Рабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газоразрядной плазме по направлению





Скачать 278.91 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газоразрядной плазме по направлению
страница1/3
Дата публикации04.08.2013
Размер278.91 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Физика > Программа
  1   2   3


Министерство науки и образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский физико-технический институт (государственный университет)»

МФТИ (ГУ)

Кафедра «Физика высокотемпературных процессов»
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе
О. А. Горшков

2012 г.

.



Рабочая УЧЕБНАЯ Программа
по дисциплине: Физико-химические процессы в газоразрядной плазме

по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»

магистерская программа: 010932 – физика высокотемпературных процессов

факультет: МБФ

кафедра: Физика высокотемпературных процессов

курс: 5 (магистратура)

семестры: 9, 10 Диф. зачет: 9 семестр,

экзамен: 10 семестр

Трудоёмкость в зач. ед.: вариативная часть – 5 зач. ед.;

в т.ч.:

лекции: 66 час.;

практические (семинарские) занятия: нет;

лабораторные занятия: нет;

мастер классы, индивид. и групповые консультации: нет;

самостоятельная работа: 66 час.;

курсовые работы: нет;

подготовка к экзамену: 1 зач. ед.

ВСЕГО часов 162
Программу составил: проф., д.ф-м.н., Амиров Р.Х.
Программа обсуждена на заседании кафедры физики высокотемпературных процессов
«____» _______________2012 г.
Заведующий кафедрой академик, д.ф.-м.н. В.Е. Фортов



ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЁТНОСТИ.


Вариативная часть, в т.ч. :

__5__ зач. ед.

Лекции

_66_ часов

Практические занятия

__-__ часов

Лабораторные работы

__-__ часов

Индивидуальные занятия с преподавателем

__-__ часов

Самостоятельные занятия, включая подготовку курсовой работы

_66_ часов

Мастер- классы, индивидуальные и групповые

Консультации

__-__ часов

Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)

__-__ часов

Подготовка к экзамену

1 зач. ед.

ВСЕГО

162 часа (5 зач. ед.)

Итоговая аттестация

Диф. зачет: 9 семестр

Экзамен: 10 семестр




  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ


Целью освоения дисциплины «Физико-химические процессы в газоразрядной плазме» является изучение способов создание газовых разрядов, экспериментальных и теоретических методов исследования физико-химических процессов, как в равновесной, и в неравновесной плазме, и применение полученных знаний при создании и применении газоразрядных технологий.
Задачами данного курса являются:

  • изучение методов создания равновесной и неравновесной плазмы с заданными параметрами с помощью газовых разрядов различных типов;

  • ознакомление с научными основами применения газоразрядной плазмы в технологических процессах и в исследовательских целях;

  • ознакомление с физико-техническими требованиями к методам создания плазмы для практических применений, изучение основных принципов использования физико-химических процессов для диагностики плазмы и при развитии технологий;

  • формирование у магистрантов способности использовать полученные знания при применении современных плазменных технологий, умение планировать исследования плазмы в широком диапазоне температур и давлений.




  1. Место дисциплины в структуре ООП МАГИСТРАТУРЫ


Дисциплина «Физико-химические процессы в газоразрядной плазме» включает в себя разделы, которые могут быть отнесены к профессиональному циклу М.2.

Дисциплина «Физико-химические процессы в газоразрядной плазме» базируется на материалах курсов бакалавриата: базовая и вариативная часть кода УЦ ООП Б.2 (математический естественнонаучный блок) по дисциплинам «Высшая математика» (математический анализ, высшая алгебра, дифференциальные уравнения и методы математической физики), блока «Общая физика» и региональной составляющей этого блока и относится к профессиональному циклу. Освоение курса необходимо для разносторонней подготовки магистров к профессиональной деятельности, включающей как проведение фундаментальных исследований, так и постановку и решение инженерных задач.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Освоение дисциплины «Физико-химические процессы в газоразрядной плазме» направлено на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных интегральных компетенций магистра:

а) общекультурные (ОК):

  • компетенция самообразования и самоорганизации: способность и стремление к совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, умение эффективно организовывать свою деятельность и достигать поставленные цели (ОК-1);

  • компетенция профессиональной мобильности: способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

  • компетенция получения знаний и использования новой информации: способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать на практике новые знания и умения, способность интегрировать новую информацию в уже имеющуюся систему знаний и применять её, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-3);

  • компетенция системного аналитического мышления: способность к системному мышлению и анализу, к аналитической оценке событий и процессов в природе, технике и обществе (ОК-4) ;

  • компетенция креативности: способность к творчеству, генерации новых идей, созданию нового знания, новых объектов техники и новых технологических процессов (ОК-5);

б) профессиональные (ПК):

  • способность к пониманию важности воздействия внешних факторов, и их учёта в ходе исследований и разработок (ПК-2);

  • способность применять основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии, других естественных и социально-экономических науках (ПК-3);

  • способность самостоятельно работать на компьютере на уровне квалифицированного пользователя, применять информационно-коммуникационные технологии для обработки, хранения, представления и передачи информации с использованием универсальных пакетов прикладных программ, знание общих подходов и методов по совершенствованию информационно-коммуникационных технологий (ПК-6);

  • компетенция владения методами исследовательской и проектной деятельности: способность профессионально владеть методами планирования и проведения исследований и экспериментов, выполнения проектов и заданий в избранной предметной области (ПК-8);

  • компетенция самостоятельных исследований: способность самостоятельно оптимально планировать и проводить теоретические и экспериментальные исследования в избранной предметной области (по программе специализированной подготовки магистра) с использованием эффективных методов (ПК-10);

  • компетенция количественного описания явлений и процессов: способность применения навыков количественного описания и прогнозирования природных, технологических, производственных и социально-экономических явлений и процессов и динамики их развития (ПК-11);

  • компетенция математического и физического моделирования явлений и процессов: способность самостоятельно и в составе исследовательской группы разрабатывать, исследовать и применять математические и физические модели при анализе природных, технологических, производственных и социально - экономических процессов и явлений (ПК-12);

  • компетенция генерации новых знаний и создания новых инструментов для этого: способность к разработке новых теоретических и прикладных направлений научной и инновационной деятельности, новых методов и технических средств для проведения фундаментальных исследований и выполнения инновационных разработок, новых алгоритмов и компьютерных программ для научно-исследовательских и прикладных целей (ПК-14);

  • компетенция дальнейшего использования результатов исследований: способность к квалифицированному перенесению полученных результатов научных и аналитических исследований на смежные предметные области и к использованию этих результатов для создания новых объектов техники и технологии и для инновационной деятельности (ПК-16);

  • способность к участию в разработке и создании новых объектов техники и технологии (в сфере высоких и наукоёмких технологий) в качестве одного из ведущих разработчиков или в качестве руководителя малого коллектива исполнителей (ПК-17);

  • способность к участию в разработке и реализации проекта (научной или инновационной программы) в качестве исполнителя, ответственного за самостоятельный участок работы или в качестве руководителя малого коллектива исполнителей (ПК-20).




  1. конкретные Знания, умения и навыки, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Физико-химические процессы в газоразрядной плазме» обучающийся должен:


    1. Знать:

  • основные элементарные процессы в плазме;

  • процессы взаимодействия постоянного и переменного электрических полей с электронами плазмы;

  • основные требования к физико-химическим процессам в плазме при их практическом использовании;

  • основы диагностики газоразрядной плазмы;

  • основные типы газовых разрядов, получаемых в лабораторных условиях;

  • способы получения равновесной и неравновесной плазмы;

  • особенности электрического пробоя в электрических полях различной частоты;

  • методы определения параметров плазмы из электрических характеристик газовых разрядов;

  • теоретические методы расчета параметров газоразрядной плазмы;

  • практические требования к газовым разрядам и принципы использования их в технологиях.

    1. Уметь:

  • определять какие физико-химические процессы существенны при использовании газового разряда в приложениях;

  • пользоваться своими знаниями для выбора параметров газовых разрядов в исследовательских, прикладных и технологических задачах;

  • уметь выбирать методы диагностики при исследовании плазмы газовых разрядов;

  • делать правильные выводы из сопоставления результатов теории и эксперимента;

  • производить численные оценки параметров газоразрядной плазмы по порядку величины;

  • видеть в задачах использования плазмы основные физико-химические процессы, определяющие эффективность газовых разрядов;

  • осваивать теоретические подходы к исследованию плазмы и новые экспериментальные методики;

  • работать на современном, в том числе и уникальном экспериментальном оборудовании;

  • эффективно использовать информационные технологии и компьютерную технику для достижения необходимых теоретических и экспериментальных результатов.

  1. Владеть:

  • навыками работы с литературой по плазме и газовому разряду;

  • навыками самостоятельной работы в лаборатории, в библиотеке и Интернете;

  • культурой постановки и проведения эксперимента при использовании газового разряда;

  • навыками выбора методов диагностики газоразрядных процессов;

  • навыками грамотной обработки результатов экспериментов и сопоставления с теоретическими и литературными данными;

  • практикой исследования и решения теоретических и прикладных задач;

  • навыками оценки параметров плазмы и скорости основных физико-химических процессов в газовом разряде.




  1. Структура и содержание дисциплины

    1. Структура преподавания дисциплины

Перечень разделов дисциплины и распределение времени по темам

№ темы и название

Количество часов

1. Процессы на электродах газовых разрядов

12

2. Электрический пробой газа

20

3. Газоразрядные методы генерации плазмы

22

4. Излучательные процессы в газоразрядной плазме

12

5. Физические основы методов диагностики газоразрядной плазмы

10

6. Плазмохимические процессы в плазме

18

7. Газоразрядные лазеры

18

8. Частицы в плазме

8

9. Неустойчивости газоразрядной плазмы

12

ВСЕГО (зач. ед.(часов))

132 часов (4 зач. ед.)


Лекции:

№ п.п.

Темы

Трудоёмкость

(количество часов)

1

Работа выхода электронов из твердого тела. Эффект Шоттки. Эмиссия электронов из твердых тел (автоэлектронная, термоавтоэлектронная). Взрывная эмиссия.

2

2

Взаимодействие частиц с поверхностью твердых тел. Вторичная эмиссия под действием ионов (потенциальная и кинетическая). Катодное распыление частиц твердого тела.

2

3

Пробой газа. Ионизация и пробой в постоянном поле. Таунсендовский механизм пробоя. Коэффициент Таунсенда. Электронная лавина. Искажение поля пространственным разрядом. Размножение зарядов через вторичную эмиссию. Потенциал зажигания. Кривые Пашена. Постановка задачи о пробое на основе кинетического уравнения.

3

4

Стримерный пробой. Условия перехода от одиночной лавины к стримеру. Модель самоподерживающего стримера.

2

5

Пробой при высоком перенапряжении. Эффект непрерывного ускорения электронов. Волны ионизации. Пробой в электротрицательных газах. Газовые изоляторы (элегаз).

3

6

Пробой в СВЧ-поле. Набор энергии электронов в переменном электрическом поле. СВЧ-пробой при низких и высоких давлениях. Оптический пробой. Многофотонная ионизация. Постановка задачи о пробое на основе кинетического уравнения.

3

7

Дуговые разряды. Положительный столб дуги постоянного тока. Каналовая модель. Распределение температуры и плотности тока. Температура плазмы и ВАХ столба дуги высокого давления.

3

8

Тлеющий разряд. Общая структура и внешний вид. Катодный слой. Положительный столб. Теория Шоттки. Электронная температура. Влияние нагрева газа на ВАХ. Пауза свечения тлеющего разряда после возбуждения наносекундным импульсом.

3

9

Коронный разряд. Распределение поля в короне в простейших случаях. Перенос тока за пределами области размножения и ВАХ. Начальные напряжения короны. Особенности короны в электроотрицательных газах. Потери на корону в высоковольтных линиях. Прерывистая корона. Газовый разряд как способ очистки выбросов в энергетике.

3

10

ВЧ – разряд емкостного типа. Режимы работы. ВЧ-разряд индуктивного типа. Баланс энергии. Модель металлического цилиндра. Температура плазмы. СВЧ – разряд. Непрерывный оптический разряд. Обеспечение стационарного состояния плазмы в условиях поглощения лазерного излучения. Связь параметров плазмы с вкладываемой мощностью.

3

11

Типы радиационных переходов. Связь между коэфф. поглощения, вынужденного и спонтанного испускания. Тормозное излучение электронов. Рекомбинационное излучение. Поглощение в непрерывном спектре.

3

12

Сечение фотоионизации. Излучение спектральных линий. Уширение линий. Естественная ширина и форма линии. Столкновительное уширение. Тепловое движение атомов. Эффект Штарка. Сдвиг границы серии. Селективное поглощение.

3

13

Спектральные методы. СВЧ – диагностика плазмы. Зондовые методы. Лазерная диагностика.

2

14

Распространение электромагнитных волн через плазму. Использование плазмы для отражения и поглощения электромагнитного излучения

3

15

Синтез озона в барьерном разряде. Эффективность диссоциации кислорода электронным ударом. Конверсия атомарного кислорода в озон. Интегральная модель озонатора. Синтез озона в криогенном наносекундном разряде.

3

16

Неравновесные плазмохимические процессы. Принципиальная схема очистки дымовых газов от окислов азота и серы радиационно-плазмохимическими методами. Получение и прямые каналы использования активных радикалов. Факторы, определяющие энергетическую эффективность. Применение стримерной короны для очистки продуктов сгорания.

3

17

Упрощенная кинетическая схема при газоразрядной очистке газов от токсичных примесей. Диссоциация СО2 в неравновесной плазме. Физическая кинетика диссоциации СО2 через колебательное возбуждение основного электронного состояния.

3

18

Газоразрядные СО2-лазеры. Оптимальный состав газа. Связь параметров разряда с выходными характеристиками. Допустимые энерговклады. Методы повышения выходной мощности непрерывных СО2-лазеров. Системы с прокачкой газа. Электроионизационные лазеры.

3

19

Лазеры на самоограниченных переходах. Перспективные рабочие тела, азотный лазер, лазер на парах меди. Кинетические схемы.

3

20

Эксимерные лазеры. Физические процессы и кинетическая модель. Оптимальные составы рабочего тела и методы возбуждения.

3

21

Диффузионная зарядка частицы. Зарядка частиц в электрическом поле. Максимальная величина заряда частицы.

2

22

Дрейф заряженных частиц в поле. Эффективность электростатического фильтра на основе коронного разряда.

2

23

Неустойчивости тлеющего разряда Контракция положительного столба. Неустойчивость плазмы. Общий феноменологический подход. Дестабилизирущие факторы: ступенчатая ионизация, нагрев газа, метастабильные состояния.

3

24

Ионизационная перегревная неустойчивость положительного столба тлеющего разряда. Факторы стабилизации: электронный пучок, импульсный разряд.

3

ВСЕГО ( зач. ед.(часов))

66 часов (2 зач. ед.)


Самостоятельная работа:

№ п.п.

Темы

Трудоёмкость

(количество часов)

1

Работа выхода электронов из твердого тела. Эффект Шоттки. Эмиссия электронов из твердых тел (автоэлектронная, термоавтоэлектронная). Взрывная эмиссия.

2

2

Взаимодействие частиц с поверхностью твердых тел. Вторичная эмиссия под действием ионов (потенциальная и кинетическая). Катодное распыление частиц твердого тела.

2

3

Пробой газа. Ионизация и пробой в постоянном поле. Таунсендовский механизм пробоя. Коэффициент Таунсенда. Электронная лавина. Искажение поля пространственным разрядом. Размножение зарядов через вторичную эмиссию. Потенциал зажигания. Кривые Пашена. Постановка задачи о пробое на основе кинетического уравнения.

3

4

Стримерный пробой. Условия перехода от одиночной лавины к стримеру. Модель самоподерживающего стримера.

2

5

Пробой при высоком перенапряжении. Эффект непрерывного ускорения электронов. Волны ионизации. Пробой в электротрицательных газах. Газовые изоляторы (элегаз).

3

6

Пробой в СВЧ-поле. Набор энергии электронов в переменном электрическом поле. СВЧ-пробой при низких и высоких давлениях. Оптический пробой. Многофотонная ионизация. Постановка задачи о пробое на основе кинетического уравнения.

3

7

Дуговые разряды. Положительный столб дуги постоянного тока. Каналовая модель. Распределение температуры и плотности тока. Температура плазмы и ВАХ столба дуги высокого давления.

3

8

Тлеющий разряд. Общая структура и внешний вид. Катодный слой. Положительный столб. Теория Шоттки. Электронная температура. Влияние нагрева газа на ВАХ. Пауза свечения тлеющего разряда после возбуждения наносекундным импульсом.

3

9

Коронный разряд. Распределение поля в короне в простейших случаях. Перенос тока за пределами области размножения и ВАХ. Начальные напряжения короны. Особенности короны в электроотрицательных газах. Потери на корону в высоковольтных линиях. Прерывистая корона. Газовый разряд как способ очистки выбросов в энергетике.

3

10

ВЧ – разряд емкостного типа. Режимы работы. ВЧ-разряд индуктивного типа. Баланс энергии. Модель металлического цилиндра. Температура плазмы. СВЧ – разряд. Непрерывный оптический разряд. Обеспечение стационарного состояния плазмы в условиях поглощения лазерного излучения. Связь параметров плазмы с вкладываемой мощностью.

3

11

Типы радиационных переходов. Связь между коэфф. поглощения, вынужденного и спонтанного испускания. Тормозное излучение электронов. Рекомбинационное излучение. Поглощение в непрерывном спектре.

3

12

Сечение фотоионизации. Излучение спектральных линий. Уширение линий. Естественная ширина и форма линии. Столкновительное уширение. Тепловое движение атомов. Эффект Штарка. Сдвиг границы серии. Селективное поглощение.

3

13

Спектральные методы. СВЧ – диагностика плазмы. Зондовые методы. Лазерная диагностика.

2

14

Распространение электромагнитных волн через плазму. Использование плазмы для отражения и поглощения электромагнитного излучения

3

15

Синтез озона в барьерном разряде. Эффективность диссоциации кислорода электронным ударом. Конверсия атомарного кислорода в озон. Интегральная модель озонатора. Синтез озона в криогенном наносекундном разряде.

3

16

Неравновесные плазмохимические процессы. Принципиальная схема очистки дымовых газов от окислов азота и серы радиационно-плазмохимическими методами. Получение и прямые каналы использования активных радикалов. Факторы, определяющие энергетическую эффективность. Применение стримерной короны для очистки продуктов сгорания.

3

17

Упрощенная кинетическая схема при газоразрядной очистке газов от токсичных примесей. Диссоциация СО2 в неравновесной плазме. Физическая кинетика диссоциации СО2 через колебательное возбуждение основного электронного состояния.

3

18

Газоразрядные СО2-лазеры. Оптимальный состав газа. Связь параметров разряда с выходными характеристиками. Допустимые энерговклады. Методы повышения выходной мощности непрерывных СО2-лазеров. Системы с прокачкой газа. Электроионизационные лазеры.

3

19

Лазеры на самоограниченных переходах. Перспективные рабочие тела, азотный лазер, лазер на парах меди. Кинетические схемы.

3

20

Эксимерные лазеры. Физические процессы и кинетическая модель. Оптимальные составы рабочего тела и методы возбуждения.

3

21

Диффузионная зарядка частицы. Зарядка частиц в электрическом поле. Максимальная величина заряда частицы.

2

22

Дрейф заряженных частиц в поле. Эффективность электростатического фильтра на основе коронного разряда.

2

23

Неустойчивости тлеющего разряда Контракция положительного столба. Неустойчивость плазмы. Общий феноменологический подход. Дестабилизирущие факторы: ступенчатая ионизация, нагрев газа, метастабильные состояния.

3

24

Ионизационная перегревная неустойчивость положительного столба тлеющего разряда. Факторы стабилизации: электронный пучок, импульсный разряд.

3

ВСЕГО ( зач. ед.(часов))

66 часов (2 зач. ед.)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газоразрядной плазме по направлению iconРабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы...
Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газоразрядной плазме по направлению iconРабочая учебная программа по дисциплине физико-химические методы...
...
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газоразрядной плазме по направлению iconРабочая учебная программа по дисциплине физико-химические методы...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 060105 Медико-профилактическое дело (квалификация...
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газоразрядной плазме по направлению iconРабочая учебная программа по дисциплине физико-химические методы...
...
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газоразрядной плазме по направлению iconРабочая программа учебной дисциплины «физико-химические процессы в энергетике»
Профиль(и) подготовки: Технология воды и топлива на тепловых и атомных электростанциях
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газоразрядной плазме по направлению iconРабочая программа по дисциплине опд. Р. 01 Физико-химические методы...
Дисциплина «Физико-химические методы распознавания фальсификации товаров» предполагает научить студентов современным методам распознавания...
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газоразрядной плазме по направлению iconТематический план п/№ Тема Недели семестра
Основные физико-химические процессы взаимодействия загрязненных стоков, подземных вод и пород
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газоразрядной плазме по направлению iconРабочая программа по дисциплине В. В 4 Физико-химические методы анализа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газоразрядной плазме по направлению iconРабочая программа по дисциплине
Физико-химические основы и общие принципы переработки растительного сырья является формирование компетенций, направленных на приобретение...
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газоразрядной плазме по направлению iconРабочая программа по дисциплине б 5 Физико-химические методы исследования
Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газоразрядной плазме по направлению iconРабочая программа по дисциплине сд. 01 Физико-химические основы развития и тушения пожаров
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газоразрядной плазме по направлению iconПояснительная записка Курс «Физико-химические методы исследования»
Курс «Физико-химические методы исследования» преподается в течение 6 семестра (одо), предназначен для магистрантов, обучающихся по...
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газоразрядной плазме по направлению iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
...
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газоразрядной плазме по направлению iconРабочая программа по дисциплине
Целью освоения дисциплины «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» является формирование базовых, системных и информационных...
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газоразрядной плазме по направлению iconРабочая программа по дисциплине
Целью освоения дисциплины «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» является формирование базовых, системных и информационных...
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газоразрядной плазме по направлению iconДиссертации и автореферата по вак 03. 00. 02, доктор физико-математических...
Физико-химические механизмы действия электромагнитного излучения крайне высоких частот на клеточном и организменном уровнях


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск