|
№
|
Тема урока
| К
Кол-во часов
| ТиТип ур
Тип урока
|
Элементы содержания образования
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
|
ФОУД Ф-фронталь.
И-индивид.
П-парная
Г-групп.
|
Формы контроля
|
Практические работы
*-обучающ.
**-регион компонент.
№-оценочные(стандарт
|
Д.З.
|
Дата
проведения
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
| Раздел 1.Источники географической информации (6 часов)
Тема I. Введение (1ч)
|
| 1
| Что такое география.
| 1
| Урок получения новых знаний и первичное закрепление способов деятельности
| География как наука. Источники получения знаний о земле
| ф
| Вводная беседа
| * Наблюдение за географическими объектами своей местности
|
|
|
| Тема II. Изображения земной поверхности и их использование (5ч)
|
| 2
| Картографические изображения земной поверхности
| 1
| Урок получения новых знаний и первичное закрепление способов деятельности
| Понятия « план местности» и «карта». Условные знаки, определение направлений и расстояний. Разнообразие карт по масштабу и содержанию. Легенды карт, виды условны знаков. Географические карты в жизни человека
| Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью масштаба. Определять географические координаты объектов на карте. Систематизировать карты атласа по содержанию и масштабу
| ИГП
| Таблица, примеры условных знаков Записи координат с указанием географических объектов Работа с картой, тестирование, результаты измерений расстояний в градусах и км.
|
|
|
|
| 3
| Географические координаты. Приемы ориентирования на карте.
| 1
| Урок получения новых знаний и первичное закрепление способов деятельности
| Глобус как модель Земли. Масштаб и его виды. Градусная сеть, ее предназначение. Географическая широта и долгота.
| Рассчитывать расстояния с помощью масштаба. Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сети. Определять направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов
| Ф Г И
| Фронтальный, индивидуальный опрос , работа с глобусом и картой
| №1 Ориентирование по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений. Чтение карт и космических снимков
|
|
|
| 4
| Ориентирование на местности. Построение плана местности.
| 1
| Практикум
| Ориентирование и его способы. Компас, Определение сторон горизонта и расстояний на местности. Азимут Способы глазомерной съемки.
| Определять направления по компасу, азимуту на объекты, расстояния с помощью шагов и дальномера. Составление описания маршрута.
| Ф И Г П
| Схематичное изображение азимутов. Результаты определения расстояний.
| *Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута.
|
|
|
| 5
| Практическое занятие на местности
| 1
| Практикум
|
|
|
|
| №2 Составление плана местности
|
|
|
| 6
| Карта-«язык» географии
| 1
| Урок актуализации знаний и умений
| Относительная и абсолютная высота. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Горизонтали, способы изображения рельефа на географических картах
| Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составлять описания по топографической карте форм рельефа
| И Г П
| Изображение форм рельефа горизонталями (описание участка местности, холма, впадины) Работа с картой фронтальный индивидуальный опрос
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 2. Природа Земли и человек.( 28 часов)
Тема IV. Земля- планета Солнечной системы ( 3 часа)
|
| 7
| Земля – планета Солнечной системы
| 1
| Урок получения новых знаний и первичное закрепление способов деятельности
| Доказательства шарообразности Земли. Длина экватора, полярного и экваториального радиусов, площадь поверхности. Значение формы и размеров. Виды движения Земли. Высота Солнца над горизонтом. Время на Земле. Смена времен года.
| Приводить доказательства шарообразности земли Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусами, длиной меридианов и экватора. Составлять и анализировать схему « Географические следствия размеров и формы Земли»
| ФП
| Таблица к \ карта схема Сравнение астрономических и фенологических времен года своей местности
| *Обозначение на к \ карте материков и океанов Земли. *Составление схемы « Тепловые пояса Земли»
№3 Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы.
|
|
|
| 8
| Географические следствия движения Земли.
| 1
| Урок получения новых знаний и первичное закрепление способов деятельности
| Неравномерность распределения солнечного света и тепла на Земле. Пояса освещенности.
| Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца ( схемы «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года в процессе решения практических задач.
| Ф И
|
| №4 Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращение Земли вокруг своей оси.
|
|
|
| 9
| Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
| 1
| Урок обобщения знаний
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10-11
| Литосфера. Минералы и горные породы.
| 2
| Урок получения новых знаний и первичное закрепление способов деятельности
| Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, з.кора. Ее типы Литосфера ее соотношение с з.корой. Литосферные плиты.
| Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.
| Ф И
| Таблица определения горных пород и минералов, описание способов их образования и использования в своей местности
| №5 Изучение свойств горных пород и минералов
|
|
|
| 12
| Рельеф поверхности Земли
| 1
| Урок получения новых знаний и первичное закрепление способов деятельности
| Рельеф и формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Воздействие на рельеф внутренних и внешних сил
| Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абс высоты форм рельефа. Устанавливать с помощью географических карт зависимость распространения крупнейших форм рельефа Земли – материков и впадин океанов- от строения з. коры
| Ф И
| К \ карта Номенклатура: равнины: Восточно- Европейская, Западно- Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины(Сев. Америка)
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское
Горы: Джомолунгма, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи
Вулканы: Везувий. Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи
Гейзеры: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка,
| №6 Описание по карте равнин и гор по плану. Наблюдение за объектами литосферы
|
|
|
|
13
| Внутренние и внешние силы, формирующие рельеф
| 1
| Практикум
| Медленные вертикальные и горизонтальные движения з. коры их роль в изменении поверхности Земли. Землетрясения и вулканизм. Обеспечение безопасности населения
| Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные сейсмические пояса Земли.
| Ф И
| Сопоставление карт атласа.
Индивидуальная работа по заполнению к \ карт
|
|
|
|
| 14
| Человек и мир камня
| 1
| Урок обобщения
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема VI. Гидросфера – водная оболочка Земли (5 часов)
|
| 15
| Гидросфера
| 1
| Урок получения новых знаний и первичное закрепление способов деятельности
| Понятие «гидросфера». Объем гидросферы, ее части. Круговорот воды, его роль в природе. Значение гидросферы для Земли
| Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме « Круговорот воды в природе». Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека
| Ф И
| Работа с картой, фронтальный и индивидуальный опрос
| * анализ интересных сведений о гидросфере, собранных в различных источниках и написание аннотации по одному из источников информации
|
|
|
| 16
| Мировой океан .
| 1
| Урок получения новых знаний и первичное закрепление способов деятельности
| Мировой океан, его части. Моря, заливы и проливы. Роль Океана в формировании климатов Земли, в хозяйственной деятельности людей. Температура и соленость поверхностных вод. Многообразие видов движения оды, их роль в жизни Океана. Волны и течения как важнейшие виды движения воды. Размеры течений, разнообразие по температуре, глубине, продолжительности. Причины поверхностных течений. Значение течений для климата и природы Земли.
| Определять черты сходства и различий океанов Земли. Определять по карте гп. Глубину, размеры океанов, морей. заливов, проливов, островов, выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солености поверхностных вод М. океана. Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений М. океана.
| Ф И
| Работа с картой, фронтальный и индивидуальный опрос
Номенклатура:
Моря:
Черное, Балтийское. Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское
Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский
Проливы:
Берингов. Гибралтарский, Магелланов, Дрейка Малаккский
Течения:
Гольфстрим, Северо -Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское
Острова:
Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея
Полуострова:
Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали,.Кордильер, Аляска
| *определение географического положения и описание по картам атласа моря №7 Анализ карт температуры и солености вод Мирового океана.
|
|
|
| 17
| Реки
| 1
| Практикум
| Реки- составная часть поверхностных вод суши. Части реки притоки. Речная система, водозаборный бассейн. Водораздел. Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек, их зависимость от климата. Создание водохранилищ и электростанций, загрязнение и очищение вод
| Определять по карте истоки, устья, притоки, бассейн, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карты. Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану. Определять по карте крупнейшие водохранилища мира.
| Ф И Г
| Работа с картой, фронтальный и индивидуальный опрос
Номенклатура:
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь.
| *определение географического положения и описание по картам атласа реки (своей местности)
|
|
|
| 18
| Воды суши
| 1
| Практикум
| Озера, их многообразие, зависимость от рельефа и климата. Сточные и бессточные, пресные и соленые озера Происхождение и виды подземных вод. Условия возникновения ледников, распространение и объем пресной воды в них. Распространение Многолетней мерзлоты, ее воздействие на хозяйственную деятельность человека
| Определять по карте гп и размеры крупнейших озер мира. Решать познавательные задачи по выявлению причин образования ледников и многолетней мерзлоты. Выявлять особенности воздействия многолетней мерзлоты на хоз. деятельность
| И
| Тестирование
Номенклатура:
Озера:
Ладожское, Каспийское, Байкал. Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее
Области оледенения:
Антарктида, Гренландия. Ледники Гималаев и Кордильер, Аляска
| *определение географического положения и описание по картам атласа озера (своей местности) №8 Описание реки и озера по плану №9 Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли ( обозначение на к \ карте крупнейших рек и озер)
|
|
|
| 19
| Человек и гидросфера
| 1
| Урок обобщения
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема VII. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (8 часов)
|
|
|
|
| 20
| Атмосфера
| 1
| Урок получения новых знаний и первичное закрепление способов деятельности
| Атмосфера: границы, состав воздуха, источники пополнения газов. Значение атмосферы .строение
| Составлять и анализировать схему» Значение атмосферы для Земли». Выявлять роль содержащихся газов для природных процессов. Высказывать. Высказывать мнение об утверждении: « Тропосфера – «кухня погоды»
| Ф И
| Работа с картой
Календарь погоды
| №10 Наблюдения за погодой (Измерение количественных характеристик элементов погоды). Составление и анализ календаря погоды.
|
|
|
| 21
| Температура воздуха
| 1
| Урок получения новых знаний и первичное закрепление способов деятельности
| Нагревание воздуха тропосферы. Термометр. Понижение температуры в тропосфере с высотой.. Различия в нагревании в течении суток и года. Средние температуры, амплитуды температур. Изотермы. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам
| Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе денных дневников наблюдений. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду. Решать задачи на определение ср. месячной температуры, изменения ее с высотой. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения ср. температур от экватора к полюсам
| Ф И
|
| * Вычерчивание графика суточного хода температуры воздуха ( Средняя суточная температура. Суточная амплитуда колебаний )
|
|
|
| 22
| Влажность воздуха и атмосферные осадки
| 1
| Урок получения новых знаний и первичное закрепление способов деятельности
| Водяной пар в атмосфере, источники его поступления. Абсолютная и относительная влажность. Гигрометр. Облака их виды влияние на погоду. Атмосферные осадки –причины образования, неравномерность распределения, влияние на жизнь и деятельность людей
| Измерять относительную влажность с помощью гигрометра. Решать задачи по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику. Анализировать диаграммы распределения осадков по месяцам
| Ф И
| Фронтальный опрос
| * Измерять относительную влажность с помощью гигрометра. * Решать задачи по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных
|
|
|
| 23
| Атмосферное давление и ветер
| 1
| Практикум
| Измерение атмосферного давления: барометр, единицы измерения. Причины изменения давления, географические особенности распределения. Ветры: образование, характеристики, зависимость от давления. Крупные постоянные ветры тропосферы. Местные ветры
| Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать давление на разной высоте в тропосфере. Определять по картам направление ветров и причины их образования. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды.
| Ф И П Г
|
| №11 Выявление зависимости температуры воздуха и давления от высоты * Построение и анализ «Розы ветров»
|
|
|
| 24-25
| Погода и климат. Карты погоды
| 2
| Практикум
| Элементы погоды. Метеорологические приборы и инструменты. Карты погоды их чтение. Прогнозы. Климат и его основные показатели Климатические пояса
| Выявлять особенности погоды. Знакомится с картами погоды, Выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Сравнивать их. Выявлять причину разнообразия климатов
| Ф И
| Работа с картой, фронтальный и индивидуальный опрос
| ** Характеристика климата своей местности: его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей
|
|
|
| 26
| Практическая работа. Обобщение данных дневника погоды
| 1
| Практикум
|
|
|
|
|
|
|
|
| 27
| Человек и атмосфера.
| 1
| Урок обобщения
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема VIII. Биосфера – оболочка жизни( 3 часа)
|
| 28-29
| Биосфера Жизнь в океане и на суше
| 2
| Урок актуализации знаний и умений
| Понятие. Границы современной биосферы, ее значение. Разнообразие органического мира, приспособление организмов к среде обитания. Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот. Усиление воздействия людей на биосферу. меры по ее охране
| Сопоставить границы биосферы с границами других оболочек Земли. Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота. Выявлять причины изменения раст. И жив. мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам. Высказывать мнения о воздействии человека на биосферу в своем крае
| И
| Работа с картой, фронтальный и индивидуальный опрос
| №12 Наблюдение за растительным и животным миром для определения качества ОС
Описание одного растения или животного своей местности
|
|
|
| 30
| Человек – часть биосферы Экологические проблемы
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема IX Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс (4часа)
|
| 31
| Природные комплексы. Географическая оболочка
| 1
| Урок получения новых знаний и первичное закрепление способов деятельности
| ГО, ее строение. Взаимосвязи между частями ГО. Свойства ГО и ее закономерности. Широтная зональность и высотная поясность
| Приводить примеры взаимосвязи частей ГО. Выявлять доказательства существования главных закономерностей ГО на основе анализа тематических карт
| Ф И
| Работа с картой, фронтальный и индивидуальный опрос
|
|
|
|
| 32
| Почва
| 1
| Урок получения новых знаний и первичное закрепление способов деятельности
| Почва ее части: твердая, жидкая, газообразная. Роль почвы для растений. Наука почвоведение. Условия образования почв. Плодородие почв и пути его повышения. Строение почв, их отличие друг от друга. Распространенные зональные почвы. Роль человека в сохранении и улучшении почв
| Проводить сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв.
| Ф И
| Работа с картой, фронтальный и индивидуальный опрос
|
|
|
|
| 33-34
| Природные зоны мира. Итоговый урок
| 2
| Урок актуализации знаний и умений
|
|
|
|
|
№13 Выявление и объяснение географической зональности природы Земли №14 Описание ПЗ, приспособленность людей к жизни в разных ПЗ.
|
|
|
| 35
| Обобщение изученного материала за год
| 2
| Практикум
| Ознакомление с компонентами природы своей местности, описание типичных ПК, выявление степени их антропогенного изменения
|
| ФИ
| Творческий отчет
| №15 Экскурсия. Наблюдение и описание состояния ОУ, ее изменения, влияние на качество жизни населения
|
|
|