Скачать 0.66 Mb.
|
Рабочая программа по природоведению «Природа. Неживая и живая» для 5 класса к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой Пояснительная записка. Рабочая программа по природоведению для V класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. — М.: Дрофа, 2010. 1. Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний о многообразии тел, веществ и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, между деятельностью человека и изменениями в окружающей среде; обеспечивающих дальнейшее изучение систематических курсов биологии, географии, физики и химии; • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; • развитие способностей учеников взаимодействовать с миром природы, желания познавать природные объекты и явления, чувствовать их красоту и значимость для жизни человека; • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи, уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений и др. По Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ на изучение природоведения в 5 классах отводится 2 часа в неделю (70часов). Реализация национально-регионального компонента на уроках природоведения осуществляется путем изучения объектов природы своей местности, экологическими проблемами села и республики, ознакомлением работами авторов публицистических статей на актуальные темы в РТ при изучении, закреплении или повторении тем учебного материала. Таблица тематического распределения количества часов
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 70 часов 1.Введение (10 часов) Человек и природа. Науки о природе. Методы изучения природы. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы. Оборудование для научных исследований. Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования. Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарем, справочником, определителем, картой. Использование современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений. Наблюдение за сезонными изменениями растений (изменением окраски и листопадом). Великие естествоиспытатели. Природа. Неживая и живая природа.
«Оборудование для научных исследований». (Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами). «Конструирование простейших измерительных приборов». «Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования». «Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарем, справочником, определителем, картой». 2. Многообразие тел, веществ и явлений природы (49 часов) 2.1. Вселенная (7 часов) Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение. Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Солнечная система. Планеты, метеоры, метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса. Планета Земля. Суточное и годовое движение Земли. Строение Земли, Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Луна – спутник Земли. Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца. ■ Лабораторные работы «Определение на звездной карте созвездий Северного полушария». «Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий». Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; строение солнечной системы. Уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты; сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков.
«Работа с подвижной картой звездного неба». «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд» «Определение на звездной карте созвездий Северного полушария». «Ориентирование на местности с помощью компаса». «Ориентирование на местности по солнцу в полдень» «Ориентирование на местности по солнцу и часам». «Определение сторон горизонта по звездам». Знать стороны горизонта, движении звезд. Уметь определять стороны горизонта, ориентирование на местности, с помощью компаса, по часам и солнцу. 2.2. Строение и свойства вещества (8 часов) Тела и вещества в окружающем мире. Использование человеком веществ. Свойства твердых, жидких и газообразных тел. Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия. Взаимодействие частиц. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые). Химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни. ■ Лабораторная работа «Определение физических свойств: твердых, жидких и газообразных тел.» Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях. Уметь описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; находить значение указанных терминов в справочной литературе; кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль.
«Описание и сравнение признаков веществ» «Зависимость скорости испарения жидкости от её температура, площади поверхности, рода жидкости». «Наблюдение за признаками химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка». 2.3. Воздух (7 часов) Состав воздуха. Изменение состава воздуха. Охрана воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека. Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера). Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.
«Образование осадков». «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей» (опрос родителей и близких людей) • Лабораторная работа: « Описание погоды за месяц и сезон» Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; основные характеристики погоды. Уметь описывать погоду, проводить фенологические наблюдения. 2.4. Вода (3 часа) Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды. 2.5. Горные породы (2 часа) Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых. ■ Лабораторные работы «Описание минералов и горных пород (по 3—4 признакам) и определение их свойств». «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами». Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы; внутреннее строение земли, основные горные породы, виды полезных ископаемых. Уметь давать определения понятиям и терминам 2.6. Почва (5 часов) Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы. Знать состав и свойства почвы; способы улучшения плодородия; влияние природных явлений на разрушении почв 2.7. Организмы (4 часа) Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов. Практическое задание Строение растительной клетки» Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала; Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, использование электронных коллекций изображений). Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану. Знать о многообразии живого мира, разнообразии живых организмов своей местности, среды обитания организмов 2.8. Растения (6 часов) Характерные признаки растений. Разнообразие растительного мира. Строение цветковых растений Места обитания дикорастущих растений, условия их жизни. Охрана растений, растения Красной книги. Природные и антропогенные причины их сокращений. Знакомство с растениями своей местности. Культурные растения, условия их жизни. Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц. Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы. • Лабораторные работы «Распознавание органов цветкового растения». «Определение растения по атласу – определителю, фотографиям».
«Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений». ■ Экскурсия «Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых)». Знать о многообразии растительного мира, о значении растений в природе; строение цветковых растений. Уметь составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями 2.9. Грибы (2 часа) Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей. ■ Лабораторная работа «Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов». Знать об особенностях строения и размножения грибов, многообразие грибов Уметь узнавать наиболее распространенных в своей местности съедобных и ядовитых грибов; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде. 2.10. Животные (5 часов). Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Природные и антропогенные причины сокращений животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни. Связи живого и неживого. Пищевая цепь. Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных. Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания. ■ Лабораторная работа «Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей, из атласов - определителей, фотографий». Знать характерные признаки животных, многообразие диких животных, значение диких животных и их охрана. Уметь узнавать различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей. 3.Человек, его здоровье и безопасность жизни (10 часов). Человек и окружающая среда. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Наблюдение за самочувствием. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (при сильном ветре, во время грозы, ливней, под градом, при встрече с опасными животными и т.п.). Как беречь свое здоровье и жизнь. Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Овладение способами первой помощи при укусах ядовитых, животных, воздействие ядовитых растений. Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки. ■ Лабораторные работы «Определение показателей развития своего организма» «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах».
«Наблюдение за собственным настроением, аппетитом, сном, желанием заниматься физическими упражнениями, переносимостью умственной и физической нагрузки и др.)». «Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии)». «Овладение способами первой помощи при укусах ядовитых, животных, воздействие ядовитых растений». Знать особенности строения организма человека, что такое вредные привычки, факторы, влияющие на здоровье человека. Уметь оказывать первую помощь при капиллярных кровотечениях, несложных травмах. 4.Итоговое занятие (1 час) Охрана природы. Летние задания. Наблюдение за растениями и животными. Опытническая работа. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения природоведения ученик должен знать/понимать/: - примеры наиболее распространенных представителей культурных и дикорастущих растений, домашних и диких животных своей местности, в том числе редких и охраняемых видов растений и животных; физических явлений; явлений превращения веществ; приспособления растений к избытку и недостатку влаги; приспособления животных к низким температурам; воздействия человека на природу; - простейшие методы изучения природы, основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения. уметь: - излагать результаты собственных наблюдений или опытов; - различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его проведения и полученные результаты; - описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; - сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; - использовать не менее двух источников информации по заданной тематике; - находить значение указанных терминов а справочной литературе; - кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; - выделять в тексте описание природных явлений; - пользоваться приборами для измерения длины, температуры и времени; - указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; - находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; - узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - ориентироваться на местности: определять стороны горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков; - измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами; - различать наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; - следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде; - уметь адаптироваться к особенностям природы своей местности; - уметь оказывать первую медицинскую помощь при капиллярных кровотечениях, несложных травмах. Критерии оценки учебной деятельности по природоведению. Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Исходя из поставленных целей, учитывается:
Устный ответ. Оценка "5" ставится, если ученик:
Оценка "4" ставится, если ученик:
Оценка "3" ставится, если ученик:
Оценка "2" ставится, если ученик:
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка "5" ставится, если ученик:
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
Оценка "2" ставится, если ученик:
Примечание.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Нормы оценок: практика. «5» — работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески; «4» — работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный; «3» — работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок; «2» — ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид. Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве. «5» - правильное, по плану проведенное наблюдение, точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений. «4» - правильное, по плану проведенное наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений. «3» - допускаются недочеты в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений. «2» - неправильное выполнение задания; неумение сделать выводы на основе наблюдений. Учебно-тематическое планирование по природоведению « Природа. Неживая и живая» предмет Классы 5 Учитель Бурчина Марина Гурьяновна Количество часов Всего 70 часов; в неделю2 часа Плановых контрольных уроков 4ч. , тестов 2 ; лабораторных работ 14, практических работ 3. Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. — М.: Дрофа, 2010. Учебник Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/В.М.Пакулова, Н.В.Иванова.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.- 222,[2]с.
|
Учебного курса по природоведению «Природа. Неживая и живая» для 5 класса Данная рабочая программа учебного предмета природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая» составлена на основе | Рабочая программа учебного курса «Природоведение. Природа. Неживая и живая.» «Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и... | ||
Рабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка... Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2007 г | Рабочая программа учебного курса природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая» Рабочая программа учебного курса природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М. В. Пакулова, Н. В. Иванова. Рабочая тетрадь по природоведению. Природа. Неживая и живая. М.: Дрофа, 2012 | Пакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для... В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009. Календарно-тематический план составлен применительно к учебной программе... | ||
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению... | Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению... | ||
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению... | Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «природа», «живая природа», «неживая природа» и развивать умение их дифференцировать | От 29. 08. 14г. Мкоу ильинская оош рабочая программа по природоведению 5 класс Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с содержанием программы мо РФ и умк в. В. Пасечника. Календарно-тематический... | ||
Конспект №1 Цель: Познакомить с понятиями «Природа», «Живая природа»,... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным | Программа расчитана на 35 часов, в том числе на контрольные работы-3... Данная программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжить формирование понятий “неживая природа”, “живая природа”, актуализировать представления о жизненных формах растений | Рабочая программа по учебному предмету «Природа. Неживая и живая»... «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов» |