№
| Название раздела, темы урока
| сроки
| Вид урока
| Элементы обязательного минимума образования
| Формы контроля
| Практические работы
| Домашнее задание
|
Часть I. ВВЕДЕНИЕ 1 час
|
1.
| Что изучает география России
|
| Изучения нового материала
| Учащиеся должны называть:
-предмет изучения географии России,
-основные средства и методы получения географической информации
Объяснять: - роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.
| Фронтальный опрос
|
| С. 3-8
|
Часть II. РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА. 12 часов
|
Географическое положение России (4 часа)
|
2
| Географическое положение как зеркало России. Визитная карточка России: территория, население. Виды и уровни географического положения.
|
| Изучения нового материала
| Учащиеся должны называть:
- пограничные государства,
- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России,
Определять: географическое положение объектов,
Описывать: географическое положение страны(экономико-географическое, геополитическое и др.)
Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства 4и жизни населения России.
| Фронтальный опрос
| Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран
| $ 1
|
3
| Особенности физико-географического положения России. Крайние точки России. Расположение в двух частях света, межокеаническое, северное положение.
|
| комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос
| $ 2
|
4
| Экономико - и транспортно-географическое положение России. Соседи России, их политическая и экономическая оценка, роль во внешней торговле России. Выгоды и недостатки транспортно-географического положения страны
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 3
|
5
| Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос
| $ 4
|
Границы и административно-территориальное устройство России (8 часов)
|
6
| Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации.
|
| Изучение нового материала
| Называть и показывать:- субъекты Российской Федерации,
- границы часовых поясов.
Определять: разницу в поясном времени территории
| Фронтальный опрос
| Определение поясного времени для разных пунктов России
| $ 5
|
7
| Российские пространства: вопросы и проблемы. Роль природы в формировании Российского государства.
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 6
|
8
| Государственные границы России. Типы и виды российских границ
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 7
|
9
| Сухопутные и морские границы. Соседи России.
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 8
|
10
| Россия на карте часовых поясов.
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 9
|
11
| Этапы и методы географического изучения территории.
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 10
|
12
| Особенности административно-территориального устройства России.
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 11
|
13.
| Обобщающее повторение
|
| практикум
| Работа с картами атласа
|
|
Часть III. ПРИРОДА РОССИИ. 31 час
|
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (6 часов)
|
14
| Геологическая история и геологическое строение территории России
|
| Изучение нового материала
| Называть и показывать: основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории,
Объяснять: образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых
| Фронтальный опрос, заполнение таблицы
| Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий
| $ 12
|
15
| Рельеф России
|
| Комбинированный
| Работа с контурными картами
| $ 13
|
16
| Изменение рельефа России
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 14
|
17
| Стихийные природные явления в литосфере
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 15
|
18
| Человек и литосфера
|
| Урок-игра
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 16
|
19
| Обобщающее повторение
|
| практикум
| Работа с контурными картами, тестирование
|
|
Климат и климатические ресурсы (7 часов)
|
20
| Факторы, определяющие климат России. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.
|
| Изучение нового материала
| Называть: климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах,
Определять: погоду по синоптическим картам,
Объяснять: - образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога,
- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека,
- как составляют прогноз погоды,
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
| $ 17
|
21
| Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 18
|
22
| Сезонность климата
|
| Комбинированный
| Работа с картами, тестирование
| $ 19
|
23
| Типы климатов России.
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 20
|
24
| Комфортность (дискомфортность) климатических условий.
|
| Комбинированный
| Работа с картами
| $ 21
|
25
| Климат и человек
|
| Комбинированный
| Работа с картами
| $ 22
|
26
| Обобщающее повторение
|
| практикум
| Тестирование, работа с картами атласа
|
|
Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа)
|
27
| Разнообразие внутренних вод России. Реки
|
| Изучение нового материала
| Учащиеся должны называть:
- Распределение рек страны по бассейнам океанов,
- основные области современного оледенения и крупные ледники
Объяснять:
- распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей её хозяйственного использования.
Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.
Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
| $ 23
|
28
| Озера, болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 24
|
29
| Водные ресурсы и человек.
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 25
|
30
| Обобщающее повторение. (Практическая работа)
|
| практикум
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами, тестирование
|
|
Почвы и почвенные ресурсы (4 часа)
|
31
| Образование почв и их разнообразие.
|
| Комбинированный
| Учащиеся должны называть:
- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах.
Объяснять: почвообразовательные процессы,
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| Выявление условий почвообразования основных типов почв (количества тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
| $ 26
|
32
| Закономерности распространения почв.
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 27
|
33
| Почвенные ресурсы России
|
| практикум
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами, тестирование
| $ 28
|
34
| Практическая работа
|
|
| Работа с контурными картами
|
|
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (2 часа)
|
35
| Растительный и животный мир России.
|
| Комбинированный
| Учащиеся должны называть: основные виды растительности растительного и животного мира
Объяснять: особенности растительного и животного мира природных зон
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
| $ 29
|
36
| Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 30
|
Природное районирование (8 часов)
|
37
| Разнообразие природных комплексов. Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оболочки Земли.
|
| Изучение нового материала
| Объяснять: разнообразие природных комплексов на территории страны,
Оценивать: изменение природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| Сравнительная характеристика двух природных зон России.
Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.
| $ 31
|
38
| Природно-хозяйственные зоны России.
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 32
|
39
| Арктические пустыни, тундра и лесотундра.
|
|
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 33
|
40
| Леса.
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 34
|
41
| Лесостепи, степи и полупустыни.
|
| Комбинированный
| Работа с картами атласа, беседа
| $ 35
|
42
| Высотная поясность
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 36
|
43
| Особо охраняемые природные территории
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 37
|
44
| Обобщающее повторение. Практикум.
|
| практикум
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами, тестирование
|
|
Часть IV. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ. 8 часов
|
45
| Численность населения России. Особенности воспроизводства населения. Естественный прирост
|
| Изучение нового материала
| Учащиеся должны называть: народы, наиболее распространенные языки, религии.
Описывать: особенности быта и религий отдельных народов
Объяснять: различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ.
Оценивать: изменение в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| Выделение районов проживания крупных народов по карте «Народы России», оценка географии размещения народов и особенностей географии религий России.
Анализ графиков численности населения и половозрастных пирамид, анализ графика «Динамика экономически активного населения» и динамики миграционных потоков.
Выявление роли ЭГП в развитии городов.
Оценка привлекательности места своего проживания.
Сравнение наиболее и наименее урбанизированных территорий России.
| $ 38
|
46
| Мужское и женское население России. Половозрастная пирамида.
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 39
|
47
| Этнический, языковый и религиозный состав населения.
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 40
|
48
| Городское и сельское население. Особенности урбанизации.
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 41
|
49
| Размещение населения России
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 42
|
50
| Миграции населения России. Виды миграций.
|
| Комбинированный
| Индивид, фронтальн опрос, работа с картами
| $ 43
|
51
| Люди и труд. Экономически активное население, трудовые ресурсы. (Рынок труда)
|
| Комбинированный
| Индивид, фронтальн опрос, работа с картами
| $ 44
|
52
| Обобщающее повторение.
|
| практикум
| Индивидуальный, опрос, работа с картами, тест
|
|
Часть V. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ. 13 часов
|
53
| Что такое хозяйство страны
|
| Изучение нового материала
| Учащиеся должны называть: важнейшие природно-хозяйственные объекты страны,
Объяснять: изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства,
| Фронтальная беседа
|
| $ 45
|
54
| Как география изучает хозяйство
|
| Комбинированный
| Фронтальный опрос
|
| $ 46
|
Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу (11 часов)
|
55
| Состав первичного сектора экономики.
|
| Изуч. нового мат.
| Учащиеся должны называть: основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования.
Оценивать: природно-ресурсный потенциал страны, региона
| Фронтальная беседа
| Изучение особенностей, производственных связей и принципов размещения отраслей хозяйства. Составление типовой схемы агропромышленного комплекса
| $ 47
|
56
| Природно-ресурсный потенциал России.
|
| Комбинированный
| Индивидуал, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 48
|
57
| Богата ли Россия ресурсами.
|
| Комбинированный
| Индивидуал, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 49
|
58
| Сельское хозяйство.
|
| Комбинированный
| Индивидуальн, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 50
|
59
| Земледелие.
|
| Комбинированный
| Индивидуальн, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 51
|
60
| Животноводство
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 52
|
61
| Лесное хозяйство. Охота.
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 53
|
62
| Рыбное хозяйство.
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 54
|
63
| Географический фактор в развитии общества
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 55
|
64-65
| Обобщающее повторение
|
| практикум
|
| Индивидуальный, фронт. опрос, работа с картами, тест
|
|
|