Конспект урока физики для 8 класса по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания»





Скачать 65.92 Kb.
НазваниеКонспект урока физики для 8 класса по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания»
Дата публикации06.10.2013
Размер65.92 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Физика > Конспект
Конспект урока физики для 8 класса
по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца.
Лампа накаливания»


Лилия Султановна Арасланова, учитель физики МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» (Свердловская область, г. Первоуральск, с. Новоалексеевское)

УМК «Физика. 8 класс» А. В. Перышкина и др.

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные:

Выявить уровень усвоения формулы закона Джоуля - Ленца и его понимания. Дать знания о величинах, характеризующих количество теплоты, выделяемой проводником при прохождении по нему электрического тока.

Дать представление о механизме выделения тепла в проводнике на основе модели строения вещества. Обосновать связь между материалом спирали электрической лампочки и количеством выделившейся теплоты. Познакомить учащихся с методами измерения количества выделившейся теплоты.

Сформировать умения применять основные положения теории строения вещества к обоснованию электрических свойств данного вещества.

Воспитательные:

Показать значение работ А. Н. Лодыгина в области конструирования ламп накаливания. Подчеркнуть взаимосвязь строения вещества с количеством выделившейся теплоты при прохождении тока по проводнику как проявления одного из признаков метода диалектического познания явлений.

Развивающие:

Проверить уровень самостоятельности мышления школьника в применении знаний в различных ситуациях.

Сформировать элементы творческого поиска на основе приемов обобщения. Формировать умения развертывать доказательство на основе данных.

Задачи урока:

1. Обобщить знания по вопросу выделения тепла при прохождении тока по проводнику на уровне понимания;

2. оценить свои умения применять знания о законе Джоуля - Ленца;

3. познакомиться с конструкцией лампы накаливания.

4. научить применять закон Джоуля - Ленца к объяснению и анализу явлений окружающего мира;

5. научить применять знания и умения, полученные на уроке к решению физических задач.

Оборудование:

  1. Таблица «Лампа накаливания»

  2. Портреты учёных физиков – Лодыгина А. Н., Яблочкова И.Н.

  3. Раздаточный материал

Использованные источники:

Пёрышкин А.В. Физика-8. — М.: Дрофа, 2007;

Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова, Е.В .Шаронина . Физика. Тематическое и поурочное планирование.8класс. — М.: Дрофа, 2002;

— сборниками тестовых и текстовых заданий для конт­роля знаний и умений:

Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физи­ке. 7—9 кл. — М.: Просвещение, 2002. —192с.

Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тесты по фи­зике. 7—9 кл. — М.: Просвещение, 2002. — 79 с.

Марон А.Е., Марон Е. А. Дидактические материалы. Физика-7-8. - М.: Просвещение, 2002. -122 с.

Ход урока.

Актуализация знаний.

Первые 10-15 минут урока целесообразно посвятить проверке усвоения материала по теме «Работа и мощность электрического тока». С этой целью можно провести тестирование или письменную проверочную работу по индивидуальным карточкам. Для карточек можно предложить следующие варианты заданий:

Вариант1

1. Напряжение на концах электрической цепи 1 В. Какую работу совершит в ней электрический ток в течение 1 с при силе тока 1 А?

2. Одна электрическая лампа включена в сеть напряжением 127 В, а другая - в сеть напряжением 220 В. В какой лампе при прохождении 1 Кл совершается большая работа?

Вариант 2

1. По проводнику, к концам которого приложено напряжение 5 В, прошло 100 Кл электричества. Определите работу тока.

2. Электрическая лампочка включена в цепь с напряжением 10 В. Током была совершена работа 150 Дж. Какое количество электричества прошло через нить накала лампочки?

Вариант 3

1. Какую работу совершит ток силой 3 А за 10 мин при напряжении в цепи 15 В?

2. К источнику тока напряжением 120 В, поочередно присоединяли на одно и то же время проводники сопротивлением 20 Ом и 40 Ом. В каком случае работа электрического тока была меньше и во сколько раз?

Изложение нового материала.

1. При введении понятия работы электрического тока мы уже пользовались, тепловым действием тока (нагревание проводников). Собираем электрическую цепь, в которую последовательно включаем лампу накаливания и реостат. Для измерения силы тока и напряжения на лампе применяем амперметр и вольтметр, учащимся уже известно, что в проводнике при протекании тока происходит превращение электрической энергии во внутреннюю, и проводник нагревается.

- Почему при прохождении электрического тока проводник нагревается?

Они неоднократно наблюдали тепловое действие тока в бытовых приборах. На опыте с лампой накаливания учащиеся убедились, что накал лампы возрастал при увеличении тока. Но нагревание проводников зависит не только от силы тока, но и от сопротивления проводников.

Демонстрация:

Показываем тепловое действие тока в цепочке состоящей из двух последовательно соединенных проводников разного сопротивления: Ток во всех последовательно соединенных проводниках одинаков. Количество же выделяющейся теплоты в проводниках разное.

Из опыта делается вывод:

Нагревание проводников зависит от их сопротивления. Чем больше сопротивление проводника, тем больше он нагревается.

- Из какого материала необходимо изготовлять спирали для лампочек накаливания?

- Какими свойствами должен обладать металл, из которого изготовляют спирали нагревательных элементов?

2. Закон Джоуля-Ленца.

Учащиеся знают уже формулу для работы A = Ult. Кроме того, им известно, что в неподвижных проводниках вся работа тока идет лишь на нагревание проводников, т. е. на то, чтобы увеличить их внутреннюю энергию. Следовательно, количество теплоты

Из закона Ома для участка цепи U = IR. Если это учесть, то Q = I2Rt

Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени прохождения тока.(записать в тетрадь)

Необходимо заметить, что формулы то Q = I2Rt и Q = Ult и Q=U2t/R вообще говоря, не идентичны. Дело в том, что первая формула всегда определяет превращение электрической энергии во внутреннюю, т. е. количество теплоты. По другим формулам в общем случае определяют расход электрической энергии, идущей как на нагревание, так и на совершение механической работы, Для неподвижных проводников эти формулы совпадают.

Устройство лампы накаливания

На рисунке изображена газонаполненная лампа накаливания. Концы спирали 1 приварены к двум проволокам, которые проходят сквозь стержень из стекла 2 и припаяны к металлическим частям цоколя 3 лампы: одна проволока — к винтовой нарезке, а другая — к изолированному от нарезки основанию цоколя 4. Для включения лампы в сеть ее ввинчивают в патрон. Внутренняя часть патрона содержит пружинящий контакт 5, касающийся основания цоколя лампы, и винтовую нарезку 6, удерживающую лампу. Пружинящий контакт и винтовая нарезка патрона имеют зажимы, к которым прикрепляют провода от сети.

Тепловое действие тока используют в различных электронагревательных приборах и установках. В домашних условиях широко применяют электрические плитки, утюги, чайники, кипятильники. В промышленности тепловое действие тока используют для выплавки специальных сортов стали и многих других металлов, для электросварки. В сельском хозяйстве с помощью электрического тока обогревают теплицы, кормозапарники, инкубаторы, сушат зерно, приготовляют силос.

Основная часть всякого нагревательного электрического прибора — нагревательный элемент. Нагревательный элемент представляет собой проводник с большим удельным сопротивлением, способный, кроме того, выдерживать, не разрушаясь, нагревание до высокой температуры (до 1000—1200 °С). Чаще всего для изготовления нагревательного элемента применяют сплав никеля, железа, хрома и марганца, известный под названием «нихром». Удельное сопротивление нихромаρ= 1,1Ом*мм2/м что примерно в 70 раз больше удельного сопротивления меди. Большое удельное сопротивление нихрома дает возможность изготовлять из него весьма удобные — малые по размерам — нагревательные элементы.

Систематизация знаний.

В конце урока можно коллективно обсудить решения нескольких задач:

- Две проволоки одинаковой длины и сечения - железная и медная - соединены параллельно. В какой из них выделится большее количество теплоты?

- Спираль электрической плитки укоротили. Как изменится количество выделяемой в ней теплоты, если плитку включить в то же напряжение?

- Какое количество теплоты выделится в течение часа в проводнике сопротивлением

5 Ом при силе тока 2 А?

(прорешать как задачу у доски)

- Определите количество теплоты, которое дает электроприбор мощностью 1,5 кВт за 10 мин работы? (задача у доски)

- В чем проявляется тепловое действие тока? При каких условиях оно наблюдается?

- Почему при прохождении тока проводник нагревается?

- Почему, когда по проводнику пропускают электрический ток, проводник удлиняется?

Домашнее задание:

§ 53, 54 вопросы к параграфам

Желающие учащиеся могут подготовить к следующему уроку доклады по темам:

«Первое электрическое освещение свечами И. Н. Яблочкова».

«Использование теплового действия тока в промышленности и сельском хозяйстве».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока физики для 8 класса по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания» iconКонспект урока «Нагревание проводников электрическим током. Закон...
Место работы: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Чаа-Холь Чаа-Хольского района Республики...
Конспект урока физики для 8 класса по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания» iconИсследование резонансного поведения неНьютоновской жидкости
Изучение характеристик разных типов ламп (лампа накаливания, лампа дневного света, энергосберегающая лампа)
Конспект урока физики для 8 класса по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания» iconЗакон Био́-Савара-Лапла́са
Закон Био́—Савара—Лапла́са — физический закон для определения вектора индукции магнитного поля, порождаемого постоянным электрическим...
Конспект урока физики для 8 класса по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания» icon"Электрические цепи и их элементы "
Каким путем он доходит к нам домой. Познакомимся с условным графическим изображением электрических цепей, рассмотрим правила электробезопасности,...
Конспект урока физики для 8 класса по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока физики в 8 классе по теме «Сопротивление проводников» с использованием интерактивной доски
Конспект урока физики для 8 класса по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания» iconКонспект урока по физике 10 класс по теме: Решение задач по теме...
Автор: Толеубек Жанат Жумагалиулы, учитель физики и математики кгу «Экономическая школа-лицей п. Жезкент»
Конспект урока физики для 8 класса по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: систематизировать, расширить и углубить знания, умения и навыки учащихся по теме «Закон Ома для участка цепи. Последовательное...
Конспект урока физики для 8 класса по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания» iconУрок физики по теме: “Параллельное и последовательное соединение проводников 8 класс

Конспект урока физики для 8 класса по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания» iconМетодические материалы для работников охраны труда и ответственных...
Классификация помещений (условий работ) по опасности поражения электрическим током
Конспект урока физики для 8 класса по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания» iconМетодические материалы для работников охраны труда и ответственных...
Классификация помещений (условий работ) по опасности поражения электрическим током
Конспект урока физики для 8 класса по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания» iconБезопасность эксплуатации газового хозяйства организации. Ответьте...

Конспект урока физики для 8 класса по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания» iconЭлектрическое сопротивление. Резисторы Цель урока
Познакомить учащихся с электрическим сопротивлением проводников как физической величиной. Дать объяснение природе электрического...
Конспект урока физики для 8 класса по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Кулона, электростатическая теорема Гаусса, законы Ома, Джоуля-Ленца, Фарадея-Максвелла, правило Кирхгофа, физика колебаний и волн,...
Конспект урока физики для 8 класса по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи урока: продолжить формирование умений применять закон Ома для расчетов сопротивлений проводников, правильно изображать и читать...
Конспект урока физики для 8 класса по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания» iconКонспект урока по физике «Импульс. Закон сохранения импульса»
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации по теме “Импульс. Закон сохранения импульса”
Конспект урока физики для 8 класса по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания» iconУрок по теме: «Способы соединения проводников»
Кучин Сергей Вениаминович, учитель физики и информатики моу «Кафтанчиковская сош»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск