Скачать 1.05 Mb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУБАНОВЕДЕНИЮ
Рабочая программа по Кубановедению для 5 - 9 класса составлена на основе авторской программы Л.М.Галутво, В.Н.Басий, Ю.А.Болдырева. «Кубановедение 5- 9 класс». Издательство Краснодар, «Перспективы образования» 2012г. Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по кубановедению в полном объёме совпадают с требованиями авторской программы по предмету. Кубановедение – самостоятельный учебная дисциплина. Предмет изучения составляют история и экономика Кубани, ее природно-климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш край, представленные в интегрированной форме Актуальность и обоснованность курса «Кубановедения» предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Цель курса «Кубановедение»: систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных областях, выявление общего и особенного в развитии российского социума и региона, а так же создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства. Задачи курса «Кубановедения»: - комплексное изучение своей малой родины в общероссийском контексте адекватное современному уровню знаний; - воспитание патриотизма и гражданственности - формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры; - содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп; - развитие познавательного интереса; - осознание необходимости бережного отношения к родной природе; - привитие чувства гордости за достижения известных жителей Кубани; - социализация школьников в современной социокультурной среде регион - приобщение молодого поколения к сохранению национальных культур и традиций в условиях многонационального государства.
Структура курса «Кубановедения». Основой структуры интегрированного предмета «Кубановедение» является «Обязательный минимум содержания общего образования по Кубановедению», утвержденный решением коллегии ДОН Краснодарского края от 27.10.2004 г. На уровне основного общего образования (5 – 9 кл.) интеграция реализуется в контексте следующих образовательных областей и предметов: «Обществознание» (история, обществознание, география); «Естествознание» (биология); «Филология» (русский язык, литература); «Искусство» (изобразительное искусство, музыка). Курс структурирован путем соединения направлений школьного краеведения (тематических разделов), соответствующих Федеральному государственному стандарту общего образования. Системообразующим является тематический раздел «История Кубани». По возможности соблюдается хронологический принцип. 5 кл.: с древнейших времен до IV в.; 6 кл.: c конца IV в. до XVI в.; 7 кл.: XVII – XVIII вв.; 8 кл.; XIX в.; 9 кл.; XX – начало XXI в. Последовательность тем предопределена внутрипредметными и межпредметными связями. Учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к знаниям, навыкам и умениям, приобретенным учащимися в ходе изучения основной программы. Главным унифицированным методическим принципом структуры курса является трехуровневое построение познавательной деятельности в процессе обучения: - получение учащимися готовых знаний; - самостоятельное приобретение знаний на основе предложенных источников; - исследовательский поиск учащихся новых источников знаний с последующим их анализом для повышения собственного образовательного уровня.
«Кубановедение» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов (34 часа в год за счет части, формируемой участниками образовательного процесса, с периодичностью преподавания 1 час в неделю).
Личностные результаты изучения предмета «Кубановедение»
Метапредметные результаты изучения предмета «Кубановедение»
Предметные результаты изучения предмета «Кубановедение»
5. Содержание учебного предмета «Кубановедение» 5 класс Введение (1 час). Кубановедение как наука. Историческая память народа. Историческая карта Кубани. Человек в истории. История малой родины как часть всеобщей и российской истории. Источники знаний о прошлом. Изучение истории, географии, флоры и фауны Кубани. Особенности культуры и быта кубанских жителей в древности. Раздел 1. Кубань в эпоху каменного века (6 часов). Тема 1. Древние собиратели и охотники. Понятие «каменный век», его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Этапы эволюции человека: питекантроп, неандерталец, человек современного вида. Расселение людей по территории Кубани. Стоянки раннего палеолита: Абадзехская, Хаджох и Шаханская. Быт и занятия древнейшего человека. Человеческое стадо. Присваивающее хозяйство. Орудия труда. Места обитания (пещеры, гроты). Стоянки среднего палеолита: Ильская, Губская, Монашеская, Баракаевская, Ацинская, Воронцовская, Хостинская. Изменения в общественной (элементы родового строя) и хозяйственной жизни (добывание огня). Искусственные жилища (землянки, шалаши). Погребальный ритуал. Зачатки религии. Работа с текстом «Удачный день». Тема 2. Появление человека современного облика. «Человек разумный» в позднем палеолите. Родовая община: матриархат. «Костяной век»: комбинированные орудия труда, техника шлифования. Памятники позднего палеолита: Каменномостская пещера (р. Белая), Губские навесы. Мезолит. Изобретение первых «механизмов». Переход от загонной охоты к индивидуальной. Зачатки древнего искусства. Мезолитические памятники: Ацинская пещера (г. Сочи), Гамовские навесы, Явора. Работа с текстом «Охота на мамонта». Тема 3. Земледельцы и скотоводы. «Неолитическая революция». Производящее хозяйство: земледелие и скотоводство. Родовая община: патриархат. Неолитические стоянки на Кубани: Каменномостская (р. Белая), Нижнешиловская (г. Адлер), Нововочепшийская (р. Псекупс). Энеолит (медно-каменный век). Начало использования металла. Стоянки на территории Кубани и Адыгеи: подкурганные захоронения (Правобережная Кубань); поселения Мешоко (поселок Каменномостский), Свободное, Большетегинское (Закубанье); стоянки Нижнешиловская, Бочаров ручей (гг. Сочи – Адлер); майкопская культура. Работа с текстом «Весенний праздник» Раздел 2. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы (5 часов). Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры. Особенности производства бронзы на Северном Кавказе. Первое общественное разделение труда: земледельцы и скотоводы. Развитие обмена. Археологические культуры. Майкопский и Новосвободненские курганы. Поселение Мешоко (поселок Каменномостский). Центр гончарного производства европейского масштаба. Ямная культура (Правобережье Кубани). Особенности погребального обряда. Воссоздание образа жизни и картины мира людей по археологическим находкам. Усложнение хозяйственной деятельности. Племена «военной демократии». Тема 5. Дольменная культура. Казачья и адыгская легенды о происхождении дольменов. Дольмены – погребальные сооружения древних. Памятники дольменной культуры в Прикубанье и Причерноморье (ст. Даховская, Новосвободная, Баговская; поселок Каменномостский; Большая Воронцовсая пещера (г. Сочи); окрестности г. Геленджика). Классификация дольменов (плиточные, составные, крытообразные, монолитные). Конструкция дольменов. Рисунки, орнаментальные украшения стен дольменов. Работа с текстом «Каменное святилище». Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры. Расселение северокавказских племен по территории Кубани. Памятники северокавказских племен: район аулов Уляп, Хатажукай; станиц Казанской, Константиновской; села Успенского; хутора Свободный Мир (Мостовской район); городов Армавир и Курганинск. Хозяйственные занятия. Общественный строй. Катакомбная культура (Прикубанье и Восточное Закубанье). Особенности погребальной культуры. Срубная культура Прикубанья и Восточного Закубанья. Особенности погребального ритуала. Памятники срубной культуры: район станиц Приазовской, Брюховецкой. Батуринской, Днепровской, Старомышастовской, Михайловской; хуторов Анапский и Белевцы; г. Краснодара). Работа с текстом «Тайны Литейщика». Раздел 3. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (8 ч). Тема 7 – 8. Кочевники кубанских степей. Вытеснение каменных и бронзовых орудий труда железными, изменения в хозяйственной деятельности и образе жизни людей. Сыродутные домницы. Второе общественное разделение труда: отделение ремесла. Кочевые племена кубанских степей. Территория расселения, особенности быта и занятий. Киммерийцы. Скифы. Территория обитания. Занятия, образ жизни. Общественный строй. Вооружение. Скифская военная история. Обычаи. Погребальный ритуал: курганы, усыпальницы воинов и вождей. Скифское влияние на племена, населявшие территорию Кубани. Памятники скифской культуры: Костромской, Келермесский, Ульский курганы. Сарматы. Общее и особенное в быту, образе жизни, погребальном обряде. Памятники сарматской культуры: район станиц Динской, Раздольной, Сергиевской, Новотитаровской, Старонижестеблиевской; хуторов Байкопонура, Северного (Калининский район); поселка Элитного (Красноармейский район); города Кореновска. Сираки на Правобережье Кубани и в Восточном Закубанье. Великий шелковый путь. Сиракские археологические памятники: район станиц Динской, Брюховецкой, Батуринской, Новотитаровской, Калининской, Новоджерелиевской, Анапской, Старонижестеблиевской, Новокорсунской, Раздольной, Хоперской, Владимирской, Михайловской, Отрадной; хуторов Байкопонура, Греки, Малаи, Пролетарского, Элитного (Красноармейский район), Северного (Калининский район); села Успенского; городов Краснодара, Кореновска, Тимашевска. Античные авторы о кочевниках: Геродот, Страбон, Овидий, Гиппократ, Гай Плиний Секунд-Старший, Лукиан Самосатский. Работа с текстом «Курган в степи (рассказ археолога)». Тема 9. Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа. Территория проживания меотов. Меотида. Племенной состав. Памятники меотской культуры (городища и могильники): район станиц Елизаветинской, Пашковской, Старокорсунской; хуторов Ленина (г. Краснодар), Лебеди; города Усть-Лабинска. Занятия. Пашенное земледелие. Скотоводство. Рыболовство. Ремесла. Торговля. Общественный строй: от рода к «военной демократии». Работа с текстом «Городок у дубовой рощи». Тема 10. Мифология скифов, меотов, сарматов. Геродот «История». Легенды о происхождении скифов. Верования скифов. Скифские божества. Обряды. Культ предков. Культ плодородия. Работа с текстом «Бычья шкура». Тема 11. Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья. Материальная культура. Памятники искусства скифских курганов. Оружие, предметы быта, украшения. Изделия из драгоценных металлов – золотые пластины, чаши. Скифский звериный стиль в искусстве. Сарматский звериный стиль. Древние традиции в культуре народов Северного Кавказа. Раздел 4. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей (10 часов). |
Пояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному... Краснодарского края от 27. 10. 2004 (приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания... | Рабочая программа по «Кубановедению» для 4 класса разработана в соответствии... Кубановедению, на основе авторской программы начального общего образования «Кубановедение» под редакцией Е. Н. Ерёменко, Зыгига Н.... | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | Рабочая программа по кубановедению для начальной школы обеспечена... Примерных программ начального общего образования (стандарты второго поколения), М.: Просвещение, 2010 г | ||
Рабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная... «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой | Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | ||
Пояснительная записка основной Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический... | План работы моу сош №29 г. Краснодара по «Кубановедению» на 2009-2010 учебный год Классные часы по «Кубановедению» символика, герб, гимн, флаг, традиции, обычаи казачества, «Их именами названы улицы нашего города»,... | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний... | 2. Пояснительная записка Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год | ||
Пояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л.... | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Пояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон” ... | Рабочая программа По кубановедению Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район | ||
Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования | Рабочая программа по кубановедению Рабочая программа разработана на основе авторской программы Еременко Е. Н., Мирук М. В., Зыгина Н. М., Шевченко Г. В. «Кубановедение»,... |