Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 4 класс





Скачать 198.39 Kb.
НазваниеГорецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 4 класс
Дата публикации01.07.2014
Размер198.39 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 116 имени В.П. Чкалова г. Нижнего Новгорода

Принято на заседании Утверждаю педагогического совета школы директор МБОУ ООШ № 116 протокол № __ от имени В.П. Чкалова «___» ____________2013 г. ______В.А. Мусатов

«____» ___________2013 г.

Рабочая программа

по предмету литературное чтение

класс – 4а

учитель начальных классов II категории

Хохрова Анна Валерьевна

2013 год

Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы являлись:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ №1312 от 05.03.2004;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/2013 учебный год, утверждённый Приказом МО РФ № 2885 от 27.12.2012 г.;

-Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 №03-417 « О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»;

- Устав МБОУ ООШ №116 имени В.П. Чкалова.

Рабочая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы общеобразовательных учреждений для начальных классов (Москва «Просвещение», часть 1-я, 2008г.) и учебника «Родная речь» (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Родная речь: 4 класс.- М.: «Просвещение», 2007). Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю. Но на основании писем «О примерном тематическом планировании (НИРО)» от 05.07.2012. и «О направлении тематического планирования учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс)» (МО Нижегородской области) от09.07.2012. в связи с введением в базисный учебный план нового предмета – ОРКСЭ – количество часов уменьшено до 2-х часов в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов в 4 классе составит 68 часов.
Курс призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогают избежать односторонности в изучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. В поле внимания оказываются эстетическая природа художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя. 
Рабочая программа построена на основе двух ведущих принципах: художественно-эстетическом и литературоведческом. Данная программа ориентирована прежде всего на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературе. 
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России

Кроме того, программа направлена на расширение читательских возможностей детей и знаний об окружающем мире, о своих сверстниках и их жизни, о природе и её охране, об истории нашей Родины, что помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка.

Таким образом, курс литературного чтения преследует решение следующих основных задач: 

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; 

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; 

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся; 

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; 

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; 

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; 

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая к классике художественной литературы; 

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; 

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащающих нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; 

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать речевые умения, навыки чтения, слушания и рассказывания, умение читать и анализировать различные виды текстов, что дает ребенку возможность самостоятельно читать литературу и получать от чтения удовольствие. 

Для углубления читательского опыта детей в программу вводятся отдельные произведения, которые затем повторяются в программе для V-VIII классов. 

Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения. 


Требования к уровню подготовки учащихся.

В конце 4 класса обучающиеся должны знать:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

должны уметь:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

• составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:

Знать/ понимать:

♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь:

♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

♦ читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

♦ определять тему и главную мысль произведения;

♦ пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);

♦ делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

♦ составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

♦ читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

♦ создавать небольшой устный текст на заданную тему;

♦ приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);

♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

♦ приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

♦ самостоятельного чтения книг;

♦ высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

♦ самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

♦ работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Учебно-тематический план.



Модуль

Кол-во часов

1

Летописи. Былины. Жития.

5

2

Из русской классической литературы.

12

3

Поэтическая тетрадь 1

6

4

Литературные сказки

8

5

Делу время – потехе час.

4

6

Страна далёкого детства.

4

7

Поэтическая тетрадь 2

3

8

Природа и мы.

10

9

Поэтическая тетрадь 3

5

10

Родина.

3

11

Страна «Фантазия»

2

12

Зарубежная литература

6


Содержание учебного курса.

Былины. Летописи. Жития. (5 ч )

«Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Житие Сергия Радонежского».

Из русской классической литературы (12 ч )

1. П.П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); 2. А.С. Пуш­кин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3. М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; 4. А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь № 1 (6 ч )

1.Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не­ожиданно и ярко...»; 2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; 4. А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; 5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над ноля­ми...»; 6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; 7. И. А. Бунин. «Листопад».

Литературные сказки ( 8 ч )

1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; 2. П. П. Ба­жов. «Серебряное копытце»; 3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; 4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время — потехе час (4 ч )

1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; 2. В. Ю. Дра­гунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; 3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна далекого детства ( 4 ч )

1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паус­товский. «Корзина с еловыми шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь № 2 (3 ч )

1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; 2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; 3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы (10 ч )

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; 2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М. Пришвин. «Выскочка»; 4. К. Г. Па­устовский. «Скрипучие половицы»; 5. Е. И. Чарушин. «Ка­бан»; 6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь № 3 ( 5 ч )

1. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»; 3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Руб­цов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка»

Родина ( 3 ч )

1. И.С. Никитин «Русь»; 2. С.Д. Дрожжин. «Родине»; 3. Л.В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»; 4. Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна «Фантазия» ( 2 ч )

Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература ( 6 ч )

1. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. X. Андер­сен. «Русалочка»; 3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

Учебно-методический комплект.


• Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Родная речь. 4 класс – Ч.1, 2. – М.: Просвещение, 2007. 

• Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой. Автор С.В. Кутявина. Москва «ВАКО» 2006. 

