Пояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному ми­нимуму содержания общего образования по кубановедению»





Скачать 276.98 Kb.
НазваниеПояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному ми­нимуму содержания общего образования по кубановедению»
страница1/3
Дата публикации23.07.2014
Размер276.98 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание программы соответствует «Обязательному ми­нимуму содержания общего образования по кубановедению», который утверждён решением коллегии департамента образова­ния и науки Краснодарского края от 27.10.2004 (приказ департа­мента образования и науки «Об утверждении обязательного ми­нимума содержания общего образования по кубановедению» от 14.12.2004 №01.8/2228).

В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей. В Краснодарском крае региональный (национально-региональный) компонент содержательно реализуется посредством преподавания с 1 по 11 класс учебного предмета «Кубановедение», который является обязательным.

Историко-культурологический принцип построения программы объясняет ее содержательную доминанту и определяется целеполаганием:

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине;

-освоение знаний об истории и культуре Кубани;

-формирование ценностных ориентаций;

-овладение нравственной, социальной, геоэкологической культурой в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, национальными традициями, географическими особенностями природы, населения и хозяйства Краснодарского края; богатством и разнообразием ее флоры и фауны;

-развитие коммуникативной и культуроведческой компетенции;

-применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни.

Цели курса:

Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в формировании у младших школьников целостной научной картины мира и понимания роли своей малой Родины, в воспитании гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительно - к жителям края.

Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

  1. на основе предметных знаний и умений подвести учеников к пониманию объективно существующих краеведческих природных связей и зависимости между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, взаимозависимости;

  2. развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность на основе регионального компонента;

  3. воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства, способствовать социализации младшего школьника в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания;

  4. на ознакомительном уровне представить все науки, помогающие познать удивительный мир Кубани.

«Кубановедение» - предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо проводить уроки в нетрадиционной форме: экскурсии, викторины, уроки – исследования, посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми и пр. Постепенность, последовательность и перспективность при изучении данного курса создадут условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология».

В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ.


п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Окружающий мир (история Кубани, природа Краснодарского края).

95

95

25

23

23

24

2.

Искусство Кубани

18

18

4

5

5

4

3.

Литература Кубани

22

22

4

6

6

6




Итого:

135

135

33

34

34

34




  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности; структурирована по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование), внутри ступеней - по классам.

В программе указано распределение часов по темам, разделам, которое является примерным: преподаватель, учитывая подготовленность учащихся, их учебные возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы. Курс позволяет активизировать знания учащихся о родной Кубани, ей природе и общественно-культурной жизни челове­ка в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбо­ра материала является краеведение в сочетании с мировидением. Важно научить ребёнка объяснять окружающий его мир, система­тизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как ус­троен мир?», но и - «Почему он так устроен?». При этом вмес­то заучивания большого набора фактов целесообразно формиро­вать целостную картину общества и истории, формировать исто­рическое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо пре­поднесения готового набора авторских оценок и трактовок важ­но стимулировать младших школьников выражать свою точку зре­ния, развивать умение самостоятельно определять своё личное от­ношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка.

«Кубановедение» в начальной школе является интегрирован­ным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об осо­бенностях природы Краснодарского края, об историческом разви­тии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и ху­дожниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйствен­ной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полу­ченный в ходе исследовательской деятельности, во время экскур­сий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, кото­рую они носят, о достопримечательностях родного города, стани­цы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.

Общение с богатой природой края при активизации эмоцио­нально-чувственной сферы должно стать хорошей базой для вос­питания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защи­щал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и бо­евой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т. п. обогатят чувственный, эмоциональный опыт ребёнка.

Содержание данного курса позволяет развить коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности.

Кубановедение - предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: экскурсии, викторины, уро­ки-исследования, очные и заочные путешествия в музеи, на вы­ставки, встречи с интересными людьми и пр.

Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Ок­ружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусст­во», «Изобразительное искусство», «Технология». Постепенность, последовательность изучения данного курса позволяют создать условия для дальнейшего изучения соответствующих естествен­нонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

В основе построения программы лежит концентрический при­нцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опы­та и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.

В программе указано распределение часов по разделам, которое является примерным: преподаватель, учитывая подготовлен­ность учащихся, их учебные возможности, в указанное распреде­ление может вносить свои коррективы. Количество учебных часов, отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий планируются учителем в соответствии с содержанием программы с учётом условий развивающей образовательной среды ОУ.


  1. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Согласно базисному плану школы всего на изучение кубановедения в начальной школе выделяется 132 часа, в связи со «ступенчатым» режимом обучения в 1 классе отведено 30 часов(в авторской программе так же предусмотрено 30 часов), так уплотняется изучаемый материал из-за сокращения часов в адаптационный период I четверти. Во 2, 3, 4 классах по 34 часа.

  1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.

Курс призван активизировать знания учащихся о родной Кубани, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением.

«Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, писателях, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины и др., о хозяйственной деятельности жителей родного края. Учебный материал разработан так, что у детей должна сложиться целостная, яркая картина природных условий и жизни людей на Кубани, сформироваться общее представление об этнографических, трудовых и культурных особенностях региона. Опираясь на естественно – научные исследовательские методы (наблюдения, опыты и др.), экскурсии на природу, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, познакомятся с устным народным творчеством казачества, предметами культуры своих предков. Загадки, пословицы, поговорки, казачьи песни обогатят образный строй речи детей и помогут лучше осмыслить своеобразие кубанского говора.

Общение с богатой палитрой природной среды при активизации эмоционально-чувственной сферы ребёнка станет хорошей базой для воспитания у младших школьников чувства ответственности за свою малую Родину и чувства уважения перед теми, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т.п. обеспечат накопление чувственного опыта и облегчат осознание учебного материала.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

    Личностные

    Метапредметные

    Предметные

    в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-цен­ностное отношение к семье, Родине, при­роде, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; ху­дожественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

    в познавательной (когнитивной) сфере — способность к познанию родного края, станицы; умение применять получен­ные знания в собственной деятель­ности;

    в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление ис­пользовать свои умения для обустройства родной станицы.


    умения видеть и воспринимать проявления художествен­ной культуры Кубани в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

    желание общаться с искусством, участвовать в обсужде­нии содержания и выразительных средств произведений ис­кусства;

    активное использование языка изобразительного искус­ства и различных художественных материалов кубанских поэтов, художников и композиторов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружа­ющий мир, родной язык и др.);

    обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовно-нравственным и патриотическим содержа­нием;

    формирование мотивации и умений организовывать са­мостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-про­дуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла, способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклас­сников.


    в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сфор­мированность представлений о культуре и быте своего региона;

    в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоцио­нально оценивать шедевры Кубанского искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;

    • в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;

    в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).


  2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

1 КЛАСС ( ч)

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному ми­нимуму содержания общего образования по кубановедению» iconПояснительная записка Программа соответствует «Обязательному минимуму...
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного...
Пояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному ми­нимуму содержания общего образования по кубановедению» iconРабочая программа по «Кубановедению» для 4 класса разработана в соответствии...
Кубановедению, на основе авторской программы начального общего образования «Кубановедение» под редакцией Е. Н. Ерёменко, Зыгига Н....
Пояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному ми­нимуму содержания общего образования по кубановедению» iconКраткое содержание
Умк автора Босовой Л. Л., является частью непрерывного курса преподавания информатики и икт, полностью соответствует программе и...
Пояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному ми­нимуму содержания общего образования по кубановедению» iconРабочая программа по русскому языку (4 класс) составлена на основе...
Пояснительная записка к рабочей программе 4- класса мбоу хансверская оош бавлинского муниципального района рт на 2012-2013 учебный...
Пояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному ми­нимуму содержания общего образования по кубановедению» iconПрограмма по русскому языку. 9 класс. Пояснительная записка
«Школа 2100» под научной редакцией Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой. Она соответствует «Обязательному минимуму содержания образования...
Пояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному ми­нимуму содержания общего образования по кубановедению» iconРабочая программа по кубановедению пояснительная записка
Рабочая программа по Кубановедению для 5 9 класса составлена на основе авторской программы Л. М. Галутво, В. Н. Басий, Ю. А. Болдырева....
Пояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному ми­нимуму содержания общего образования по кубановедению» iconКлиманова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2009 года и соответствует обязательному минимуму содержания...
Пояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному ми­нимуму содержания общего образования по кубановедению» iconПояснительная записка Содержание программы 1-й класс
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и обеспечена рабочими тетрадями...
Пояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному ми­нимуму содержания общего образования по кубановедению» iconПояснительная записка Содержание программы 1-й класс
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и обеспечена рабочими тетрадями...
Пояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному ми­нимуму содержания общего образования по кубановедению» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...
Пояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному ми­нимуму содержания общего образования по кубановедению» iconПояснительная записка: рабочая программа предназначена для 6 класса...
Рабочая программа предназначена для 6 класса и составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания образования по...
Пояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному ми­нимуму содержания общего образования по кубановедению» iconРабочая программа по биологии для 7 класса 2010-2011 учебный год
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...
Пояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному ми­нимуму содержания общего образования по кубановедению» iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» на 2013-2014 учебный год
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и соответствует обязательному минимуму содержания...
Пояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному ми­нимуму содержания общего образования по кубановедению» iconПрограмма по истории горного алтая пояснительная записка
Рабочая программа по истории Горного Алтая составлена на основе Концепции национально-регионального исторического образования Республики...
Пояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному ми­нимуму содержания общего образования по кубановедению» iconПрограмма по истории горного алтая пояснительная записка
Рабочая программа по истории Горного Алтая составлена на основе Концепции национально-регионального исторического образования Республики...
Пояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному ми­нимуму содержания общего образования по кубановедению» iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск