Скачать 403.52 Kb.
|
Город Ейск муниципальное объединение Ейский район Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Анатолия Васильевича Ляпидевского города города Ейска муниципального образования Ейский район УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №1 от «30» августа 2013 года Председатель педсовета _____________ Е.В Ратникова РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо кубановедению Ступень обучения - начальное общее образование (1-4 классы) Количество часов - 135 Уровень базовый Составитель : учитель начальных классов Рыхлевская Людмила Александровна Программа разработана на основе 1.ФГОС начального общего образования 2 поколения 2010 г; 2.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 3. Примерных программ начального общего образования (стандарты второго поколения), М.:Просвещение, 2010 г.; 4. Программы для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края «Кубановедение». Авторы – составители Ерёменко, Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В., Мирук М.В., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я. допущенной департаментом образования и науки Краснодарского края.- Краснодар: Перспективы образования , 2009. 5.Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №2 г.Ейска 6.Программы формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ №2 г.Ейска Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерных программ начального общего образования (стандарты второго поколения), М.:Просвещение, 2010 г.; программы для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края «Кубановедение». Авторы – составители Ерёменко, Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В., Мирук М.В., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я. допущенной департаментом образования и науки Краснодарского края.- Краснодар: Перспективы образования , 2009 требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №2 г.Ейска; программы формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ №2 г.Ейска. Рабочая программа по кубановедению для начальной школы обеспечена учебно-методическим комплектом, завершённой предметной линией и включает в себя следующие учебные пособия: 1. Учебник-тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 1 класса. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Краснодар:Перспективы образования, 2011. 2. Тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 2 класса. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Краснодар: Перспективы образования, . 3. Учебник по кубановедениго для 3-4 классов. Авторы: Мирук М.В., Ерёменко Е.Н., Паскевич Н.Я., Науменко Т. А. Краснодар: Перспективы образования, 4. Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению. 3 класс. Автор-составитель Ерёменко Е. Н. Краснодар: Вика-принт, 5. Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедениго. 4 класс. Автор-составитель Ерёменко Е. Н. Краснодар: Вика-принт, При составлении рабочей программы учтены требования к результатам усвоения образовательной программы начального общего образования и программы универсальных учебных действий МОУ СОШ № 2 города Ейска В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей. Содержание программы соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования по кубановедению», который утверждён решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004 (приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению» от 14.12.2004 №01.8/2228). Приоритетом современного начального общего образования становится гуманистическая направленность образования. Развитие личностных качеств, позволяющих быть успешным в современном мире, опирается на приобретение детьми опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Особое место отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компе-тентностный подход к обучению. Такие методы, как проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный, обеспечивают решение одной из главных задач начального образования - формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении учебных задач. Урок кубановедения имеет потенциальные возможности для реализации вышеизложенных тенденций современного начального образования. Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, её истории, культуре, и с уважением - к жителям края. Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:
- воспитать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребёнка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий; - развить креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира; сформировать чувство ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия. Курс позволяет активизировать знания учащихся о родной Кубани, её природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением. Важно научить ребёнка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и — «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину общества и истории, формировать историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять своё личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка. Таблица тематического распределения количества часов:
Общая характеристика курса «Кубановедение» «Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков. Общение с богатой природой края при активизации эмоционально-чувственной сферы должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т. п. обогатят чувственный, эмоциональный опыт ребёнка. Содержание данного курса позволяет развить коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности. Кубановедение - предмет особый. Для более успешного его усвоения используются разнообразные формы проведения учебных занятий: экскурсии, викторины, уроки-исследования, очные и заочные путешествия в музеи, на выставки, встречи с интересными людьми и пр. Данный курс эффективен, так как он интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология». Постепенность, последовательность изучения данного курса позволяют создать условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы. В основе построения рабочей программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета. В программе указано распределение часов по разделам. Количество учебных часов, отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий спланированы в соответствии с содержанием программы, с учётом условий развивающей образовательной среды ОУ. Место курса «Кубановедение» в учебном плане На изучение курса «Кубановедение» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 135 ч: 1 класс —33ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 34 ч (34 учебные недели). Ценностные ориентиры содержания курса «Кубановедение» Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Кубановедение»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 класс (33 часа) Раздел 1. «Я и моя семья» (10 часов). Мой родной край. Будем знакомы! История своего имени. Любимые занятия. Ближайший мир ребёнка – семья. Моя семья. Мои обязанности в семье. Забота о членах семьи. Семейные традиции. Раздел 2. «Наша школа» (7 часов). Наша школа. Знакомство со школой. Школьные поручения. Школьная дружба. Традиции школы, знаменитые ученики и учителя школы. Взаимоотношения между учениками в школе. Правила поведения в школе Экскурсия в школьную библиотеку. . Раздел 3. «Родной город (село, станица, хутор)» (8 часов). Родной город (станица, хутор). Улица, на которой я живу. История названия. Правила безопасного поведения на улице. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Достопримечательности моего города (села, станицы, хутора). Труд людей моей местности. Раздел 4. «Будем жить в ладу с природой» (8 часов). Будем жить в ладу с природой. Красота природы родного края. Разнообразие растительного мира Комнатные растения, их значение в жизни человека.Животный мир Краснодарского края. Забота о братьях наших меньших. Красная книга Краснодарского края. Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие). Экскурсия в музей природы станицы Ясенской. 2 класс (34 часа) Раздел 1. «Земля отцов - моя земля» (2 часа). Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб родного города (района). Раздел 2. «Природа родного края» (14 часов). Лето на Кубани. Дары лета. Формы поверхности земли. Водоёмы моей местности. Обитатели водоёмов. Растения моей местности. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Бережное отношение к природе родного края. Раздел 3. «Труд и быт жителей Кубани» (11 часов). Труженики родного края. Профессии моих земляков. Загадки кубанской зимы. Казачья хата. Православные праздники. Ремёсла на Кубани. Быт казаков. Уклад кубанской семьи. |
Рабочая программа по кубановедению пояснительная записка Рабочая программа по Кубановедению для 5 9 класса составлена на основе авторской программы Л. М. Галутво, В. Н. Басий, Ю. А. Болдырева.... | Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим:... «О преподавании предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник, творческую тетрадь, фонохрестоматию музыкального... | Рабочая программа по «Кубановедению» для 4 класса разработана в соответствии... Кубановедению, на основе авторской программы начального общего образования «Кубановедение» под редакцией Е. Н. Ерёменко, Зыгига Н.... | ||
Данный раздел включает в себя нужные и полезные интернет -ресурсы по кубановедению | Электронные учебные пособия (перечень) Электронное пособие для предшкольной подготовки начальной школы «Букварь» 1 шт | ||
Учебно-медицинское издательство (ооо «уми») Вашему вниманию следующие учебные пособия, составленные в соответствии с новыми фгос спо третьего поколения. Все учебные пособия... | Уроку учебные ресурсы Учебные пособия Богданова Г. А., Кириченко Г. И. Речевой этикет. Рабочая тетрадь для учащихся 5–6 классов. – М.: Мнемозина, 1997 | ||
План работы моу сош №29 г. Краснодара по «Кубановедению» на 2009-2010 учебный год Классные часы по «Кубановедению» символика, герб, гимн, флаг, традиции, обычаи казачества, «Их именами названы улицы нашего города»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект к фронтальному занятию по кубановедению для учащихся 4го класса школы 1 вида | ||
Учебного материала по литературе в 10 классе Учебное пособие для 10 класса в двух частях Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | Урок по кубановедению, 2 класс. Тема: «Лекарственные растения» Оборудование: учебник-тетрадь, гербарий «Лекарственные растения Краснодарского края» | ||
Рабочая программа по предмету английский язык для 11 класса общеобразовательных... Рабочая программа по предмету английский язык для 11 класса общеобразовательных учреждений включает в себя следующие разделы | Учебного предмета "Литературное чтение" для 2 класса Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащихся 2-го класса Е. В. Бунеевой,... | ||
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Чиндилова О. В. Тетрадь по чтению к... Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия | Учебное пособие Допущено учебно-методическим объединением по образованию... Допущено учебно-методическим объединением по образованию в области технологии и проектирования текстильных изделий в качестве учебного... |