Скачать 256.91 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу «Кубановедение» для 1 – 4 классов составлена (на основе авторской программы, разработанной авторским коллективом: Еременко Е.Н., зав. кафедрой начального образования ГОУ КК ККИДППО, Зыгиной Н.М., учителем начальных классов МБОУ СОШ № 4 Калининского района, Шевченко Г.В., учителем начальных классов МБОУ СОШ № 1 Красноармейского района, Мирук М.В., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я. ), учителем начальных классов Луценко Анной Владимировной МБОУ СОШ №9 станицы Новосергиевской. Данная рабочая программа рассчитана на 135 часов (1 час в неделю). Содержание курса обеспечивается учебно – методическим комплектом, завершенной предметной линией и включает в себя следующие учебные пособия: 1. Учебник – тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 1 класса. Авторы: Е.Н.Еременко, Н.М.Зыгина, Г.В.Шевченко, Краснодар: Перспективы образования, 2008; 2. Тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 2 класса. Авторы:Е.Н.Еременко, Н.М.Зыгина, Г.В.Шевченко, Краснодар: Перспективы образования, 2008; 3.Учебник по кубановедению для 3-4 классов, авторы: Мирук М.В., Еременко Е.Н., Паскевич Н.Я., Науменко Н.Я., Краснодар, Перспективы образования, 2008 г. В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей. Содержание программы соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования по кубановедению», который утвержден решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004г. (приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению» от 14.12.2004г. № 01.8/2228). Рабочая программа составлена с учетом психо – физиологических особенностей младших школьников. Приоритетом современного начального общего образования становится гуманистическая направленность образования. Развитие личностных качеств, позволяющих становиться успешным в современном мире, опирается на приобретение детьми опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Особое место отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход к обучению. Такие методы, как: проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный обеспечивают решение одной из главных задач начального образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении учебных задач. Урок кубановедения имеет потенциальные возможности для реализации вышеизложенных тенденций современного начального образования. Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительно - к жителям края. Курс «Кубановедение» для учащихся 1 – 4 классов в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:
Тематическое распределение часов по предмету «Кубановедение»
Курс позволяет активизировать знания учащихся о родной Кубани, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением. Важно научить ребёнка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» опыт ребенка. При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину общества и истории, формировать историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять свое личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка. Предмет «Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, писателях, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного района, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, познакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков. Программа построена по концентрическому принципу, поэтому одни и те же темы изучаются каждый год с постепенным усложнением изучаемого материала. В первом классе учащиеся получают первоначальные знания об истории своей малой Родины, семьи, школы, в которой они учатся. Содержание второго года обучения знакомит с природой края, историей, искусством, предполагает изучение своего района, города с использованием актуальных знаний, имеющихся у детей. В 3 – 4 классах идет более глубокое изучение природы родного края, его истории, литературы и искусства. Приоритетным направлением является организация проектной деятельности. Общение с богатой палитрой природной среды при активизации эмоционально-чувственной сферы ребёнка должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников чувства ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т.п. позволят обеспечить накопление чувственного, эмоционального опыта ребёнка. Содержание данного курса позволяет развить коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно – распределительной деятельности младших школьников. «Кубановедение» - предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: экскурсии, викторины, очные и заочные путешествия в музеи, на выставки, встречи с интересными людьми и пр. Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология». Последовательность изучения данного курса позволяет создать условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы. В основе построения рабочей программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета. Описание места учебного предмета «Кубановедение» в учебном плане В соответствии с учебным планом школы региональный компонент реализуется при изучении курса «Кубановедение» с 1-по 4 класс. Курс обучения составляет 135 часов, 1 класс-33 часа(1 час в неделю)за счет часов предмета «Окружающий мир» при изучении раздела «Родной край-частица родины», 2-4 классы –по 34 часа( 1 час в неделю). Ценностные ориентиры содержания предмета: формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
В сфере личностных результатов освоения курса «Кубановедение» у выпускника будут сформированы: -внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, к своему краю, району, городу; -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой;Предметные и метапредметные результаты освоения предмета «Кубановедение»: 1)формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, Кубани; 2) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 3) понимание особой роли Кубани в истории России, воспитание чувства гордости за национальные свершения, победы, заслуги земляков; 4)осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; 5)осознанное и произвольное выстраивание сообщения в устной и письменной форме; 6)умения осуществлять сравнения, классификации, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; 7)построение логического рассуждения, включающего установление причинно - следственных связей; 8)формирование мировоззренческой, нравственной, экологической культуры; 8) толерантное отношение к людям, придерживающихся различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. Рабочая программа по «Кубановедению» включает следующие разделы: пояснительную записку, тематическое распределение часов, основное содержание с распределением учебных часов, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание материально – технического обеспечения образовательного процесса, календарно-тематическое планирование. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 класс (33 часа) Раздел 1. «Я и моя семья» (10 часов). Мой родной край. Родной регион и его местонахождение на карте. Будем знакомы! Любимые занятия. Мой досуг. Моя семья, члены семьи.Мои обязанности в семье. Семейные традиции. Праздники в моей семье. Раздел 2. «Наша школа» (7 часов). Наша школа. Правила поведения в школе.Знакомство со школой. Школьные поручения.Школьная дружба. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Экскурсия в школьную библиотеку. Раздел 3. «Родной город (село, станица, хутор)» (8 часов). Название административного центра региона.Родной город (станица, хутор).Улица, на которой я живу. Правила безопасного поведения на улице. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте.Достопримечательности моего города (села, станицы, хутора).Труд людей моей местности. Раздел 4. «Будем жить в ладу с природой» (8 часов). Будем жить в ладу с природой. Красота природы родного края. Растительный и животный мир. Забота о братьях наших меньших.Красная книга Краснодарского края. Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие). Экскурсия в музей природы станицы Ясенской. 2 класс (34 часа) Раздел 1. «Земля отцов – моя земля» (2 часа). Моя малая Родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб родного города (района). Раздел 2. «Природа родного края» (14 часов). Лето на Кубани. Дары лета. Формы поверхности земли. Водоёмы моей местности и их обитатели. Растения моей местности. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Животный мир моей местности. Красная книга Кубани. Бережное отношение к природе родного края. Раздел 3. «Труд и быт жителей Кубани» (11 часов). Труженики родного края. Профессии моих земляков. Загадки кубанской зимы. Казачья хата. Православные праздники. Ремёсла на Кубани. Быт казаков. Уклад кубанской семьи. Тема 4. «Населённые пункты Краснодарского края» (7 часов). Родной город (станица, хутор, село). Кубанская весна. Улицы моего населённого пункта. Населённые пункты Краснодарского края. Краснодар – главный город Краснодарского края. События Великой Отечественной войны на Кубани. День Победы – всенародный праздник. 3 класс (34 часа) Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (12 часов). Рельеф Краснодарского края. Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение). Водоемы Краснодарского края. Почвы, их значение для жизни растений и животных. Разнообразие растительного и животного мира в прошлом и настоящем. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Кубань - здравница России. Красота окружающего мира. Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа). Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» (10 часов). Лента времени. Древние города. Переселение казаков на Кубань. Основание городов и станиц. С верою в сердце. История Кубани в символах. Добрые соседи. Без прошлого нет настоящего (проектная работа). Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу»(12 часов). Твоя родословная. Ты и твоё имя. Из истории кубанских фамилий. При солнышке – тепло, при матери – добро. Кто ленится, тот не ценится. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу (проектная работа). 4 класс (34 часа) Раздел 1. «Береги землюродимую, как мать любимую» (11 часов). Природные зоны края. Заказники и заповедники. Использование и охрана водоёмов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Краснодарский край на карте России. Береги землюродимую, как мать любимую(проектная работа). Раздел 2. «Земля отцов – моя земля» (15 часов). История Кубани в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Народные ремёсла. Одежда жителей Кубани. Письменные источники. Как изучают историю Кубани. Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. Устная история родного края. Екатеринодар – Краснодар. Символика Краснодарского края. Земля отцов – моя земля (проектная работа). Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» (8 часов). Просветители земли кубанской. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Труженики полей. Радетели земли кубанской. Ты – наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые дела (проектная работа). Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования
|
Рабочая программа по курсу «Кубановедение» разработана на основе... Составители: А. А. Иванова, И. П. Скибина, Т. В. Синявская, Н. В. Табунщикова, О. В. Ильченко, Н. И. Родикова, Н. Г. Ковтун, Д. О.... | Рабочая программа по Кубановедению для 5 класса составлена на основе... В нее необходимо внести небольшие дополнения в связи с методическими рекомендациями на 2011-2012 уч год. См. Приказ дон №3760 от... | ||
О преподавании предмета «Кубановедение» в 2008 2009 учебном году «Кубановедение» – это самостоятельный учебный предмет, который реализуется в каждом учреждении системы общего образования Кубани... | О преподавании предмета «Кубановедение» в 2010- 2011 учебном году России, родной Кубани, почитающих традиции отцов и способных возродить мощь и славу Отечества. Учебная дисциплина «Кубановедение»,... | ||
Урок по курсу «Кубановедение». Тема: «Особенности труда и быта жителей родного края» Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №32 Белоглинского района" | Предлагаемого урока «Радетели земли кубанской». Программа курса «Кубановедение»... Жизнь дана на добрые дела, учебник «Кубановедение» для 3-4 классов, авторы М. В. Мирук, Е. Н. Еременко, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич.... | ||
Рабочая программа по «Кубановедению» для 4 класса разработана в соответствии... Кубановедению, на основе авторской программы начального общего образования «Кубановедение» под редакцией Е. Н. Ерёменко, Зыгига Н.... | Рабочая программа по кубановедению Рабочая программа разработана на основе авторской программы Еременко Е. Н., Мирук М. В., Зыгина Н. М., Шевченко Г. В. «Кубановедение»,... | ||
Программа разработана на основе региональной программы Е. Н. Ерёменко,... Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыгиной, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение». Краснодар, 2011 г | Рабочая программа по кубановедению пояснительная записка Рабочая программа по Кубановедению для 5 9 класса составлена на основе авторской программы Л. М. Галутво, В. Н. Басий, Ю. А. Болдырева.... | ||
Пояснительная записка программа разработана на основе программы курса... Программа разработана на основе программы курса «Кубановедение» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодарского... | Рабочая программа по кубановедению составлена на основе программы «Кубановедение» Департамент образования и науки Краснодарского края гоу краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического... | ||
Рабочая программа по кубановедению составлена на основе программы «Кубановедение» Департамент образования и науки Краснодарского края гоу краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического... | Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс): начальное... Программа разработана на основе авторской программы курса для 1-4 классов «Кубановедение»- перспективы образования, 2009 г | ||
Рабочая программа по интегрированному краеведческому курсу Учитель Мустафина Т. В Рабочая программа по курсу «Краеведение» для 4 а класса разработана на основе программы интегрированного краеведческого курса в содержании... | Рабочая программа по кубановедению Рф №373 от 6 октября 2009 года года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего... |