Урок по теме: «Природные зоны Земли»





Скачать 60.19 Kb.
НазваниеУрок по теме: «Природные зоны Земли»
Дата публикации28.03.2015
Размер60.19 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок

Урок по теме:
« Природные зоны Земли»
Составила учитель географии I категории

МОУ «Лицея № 55»
Везденева С.И.


Пенза

2007

Тема: « Природные зоны Земли».

Цели: продолжить формирование знаний о природных зонах Земли, их разнообразии и основных особенностях; закрепить знания о причинах формирования широтной зональности.

Оборудование: карта «Географические пояса и природные зоны Земли », атласы, контурные карты, учебник, дидактический материал : контуры ПЗ, карточки с изображением типичных представителей ПЗ, черный ящик, плоды и семена типичных растений ПЗ.
Ход урока.
1. ОРГМОМЕНТ.

-Добрый день!

-Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником.

- «Скажи мне – спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?»

В раздумье философ начертил посохом перед собой 2 круга: большой и маленький. -«Твои знания – это маленький круг, а мои большие. Но все, что осталось вне этих кругов- неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его границы с неизвестным. И впредь помни - чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».
.

2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

-Сегодня на уроке я хочу расширить круг ваших знаний по теме «Природные зоны Земли».

- Географию можно изучать в классе, музее, походе, а можно в магазине. Предлагаю пойти в ближайший супермаркет, заполнить наши корзины наиболее питательными продуктами. Чем мы заполним корзины, вы должны угадать. Слушайте и смотрите внимательно.
1. это плод растения, которое на Ближнем Востоке называют «царицей оазисов». Мудрецы говорят: «она купает свои ноги в воде, а прекрасную голову в огне солнечных лучей». Плоды, какого растения мы купили? (финики – финиковая пальма)
2.семена этого хвойного растения распространенного в Сибири по питательным качествам превосходят молоко и мясо. О каком растении идет речь? (сибирская сосна)
3.в 16 веке испанские завоеватели на территории Панамы увидели дерево с висячими связками желто-зеленых плодов. Местное население называет это дерево «будь здоров», так как его плоды восстанавливают силы после болезни. Плоды, какого травянистого растения мы купили? (банан)

4. один из участников похода в Мексику писал: «на полях росли странные растения высотой более 1 метра, казалось, что они из чистого золота, а листья из серебра». Консервированные семена, какого растения мы купили? (кукуруза)
5. эта северная ягода вкусна и полезна, ее плоды богаты витамином С, она обитательница болот. Плоды, какого растения лежат в черном ящике? (клюква)
- Эти плоды и орехи вам знакомы, а видели ли вы, как растут бананы, финики и клюква в природе?

-Растут ли они в наших краях? На вопрос, почему нет, мы ответим в конце урока. Давайте узнаем, откуда появились многие заморские диковинки в наших супермаркетах и в каких условиях они растут. Что для этого надо узнать?

3.Задачи:

1. познакомиться с природными зонами Земли

2. выявить особенности природы каждой зоны
4. Изучение нового материала.

- Для решения поставленной задачи отправимся в путешествие. Любое путешествие следует начинать с изучения карты. Узнаем, какие природные зоны существуют. Откройте учебник на 144 странице. По рисунку № 93 определите, какие природные зоны формируются на Земле? Посмотрите на экран. Какие природные зоны Евразии и Северной Америки отмечены ? знаком.

-Карта изучена отправляемся в путь. Каждая группа будет заниматься изучением природной зоны, которая дает нам эти заморские диковинки.

1) группа отправляется в природную зону вечных экваториальных лесов для изучения района произрастания бананов.

2) спускается на плотах по сибирской реке в тайгу, район произрастания сибирской сосны.

3) группа вместе с караваном арабов кочевников в пустыню, в оазисах которой растет финиковая пальма.

4) на оленьих упряжках в тундру, где на болотах можно полакомиться клюквой.

5) верхом на лошадях поскачут в степь, где отличные условия для выращивания кукурузы.
-Чтобы не сбиться с намеченного маршрута у вас есть помощник - инструктивная карточка для работы в группе и маршрутный лист, карточка задание. Используя дополнительную литературу и рис 93 вам в течении 2 минут предстоит выяснить особенности климата и органического мира природной зоны в которую вы направляетесь. По возвращении познакомите нас с результатами своих исследований.

- Знакомимся с результатами исследований.

Клип

1 «Как темные погреба темны светом эти леса, если днем в лесу темно, то, как же мрачны здесь ночи. В самом низу царство мхов и ползучих растений, выше поднимаются кустарники и молодые деревья, над ними образуется сплошной свод 30 метровые деревья, перевитые лианами». Из какой природной зоны приехали бананы, дайте её характеристику.
2. Повсюду ощущается горький запах хвои. Сосна, пихта, кедр, можжевельник выделяют огромное количество эфирных веществ, придавая воздуху легкость. С подмокшими, словно обугленными с низу стволами в диких, до земли свисающих космах мха. И только здесь растет гордость Сибири – сибирская сосна. О какой природной зоне идет речь, дайте её характеристику.
3. На западе пески, на востоке пески, а посередине среди безводных песков и обожженными солнцем скалами тянется узкая полоска плодороднейшей в мире земли с густой сетью оросительных каналов, цветущими садами, пальмовыми рощами, с шумными городами. Что это за природная зона, дайте нё характеристику.
4. Вошло в обычай считать природу этой зоны скудной и суровой, ведь 10 июня ещё лежит снег, 27 июня все растения расцвели, 27 июля поспела ягода, а 9 сентября выпал снег. Но знатоки утверждают, что она обильна и красива. В краткие летние месяцы она превращается в цветущий ягодный сад, пестрит яркими цветами, огоньками светятся бусинки клюквы, морошки, голубики. Мхи и лишайники устилают её коврами, дайте характеристику этой природной зоны.
5. Расплеснулись необъятным кругом,

Ширью бесконечной морем пролегли

Словно кони ветры, мчатся друг за другом

Мнут поля пшеницы, топчут ковыли.

Так писал об этой природной зоне наш земляк И.И. Ландо. О какой природной зоне идет речь, дайте её характеристику.
- Познакомившись с природными зонами, возвратились домой к родным просторам. Ведь степи – это типичная природная зона Пензенской области, которая находится на стыке степной, лесостепной, лесной зоны.
5.Подведение итогов.
- Вернемся к ранее поставленному вопросу. Почему в Пензенской области не растут бананы, с ибирская сосна и финиковая пальма?
-Какие условия не подходят для этих растений? От каких компонентов природы зависит жизнедеятельность организмов?

-Да, действительно в природе каждый живой организм имеет определенные требования к условиям существования.(на доске вывешиваются символы компонентов)

- Какого элемента не хватает, чтобы получить схему ПК?

- Что означают эти стрелки?

-. Да В природе действительно все взаимосвязано, разумно и неразделимо. Изменение хотя бы - одного компонента природы приводит к изменению всего комплекса. Давайте это докажем.

-Представьте, что ваша рука это природный комплекс. Уберите один компонент – большой палец и попытайтесь без него застегнуть пуговицу. Получается?

-Почему не удалось застегнуть пуговицу?

-Посмотрите внимательно, какого компонента живой природы не хватает в схеме? (который в результате использования компонентов природы существенно изменяет все земные ПК).

-Без использования природных компонентов человек не может существовать. Поместите вашу руку – символ человека в центр ОК и обведите ее. Вот теперь схема составлена окончательно.

-Вот как о роли человека в природе написал наш земляк И.И. Ландо:

В Норвегии скульптуру я увидел:

Могучая гранитная рука

В ладони к небу вознесла

Фигуру человека!

И стал он выше всех зверей

И всех сильней-

Планету сделал вотчиной своей!

И вот таким он виден всей планете,

И потому он за нее в ответе,

В ответе за зверей, за тучность нив,

За щедрость урожая,

За свежесть вод – благополучье рыб,

За всех и все. Он на земле хозяин!

И он еще и за себя в ответе-

За то, чтоб Разум выжил на планете!

Рукой Судьбы он вознесен высоко.

Рука Судьбы умеет бить жестоко.
-Вы возьмете ОК себе в подарок с урока, дома повесьте над своим рабочим местом, чтобы он всегда напоминал вам, что нельзя нарушать целостность природы.

6. Рефлексия.
-Плоды, которые мы выбрали в супермаркете, положите в одну из корзин, выходя из класса.
-До свидания! Всем спасибо.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме: «Природные зоны Земли» iconУрок викторина по теме: “Природные зоны.”
...
Урок по теме: «Природные зоны Земли» iconЧередниченко Наталья Евгеньевна Тема : «Природные зоны России». Тип урок
Цель урока: Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме «Природные зоны России». Выработка умения самостоятельно применять...
Урок по теме: «Природные зоны Земли» iconКонспект урока по теме: «Природные зоны Африки»
Оборудование: карта «Природные зоны Африки», компьютер, презентация «Природные зоны Африки», электронный учебник «География. Наш...
Урок по теме: «Природные зоны Земли» iconУрок географии в 7 классе по теме: «Природные зоны Африки. Экваториальные леса»
Образовательные закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать...
Урок по теме: «Природные зоны Земли» iconУрок окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Леса России" с применением икт
Задачи: совершенствовать навыки работы с картой; обучать различать части лесной зоны; воспитывать бережное отношение к природе; активизировать...
Урок по теме: «Природные зоны Земли» icon”жизнь на земле”
Закрепление основных понятий темы: клетка, одноклеточные организмы, многоклеточные организмы, царства живой природы, среда обитания,...
Урок по теме: «Природные зоны Земли» icon«Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.»
Цель и задачи урока : обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.»
Урок по теме: «Природные зоны Земли» iconУрок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни»
Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей
Урок по теме: «Природные зоны Земли» iconУрока: изучение нового материала. Используемые приёмы
Оборудование: учебник; атлас, настенная карта «Природные зоны России», презентация «Природные зоны России. Арктические пустыни»
Урок по теме: «Природные зоны Земли» iconТема: «Природные зоны Земли», «Жизнь в морях и океанах»
Характерными климатическими особенностями смешанных и широколиственных лесов являются
Урок по теме: «Природные зоны Земли» iconТема : «Природные зоны. Зона степей»
Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями,...
Урок по теме: «Природные зоны Земли» iconУрок-проект «Обобщение и систематицация знаний по темам «Создание...
«Обобщение и систематицация знаний по темам «Создание презентаций в среде PowerPoint» и «Природные зоны России»
Урок по теме: «Природные зоны Земли» iconКонспект открытого урока по теме «природные зоны южной америки»
Место дисциплины в структуре ооп: дисциплина относится к базовой части профессионального цикла
Урок по теме: «Природные зоны Земли» iconКонспект по теме «Латинская Америка», небольшие презентации о традициях, праздниках
ГП, рельеф, климат, природные зоны, в т ч растительный мир, почвы, животный мир
Урок по теме: «Природные зоны Земли» iconПлазмодинамическая генерация водорода в природной воде в. Ю. Великодный, В. Г. Гришин
Цель урока: Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме «Природные зоны России». Выработка умения самостоятельно применять...
Урок по теме: «Природные зоны Земли» iconУрок в 7 классе по теме "Путешествие по природным зонам Африки"
Образовательные закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск