Конспект урока «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца» Ф. И. О.: Чанчып Галина Копуйевна Место работы





Скачать 133.3 Kb.
НазваниеКонспект урока «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца» Ф. И. О.: Чанчып Галина Копуйевна Место работы
Дата публикации06.10.2013
Размер133.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

«Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца»





Ф.И.О.: Чанчып Галина Копуйевна




Место работы: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Чаа-Холь Чаа-Хольского района Республики Тыва




Должность: учитель физики




Предмет: физика




Класс: 8




Тема урока: Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца.




Базовый учебник: Перышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2010




    • Цель урока:

  • Выяснить, от чего зависит Q, которое выделяется в нагревательных элементах.

  • Выяснить, по какой формуле можно рассчитать Q.

  • Ответить на вопрос: «Почему спирали утюга, кипятильника и других нагревательных приборов нагреваются, в то время как подводящие провода практически не нагреваются?»

    • Задачи:

  1. Обучающие:

Знать

  • Модель нагревания проводника электрическим током.

  • Закон Джоуля – Ленца: Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени прохождения по нему тока.

  • Математическое выражение закона: Q=I2Rt

  • Зависимость количества теплоты, выделяемого током в проводниках, от сопротивления этих проводников при последовательном соединении: Q=I2Rt; при параллельном соединении Q=U2/R*t

    • Уметь

  • Применять формулу Q=I2Rt при последовательном соединении проводников и Q=U2/R*t при параллельном соединении проводников.



  1. Развивающие:

  1. Поиск и выделение необходимой информации.

  2. Применение методов моделирования: преобразование объекта в модель с целью выделения существенных характеристик объекта.

  3. Умение структурировать знания.

  4. Выдвижение гипотезы.

  5. Обоснование гипотезы.

Тип урока: Урок изложения нового материала, совершенствования и развития знаний, умений и навыков

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Структура и ход урока
Таблица 1



Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Актуализация

знаний

Анимация теплового действия электрического тока, модель нагревания проводника - 1

Ребята, подумайте, о каком явлении идет речь?

(Демонстрация, постановка вопроса)

О тепловом

(Ответ на вопросы)

10













Ребята, это явление было открыто в 1800 году французским ученым Антуаном Фуркруа. Пропустив ток через спираль, он сумел раскалить ее до очень высокой температуры.

Во всех приборах, представленных на слайде, есть спираль, нагреваемая током. Ребята, а ведь интересно, почему спирали утюга, кипятильника и других нагревательных приборов нагреваются, в то время как подводящие провода практически не нагреваются?

Высказывают предположения














Я вижу, что вы затрудняетесь с ответом.

Нам понятно, что при нагревании проводника в окружающую среду выделяется количество теплоты в джоулях.

А какой из элементов выделяет большее количество теплоты? Когда мы точно будем знать, что энергия, выделившаяся при использовании электрической плитки, больше, чем энергия, выделившаяся при использовании кипятильника?

Когда мы будем иметь числовые значения














А мы можем рассчитать количество теплоты Q? Мы знаем формулу, по которой она рассчитывается?

нет













Давайте подумаем, от каких величин зависит Q


Предлагают различные варианты, выдвигают гипотезы. В предположениях говорят, что Q может зависеть от I,U,R.













Попытаемся разрешить эту проблему на уроке и если мы будем знать, как рассчитать количество теплоты, может мы и ответим на вопрос «Почему спирали утюга, кипятильника и других нагревательных приборов нагреваются, в то время как подводящие провода практически не нагреваются?»

Давайте сформулируем цель урока

Выяснить, от чего зависит Q, которое выделяется в нагрева-тельных элементах

Выяснить, по какой формуле можно рас-считать Q

И все-таки ответить на вопрос «Почему спирали утюга, кипя-тильника и других нагревательных приборов нагреваются, в то время как подво-дящие провода практически не нагреваются?»




2

Изучение нового материала

Анимация тепловое действие электрического тока, модель нагревания проводника, закон Джоуля - Ленца - 1

Иллюстрирование и озвучивание формулы для количества теплоты, выделяющегося в проводнике с током - 2

(Демонстрация, координирование действий учеников, постановка вопросов)

А как вы думаете ребята, на экране реальный проводник? Можем ли мы увидеть в реальном проводнике электроны и ионы кристаллической решетки?


(Ответы на вопросы, высказывание предположений, выдвижение гипотез.)

Нет. На экране МОДЕЛЬ, а не реальный проводник.


20










Правильно, это модель, которая помогает понять механизм нагревания проводника электрическим током.

Ребята, поясните, как происходит процесс нагревания проводника?

Поясняют увиденное














Я еще раз повторяю механизм нагревания

Ребята, а какими величинами характеризуется движение электронов в проводниках?

Отвечают с затруднениями














Ребята, если вы затрудняетесь ответить, обратитесь к информационному листу у вас на партах.

Называют I,U,R

















А что характеризует сила тока?


При помощи информационного листа говорят, что сила тока показывает, какое количество электричества проходит через поперечное сечение проводника в единицу времени. То есть, чем большее количество электронов пройдет через проводник в единицу времени, тем больше энергии электроны отдадут ионам кристаллической решетки. Значит зависимость количества теплоты от силы тока прямая.

А как зависит количество теплоты от сопротивления?

При помощи информационного листа называют формулу сопротивления и говорят, что чем больше ионов в кристаллической решетке, тем больше ударов произойдет между ионами и электронами. То есть, чем больше удельное сопротивление, тем больше сопротивление проводника. Следовательно, большее количество теплоты выделится.













Ребята, данная зависимость была установлена экспериментально сначала английским физиком Дж. Джоулем, а через год –российским ученым Эмилием Христиановичем Ленцом.
















Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени прохождения по нему тока, и от напряжения количество теплоты не зависит.

Закон Джоуля – Ленца был открыт экспериментально, но ему можно дать и теоретическое обоснование

Когда электрический ток проходит по проводнику, совершается работа. Чему равна работа электрического тока?

Используя информационный лист, говорят, что A=IUt

Но по закону Ома для участка цепи U=?

U=IR

Поэтому, А =?

А =I 2Rt

А мы знаем, что по закону сохранения энергии А=Q, следовательно…

Q=I 2Rt













Это МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ ЗАКОНА ДЖОУЛЯ – ЛЕНЦА.

Ребята, а как соединены спираль и соединительные провода в электроприборах?

Последовательно (отве-чают при помощи информационного листа)

















Что можно сказать при последовательном соединении о силе тока?

Она одинакова на всех участках цепи













А что можно сказать про напряжение?


Оно тоже одинаково














А сопротивление?


Сопротивления на разных участках разные (предполагают)













Вероятнее всего, так оно и есть. А от чего зависит сопротивление проводника? Почему у разных проводников оно может быть разным?

Потому что сопротивление зависит от рода проводника, от его удельного сопротивления.













Ребята, а из каких проводников лучше всего сделать спираль?

Нихром, никелин














А из каких проводников лучше изготовить подводящие провода?

Медь, алюминий














Ребята, представьте себе, у Васи сломался браслет на часах. Он решил спаять браслет: взял папин паяльник, включил его в сеть, а тут выбило пробки. Вася знает, где находятся пробки. Он пошел и включил их. Вторая попытка включения паяльника – и опять та же ситуация! Вася задумался: «Что не так? Что же делать?»

Наверное некоторые из вас знакомы с этой ситуацией: «в старых домах при включении в сеть электрочайника выбивает пробки»

А как соединены в домах электроприборы?

Параллельно














Так как общее сопротивление меньше самого маленького из включенных

1/R+1/R+1/R
1/1000+1/200+1/15=0,0727<15

То по закону Ома сила тока резко возрастает и пробки выбивает!

А можно ли воспользоваться законом Джоуля – Ленца, который нам известен, для расчета количества теплоты при параллельном соединении?

Нет, так как сила тока разная в каждом из проводников, и какую взять – мы не знаем!














А что у проводников при параллельном соединении одинаково?

Напряжение














Давайте заменим силу тока на напряжение.

По закону Ома I=U/R

Значит Q=U2/R2*R*t

Преобразуем и получим Q= U2/R*t

Ученики решают задания на раздаточном материале и один на доске




3

Закрепление изученного материала




Ребята, а какова была цель нашего урока?


Выяснить, от чего зависит Q, которое выделяется в нагревательных элементах

Выяснить, по какой формуле можно рассчитать Q

Ответить на вопрос «Почему спирали утюга, кипятильника и других нагревательных приборов нагреваются, в то время как подводящие провода практически не нагреваются?»

10







Тест, интерактивное задание - 3

Интерактивное задание – 4

Интерактивный тест - 5

А теперь, чтобы быть уверенными на 100%, что мы достигли цели урока, я предлагаю решить задачи

Решают в тетрадях, один ученик у доски (Решение задач)





Приложение к плану-конспекту урока

«Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца»



Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Тепловое действие тока. Закон Джоуля-Ленца

И,3

модель

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba076-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_20.swf

2

Формула "Закон Джоуля-Ленца"

И,3

Иллюстрирование и озвучивание формулы для количества теплоты, выделяющегося в проводнике с током

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ff99e068-0b2e-4f12-bda0-f4f171827847/8_196.swf

3

Тест к уроку "Тепловое действие тока. Закон Джоуля-Ленца"


П,2

Тест, интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7964-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

4

Задача «Закон Джоуля - Ленца»

П,2

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b2a1c7b9-407f-43dd-9a5e-2a0bd1f8c442/8_192.swf

5

Тепловое действие тока


К,3

Интерактивный тест

http://fcior.edu.ru/card/13466/teplovoe-deystvie-toka.html


Информационный лист для учеников


    • Тема: «Закон Джоуля - Ленца»

  • Сила тока – физическая величина, показывающая, какой заряд проходит через поперечное сечение проводника за 1 с.