Тематическое планирование уроков на 2012-2013 учебный год

Класс: 4

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата урока

1.

Былины. Летописи. Жития.

5




1

«Ильины три поездочки».

1




2

Летописи. Жития

1




3

«И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»

1




4

И вспомнил Олег коня своего...»

1




5

«Житие Сергия Радонежского».

1




2.

Из русской классической литературы

12




1

П.П. Ершов. «Конек-горбунок».

2




2

А.С. Пуш­кин. «Няне», «Туча».

1




3

А.С. Пуш­кин. «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...».

1




4

А.С. Пуш­кин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

2




5

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека»

2




6

М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб».

2




7

А. П. Чехов. «Мальчики».

2




3.

Поэтическая тетрадь № 1

6




1

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не­ожиданно и ярко...».

1




2

А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка».

1




3

Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...».

1




4

А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над ноля­ми...».

1




5

Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...».

1




6

И. А. Бунин. «Листопад».

1




4.

Литературные сказки.

8




1

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке».

2




2

П. П. Ба­жов. «Серебряное копытце».

1




3

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек».

3




4

В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

1




5.

Делу время — потехе час.

4




1

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»;

1




2

В. Ю. Дра­гунский. «Главные реки»,

1




3

В. Ю. Дра­гунский. «Что любит Мишка»;

1




4

В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

1




6.

Страна далекого детства

4




1

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков».

2




2

К. Г. Паус­товский. «Корзина с еловыми шишками»;

1




3

. М. М. Зощенко. «Елка».

1




7.

Поэтическая тетрадь № 2

3




1

В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»;

1




2

С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»;

1




3

М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

1




8.

Природа и мы

10




1

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»;

1




2

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»;

1




3

М. Пришвин. «Выскочка»;

2




4

К. Г. Па­устовский. «Скрипучие половицы»;

2




5

Е. И. Чарушин. «Ка­бан»

2




6

В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

2




9.

Поэтическая тетрадь № 3

5




1

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень».

1




2

. С. А. Клычков. «Весна в лесу».

1




3

Д. Б. Кедрин. «Бабье лето».

1




4

Н. М. Руб­цов. «Сентябрь».

1




5

. С. А. Есенин. «Лебедушка».

1




10.

Родина

3




1

И.С. Никитин «Русь», С.Д. Дрожжин. «Родине».

1




2

Л.В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...».

1




3

Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане».

1




11.

Страна «Фантазия»

2




1

Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника».

1




2

К. Булычев. «Путешествие Алисы»

1




12.

Зарубежная литература

6




1

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»

2




2

Г. X. Андер­сен. «Русалочка»

2




3

М. Твен. «Приключения Тома Сойера».

1




4

С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

1




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 4 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литературное чтение / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. М.: Просвещение, 2008г., Буп оу 2004 г.; и методическими...
Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 4 класс iconРабочая программа на 2012-2013 учебный год предмет
Учебник: Климанова Л. Ф,В. Г. Горецкий, М. В. Голованова Родная речь. 3 класс. Ч. 1 М.: Просвещение, 2007
Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 4 класс iconВ. А. Осеева «Волшебное слово»
Оборудование: учебник «Родная речь» 2 класс, М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова, карточки для учащихся с синквейном,...
Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 4 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Родная речь» – 3 класс, составители: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и составлена на основе требований Федерального...
Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 4 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Родная речь" Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, М., "Просвещение", ОАО "Московские учебники", 2005 г
Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 4 класс iconКлиманова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2009 года и соответствует обязательному минимуму содержания...
Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 4 класс iconКлиманова Л. Ф. Родная речь: учебник для 3 класса: в 2 ч. / Ji. Ф....
Поурочное календарное планирование с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий 7-15
Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 4 класс iconКлиманова Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М. В. «Родная речь: 3 класс.»
Развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса составлено на основе требований Федерального компонента...
Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 4 класс iconТема Методический аппарат книг для чтения
Горецкий В. Г., Голованова Г. В., Климанова Л. Ф. “О новом цикле учебников по чтению “Родная речь” для начальной школы”. // Нач шк....
Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 4 класс iconКонспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему: «Рассказы...
Учебник: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение. Родная речь: учебник для 2 класса начальной школы....
Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 4 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: Учебник «Родная речь» для 4 класса четырёхлетней школы, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, презентация...
Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 4 класс iconЛитературное чтение Пояснительная записка
Обучение учащихся 4 класса ведется по учебнику: Климанова, В. Г. Горецкий. Родная речь. – М.: Просвещение, 2009
Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 4 класс iconЛитературное чтение Пояснительная записка
Обучение учащихся 4 класса ведется по учебнику: Климанова, В. Г. Горецкий. Родная речь. – М.: Просвещение, 2009
Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 4 класс iconКлиманова Л. Ф. и др. «Родная речь». 4 класс. Части 1 и 2»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования,...
Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 4 класс iconХарактеристика рабочих программ класс
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение, Просвещение, 2013
Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 4 класс iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Обучение учащихся 4 класса ведется по учебнику: Климанова, В. Г. Горецкий. Родная речь. – М.: Просвещение, 2009


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск