Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс





Скачать 306.99 Kb.
НазваниеКлиманова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс
страница1/3
Дата публикации25.06.2014
Размер306.99 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Калмашская средняя общеобразовательная школа»

Тукаевского муниципального района РТ


«Утверждено»

введено приказом № __61___

от ___31августа____2011__ г.

Директор школы

_______ Габдуллина Р.К..

подпись

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ литературное чтение

ДЛЯ 3 КЛАССА
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
Составитель: Шайхутова Сакина Мусовна, учитель начальных классов

первой квалификационной категории

СОГЛАСОВАНО___31.08.11 __

Зам. директора по УВР _______________ Нурисламова Т.А.

подпись
СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол от ___31.08__ 2011__ г. № _1_

Руководитель МО __________ Шайхутова С.М.

подпись

Калмаш

2011
Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2009 года и соответствует обязательному минимуму содержания образования, в соответствии Концепции и программы для начальных классов и авторской программы Климановой Л.Ф.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю на протяжении учебного года, что составляет 102 часа в год. Так как по учебному плану для национальных школ на литературное чтение отведено по два часа в неделю, что составляет 68 часов в год, некоторые часы на изучение отдельных тем были объединены.

В учебно-методический комплект «Школа России» входят:

1. Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс. – М.: Просвещение, 2007.

2. Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 3 класс. – М.: Просвещение, 2005. – Серия «Успешный старт».

3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. «Уроки литературного чтения. Поурочные разработки» 3 класс.
Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. В поле внимания начинающего читателя должны оказаться образность художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя.

Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Художественно - эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральный слова и выражения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к выявлению эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка долен, проводиться лишь в той мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного образа и пережить его содержание. Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.

Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова, на втором году обучения - постепенное введение чтения про себя, на третьем году обучения - наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров.

Отличительной особенностью программы литературоведческого чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением ребенка воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.

Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

  • Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

  • Работать с различными видами текстов.

Для углубления читательского опыта детей в программу вводятся отдельные произведения, которые затем повторяются в программе 5-8 классов.

Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 3 класса.

- Учащиеся к концу третьего года обучения должны знать и уметь:

-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно и осознавать потребность в выяснении их смысла;

-пользоваться сносками и толковым словарем;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

-выделять опорные слова;

-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей,

-уметь прогнозировать содержание текста;

-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

-формулировать тему небольшого текста;

-работать с заголовками;

-определять основную мысль произведения путем подбора пословиц из ряда той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

-находить основную мысль, сформулированную в тексте;

-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части;

-выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом

(с помощью учителя и самостоятельно);

– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;

– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;

– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.


Содержание курса.

3 класс (68 часов)

Самое великое чудо на свете (2 часа)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество ( 7 ч.)

Русские народные песни. Небылицы. Народные сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван Царевич и серый волк».

Поэтическая тетрадь. 1 ( 2 часа )

Ф.И. Тютчев («Люблю грозу в начале мая..»); А.А.Фет («Мама! Глянь-ка из окошка..»); И.З.Суриков («Детство»; «Зима») . И.С.Никитин («Утро»; «Встреча зимы»);

Великие русские писатели (5 часов)

А.С.Пушкин («Уж небо осенью дышало..»;; «Зимнее утро»; «Зимний вечер»; «Сказка о царе Салтане..»); И.А.Крылов («Зеркало и Обезьяна»; «Ворона и Лисица»); М.Ю.Лермонтов («Утес»; «Осень»); Л.Н.Толстой («Акула»; «Прыжок»; «Лев и собачка»)
Поэтическая тетрадь 2 (4 часа)
Н.А.Некрасов («Славная осень!»; «Дедушка Мазай и зайцы»); К.Д.Бальмонт; («Золотое слово»); И.А.Бунин («Детство»; «Полевые цветы»).

Литературные сказки (6 часов)

В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»); В.М.Гаршин («Лягушка- путешественница»);

А.К.Толстой («Звонче жаворонка пенье..»; «Где гнуться над омутом лозы..»; «Вот уж снег последний в поле тает..»); А.Н. Майков («Весна»; «Колыбельная песня»; «Летний дождь»).

Были- небылицы. (6 часов)

М.Горький («Случай с Евсейкой»); К.Г.Паустовский («Растрепанный воробей»); А.И.Куприн («Слон»).
Поэтическая тетрадь 1 (3 часа)

С.Черный («Слон», «Воробей»), А.А.Блок («Ветхая избушка», «Сны»), С.А Есенин («Черемуха»)
Люби живое. (14 часов)

М.М.Пришвин («Моя Родина»); И.С.Соколов- Микитов («Листопадничек»); В.И.Белов («Рассказы про Мальку»); В.В.Бианки («Мышонок Пик»); Б.С.Житков («Про обезьянку»); В.Л.Дуров («Наша Жучка»), В.П. Астафьев («Капалуха»), В.Ю.Драгунский («Он живой и светится»).
Поэтическая тетрадь 2 (2 часа)

С.Я.Маршак (« Гроза днем»), А.Л.Барто («Разлука»), С.В.Михалков («Если»).
Собирай по ягодке - наберешь кузовок. (10 часов)

Б.В. Шергин («Собирай по ягодке..»); А.П.Платонов («Цветок на земле»; «Еще мама»); Н.Н.Носов («Федина задача»; «Телефон»), М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»), В.Ю. Драгунский («Друг детства»)
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».(5 часов)

Ю.И.Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»); Г.Б. Остер («Вредные советы»; «Как получаются легенды»); Роман Сеф («Веселые стихи»).
Зарубежная литература ( 2ч.)

Мифы и легенды древней Греции («Храбрый Персей»). Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).
1 четверть – 17 часов 2 четверть – 15 часов 3 четверть – 20 часов 4 четверть – 16 часов
Тематическое планирование




№п/п

Изучаемый раздел


Тема учебного материала

Кол- во час.

Календарные сроки

Планируемые результаты

Домашнее задание

Прим.

По плану

Фактич.

Знания

Умения

Общие учебные умения и способы

1.1

Самое великое чудо на свете

( 2 часа)

Рукописные книги Древней Руси

1


03.09




Знать историю создания рукописных книг. Знать произведения устного народного творчества

Ориентироваться в учебнике.

Применять систему условных обозначений.

6 - 7 стр.




2.2

Первопечатник Иван Федоров

1


06.09




Знать о первопечатнике Руси. Обобщать полученную информацию. Читать возможные аннотации на книги.




Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя в словосочетания.

8 – 12 стр.




3.3

Устное народное творчество.

( 7 часов)


Русские народные песни. Небылицы.

1


10.09




Знать колыбельные песни, потешки, заклички, плясовые. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.


Называть виды прикладного искусства.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке

14 -21 стр.





4.4

5.5

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка


2

13.09

17.09




Знать жанровое разнообразие произведений фольклорные, народные сказки; Называть основные черты характера героев. Делить текст на части.



Уметь определять тему и главную мысль произведения; делить

рассказ, повесть. стихотворение, басня.

текст на смысловые части; составлять план

Участвовать в диалоге. Читать текст осознанно, Выражать личное отношение к прочитанному. Сравнивать героев произведения. Инсценировать сказку. Придумывать свои сказочные истории. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию

22 – 28 стр.





6.6

Иван – царевич и Серый волк

1

20.09




28 – 39 стр




7.7

8.8

Сивка - бурка

2

24.09

27.09




40-50 с.




9.9

Обобщение раздела.

1

01.10




51-58 с.





10.1



Поэтическая тетрадь 1

( 2 часов)


Ф.И.Тютчев Весенняя гроза.

А,А.Фет. Мама, глянь-ка за окошко

И.С.Никитин. Утро. Встреча зимы.

И.З.Суриков. Детство. Зима.


1

04.10




Знать произведения выдающихся представителей русской литературы; Участвовать в работе группы, читать стихи друг- другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть. Использовать приемы интонационного чтения. Сочинять свои стихотворения.

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за ритмом. Находить рифму. Определять различные средства выразительности

62,63 стр.




64,65 стр.




66 – 71 стр.




72 – 77 стр.




78 – 80 стр.





11.2

А.С.Пушкин. Уж небо осенью дышало. Зимнее

утро. Зимний вечер

1



08.10




Восприятие на слух и понимание художес твенных произведений. Читать вслух и про себя. Использовать приобретенные знания и умения в практике. Понимать содержание прочитанного.

Уметь последовательно и сознательно перечитывать текст. Уметь читать текст соблюдая правила произношения

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Выбирать виды деятельности.

84 – 87 стр.






Великие русские писатели (5 часов)

88 – 91 стр.




12.1



Пушкин. Сказка о царе Салтане

1

11.10




92 – 129 стр.



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литературное чтение / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. М.: Просвещение, 2008г., Буп оу 2004 г.; и методическими...
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс iconКлиманова Л. Ф. Родная речь: учебник для 3 класса: в 2 ч. / Ji. Ф....
Поурочное календарное планирование с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий 7-15
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс iconРабочая программа на 2012-2013 учебный год предмет
Учебник: Климанова Л. Ф,В. Г. Горецкий, М. В. Голованова Родная речь. 3 класс. Ч. 1 М.: Просвещение, 2007
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс iconВ. А. Осеева «Волшебное слово»
Оборудование: учебник «Родная речь» 2 класс, М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова, карточки для учащихся с синквейном,...
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс iconГорецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 4 класс

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Родная речь» – 3 класс, составители: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и составлена на основе требований Федерального...
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Родная речь" Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, М., "Просвещение", ОАО "Московские учебники", 2005 г
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс iconТема Методический аппарат книг для чтения
Горецкий В. Г., Голованова Г. В., Климанова Л. Ф. “О новом цикле учебников по чтению “Родная речь” для начальной школы”. // Нач шк....
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс iconКлиманова Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М. В. «Родная речь: 3 класс.»
Развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса составлено на основе требований Федерального компонента...
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс iconКонспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему: «Рассказы...
Учебник: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение. Родная речь: учебник для 2 класса начальной школы....
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: Учебник «Родная речь» для 4 класса четырёхлетней школы, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, презентация...
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс iconКлиманова Л. Ф. и др. «Родная речь». 4 класс. Части 1 и 2»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования,...
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс iconЛитературное чтение Пояснительная записка
Обучение учащихся 4 класса ведется по учебнику: Климанова, В. Г. Горецкий. Родная речь. – М.: Просвещение, 2009
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс iconЛитературное чтение Пояснительная записка
Обучение учащихся 4 класса ведется по учебнику: Климанова, В. Г. Горецкий. Родная речь. – М.: Просвещение, 2009
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс iconХарактеристика рабочих программ класс
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение, Просвещение, 2013
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Обучение учащихся 4 класса ведется по учебнику: Климанова, В. Г. Горецкий. Родная речь. – М.: Просвещение, 2009


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск