2
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
стр.
Паспорт программы 3
Пояснительная записка 4-5
Поурочное календарное планирование с перечнем контрольных,
лабораторных, практических работ и экскурсий * 6-12
Требования к уровню подготовки обучающихся 13-14
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки 15-17
Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся 18
Приложения ,
Контрольно-измерительные материалы по курсу-
3
Паспорт
рабочей программы учебного курса «Окружающий мир»
Тип программа: программа начального общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников МКОУ «ООШ с. Нижняя Ермоловка» программа определяет приоритеты в содержании начального образования образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
для администрации МКОУ «ООШ с. Нижняя Ермоловка» программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.
Категория обучающихся: учащиеся 3 класса МКОУ « ООШ с. Нижняя Ермоловка»
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 68 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы контроля: тест
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).
Цель рабочей программы - конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
4
Количество часов в неделю
| 2
| Количество часов в I четверти
|
| Количество часов во П четверти
|
| Количество часов в III четверти
|
| Количество часов в IV четверти
|
|
Для реализации программного содержания используются:
Плешаков А.А «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учебник для 3 класса
5
начальной школы в 2 ч. /А.А.Плешаков - М.: Просвещение, 2007. Учебник интересен тем, что одновременно на доступном для обучающихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Материал учебника развивает умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать. Обучающиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы. Важной задачей курса является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней;
Плешаков А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2010.
В курсе 3 класса выделяется несколько содержательных линий:
обобщение, систематизация и расширение уже имеющиеся у детей представлений о многообразии природы, взаимодействии природы и человека. Обучающиеся получают представление о людях, населяющих нашу планету, знакомятся с понятием «общество»;
изучение воздуха, воды и других компонентов природы через полученные детьми элементарные знания о твердых, жидких, газообразных телах и веществах. Применительно к каждому компоненту рассматриваются его особенности, значение в природе и жизни человека, охрана данного природного компонента. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и т. д.), а также между природой и человеком;
формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены;
изучение основ безопасной жизнедеятельности и формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами безопасности в быту, предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, при обращении с животными и т. д.;
получение элементарных экономических знаний;
формирование первоначальных географических представлений: о родной стране, о разных странах мира. При этом для виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта, ИКТ. Перечисленные содержательные линии выделены в программе в качестве отдельных разделов программы.
& opt У711—7 J—МШД—В ■■МИММШ
уроков дрдолнеш фшженшш, содершшщш кряеяеятхш
материал, что способствует формированию у детей интереса к
историческому прошлому и настоящему родного края, природе родного края, культурному наследию, воспитанию любви к своему краю (Закон РФ «Об образовании» ст.7 п.1);
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
6
Дата
| № 1 п/п
| Наименование разделов и тем
| К-во
часов
| Как устроен мир -7 ч.
|
знать:
понятия: «биология», «экология», «окружающая среда», «заповедник»
отличия живых существ от элементов неживой природы;
царства живой природы: растения, животные, грибы, микробы;
государственные символы России;
меры, принимаемые для охраны природы;
2-3 названия исчезнувших животных;
некоторых представителей растений и животных, занесенных в Красную книгу России.
понимать:
отличие человека от других живых существ;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы;
значение природы для человека;
что такое общество;
основные экологические проблемы природы и современного общества. уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком;
различать объекты живой и неживой природы;
приводить примеры экологических связей;
соблюдать правила поведения в природе;
использовать приобретенные знанйя и умения для обогащения жизненного
опыта.
1
День знаний
Природа. Значение природы для людей
Человек. Общество
Мир глазами эколога
Природа в опасности. Охрана природы
Обобщение по разделу «Как устроен мир»
7 1 Проверочная работа №1
Эта удивительная природа -19 ч
знать:
понятия: «тело», «вещество», «частица», «химия», «поваренная соль», «кислота», «крахмал», «фильтр», «состояние», «испарение», «круговорот», «почва», «плодородие», «ботаника», «вид», «опыление»,
7
«ботанический сад»; «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «хищники», «млекопитающие», «цепь питания», «сеть питания», «экологическая пирамида», «личинка», куколка», «малек», «головастик», «грибница», «производители», «потребители», «разрушители»;
как обнаружить крахмал в продуктах питания;
состав воздуха, воды, почвы;
значение воздуха, воды для живых организмов;
отчего загрязняется воздух, вода;
что нужно делать людям, чтобы воздух и вода был чистым;
три состояния воды;
главное свойство почвы;
значение растений и животных для природы и человека;
группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения;
отличительные признаки этих групп растений;
как распространяются семена и плоды растений;
какие условия нужны для прорастания семян;
причины уменьшения дикорастущих растений: хозяйственная деятельность людей, сбор букетов, вытаптывание, неправильный сбор лекарственных трав;
несколько представителей растений, грибов и животных из Красной книги России;
причины уменьшения диких животных: вырубка лесов, загрязнение воды, неумеренная охота, неправильное поведение человека в природе, хозяйственная деятельность людей;
группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери;
группы животных по особенностям питания: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные;
как размножаются и развиваются насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери;
строение гриба;
какие грибы относятся к съедобным, а какие - несъедобные;
правила сбора грибов: собирать только те грибы, которые хорошо знаешь; когда ищешь грибы, не
разрывать листву, мох; срезать грибы ножом; не брать старые грибы; не собирать грибы возле шоссейных дорог, предприятий, в городских скверах;
понимать:
что тела состоят из веществ;
что вещества состоят из частиц;
почему с кислотами нужно обращаться осторожно;
почему при нагревании воздух и вода расширяются, а при охлаждении
8
сжимаются;
как происходит круговорот воды в природе;
как происходит разрушение твердых горных пород;
как живые существа влияют на плодородие почвы;
как образуется почва;
как перегной превращается в соли;
как происходит процесс дыхания и питания растений;
как происходит опыление;
как развивается растение из семени;
как грибы связаны с деревьями;
какое значение для леса имеют грибы;
процесс круговорота веществ в природе; - уметь:
очищать воду с помощью фильтра;
строить схемы цепей и сетей питания;
строить схемы экологических пирамид;
по схеме рассказывать о круговороте жизни на Земле;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
выполнять правила поведения в природе и обосновывать их необходимость;
|
| 8
| Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ
| 1
|
| 9
| Воздух и его охрана
| 1
|
| 10
| Вода. Берегите воду!
| 1
|
| И
| Превращёния и круговорот воды
| 1
|
| 12
| Как разрушаются камни
| 1
|
| 13
| Что такое почва
| 1
|
| 14
| Разнообразие растений
| 1
|
| 15
| Солнце, растения и мы с вами
| 1
|
| 16
| Размножение и развитие растений
| 1
|
| 17
| Охрана растений
| 1
|
| 18
| Разнообразие животных
| 1
|
| 19 1
| Кто что ест
| 1
|
| 20
| С кем дружит дуб
| 1
|
| 21
| Размножение животных
| 1
|
| 22
| Охрана животных
| 1
|
| 23
| В царстве грибов
| 1
|
| 24
| Великий круговорот жизни
| 1
|
| 25
| Обобщение по разделу «Эта удивительная природа»
| 1
|
| 26
| Проверочная работа М2
| 1
|
|