растянулась на 5см? Задача на «4»: Сила 12Н сжимает пружину на 7,5 см. Какой величины силу нужно приложить, чтобы сжать эту пружину? Задача на «5»: Пружина длиной 3см при нагрузке 25Н удлинилась на 2мм. Определить длину пружины при нагрузке 100Н. Литература, Интернет-ресурсы:
|
Закон Гука Цели урока: Образовательные Образовательные: сформировать знания по понятиям “деформация, сила упругости”, как физического явления; научить различать виды деформации,... | Темы рефератов: Силы в природе. (Гравитационная сила. Закон всемирного... Проводники в электрическом поле (Электрическая емкость уединенного проводника. Конденсаторы. Соединение конденсаторов) | ||
Конспект урока тема: «Решение задач сила упругости, закон Гука» В 2011 – 2012 учебном году дворец творчества детей и молодежи «Преображенский» работал над следующими основными задачами | Урок физики в 10 классе по теме: «Деформации и силы упругости» Образовательные: углубить и систематизировать знания о деформации твердых тел, сформулировать закон Гука, рассмотреть причинно-следственные... | ||
Тема учебного занятия: «Сила упругости» Цели и задачи учебного занятия: Учащиеся должны знать, что понимают под деформацией, виды деформаций. Учащиеся должны уметь устанавливать... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Карпова Е. А. Маоу «сош №59», учитель физики. Урок в 7 классе по теме «Сила упругости. Закон Гука» | ||
Урок по физике на тему: «Деформация и сила упругости. Закон Гука» Оборудование: штативы с лапкой, спиральные пружины, набор грузов, гири, линейка резиновый жгут, губка. Микролаборатории по механике,... | Конспект урока «Архимедова сила. Закон Архимеда» (Тема урока) фио... Архимедовой силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость этой силы от плотности жидкости (газа) и объема тела, и на основе... | ||
Конспект урока тема урока: Большая буква в названиях стран фио (полностью)... Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч, изд-во «Просвещение» Москва, 2008 г | Конспект урока взаимодействие тел. Масса тела. (Тема урока) фио (полностью)... Фгкоу «Екатеринбургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» | ||
Конспект урока поколения ЭВМ фио (полностью) Павлова Марина Владимировна... Приветствует учащихся, проверка готовности учащихся, сообщает тему и задачи урока | Конспект урока решение задач по теме «Сила Ампера» (Тема урока) фио... Цель урока: формирование новых приемов, способов, методов решения задач на основе усвоенных теоретических знаний | ||
Конспект урока согласные звуки [д] и [д']. Буквы Д, д 1 фио (полностью)... Мбоу «Основная общеобразовательная школа №5», Гусь- хрустальный, Владимирской области | Конспект урока «Архимедова сила» фио (полностью) Сяськин Сергей Васильевич Место работы Мбоу «Старо-Верхиссенская основная общеобразовательная школа» Инсарского района Республики Мордовия | ||
Конспект урока 1 фио (полностью) Подолько Надежда Павловна 2 Место... Формирование научного мировоззрения, умения выделять и описывать физические явления, развитие мышления | Конспект урока информатики понятие алгоритма. Свойства алгоритмов.... Базовый учебник Макарова Н. В., Кочурова Е. Г, Николайчук Г. С. и др./ под ред. Макаровой Н. В. «Информатика и икт. 8-9» |