    • I =

    • Измеряется сила тока в амперах [А].

  • Напряжение – физическая величина, показывающая, какую работу совершает на данном участке ток при перемещении по этому участку заряда 1Кл.

    • U =

    • Измеряется в вольтах [В].

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца» Ф. И. О.: Чанчып Галина Копуйевна Место работы iconКонспект урока физики для 8 класса по теме «Нагревание проводников...
Место работы: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Чаа-Холь Чаа-Хольского района Республики...
Конспект урока «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца» Ф. И. О.: Чанчып Галина Копуйевна Место работы iconЗакон Био́-Савара-Лапла́са
Закон Био́—Савара—Лапла́са — физический закон для определения вектора индукции магнитного поля, порождаемого постоянным электрическим...
Конспект урока «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца» Ф. И. О.: Чанчып Галина Копуйевна Место работы icon"Электрические цепи и их элементы "
Каким путем он доходит к нам домой. Познакомимся с условным графическим изображением электрических цепей, рассмотрим правила электробезопасности,...
Конспект урока «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца» Ф. И. О.: Чанчып Галина Копуйевна Место работы iconПлан-конспект урока Природа и её сезонные изменения Ф. И. О. Терсин...
Цель урока: сформировать у учащихся представление о сезонных изменениях в природе
Конспект урока «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца» Ф. И. О.: Чанчып Галина Копуйевна Место работы iconКонспект урока фио (полностью) Тарасова Галина Анатольевна Место работы
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Букварь. Учебник для первоклассников. – М.: «Баласс», 2011
Конспект урока «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца» Ф. И. О.: Чанчып Галина Копуйевна Место работы iconКонспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий» 1 фио (полностью)...
Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38»
Конспект урока «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца» Ф. И. О.: Чанчып Галина Копуйевна Место работы iconКонспект урока моносахариды. Гексозы. Глюкоза. Фио (полностью) Петрова...
Моу мирновская средняя общеобразовательная школа им. А. А. Воскресенского Торжокского района
Конспект урока «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца» Ф. И. О.: Чанчып Галина Копуйевна Место работы iconКонспект урока по теме «Алюминий» фио полякова Галина Андреевна Место работы мбоу гимназия №2
Цель урока: изучить строение атома алюминия; свойства простого вещества и соединений алюминия, его получение и применение
Конспект урока «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца» Ф. И. О.: Чанчып Галина Копуйевна Место работы iconКонспект урока фио (полностью) Миронова Галина Викторовна Место работы
Александра I, определить направления первых реформ императора, а также познакомить учащихся с реформаторской деятельностью М. М....
Конспект урока «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца» Ф. И. О.: Чанчып Галина Копуйевна Место работы iconКонспект урока тема урока: Виды односоставных предложений фио: Фурман...
Базовый учебник: Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М. Под ред. Шанского Н. М. Русский язык. М.:...
Конспект урока «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца» Ф. И. О.: Чанчып Галина Копуйевна Место работы iconКонспект урока «Размножение и развитие растений» фио (полностью)...
Муниципальное образовательное учреждение «Грибоедовская средняя общеобразовательная школа» Куркинского района Тульской области
Конспект урока «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца» Ф. И. О.: Чанчып Галина Копуйевна Место работы iconБезопасность эксплуатации газового хозяйства организации. Ответьте...

Конспект урока «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца» Ф. И. О.: Чанчып Галина Копуйевна Место работы iconЭлектрическое сопротивление. Резисторы Цель урока
Познакомить учащихся с электрическим сопротивлением проводников как физической величиной. Дать объяснение природе электрического...
Конспект урока «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца» Ф. И. О.: Чанчып Галина Копуйевна Место работы iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Кулона, электростатическая теорема Гаусса, законы Ома, Джоуля-Ленца, Фарадея-Максвелла, правило Кирхгофа, физика колебаний и волн,...
Конспект урока «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца» Ф. И. О.: Чанчып Галина Копуйевна Место работы iconКонспект урока рисуем музыку. Фио (полностью) Мартынова Галина Геннадьевна...
О чём вам рассказала эта мелодия? Если бы можно было нарисовать музыку, какие бы цвета вы использовали ? Почему ?
Конспект урока «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца» Ф. И. О.: Чанчып Галина Копуйевна Место работы iconКонспект урока Тема урока «Движение воздуха» Ф. И. О.: Рыбанчук Надежда...
Место работы: Краснодарский край Крымский район мбоу сош №56 Муниципального среднего общеобразовательного учреждения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск