Скачать 170.68 Kb.
|
Отчет по результатам деятельности региональной опорной площадки «Технология тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации учителей биологии города Костромы» Опорная площадка открыта решением областного Экспертного совета 16 июня 2009 года (Приказ Департамента образования и науки Костромской области №1140 от 30.06.2009 г.) на базе КОИРО и МБУ города Костромы «Городской центр обеспечения качества образования». Руководитель площадки: Шалимова Наталья Александровна, доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО. Тьютор повышения квалификации: Ширшова Юлия Александровна, методист МБУ ГЦОКО, тьютор. Методист: Барынкина Татьяна Анатольевна, заведующий отделом содержания и технологизации образования МБУ ГЦОКО, руководитель городского профессионального сообщества учителей биологии. Цель деятельности опорной площадки: апробировать технологию тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации педагогов и определить возможности и условия эффективности ее внедрения в систему ПК региона. Задачи:
Технология тьюторского сопровождения позволяет активно включать педагогов в инновационную деятельность, формировать субъектную позицию в решении задач образования. Тьютор, осуществляя сопровождение процесса повышения квалификации педагога, обеспечивает индивидуализацию образования, предполагающую создание условий для профессионального развития каждого педагога по индивидуальной траектории с учетом его образовательных потребностей, выбор актуальных для него содержания и форм собственного образования. Деятельность тьютора направлена на создание условий для выхода каждого субъекта в процесс образования как в процесс управления своей собственной траекторией профессионального развития. Тьютор помогает педагогу осознать свои профессиональные дефициты, возможности и перспективы, сделать осознанным выбор форм повышения квалификации, осуществить работу по формированию индивидуальной образовательной программы профессионального развития. Основными характеристиками тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации являются субъектная активность как педагога, так и тьютора, выступающих равноправными участниками образовательного процесса, цельность и продуктная направленность данного взаимодействия, ориентация на индивидуальность и самобытность педагога, выработка в ходе взаимодействия индивидуальных норм взаимодействия, осознанных как необходимые для решения поставленных целей (С.В. Загребельная, Е.А. Суханова). Таким образом, можно выделить следующие функции тьютора по отношению к обучающимся учителям в системе повышения квалификации:
Технология тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации учителей актуальна в условиях модернизации системы образовании, перехода КОИРО на обучение по накопительной системе, повышения квалификации в форме стажировки. В соответствии с 6 этапами технологии тьюторского сопровождения ПК была разработана программа деятельности опорной площадки. Итоги реализации программы деятельности опорной площадки 1. Диагностический этап предполагал экспертизу уровня соответствия результатов педагогической деятельности учителей биологии квалификационным требованиям. В рамках диагностического этапа был сформирован пакет диагностических материалов:
Тьютором проанализированы:
С целью конкретизации проблемного поля профессиональной деятельности педагогов по результатам диагностических исследований была проведена фокус-группа - свободное интервью с педагогами, направленное на определение уровня теоретической и методической подготовки учителей биологии на начало обучения на курсах повышения квалификации. Определён круг проблем:
По результатам анализа диагностических исследований, анкет педагогов, фокус-группы тьютором были заполнены Информационной карты, позволившие составить общую картину о составе педагогов, с которыми ему предстоит работать. Кроме того, диагностика позволила выделить типичные проблемы, возникающие у учителей в профессиональной деятельности, проанализировать их интересы и запросы, на основании этого определить уровень готовности педагогов к профессиональному образованию. Все проблемы были объединены в 5 содержательных модулей:
Выявлено, что наиболее актуальными для педагогов являются следующие проблемы:
- мотивы профессиональной деятельности педагогов:
- факторы, стимулирующие обучению, развитию, повышению квалификации:
- факторы, препятствующие обучению, развитию, повышению квалификации:
2. Целью мотивационного этапа стало создание системы потребностей и мотивов, отражающих побуждения учителей биологии к самосовершенствованию и стремление к пополнению общих и профессиональных знаний, к совершенствованию учебно-познавательных и профессиональных умений. Большое внимание на данном этапе уделялось изучению индивидуальных психолого-педагогических особенностей учителя как субъекта педагогической деятельности. Деятельность тьютора заключалась в обсуждении с педагогам выявленных в процессе диагностики пробелов в теоретических знаниях и знаниях методики преподаваемых предметов, выделении основных ошибок в практической деятельности. Совместно с учителями на тьюторских консультациях были определены причины данных ошибок и дальнейшие шаги по их преодолению. В рамках данного этапа психологом проведен тренинг личностного роста («Повышение личной эффективности»), направленный на развитие представлений о положительном отношении к образовательной деятельности, оказание помощи педагогам в осознании необходимости повышения своей квалификации, возможностей ее осуществления. Участие в тренинге позволило учителям снять напряжение перед предстоящим обучением, увидеть свою педагогическую деятельность «со стороны», осознать свои пробелы в знаниях и ошибки в практической деятельности, что послужило залогом положительной мотивации. 3. По результатам проведения диагностических исследований, фокус-группы, тренинга, собеседований на этапе целеполагания педагоги были распределены на микрогруппы, в состав которых вошли учителя, имеющие аналогичный уровень соответствия результатов педагогической деятельности квалификационным требованиям, сходные потребности в повышении квалификации, конкретизированы цели обучения на курсах повышения квалификации. Цели обучения стали предметом согласования между методистом, тьютором и обучающимися. Состав групп был зафиксирован тьютором в Информационной карте. По результатам реализации данного этапа были конкретизированы цель обучения для каждого учителя, групп учителей. Методы, используемые на данном этапе, отвечают следующим требованиям: во-первых, являются личностно-ориентированными; во-вторых, рефлексивными; в-третьих, имеют диалогичное основание; в-четвертых, создают имитационное пространство; в-пятых, служат задачам диагностики. 4. Проектировочный этап предполагал деятельность тьютора по оказанию помощи обучающимся в составлении индивидуального образовательного маршрута. В зависимости от поставленных целей обучения тьютором совместно с обучающимися был проанализирован кейс образовательных услуг региона (педагоги ознакомлены с задачами, структурой, учебными планами курсов ПК, модульных курсов, программой стажировки на базе ОУ города-лидеров образования), определены инвариантная, обязательная для изучения, и вариативная часть программы ПК, содержание и объем учебного материала, сроки обучения на курсах ПК /проектирование индивидуальной педагогической траектории/, формы обучения, промежуточного и итогового контроля. В результате каждым педагогом был разработан индивидуальный образовательный маршрут, включающий в себя учебно-тематический план с указанием изучаемых разделов, тем, либо отдельных модулей курса, объема учебного материала, форм обучения и видов и форм промежуточного и итогового контроля. 5. На организационно-управленческом этапе тьютором совместно с методистом обеспечивалось выполнение учебного плана педагогами:
Результатом данного этапа стало освоение учителями биологии образовательной программы повышения квалификации, получение Свидетельства о повышении квалификации. 6. Оценочно-результативным этап представлял собой комплексную оценку результатов обучения. Комплексная оценка была представлена результатами текущего контроля, участия в стажировках, методических мероприятиях; результатами выполнения индивидуальных заданий, проектов и пр., а также итогового контроля, носящего дифференцированный характер. На заключительным этапе реализации программы эксперимента проводился рефлексивный анализ деятельности педагога и тьютора. Подобный вид деятельности позволил зафиксировать наиболее удачные и неудачные моменты осуществляемой ими деятельности, эмоциональное состояние участников образовательного процесса, а также определить дальнейшие действия по повышению уровня педагогического мастерства. По результатам итоговой диагностики учителя биологии отметили следующие положительные стороны тьюторского сопровождения процесса ПК:
Необходимо отметить качественные изменения в профессиональной деятельности педагогов:
Основная трудность в деятельности тьютора заключалась в помощи учителю в переносе приобретенных на курсах повышения квалификации, стажировках знаний и умений в практическую деятельность. План мероприятий по реализации программы реализации деятельности площадки
Диссеминация опыта Опыт организации тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации учителей биологии был широко представлен на различных уровнях. |
«Эукариотическая клетка» (10 класс) «Технология тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации учителей биологии города Костромы», реализации Программы стажировки... | Методические рекомендации по ведению тьюторского сопровождения профессионального... Методические рекомендации разработаны в рамках реализации областного проекта «Формирование системы тьюторского сопровождения профессионального... | ||
O ценка качества образовательного процесса Все педагогические работники периодически проходят курсы повышения квалификации, участвуют в проблемных семинарах и курсах, вебинарах... | Программа деятельности стажерской площадки повышения квалификации.... Учебно–методический комплекс по дисциплине: «Управление трудовыми ресурсами» подготовлен в соответствии с Государственным образовательным... | ||
Программа межрайонного семинара учителей географии, биологии, химии «Работа школьного методического объединения учителей географии, биологии, химии в условиях деятельности муниципальной экспериментальной... | Публичный отчет директора Гимназии №15 за 2011-2012 учебный год Общая характеристика учреждения «Гимназия №15» города Костромы функционирует на основе лицензии Департамента образования и науки Костромской области (№167279 Серия... | ||
Отчет о работе предметной комиссии по географии Составитель: А. Н. Неезжалова, методист центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации гоу дпо «Чукотский... | Департамент образования города москвы В целях повышения квалификации учителей подразделения «Школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов» | ||
Аналитические материалы по результатам государственной (итоговой)... Составитель: А. Н. Неезжалова, методист центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации гоу дпо «Чукотский... | Муниципальное бджетное учреждение города костромы «городской центр... Опыт работы дошкольных образовательных учреждений города Костромы в рамках выполнения областной целевой программы | ||
Отчет государственного бюджетного образовательного учреждения среднего... Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (сведения об учредительных документах и локальных актах). 5 | Методическое пособие Санкт-Петербург 2013 ббк опубликовано как результат... ... | ||
Публичный доклад директора Муниципального общеобразовательного учреждения... О муниципальном общеобразовательном учреждении муниципальной общеобразовательной школе №30 города Костромы | Факультет повышения квалификации Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | ||
Отчет о проделанной работе за 2009 – 2010 учебный год педагога дополнительного... Повышение квалификации: Посещение занятий курсов повышения квалификации при Московском педагогическом университете | Аналитическая справка по результатам деятельности учителя экологии, биологии Аринчехиной Светланы Викторовны моу сош №92, Претендента на участие в конкурсе лучших учителей общеобразовательных учреждений |