Урок «Климатические пояса Земли» 7 класс





Скачать 60.91 Kb.
НазваниеУрок «Климатические пояса Земли» 7 класс
Дата публикации13.07.2014
Размер60.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Суховеева Т.В., учитель географии ЦО №324 «Жар-птица» ЗАО г.Москвы

Урок «Климатические пояса Земли» 7 класс

Данный урок разработан в технологии педагогических мастерских. Эта технология обучения была создана во Франции, а в России впервые появилась в 1990 году в Санкт-Петербурге, откуда и распространялась в другие регионы страны. Название «Мастерская» подразумевает учителя-Мастера и его учеников. Мастер не говорит: «делай как я», он говорит: «делай по-своему» и в результате такого подхода познание происходит через творчество, проживание, а знания становятся своими, пережитыми. Технология педагогических мастерских способствует саморазвитию учеников, более активному осмыслению ими учебного материала, развитию социальной компетенции, использует поисковый и творческий характер обучения. На предлагаемом уроке ученики работают в группах по 4-5 человек, все группы имеют одинаковые задания, а вот выполнение заданий в каждой группе протекает по-разному. Результаты работы ученики всегда афишируют, сравнивают, самостоятельно ищут ошибки и исправляют их. Педагогическая мастерская учит детей взаимопомощи, толерантности.

Обязательными элементами мастерской являются:

1.Индукция – побуждение к действию, через актуализацию личного опыта, ассоциаций и создание ситуации выбора.

2.Деконструкция – разрушение знаний, разъединение известного и неизвестного.

3.Реконструкция – создание из хаоса знаний своего продукта, своего решения проблемы, задачи.

4.Социализация – предъявление своего продукта, соотнесение с другими вариантами решения задания.

5.Разрыв – резкое приращение в знаниях, кульминация творческого процесса, осознание неполноты своего знания и желание вновь погрузиться в проблему.

6.Рефлекция – анализ учениками своей деятельности, обобщение чувств, мыслей.

Этапы № 2,3,4 могут повторяться во время работы одной мастерской.

На мой взгляд, урок – мастерскую лучше создавать после того, как учитель сам побывал в роли ученика на уроке-мастерской. Такой опыт позволит ему подобрать задания на уроке таким образом, чтобы ученики действительно испытали «разрыв» и захотели самостоятельно углубиться в поставленную на уроке проблему. Цели и задачи, поставленные перед уроком, были выполнены. Учащимся такая форма урока, конечно, понравилась, но это не самое главное. Важнее то, что на уроке не было ни одного ученика, который бы посчитал задания скучными, не участвовал в работе своей группы, не переживал за результат. Каждая группа стремилась предъявить свой продукт, сравнить его с другими. Это желание работы и познания считаю главными результатами урока.

Цели урока:

1.Формирование знаний о процессах климатообразования

2.Формирование умений анализа информации и ее структурирования

Задачи урока:

1.Дать характеристику климатических поясов Земли

2.Выделить факторы климатообразования

3.Познакомить с постоянными ветрами

Технология «Педагогическая мастерская»

Оборудование урока: проектор, экран, раздаточный материал, атласы, учебники

Форма работы: групповая

Деятельность на уроке

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Индукция

Формирует 4 группы учащихся, мотивирует на работу, ставит цели урока и объясняет условия работы


Пытаются определить тему и задачи урока

2.Создание творческого продукта (деконструкция и реконструкция)

Объясняет поэтапно три задания для всех групп

Работают над заданиями

3.Социализация




Предъявляют свой продукт, сравнивают с другими группами

4.Рефлексия

Объясняет правила создания синквейна

Работают над обобщением полученных знаний

Ход урока

Приветствие учителя

1.Сегодня нам предстоит ответственное занятие. Мы будем работать над статистическим ансамблем состояний, через который проходит система гидросфера – литосфера – атмосфера. Вы поняли, о чем мы будем говорить? (варианты ответов)

- В переводе с греческого языка это означает климат. Что же это? (варианты ответов)

- Мы называем это многолетним режимом погоды. Итак, конечно, это климат.

-На экране Слайд 1 – тема урока

-На стол каждой группе ставится емкость, наполненная льдом или горячей водой. Учитель просит прислонить руки к этой емкости.

Вопросы учителя:- Что вы ощущаете, прислонив руки?

- Одна группа говорит об ассоциациях с холодом, а другая – об ассоциациях с теплом.

Учитель: - Как вы думаете, почему я предложила вам емкости с разной температурой?

-Значит, на нашей планете есть холодные и жаркие места.

- Почему же, по вашему мнению, природа на Земле такая разная: где- то холодно, а где- то жарко? В чем причина такого разнообразия? Вероятны ответы о влиянии воздушных масс, количество солнечного тепла и т.д.

2. Учитель: - Попробуйте из предложенного вам текста выбрать факторы, которые влияют на климат

-ученики работают с текстом и выбирают только то, что, по их мнению, формирует климат

3.Учитель: Теперь давайте вместе в наш багаж знаний положим факторы климатообразования и возьмем этот багаж с собой в любое путешествие. Из списка на доске ученики оставляют выбранные факторы.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШИРОТА

ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ

МОРСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

РЕЛЬЕФ

ПОДСТИЛАЮЩАЯ ПОВЕРХНОСТЬ

ДВИЖЕНИЕ ЛИТОСФЕРНЫХ ПЛИТ

ПОЛЯРНЫЕ СИЯНИЯ

ОКЕАНЫ, СУША

Учитель: Таким образом, у нас остались факторы, которые формируют климат планеты

На экране запись факторов из списка:



2.Учитель: -Вспомните от чего зависит температура воздуха на нашей планете?

- А от чего зависит количество осадков?

-Количество осадков на планете зависит, в первую очередь, от атмосферного давления.

- Вспомните: если воздух поднимается вверх, то каково при этом атмосферное давление воздуха?

-А если воздух опускается вниз, то каково при этом атмосферное давление воздуха?

- Внимание! Теперь вам предстоит ответственное задание. На шаблонах вы видите схематическое изображение нашей планеты. Вам нужно на этих шаблонах дать характеристику климатических поясов Земли с помощью условных знаков. Обратите внимание на экран.

Здесь показаны ваши условные знаки и их значение:



Учитель: Очень важно создать настоящую, реальную картину климатических поясов Земли. Если мы допустим ошибки, то и схема климатических поясов на планете будет другая, т.е. у нас изменится климат. При выполнении работы можно пользоваться климатической и физической картой атласа, параграфом 7 в учебнике и рисунками в нем.

Учащиеся выполняют групповое задание, заполняют шаблон условными знаками.

3.Учитель задает вопросы по характеристике климатических поясов каждой группе. Одна группа характеризует экваториальный климатический пояс, другая – тропический и т.д.

Учитель: - Сколько климатических поясов вы смогли выделить? Чем они отличаются?

После ответов детей на экране появляется вывод:

2.Учитель предлагает выполнить еще одно задание. На столе у каждой группы правильная характеристика климатических поясов. Ученики самостоятельно находят свои ошибки и исправляют их.

3.Еще раз каждая группа озвучивает характеристику одного их климатических поясов.

2.Учитель: Давайте вспомним, что такое ветер? Какова причина образования ветра?

-На экране – определение : «Ветер – перемещение воздуха вдоль земной поверхности из области высокого атмосферного давления в область низкого атмосферного давления»

-Учитель: на ваших шаблонах есть пояса высокого и низкого давления, это значит - будут образовываться постоянные ветры.

-Задание: попробуйте на ваш шаблон нанести постоянные ветры, показав стрелками, в какую сторону они дуют. Для выполнения задания можно воспользоваться рисунком 18 на странице 39 учебника и текстом параграфа 7.

3.Учитель: Итак, какие постоянные ветры образуются на нашей планете?

- на экране перечень постоянных ветров:

-

4.Учитель:Сегодня наш урок был посвящен климатическим поясам Земли.

-Что мы узнали на уроке? После ответов учеников на экране появляется вывод:



Учитель: Теперь нам осталось выразить все новые знания в форме синквейна на тему нашего урока.

На экране появляется схема синквейна:



Каждая группа озвучивает свой вариант. Пример ученического синквейна:



-Учитель подводит итоги урока, задает домашнее задание:

- Нанести на контурную карту климатические пояса Земли.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок «Климатические пояса Земли» 7 класс iconСодержание
Основные понятия и представления литосферные плиты, плат­формы, сейсмические пояса, воздушные массы, циркуляция атмосферы, климатические...
Урок «Климатические пояса Земли» 7 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок «Климатические пояса Земли» 7 класс iconЧернышева Виктория Александровна. Программно-методические обеспечение:...
«Дрофа»: «Физическая карта мира», «Климатическая карта мира», «Климатические пояса и области мира»
Урок «Климатические пояса Земли» 7 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вы описали климатические показатели: температуру, ветер, давление, осадки. Эти и другие климатические явления мы будем изучать в...
Урок «Климатические пояса Земли» 7 класс iconКонкурсной работы Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса»
Дидактическая цель урока: создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о...
Урок «Климатические пояса Земли» 7 класс iconТематическое планирование по географии для 7 класс
Главные особенности природы Земли,18ч. История Земли как планеты. Плиты литосферы
Урок «Климатические пояса Земли» 7 класс iconДоклад о состоянии и использовании
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Урок «Климатические пояса Земли» 7 класс iconДоклад о состоянии и использовании
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Урок «Климатические пояса Земли» 7 класс iconМинистерство экономического развития российской федерации
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Урок «Климатические пояса Земли» 7 класс iconРазвития российской федерации федеральная служба
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Урок «Климатические пояса Земли» 7 класс iconУрока: обобщающий урок по теме «климат и климатические ресурсы»
Цели и задачи: закрепить и систематизировать знания об особенностях климата России
Урок «Климатические пояса Земли» 7 класс iconМинистерство экономического развития российской федерации федеральная служба
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Урок «Климатические пояса Земли» 7 класс iconУрок по теме: «Природные зоны Земли»
Цели: продолжить формирование знаний о природных зонах Земли, их разнообразии и основных особенностях; закрепить знания о причинах...
Урок «Климатические пояса Земли» 7 класс iconДоклад о состоянии и использовании земель в ростовской области в 2011 году
Земли промышленности, энерге­тики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспече­ния космической...
Урок «Климатические пояса Земли» 7 класс iconУрок по окружающему миру Образовательная система: «Школа 2 100»
Учебник: А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан, окружающий мир, «Обитатели Земли»,3-й класс (1-4), часть 1
Урок «Климатические пояса Земли» 7 класс iconКонспект урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Степь»
Базовый учебник Окружающий мир «Я и мир вокруг», 1 класс, часть 2 А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Рутиан


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск