Урок «Окружающий мир» Тема: «Подземные богатства»





Скачать 80.57 Kb.
НазваниеУрок «Окружающий мир» Тема: «Подземные богатства»
Дата публикации07.08.2014
Размер80.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Министерство образования Калининградской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Гвардейска

Муниципального образования «Гвардейский район»

Калининградской области

Открытый урок «Окружающий мир»

Тема: «Подземные богатства»

4 «Б» класс

Учитель: Шкабура Ольга Николаевна

высшая квалификационная категория

2009г.

Тема: Наши подземные богатства
Цели урока:

  • Сформировать представление учащихся о подземных богатствах;

  • Познакомить со способами добычи и использованием полезных ископаемых края;

  • Развивать познавательную активность, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.


Оборудование:

Карта края; коллекция полезных ископаемых; слайды; выставка книг о Калининградской области.
Ход урока

I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос). (Слайд № 1 и 2)

  • Покажите на карте Калининградскую область?

  • С какими государствами граничит?

  • Каков рельеф нашего края?

  • Карта пестрит голубыми извилинами, что это?

  • На какие две группы можно разделить водоемы?

  • Какая главная река области? Расскажите о ней;

  • Самая большая река нашей области?

  • Какое озеро области древнее Балтийского моря?


Тест: Работа в тетради «Проверим себя»
III. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы продолжаем постигать тайны окружающего мира. А о чем мы будем говорить сегодня, давайте выясним. (Слайд № 3)

Актуализация знаний.

Эта планета солнечной системы, имеет шарообразную форму, окружена воздушной оболочкой. Поверхность ее – горы, равнины, овраги. На поверхности – вода, почва, растительность, животные, люди. Внутри (в недрах) – ? (Словарь Ожегова)

– Прочитайте текст, как вы думаете, о чем идет речь? (о планете Земля). Как вы озаглавите текст? (Земля)

– Что нам предстоит сегодня выяснить? (Что находится в недрах Земли, как она устроена, что внутри Земли ядро, о богатствах Земли).

– Что является богатствами Земли? (полезные ископаемые) (Слайд № 4)


ПЕСОК

 

ГЕОЛОГ

 

ПОЧВА

 

 

ГРАНИТ

 

ВОДА

 

УГОЛЬ


– Все ли слова вам знакомы? Что в них общего? Какое слово лишнее? (геолог) Докажите почему? Оставшиеся слова разделите на группы. ) (Слайд № 5)

Песок

Почва

Гранит

Вода

Уголь

 

– Как правильно назвать первую группу? (полезные ископаемые или горные породы)

IV. Постановка целей.
Из чего сделана наша школа? С помощью чего можно приготовить обед? На коком топливе работает двигатель автомобиля? Где человек взял эти необходимые в быту материалы?

Вспомним о подземных богатствах нашей страны. Какие из них добывают в нашем крае?

  • полезные ископаемые,

  • горные породы,

Это одно и тоже?

– Перед нами проблема – является ли любая горная порода полезным ископаемым. Для решения этой проблемы нам необходимо вспомнить, что такое полезные ископаемые и горные породы

– Найдите в толковом словаре понятия: “горные породы”, “минералы”, “полезные ископаемые”.

Горные породы – породы, слагающие земную кору. Из них образуются горы, они находятся под слоем почвы, на дне морей. Состоят из минералов.

Минералы – однородные природные соединения.

Полезные ископаемые – залегающие под землей природные вещества, свойства которых позволяют использовать их в хозяйственной деятельности человека.

– Все ли признаки полезных ископаемых мы знаем и можем назвать? Поставьте, пожалуйста, цель сегодняшнего урока (изучить свойства полезных ископаемых).

– А какие свойства вы знаете? (Цвет, запах, твердость, прочность, растворимость, горючесть, вкус)

V. Планирование.

– У вас на столах образцы горных пород, можем ли мы определить их свойства? Вспомните, какую цель мы с вами поставили (изучить свойства).

– Для чего мы их будем изучать? (Чтобы выяснить какие свойства горных пород использует человек и доказать или нет)

– Что мы должны получить в конце работы?

– По какому плану будем работать?

План:

  1. Название

  2. Состав

  3. Свойства

  4. Использование человеком

VI. Практическая работа (групповая работа).

– Командиры групп получите задание, распределите работу в группах

  • Учащиеся проводят опыты, определяя свойства горных пород.

  • Заполняют таблицу.

Защищают у доски свою таблицу по плану (1 человек от группы). ) (Слайд № 6)
(Слайд № 7 - Железная руда); 1 группа

(Слайд № 8 - Способы добычи);

(Слайд № 9 - Торф), 2 группа

(Слайд № 10 – Гранит); 3 группа

(Слайд № 11 – Уголь); 4 группа

(Слайд № 12 – Известняк); 5 группа

(Слайд № 13 – Нефть); 6 группа
- Узнайте полезное ископаемое по описанию (бесцветный, легкий, хорошее топливо, его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных). (Слайд № 14 – Природный газ)
- Что необходимо предпринять, если почувствуешь запах газа?


Свойства

Горная порода

Способ определения

1. Цвет

 

 

2. Запах

 

 

3. Твердость, мягкость

 

 

4. Прочность, хрупкость

 

 

5. Сыпучесть

 

 

6.Растворимость

 

 

7. Тяжелее, легче воды

 

 

8. Горючесть

 

 

9. Другие свойства

 

 

10. Состав

 

 

VII. Контроль.
– Все ли учла группа в своей работе по плану?

-Какая проблема была нами поставлена? (Являются ли горные породы полезными ископаемыми?)

– К какому выводу мы пришли? (Да – если горные породы человек использует в хозяйстве)

(Слайд № 15)

Рассмотрим карту Калининградской области.

Используя условные обозначения, назовите, какими полезными ископаемыми богата наша область?

(Слайд № 16)

(Экзамен Гнома).

Хватит ли полезных ископаемых будущим поколениям?

Что необходимо делать для охраны полезных ископаемых?

Работа с учебником стр. 168 «Охрана подземных богатств».

Кроссворд.



По горизонтали:
1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое, из которого был сделан горшочек? (Глина)
2. Белая, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. (Мрамор)
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй ...., пока горячо». (Железо)
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. (Торф)
5. Образуется при разрушении гранита и кварца. (Глина)
По вертикали:
1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? (Гранит)
2. Без него не может обойтись учитель на уроке. (Мел)
4. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности - мел, мрамор. (Известняк)
5. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. (Нефть)

VIII. Итог урока.

На Земле много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. 1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды. Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу. 1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали. Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком! А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? - Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вырастите, вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

IX. Домашнее задание. (Слайд № 17)

Подготовить сообщение о полезном ископаемом, камне, о котором говорилось, что он приносит счастье, спасает от злых духов, болезней, дарится в знак дружбы и в его честь называют наш край. (Янтарь)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок «Окружающий мир» Тема: «Подземные богатства» iconКонспект урока окружающий мир 4 б класс тема: «наши подземные богатства»
Далее проводится обсуждение изученного материала рассказы учеников сопровождаются показом образцов полезных ископаемых
Урок «Окружающий мир» Тема: «Подземные богатства» iconТема: «Наши подземные богатства»
Цели урока: познакомить с полезными ископаемыми, с их месторождениями, свойствами и областью применения
Урок «Окружающий мир» Тема: «Подземные богатства» iconТема : «Наши подземные богатства»
Цели формирование представлений у учащихся о полезных ископаемых нашей Родины и нашего края
Урок «Окружающий мир» Тема: «Подземные богатства» iconПлан-конспект интегрированного урока. Предметы: Окружающий мир и Основы православной культуры
Учебный материал: окружающий мир- урок 7, с. 39-45; Древняя Русь- страна городов; опк урок 7; Устройство храма
Урок «Окружающий мир» Тема: «Подземные богатства» iconТема урока: Наши подземные богатства
...
Урок «Окружающий мир» Тема: «Подземные богатства» iconУрок по предмету "Окружающий мир" (3 класс) Тема: «Человек и природа....
«природы Экологическая опасность» и др.; фотографии растений, животных, занесенных в Красную книгу. Учебник “Окружающий мир”, 3Кл...
Урок «Окружающий мир» Тема: «Подземные богатства» iconУрок проект «Окружающий мир» 4 класс система Л. В. Занкова
Дмитриева Н. Я.,Казаков А. Н. Окружающий мир: учебник для 4 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2012
Урок «Окружающий мир» Тема: «Подземные богатства» iconКонспект урока природоведения в 4 б классе «наши подземные богатства....
Оборудование: физическая карта Татарстана, коллекция полезных ископаемых, образцы почв, материал для опытов, карточки с ответами...
Урок «Окружающий мир» Тема: «Подземные богатства» iconПредметная область: Окружающий мир ( автор: А. А. Вахрушев) 1 класс тема
Цель: Формирование образовательных компетенций ( информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 1 класса в предметной области...
Урок «Окружающий мир» Тема: «Подземные богатства» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России»,...
Урок «Окружающий мир» Тема: «Подземные богатства» iconУрок по предмету «Окружающий мир» 3 класс Тема: «Разнообразие животных»

Урок «Окружающий мир» Тема: «Подземные богатства» iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Урок «Окружающий мир» Тема: «Подземные богатства» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Урок «Окружающий мир» Тема: «Подземные богатства» iconПрограмма окружающий мир плешаков «мир вокруг нас»
Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы
Урок «Окружающий мир» Тема: «Подземные богатства» iconМатериал подготовлен учителем начальных классов мобу «Платовская...
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1226 с углубленным изучением английского...
Урок «Окружающий мир» Тема: «Подземные богатства» iconУрок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк...
«Жизнь древних славян», учебники, тетради с контурными картами, цветные карандаши; карточки для работы по группам


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск