Скачать 61.57 Kb.
|
Конспект урок по физике в 8 классе на тему " Решение задач на различные типы соединения проводников. " Цели урока: обучающая: проверить и закрепить знания формул и теории по теме, научить применять эти знания при решении различных типов задач; развивающая: расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности, научить логически излагать свои мысли, использовать навыки самостоятельной работы; воспитывающая: продолжить формирование познавательного интереса к предмету физика. Задачи урока: продолжить формирование умений применять закон Ома для расчетов сопротивлений проводников, правильно изображать и читать схемы соединений элементов цепи, пользоваться теоретическими методами физической науки для обоснования и выводов по изучаемой теме и для решения задач. Оборудование: 1. Мультимедиа-проектор, компьютерная презентация к уроку, программное обеспечение: Power Point. 2. Лабораторный комплект «Электричество» 3. Лист достижений для заполнения в течение урока и лист с описанием практического задания (№ 1 - № 4 по одному на каждого учащегося). 4. Учебник: Перышкин А. В. Физика 8-й класс. План урока. 1. Организационный момент. 2. Актуализация опорных знаний. 3. Решение задач. 4. Самооценивание учащихся 5. Подведение итогов урока.
Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть вас готовыми к уроку. Очень рассчитываю на нашу совместную плодотворную работу и надеюсь, что с этого урока вы уйдёте ещё больше полюбившими физику. Сегодня мы с вами окунёмся в мир задач, а именно, задач на законы постоянного тока, последовательного и параллельного соединения проводников. Поэтому девизом урока я выбрала слова выдающегося итальянского физика Энрико Ферми, внёсшего большой вклад в развитие современной теоретической и экспериментальной физики, одного из основоположников квантовой физики: «Учащийся знает физику, если он умеет решать задачи». А вы любите решать задачи по физике? Я поделюсь с вами некоторыми секретами, которые помогут вам в дальнейшем при их решении. Итак, цели нашего сегодняшнего урока, это повторить законы постоянного тока, решить несколько задач и даже провести небольшой эксперимент. Все готовы? Тогда начинаем! Каждый ученик прежде чем приступить к решению задач должен обладать определенными знаниями. Я предлагаю ответить на следующие вопросы. 2. Фронтальная работа с классом: Актуализация опорных знаний (слайды 2 - 13). Итак, основа любого решения – теоретические знания, поэтому начнем с их повторения (слайд 2) Слайд 3. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно вычислить, ответ запишите в Листе достижений. (После выполнения каждого задания ответы проверяются и каждый ребенок проставляет в своем листе соответствующий ответу балл). Слайд 4. Определите, какая из записей отражает закон Ома для участка цепи в аналитическом виде. Слайд 5. Установите связь между физическими величинами и единицами их измерения. Слайд 6. Установите соответствие между физическими величинами и приборами для их измерения Слайд 7. Электрическая цепь и электрическая схема Слайд 8. Какое соединение проводников называется последовательным ? (Определение и схема) Слайд 9. Какое соединение проводников называется параллельным ? (Определение и схема) Слайд 10. Сформулируйте законы последовательного и параллельного соединения (Учащиеся записывают в Листах достижения законы последовательного и параллельного соединения) Слайд 11. Проверь себя! Слайд 12 (на экране появляется аналитическая запись законов последовательного соединения, учащиеся корректируют свои ответы и проставляют баллы) . Слайд 13 (на экране появляется аналитическая запись законов параллельного соединения, учащиеся корректируют свои ответы и проставляют баллы) . 3. Найди ошибку (слайд 14). Пользуясь повторенным теоретическим материалом, учащиеся находят ошибки в следующих заданиях Слайд 15 Правильный ответ – последовательное соединение проводников Слайд 16 Правильный ответ – амперметр включают в цепь последовательно с потребителем тока Слайд 17 Правильный ответ – показания амперметра – 1 А Слайд 18 Правильный ответ – показания второго амперметра – 1 А Слайд 19 Правильный ответ – напряжение на втором резисторе – 8 В Слайд 20 Правильный ответ – напряжение на втором резисторе – 5 В 4. Классификация задач (Слайд 21) В зависимости от характера и методов исследования различают качественные и количественные задачи. Качественными называют задачи, при решении которых устанавливают только качественную зависимость между физическими величинами. Количественными называют задачи, при решении которых устанавливают количественную зависимость между искомыми величинами и ответ получают в виде формулы или определенного числа. При решении таких задач необходимы вычисления. По способу решения различаю устные, экспериментальные, вычислительные и графические задачи. Деление это условно, так как при решении большинства задач применяю несколько способов. Например при решении экспериментальной задачи необходимы устные рассуждения, а также во многих случаях вычисления и работа с графиками. 5. Фронтальный эксперимент Далее предлагаю учащимся экспериментально изучить последовательное и параллельное соединения проводников в электрической цепи (слайд 22()айд 22) на втором резисторе - 8Вс потребителем токаки в следующих заданиях свои ответы и проставляют баллы)). Группы 1 и 2 - экспериментаторы Задачи для экспериментаторов:
Примерный ход выполнения работы учащимися Последовательное соединение проводников (слайд 24) Для того чтобы экспериментально определить значение сопротивления отдельной лампы при последовательном соединении проводников, учащиеся собирают электрическую цепь по предложенной ими электрической схеме 1. И на основании полученных результатов делают вывод о том, что при последовательном соединении сопротивление цепи равно сумме сопротивлений каждой лампы. Параллельное соединение проводников (слайд 24) Аналогичным образом проводится исследование параллельного соединения проводников в электрической цепи. Определив силу тока в цепи и полное напряжение, по закону Ома определяют общее сопротивление цепи и сопротивление каждой лампы. На основании полученного данного учащиеся делают вывод о том, что при параллельном соединении проводников общее сопротивление цепи меньше сопротивлений отдельных её проводников. Группы 3 и 4 - аналитики Задачи для аналитиков:
6. Решение вычислительных и графических задач Устно - задача № 11(слайд 29). Самостоятельно - задача № 12. (Cлайд 30) У доски - задача № 13. (Слайд 31) Задача № 14 (слайд 32) 7. Подведение итогов урока (слайд 33). Учитель: Ребята, вы заполнили свой Лист достижений, пришла пора подвести итоги. Подсчитайте общую сумму баллов, которые вы получил за выполнение заданий № 1, 2, 3, 4, 5, 8, 12 и на основании этого выставьте себе оценку за урок (Слайд 34) 16 - 20 баллов - оценка «5» 11 - 15 баллов - оценка «4» 6 - 10 баллов - оценка «3» 0 - 5 баллов - оценка «2» Моя оценка за урок: (в процессе этой работы реализуется самопроверка и самооценка). Окончательную проверку и оценку решения задач осуществляет учитель, корректируя оценки и добавляя баллы за активность, самостоятельность в процессе работы. Заключение. Спасибо, вам, ребята, за работу! Урок окончен, до свидания! |