Конспекты занятий сентябрь занятие 1 Огонь — друг или враг?





Скачать 414.11 Kb.
НазваниеКонспекты занятий сентябрь занятие 1 Огонь — друг или враг?
страница1/4
Дата публикации20.10.2013
Размер414.11 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
  1   2   3   4
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

СЕНТЯБРЬ
Занятие 1 Огонь — друг или враг?

Дорогие ребята! Сегодня поговорим с вами об огне. Видели ли вы огонь костра, огонек свечи, пламя го­рящих в печи поленьев?1

Расскажите, как выглядит огонь. Верно, огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени все время в движении, они трепещут, ко­леблются, дрожат. Вокруг огненного пламени вьется дым. Недаром говорится: «Огонь без дыма не живет». Попробуйте угадать загадку:

Красный бык на земле лежит, Голубой бык к небу тянется.

Верно! Красный бык — это огонь, а голубой бык — дым.

Знаете ли вы, что в древнейшие времена первобыт­ные люди боялись огня и не умели его «приручать»? Ночью они прятались в глубоких пещерах, укрывались шкурами диких зверей и дрожали от холода и страха, ведь у них не было костра, который согревал бы их. Они не могли жарить мясо или печь лепешки, не мог­ли горящими ветками отгонять хищных зверей.

Однако первобытные люди часто видели, как во время грозы молния ударяла в высокое старое дерево и оно загоралось. Когда дерево сгорало, оставалась лишь горстка черного пепла.

Постепенно наши далекие предки привыкли к огню и даже научились использовать его. Они поняли, что огонь — это свет, тепло и защита от врагов! Древние люди научились использовать тот огонь, который возникал во время гроз. Они разводили костер у входа в пещеру, чтобы дикие звери не проникли в нее. В каж­дом племени были воины, охранявшие огонь. По но­чам они следили, чтобы огонь не потух, подбрасыва­ли в него сухие ветки, траву и мох.

Столетие проходило за столетием, и постепенно люди научились высекать огонь с помощью кремня. Кремень — это очень твердый камень. Ударяя одним куском крем­ня по другому, можно высечь искры. Если эти искорки упадут на сухую траву или мох, начинает тлеть огонек. Его можно раздуть посильнее и развести костер.

Вы слышали такую считалку?

У тебя — кремень, У меня — кремень, Кремень по кремню — Значит быть огню!

Человек обожествлял огонь, слагал о нем мифы, легенды, сказания, песни. По одной из древних гре­ческих легенд титан Прометей подарил людям огонь с небес.

Вы читали замечательную книгу Редьярда Киплин­га «Маугли»? В ней рассказывается о том, как беспо­мощный человеческий детеныш оказался в волчьей стае, воспитавшей его. Маугли вырос среди диких зве­рей, знал их повадки, понимал язык и пантеры Багиры, и тигра Шерхана, и удава Каа.

Когда Маугли потребовалось защитить себя, ум­ная Багира посоветовала ему раздобыть «красный цветок». Что такое «красный цветок»? Вот как пи­шет об этом Редьярд Киплинг: «"Красным цветком" Багира называла огонь, потому что ни один зверь в джунглях, не назовет огонь его настоящим именем. Все звери смертельно боятся огня.

Красный цветок

Красный цветок, Красный цветок! Вьется, трепещет его лепесток.

6

Если не хочешь обжечь ты ладонь, Этот цветок раскаленный не тронь! Знай, что цветок — это жгучий огонь.

— Красный цветок! — сказал Маугли. — Он цве­тет перед хижинами в сумерки в маленьких горшках. Я достану его!»

Я думаю, вы поняли, что с древнейших времен огонь стал другом человека. Он согревал, освещал, отгонял диких зверей. Но в то же время человеку не удалось до конца «приручить» огонь, иногда тот вы­рывался из-под его власти и сотворял страшные беды. Почему?

В давние времена дома на Руси строили из дере­ва. Деревянными были и крытые соломой деревен­ские избы, и городские дома, и резные княжеские терема, и крепостные стены, защищающие города от врагов.

Россия, особенно в древности, была страной дре­мучих лесов. Дерево — самый доступный, дешевый и удобный материал для строительства в нашей держа­ве. Все хорошо в дереве как в строительном материа­ле: и то, что оно «дышит», и то, что легко поддается обработке топором, пилой. Но одно плохо! Как вы думаете что? Верно! Дерево легко горит.

Когда-то наша древняя столица была деревянной и много раз страдала от пожаров. В городах строили высокие-превысокие башни — пожарные каланчи. День и ночь дежурили на башнях пожарные и внима­тельно смотрели, не видно ли в городе дыма или огня. Если в городе возникал пожар, пожарные звонили в огромный колокол — били в набат, созывая жителей на подмогу.

Если огонь вырывается из-под власти человека, он взвивается, раздуваемый порывами ветра. Слов­но огненный Змей Горыныч летит над селом или городом, а из его раскрытых огненных пастей сып­лются раскаленные искры. Они поджигают все на своем пути — леса, жилища, людей, скот.

7

С силой бушующего пламени нелегко справиться!

Прошли века, и дома на Руси стали строить не деревянные с соломенными крышами, а камен­ные с железными. Но и в наши дни пожары пред­ставляют собой страшную опасность! Каждый день в нашей стране вспыхивает более 800 больших пожаров. Каждый день сгорает 200 разных стро­ений — жилых домов, дач, гаражей, заводских це­хов. Каждый день — и это самое страшное — от огня и дыма погибают более 30 человек! А еще 40 человек получают на пожарах ожоги, травмы, отравления!

Давайте вместе подумаем, что же может стать при­чиной пожара. Верно! Неисправные электроприборы и электрические провода, незатушенный окурок, дет­ские шалости со спичками, зажигалками, свечками, горящей бумагой. Причиной пожара может стать и не­внимательность, например утюг, который забыли выключить из розетки, и небрежность в работе, на­пример искры при электросварке. Вызвать пожар мо­гут и игры возле новогодней *елки с петардами, бен­гальскими огнями, хлопушками.

Как же предотвратить пожар? Вот как сказано в учебнике по основам безопасности жизнедеятельно­сти А.В. Гостюшина и А.Д. Путинцева: «Нет такого учебника, который предусмотрит и научит всему на свете. Но ведь нетрудно догадаться, что когда рядом с горячим утюгом колышется тонкая занавеска — это опасно. А что может случиться, если оставить без при­смотра включенную электроплитку? В общем, здра­вый смысл и привычка думать хотя бы на шаг впе­ред — хорошая защита от пожара».

Вопросы и задания

1. Видели ли вы открытый огонь свечи, костра?

2. Расскажите об открытом огне.

3. Расскажите, как помогал огонь людям в древней­шие времена.

4. Как добывали огонь первобытные люди?

5. Почему на-Руси дома строили из дерева?

6. Чем опасно дерево?

7. Почему дом из камня менее пожароопасен?

8. Какие вы знаете причины пожаров?

9. Как можно предотвратить пожар?

10. Найдите на рисунках «четвертый лишний» пред­мет.

Горящая сигарета, искра электросварки, стакан с водой; электроплитка.

ОКТЯБРЬ
Занятие 2 Пожарный — герой, он С огнем вступает в бой

Дорогие друзья! Поговорим сегодня о профессии пожарного.

С незапамятных времен научился человек добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников. Но представьте себе, что огонь вырвался из-под власти человека.

С силой бушующего пламени очень трудно спра­виться!

Есть люди, чья профессия — побеждать огонь, спа­сать людей, попавших в беду. Они бесстрашны, силь­ны, тренированны, самоотверженны. Как же называ­ют людей этой профессии? Верно! Пожарные.

В чем состоит работа пожарных? Пожар легче пре­дупредить, чем потушить. Поэтому пожарные обсле­дуют каждое здание, без их разрешения не возводит­ся ни один новый дом, не строятся ни фабрика, ни завод, не появляется новый строительный материал. На пожарную безопасность проверяются склады, ма­газины, гостиницы, кафе и рестораны.

Кроме того, пожарные постоянно тренируются, проводят специальные учения, занимаются в спортив­ных залах, чтобы во время не учебного, а настоящего пожара суметь проявить ловкость, силу, сноровку.

Пожарные носят специальную одежду, защища­ющую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах — прочные и удобные сапоги. Ведь пожар­ный должен идти в огонь!

Если вы почувствовали запах гари, увидели дым или огонь, немедленно звоните по телефону 01, вы­зывая бригаду пожарных.

Кто из вас знает, на чем передвигаются пожарные по городу? Верно! В их распоряжении специально ос-

нащенные пожарные машины ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше. Когда они мчатся по улицам, то все другие машины уступают им доро­гу, заслышав громкий звук сирены. Пожарных машин всегда несколько. На каждой машине — бригада по­жарных. Послушайте стихотворение.

Мы — пожарные

На машине ярко-красной Мчимся мы вперед. Труд тяжелый и опасный Нас, пожарных, ждет.

Вой пронзительный сирены Может оглушить. Будем и водой и пеной Мы пожар тушить.

И в беду попавшим людям Сможем мы помочь, С пламенем бороться будем Мы и день и ночь!

Чем пожарные тушат бушующее пламя? Верно! Заливают водой из специальных шлангов. Их назы­вают «рукавами». Воду в шланги накачивает насос, который пожарные привозят на пожарной машине. Кроме того, пожар тушат специальной пеной, со­держащейся в огнетушителях.

Пожарные бесстрашно пробираются в горящие зда­ния, спасают людей. Помогает пожарным и высокая складная лестница, по которой они проникают внутрь горящего дома через окна и балконы. Иногда действу­ют и пожарные вертолеты, они помогают спасать лю­дей из горящих многоэтажных зданий.

Лесные пожары тушат со специальных самолетов и вертолетов. Причиной лесного пожара может быть плохо затушенный костер, брошенная горящая сига­рета, молния во время грозы и даже осколок стекла, собирающий солнечные лучи.

13

Профессия пожарного требует самоотверженности, ловкости, самообладания и быстроты реакции, силы и крепкого здоровья.

Вопросы и задания

1. Какими качествами должен обладать пожарный? Почему?

2. Почему работу пожарного называют опасной?

3. Перед вами четыре рисунка. На них изображе­ны люди разных профессий. Укажите, на каком

рисунке изображен пожарный. Объясните свой выбор. Расскажите о специальной одежде по­жарного.

4. Как вы думаете, что может стать причиной пожара?

5. Почему возникают лесные пожары?

6. Как пожарные тушат пожары?

7. Хотели бы вы избрать профессию пожарного?

8. По какому телефону нужно звонить при пожаре?

А теперь послушайте сказку.

Как Тимоша царевну спас

В некотором царстве, в тридевятом государстве жил-был царь. И была у него единственная дочка — царевна Василиса. Такая разумная, милая и привет­ливая, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Все юную царевну любили, только злая мачеха хотела ее извести. Родная-то матушка Василисы давно умерла.

Каждый год в день рождения царевны царь устра­ивал во дворце великолепный бал. В высоких залах, освещенных тысячами свечей, звучала веселая музы­ка, и танцевали разодетые в пух и прах придворные и гости. Множество народу со всех окрестностей соби­рались к царскому дворцу, чтобы хоть издали посмот­реть на торжество и, может быть, если повезет, уви­деть и прекрасную царевну.

Маленький Тимоша тоже пришел полюбоваться замечательным балом. Его одного мать ни за что бы не отпустила так далеко от дома, но Тимошу взяли с собой старшие братья — красавцы молодцы, кото­рые служили в царской пожарной команде. Тимоша своими братьями очень гордился и мечтал, когда вы­растет, тоже стать пожарным. Еще бы! Ведь пожар­ные — люди сильные, бесстрашные, ловкие, умелые. Они знают, как огонь победить!

У пожарных и форма особая — блестящие каски на голове, а за поясом маленькие острые топорики. Есть у них и ящики с песком, и бочки с водой, и высокие лестницы.

Бал во дворце удался на славу! Музыканты стара­лись вовсю: одна мелодия сменяла другую, повсюду слышался веселый смех, благоухали пышные гирлян­ды цветов, увивавшие залы дворца.

В самый разгар веселья царевна вышла на балкон. Увидев ее, подданные закричали «Ура!». И в это вре­мя темные небеса над дворцом озарились огнями фей­ерверков. В небе закрутились огненные колеса, заго­релись и рассыпались алые, золотые, голубые и се­ребристые звезды.

Злая мачеха только и поджидала этого момента. Она схватила рукой в черной кожаной перчатке го­рящий осколок звездочки и запустила его в откры­тое окно дворца! Волна огненных искр обдала танцу­ющих, и в одно мгновение в зале вспыхнули легкие занавеси. Синий дым заволок зал, засверкали алые языки пламени.

— Пожар! Пожар! — закричали испуганные гости и придворные. Все бросились к выходу. Царевна побе­жала вместе со всеми, но кто-то наступил на шлейф ее бархатного длинного платья, бедняжка упала и по­вредила ногу.

А пожар между тем разгорелся не на шутку! Пожар­ные, не теряя ни минуты, стали тушить огонь. Многие смельчаки пожарные бросались в горящий дворец и вы­водили оттуда испуганных женщин и детей.

Царь в растерянности метался около дворца, ис­кал царевну, но ее нигде не было.

Пламя охватило уже весь дворец. Того и гляди могла рухнуть крыша. И тут Тимоша заметил на горящем бал­коне царевну. Она плакала и звала на помощь. Тимоша тотчас позвал братьев, те принесли высокую лестницу. Старший брат держал тяжелую лестницу, а средний быстро поднялся по ней, подхватил царевну на руки и осторожно спустился вместе с ней на землю.

Радости царя не было предела! Он обнимал и це­ловал свою любимую дочь. К счастью, она осталась жива и невредима.

Потом царь щедро наградил пожарных. Каждому дал мешочек с золотыми монетами. А маленького Тимошу царь зачислил в пожарную охрану царского дворца, приказал сшить ему новенькую форму и вы­дать блестящий шлем.

Вы спросите, а что случилось со злой мачехой? Никто больше никогда ее не видел. Может быть, она просто исчезла, как погасшее пламя.

Вопросы к сказке

1. Что устраивал царь каждый год в день рождения дочери во дворце?

2. Чем закончился фейерверк?

3. Кто устроил пожар во дворце?

4. Кто увидел на балконе царевну?

5. Кто спас царевну?

6. Как царь наградил пожарных?

7. Как царь наградил Тимошу?

17

НОЯБРЬ
Занятие 3 Пожар в квартире

Дорогие ребята! Поговорим о том, почему в квар­тире может возникнуть пожар. Верно! Причиной по­жара может стать незатушенная сигарета, неисправ­ная электропроводка, не выключенный из электри­ческой сети электроприбор (чайник, утюг, фен, телевизор) и детские шалости со спичками, зажи­галками, свечами.

Представьте, что в квартире по неосторожности или по какой-то другой причине возник пожар. Что делать? Если дома есть взрослые, надо скорей бежать к ним за помощью! А если дома во время пожара никого не оказалось, надо быстро, не теряя ни ми­нуты, вызывать бригаду пожарных. Для этого нужно набрать по телефону номер 01.

Запомните этот номер, запишите его на листоч­ке с самыми важными телефонами. Может быть, запомнить этот номер вам поможет такое четверо­стишие.

01

Если вьется пламя, Дым валит столбом, «Ноль—один» мы наберем, Мы пожарных позовем!

Говорить по телефону нужно четко, ясно, ука­зать свой адрес: улицу, номер дома и квартиры, этаж.

Самое главное, не паникуйте, не мечитесь зря по квартире и не пытайтесь сами потушить огонь. Вы­звав пожарных, плотно захлопните дверь в квартиру и бегите на улицу. Постарайтесь сообщить о пожаре соседям.

Запомните несколько важных правил поведения при пожаре в квартире.

18

1. Никогда не распахивайте настежь окна и двери в квартиру, где возник пожар, этим вы только увеличите тягу, и огонь станет сильнее.

2. Не тушите водой включенные в сеть электро­приборы, вас может ударить током! Вилки электроприборов нужно сначала вынуть из сети.

3. Во время пожаров очень опасен не только огонь, но и дым. В современных квартирах большая часть мебели изготовлена из химических веществ, ко­торые при горении выделяют ядовитые газы. До­статочно два-три раза вдохнуть такой ядовитый дым, и можно потерять сознание. Поэтому сразу же обмотайте лицо мокрым полотенцем или плат­ком и передвигайтесь по квартире пригнувшись, поскольку внизу ядовитого газа меньше. Но глав­ное — побыстрее покиньте горящую квартиру!

Вопросы и задания

1. Назовите несколько причин, по которым в кварти­ре может возникнуть пожар.

2. Что надо делать, если в квартире возник пожар?

3. По какому телефону следует позвонить, чтобы вы­звать пожарную команду?

4. Что надо сказать, позвонив по телефону 01?

5. Почему сразу после звонка в пожарную охрану надо постараться убежать из квартиры и плотно закрыть за собой дверь?

А теперь выберите верный ответ из предлагаемо­го теста.

Тест

1. Как правильно вести себя во время пожара в квартире?

A. Попытаться самому потушить огонь.

Б. Позвонить по телефону 01 и вызвать пожарных.

B. Позвать на помощь соседей. Верный ответ — Б.

2. Как поступить, если младшие сестра или брат от страха перед огнем и дымом спрятались в шкаф, под кровать или под стол?

A. Вытащить их оттуда и вывести из квартиры. Б. Позвать на помощь взрослых и вывести малы­шей.

B. Поскорей убежать из квартиры. Верный ответ — А или Б.

3. Что делать, если в квартире появился дым?

А. Обмотать лицо мокрой тканью и побыстрей по­кинуть квартиру, стараясь не вдыхать глубоко, , двигаться пригнувшись. Б. Открыть окна и дверь, чтобы дым улетучился. Верный ответ — А.

4. Что надо делать, чтобы у вас в квартире никогда не возник пожар?

A. Соблюдать правила пожарной безопасности. Б. Не пользоваться электроприборами.

B. Во всех комнатах расставить бочки с водой. Верный ответ —.А.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспекты занятий сентябрь занятие 1 Огонь — друг или враг? iconОгонь друг или враг?
Этот вопрос, отгадайте загадки
Конспекты занятий сентябрь занятие 1 Огонь — друг или враг? iconУрок по обж по теме: «Огонь друг или враг человека?»
Цели : закрепить теоретические знания о причинах, по которым может возникнуть пожар в помещении, в транспорте, на природе
Конспекты занятий сентябрь занятие 1 Огонь — друг или враг? iconКонспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности с детьми...
Тема урока: Психофизическая тренировка – способ улучшения настроения и самочувствия
Конспекты занятий сентябрь занятие 1 Огонь — друг или враг? iconКонкурса детского и юношеского творчества на тему: «Огонь-друг, огонь- враг»
Работы жюри смотра-конкурса художественно-изобразительного, декоративно-прикладного и технических видов творчества среди обучающихся...
Конспекты занятий сентябрь занятие 1 Огонь — друг или враг? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня мы будем говорить о нашей безопасности. Мы постараемся ответить на вопрос “Огонь – наш друг или враг?”, как выглядит опасность...
Конспекты занятий сентябрь занятие 1 Огонь — друг или враг? iconУрок-путешествие «Огонь – друг и враг человека»
Ребята приводили примеры, когда огонь является для человека другом, а когда врагом. Знакомились с основными причинами пожаров, с...
Конспекты занятий сентябрь занятие 1 Огонь — друг или враг? icon«Огонь – друг и враг». В соответствии с фгос II поколения занятие...
Так, например, в начальной школе по итогам II четверти 100% успеваемость, при качестве знаний 65%. В средней звене успеваемость повысилась...
Конспекты занятий сентябрь занятие 1 Огонь — друг или враг? iconКонкурсное движение
«Телевизор мой друг, телевизор – мой враг» (сентябрь октябрь 2013 г), детские рассказы и рисунки, возраст – 1-4 класс
Конспекты занятий сентябрь занятие 1 Огонь — друг или враг? iconПриложение 1 Конспекты занятий программы индивидуальных занятий по...
Цель: показать один из способов обобщения и систематизации знаний по теме «Квадратные уравнения» в курсе алгебры 8 класса
Конспекты занятий сентябрь занятие 1 Огонь — друг или враг? iconЖевательная резинка враг или друг нашему здоровью?
Моу «Средняя общеобразовательная школа №14 с углублённым изучением отдельных предметов»
Конспекты занятий сентябрь занятие 1 Огонь — друг или враг? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема непосредственно образовательной деятельности: «электричество – наш друг или враг?»
Конспекты занятий сентябрь занятие 1 Огонь — друг или враг? iconИсследование посвящено изучению влияния мобильных телефонов на организм...
Россия, Тюменская область, Тюменский район, п. Винзили, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Винзилинская начальная...
Конспекты занятий сентябрь занятие 1 Огонь — друг или враг? iconКое-что о здоровье… Мобильный телефон – друг или враг?
России с древнейших времен до начала XX века. Дан анализ основных исторических событий данного периода, показаны тенденции и направленность...
Конспекты занятий сентябрь занятие 1 Огонь — друг или враг? iconИсследовательская работа по теме: «Мобильный телефон. Друг или враг?»
С его помощью можно узнать который час, записать необходимую информацию, сократить время ожидания, играя в игру. Встроенная камера...
Конспекты занятий сентябрь занятие 1 Огонь — друг или враг? iconМинистерство образования Республики Башкортостан Городской детский...
Здесь дана довольно подробная информация о видеокурсе по прикладной психологии на dvd «как стать эффективным практическим психологом:...
Конспекты занятий сентябрь занятие 1 Огонь — друг или враг? iconКонспект занятие по нравственному воспитанию «праздник вежливых ребят»...
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск