Визитная карточка проекта «В гости к зиме»
Автор проекта
|
| Фамилия, имя, отчество
| Гутова Елена Николаевна
|
| Город, область
| г.о. Тольятти Самарской области
|
| Номер, название школы
| МОУ средняя школа № 4
|
| Описание проекта
|
|
| Название темы вашего учебного проекта
|
| В гости к зиме
|
| Краткое содержание проекта
|
| Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с зимними изменениями в природе. Он охватывает изучение учебных тем "Живая и неживая природа зимой", "Невидимые нити в зимнем лесу". Работа над проектом "В гости к зиме" помогает удовлетворить познавательный интерес учащихся, побуждает к поиску дополнительной информации, развивает наблюдательность, творческие способности, обогащает жизненный опыт детей в ходе решения практических задач.
|
| Предмет(ы)
|
| Окружающий мир
|
| Класс(-ы)
|
| 2 класс
|
| Приблизительная продолжительность проекта
|
| 4 урока
Для реализации проекта используется 2 учебных часа, отведённых на изучение данного программного материала и 2 внеурочных часа.
|
| Основа проекта
|
| Образовательные стандарты
|
| В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
|
| Планируемые результаты обучения
|
| После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
личностные: формирование целостного взгляда на мир и разнообразия природы; формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации.
предметные: освоение доступных способов изучения природы; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.
|
| Вопросы, направляющие проект
|
| Основополагающий вопрос
| Что ты зимушка-зима нам с собою принесла?
|
| Проблемные вопросы учебной темы
| Кому зимой живется хорошо?
Как узнать, что наступила зима?
Что общего между мышью и елью?
|
| Учебные вопросы
| Зачем животным снег?
Почему рыбы не погибают подо льдом?
Чем питаются зимующие птицы?
Какие явления в неживой природе происходят зимой?
Что такое ветрозим, студень, снежень?
Что такое снег? Из чего он состоит?
Как связаны между собой растения и животные?
Какие животные живут рядом с елью?
Как вредит человек зимнему лесу?
|
| План оценивания
|
|
| График оценивания
|
| До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
| Кластерные карты
Вводная презентация
Таблицы ЗИУ
Знакомство с критериями оценивания презентации
Знакомство с критериями оценивания таблицы
| Наблюдения групп.
Обработка материала,
собранного в ходе проекта
Самооценивание совместной
работы
Таблица продвижения по
проекту
Лист промежуточной
самооценки
| Тест "В гости к зиме"
Взаимооценка учеников
Самооценивание совметной работы
Рефлексия
|
| Описание методов оценивания
|
| В проекте используются следующие методы оценивания:
Стратегия для определения потребностей, знаний и опыта учеников. Используется для того, чтобы установить связь между тем, что знают и тем, что предстоит узнать, получить графическое представление о понимании учениками изменений, происходящих в живой и неживой природе зимой, выявить первоначальные навыки и предпочтения, ожидаемые результаты от участия в проекте, создать мотивацию.
Стратегия для определения самостоятельности работы и взаимодействия в группе. Предназначена для: формирования активной мыслительной деятельности, логики рассуждений, навыков эффективной коммуникации и успешного сотрудничества; умения решать проблемы; нести ответственность за результат общего труда.
Стратегия для определения уровня представлений участников и уровня коммуникационных навыков учащихся. Оценка собственного прогресса, своих мыслей и результатов труда и методов их улучшения. Выявление достижений учащихся: знаний по теме "Живая и неживая природа зимой", "Невидимые нити в зимнем лесу". Умение анализировать полученные сведения и делать выводы. Умение представлять результаты собственной деятельности и навыки сотрудничества, коммуникации.
|
| Сведения о проекте
|
| Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
| На начало проекта учащиеся должны ориентироваться в понятиях: времена года, состояние воды.
|
| Учебные мероприятия
|
| Подготовительный этап
Учитель планирует:
- подготовку и проведение проекта "В гости к зиме" (определение темы проекта, постановка целей и задач, формулировка вопросов по теме проекта);
- этапы проекта, темы для учебных исследований учащимися;
- план оценивания (формирующее и итоговое) в ходе проекта
Учитель готовит:
- список информационных источников и литературы;
- буклет для родителей учеников;
- вводную презентацию проекта;
- дидактический материал (тест, кроссворд, карточки-помогайки и др.)
- список оборудования (фотоаппарат, лупы, линейки, лопатки);
- критерии оценивания
Формирование групп учеников с учётом их интересов и учебных потребностей для учебной исследовательско-поисковой работы: "Зоологи", "Метеорологи" и "Экологи".
«Мозговой штурм» в группах.
Выбор темы исследования каждым учеником и в группах.
Основной этап
1. Постановка проблемных и учебных вопросов для каждой группы, разработка планов работы в группах, изучение учениками критериев оценивания, распределение ролей в группах, составление коллективного календаря проекта, выбор формы представления работы.
2. Анализ проблемных вопросов по темам исследований,деление на подгруппы, выдвижение гипотез, определение целей исследования.
3. Экскурсия в лес, на Волгу.
4. Фотографирование, измерение толщины льда, наблюдение за рыбаками,исследование следов на снегу,наблюдение за птицами.
5. Поиск, обсуждение полученной информации.
6. Оформление результатов исследования в виде фотоальбома, настенной газеты, книжки-«раскладушки», рисунков, сочинений-сказок, компьютерной презентации, буклетов.
7. Проверочная работа с использованием дидактического материала, подготовленного учителем (игра)
Заключительный этап
Защита проекта:
- презентация итоговых работ групп;
- формулирование ответов на основополагающий вопрос и проблемные вопросы проекта;
Оценивание работ
- тестовая проверочная работа по учебной программе (оценивает учитель).
- оценка навыков самоуправления обучением и сотрудничества в группе: навыки XXI века - (самооценка и взаимная оценка).
- защита проекта: презентация, фотоальбомы, газеты, книжки-раскладушки, рисунки, сочинения- сказки (оценивают: члены жюри - родители учеников, педагоги-коллеги, учитель, взаимная оценка учениками, самооценивание).
Подведение итогов
- подведение итогов работы, рефлексия
|
| Материалы для дифференцированного обучения
|
| Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| Для данной категории учащихся предлагаются облегченные вопросы тестов и заданий. Дополнительные подробные карты-инструкции.
|
| Ученик, для которого язык преподавания не родной
| Карты-инструкции на родном языке.
|
| Одаренный ученик
| Тесты и задания утяжеляются дополнительными вопросами и заданиями.
|
| Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
| Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты)
|
| Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер(ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, конференц-оборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор
|
| Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
|
| СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM
|
| Материалы на печатной основе
| А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класс. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2009г.
А.А.Плешаков. От земли до неба: Атлас - определитель. - М.: Просвещение, 2008г.
|
| Интернет-ресурсы
| Жизнь животных зимой (http://zoo-dom.com.ua/articles/2408/)
Птицы (http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/index.htm)
Звери России (http://www.ecosystema.ru/08nature/mamm/index.htm)
|
| |