Программа по русскому языку. 9 класс. Пояснительная записка





Скачать 117.36 Kb.
НазваниеПрограмма по русскому языку. 9 класс. Пояснительная записка
Дата публикации08.08.2013
Размер117.36 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Рабочая программа по русскому языку. 9 класс.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе образовательной программы «Школа 2100» под научной редакцией Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой. Она соответствует «Обязательному минимуму содержания образования для основной и полной средней школы», включает базовый компонент образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.

В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Русский язык».

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.
– Формирование у учащихся языковой интуиции.
– Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.
– Овладение функциональной грамотностью. Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст.
– Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).
– Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
– Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
– Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.
Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.
Культурологическая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

Преподавание русского языка направлено на достижение следующих целей:

-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;

-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Структура курса русского языка.

В 9-м классе изучается курс синтаксиса русского языка. Материал излагается линейно и линейно-ступенчато. Главные принципы построения этого курса - системность функциональность. Основные понятия – языковая система и её реализация в речи. Орфография и пунктуация изучаются рассредоточено.
Основные виды контроля:

-диктант (контрольный, объяснительный, словарный, творческий, свободный, предупредительный, схематический, графический);

-комплексный анализ текста;

-сочинение;

-изложение с творческим заданием;

-тест;

-устное высказывание;

-тренировочные упражнения.

Курс русского языка в 9 классе имеет отчётливую практическую направленность, и упор делается на развитие умений.

Учащиеся должны уметь:

- производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

- по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой речью, производить синтаксический разбор простых и сложных предложений;

- по орфографии: находить изученные орфограммы, обосновывать выбор написания, классифицировать орфограммы по типам и видам; правильно писать изученные в 5-9-м классах слова с непроверяемыми орфограммами; производить орфографический разбор слов;

- по пунктуации: пунктуационно оформлять предложения изученных типов, обосновывать место и выбор знака препинания, производить пунктуационный разбор предложения; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции;

- по связной речи: использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения, пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, тексты публицистического и научного стилей; писать изложение с дополнительным заданием с использованием разных типов речи; составлять тезисы, конспект; писать рецензию, реферат, доклад; производить полный анализ текста.

В связи с переходом к использованию новой формы проведения письменного экзамена по русскому языку в 9-м классе в тематическом планировании большое внимание уделено проведению свободных диктантов, творческих диктантов, изложений с элементами сочинения. Таким образом обеспечивается системная работа по развитию связной письменной речи, умений аудирования, чтения и письма.

Место предмета в учебном плане 9 класса: федеральный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в 9 классе 68 часов, из расчёта 2-х учебных часов в неделю. На развитие речи выделяется 12 часов, контрольные -4 часа.

Используемый учебник – «Русский язык» (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комисарова, Н.А. Исаева). Изд. 2-е. – М.: Баласс, 2009. - входит в федеральный перечень учебников по русскому языку, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012 – 2013 учебный год и является продолжением непрерывного курса русского языка и составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа 2100».

Методическое обеспечение.

Для учителя:

1.Методические рекомендации для учителя (авт.Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова).-М.:Баласс, 2007

2.Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя / Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 2007

3.Сенина Н.А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация – 2012 год.

4.Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл.ред. В.Н.Яцева. – М.: Большая Российская энциклопедия.1998.

Литература для учащихся.

1. Квятковский  А.П.  Школьный  орфоэпический  словарь. – М.,  1998.
2. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.,  1998.
3. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.,  1997.
4. Мокиенко В.М.  Загадки  русской  фразеологии. – М.,  1990.
5. Солганик Г.Я.  Стилистика  русского  языка: Учеб. пособие  для общеобразоват.  учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 1996.
6. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В.    Школьный фразеологический словарь  русского  языка: Значение  и  происхождение  словосочетаний. – М., 1997.

Русский язык. 9 класс. Базовый уровень.


/№

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения




Введение (1 час)








1.

Русский язык как отражение духовно-нравственного опыта народа

1




Синтаксис и пунктуация

Повторение изученного в 8-м классе (9 ч.+3 ч. р/р)

2.

Словосочетание

1




3.

Простое предложение

1




Способы передачи чужой речи (6 ч.+1 ч. к/д)


4.

Предложения с прямой речью

1




5.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1




6.

Предложения с косвенной речью, основные особенности косвенной речи

1




7.

Способы передачи чужой речи

1




8.

Цитаты, их назначение. Знаки препинания при цитатах

1




9.

Разные способы включения цитат в письменную речь и оформление их на письме

1




10.

Контрольный диктант по теме: «Способы передачи чужой речи»

1




11.

Р/р Научный стиль

1




12-13.

Р/р Подробное изложение с элементами сочинения

2




Сложное предложение

Сложносочинённые предложения (6 ч.)



14.

Повторение и систематизация изученного о сложном предложении

1




15.

Сложносочинённое предложение. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Группы сочинительных союзов

1




16.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1




17.

Разграничение сложносочинённых предложений и однородных членов предложения, соединённых однотипными сочинительными союзами

1




18-19.

Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.

Р/р Свободный диктант

2




Сложноподчинённые предложения (25 ч.+3 ч. р/р)



20.

Сложноподчинённое предложение. Средства связи частей сложноподчинённого предложения. Место придаточного предложения по отношению к главному.

1




21.

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении.

1




22.

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

1




23.

Основные группы придаточных предложений. Значение и строение сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.

1




24.

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными, Правильное употребление этих предложений в речи.

1




25.

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одной придаточной частью.

Р/р Свободный диктант

1




26.

Значение и строение сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными.

1




27.

Пунктуационный разбор сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными, использование их в речи.

Р/р Свободный диктант

1




28.

Контрольный диктант по теме: «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными»

1




29.

Р/р Публицистический стиль речи

1




30-31.

Р/р Подробное изложение с элементами сочинения

2




32.

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени.

1




33.

Сложноподчинённые предложения с придаточными места.

1




34.

Р/р Рецензия как жанр публицистической речи

1




35.

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени.

Р/р Свободный диктант

1




36.

Сложноподчинённые предложения с придаточными условия.

Р/р Свободный диктант

1




37.

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины.

1




38.

Сложноподчинённые предложения с придаточными цели.

Р/р Свободный диктант

1




39.

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения.

Р/р Свободный диктант

1




40.

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки.

Р/р Свободный диктант

1




41.

Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия.

1




42.

Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными.

1




43.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Типы подчинения придаточных частей.

1




44.

Синтаксический разбор сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными.

Р/р Свободный диктант

1




45-46.

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.

Р/р Свободный диктант

2




47.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Сложноподчинённые предложения»

1




Бессоюзное сложное предложение (6 ч.+4 ч. р/р)



48.

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.

1




49.

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

1




50.

Р/р Художественный стиль и стиль художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства языка - тропы

1




51.

Р/р Сочинение-анализ стихотворения

1




52-53.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Р/р Свободный диктант

2




54-55.

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Тестовая работа по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

2




56-57.

Р/р Подробное изложение с элементами сочинения

2




Сложные предложения с разными видами связи (5 ч.+1 ч. р/р)


58.

Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.

1




59.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи.

1




60-61.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

2




62.

Р/р Сжатое изложение текста публицистического стиля

1




63.

Контрольный диктант по теме: «Сложные предложения с разными видами связи»

1




Повторение и систематизация изученного в 5-9-ом классах (5 ч.)

64.

Повторение фонетики, графики, орфографии.

Тестовая работа по теме урока

1




65.

Повторение лексики, фразеологии, стилистики.

Тестовая работа по теме урока

1




66.

Повторение морфемики, словообразования, орфографии.

Тестовая работа по теме урока

1




67-68.

Повторение морфологии и орфографии.

Тестовая работа по теме урока

2




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по русскому языку. 9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 класс рабочая программа по русскому языку...
РФ. Обучение ведётся по учебнику: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова «Русский язык. 5 класс» М., 2013 г./ Научный...
Программа по русскому языку. 9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку 5 класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Программа по русскому языку. 9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка для основного общего образования (Базовый уровень)...
...
Программа по русскому языку. 9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс
Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы...
Программа по русскому языку. 9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс
Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы...
Программа по русскому языку. 9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (7 класс)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы...
Программа по русскому языку. 9 класс. Пояснительная записка iconПрограмма по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка
Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов...
Программа по русскому языку. 9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Русский язык»,9 класс
Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 5 – 9 классов...
Программа по русскому языку. 9 класс. Пояснительная записка iconПрограмма по русскому языку 10 класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования...
Программа по русскому языку. 9 класс. Пояснительная записка iconПрограмма по русскому языку 6 класс составитель: учитель русского...
Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов / М. Т. Баранов, А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программно-методические...
Программа по русскому языку. 9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса Пояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников...
Программа по русскому языку. 9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса Пояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников...
Программа по русскому языку. 9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку Пояснительная записка
Задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой
Программа по русскому языку. 9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка. Планирование по русскому языку в 9 классе...
Буп 2012 г обязательный минимум содержания образования федеральный компонент государственного стандарта по русскому языку 2012г
Программа по русскому языку. 9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебному комплексу 5-9 классов...
Программа по русскому языку. 9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку, 8 «М» класс Пояснительная записка...
Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования по русскому языку под редакцией Разумовской М. М (5-9...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск