Призы и ловушки элитарного воспитания





Скачать 92.35 Kb.
НазваниеПризы и ловушки элитарного воспитания
Дата публикации08.08.2014
Размер92.35 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
ПРИНЦ И НИЩИЙ

призы и ловушки элитарного воспитания


Древняя индийская легенда гласит, что когда у одного раджи родился маленький принц, отец решил оградить его от всех скорбей жизни, и повелел создать для него что-то вроде райского сада и оградить его от разных неприятностей - вплоть до встреч с больными и старыми людьми, с похоронными процессиями и так далее. Когда юноша вырос, ему все же пришлось столкнуться с человеческим страданием – но он смог преодолеть его и стал известным всему миру под именем Будды. Этот пример элитарного воспитания закончился довольно удачно – хотя избранную систему воспитательных мероприятий трудно назвать особенно эффективной. С тех пор прошло больше двух тысяч лет, но проблем в этой области явно не стало меньше…

Как мы помним, в истории Марка Твена про поменявшихся местами сына английского короля и маленького оборванца все тоже закончилось неплохо. Принцу пригодились полученные им уроки, и когда он стал королем, то правил мудро и милосердно, заслужив народную любовь и уважение (по крайней мере, так рассказывает эта история)1. Вообще-то, на самом деле оба героя – наследник короля и сын бедняка – принадлежат к "группам риска" с точки зрения психологии воспитания. Крайности, как известно, в чем-то смыкаются, и юные представители верхов и низов, двух полюсов социальной системы (по сравнению с более устойчивым средним классом), оказываются более уязвимыми по отношению к различным рискам – в плане психического развития, здоровья и последующего врастания в общество. Конечно, сами проблемы на этих полюсах сильно различаются, но их острота от этого не становится меньше.
Известно, что высокий уровень жизни во многих странах связан со снижением психологической устойчивости и удовлетворенности жизнью, ростом депрессивных расстройств и попыток самоубийств. Нередко такие общества завоевываются – извне или "изнутри" - жителями более бедных стран. Что-то похожее происходит и внутри отдельных общественных групп, в том числе и с представителями социальных элит.
Каковы главные причины, осложняющие воспитание детей в верхних социальных слоях? Перефразируя известного персонажа из классической кинокомедии: "То, что нам помогает, то нам и мешает". Главный источник особых воспитательных возможностей – доступ к различным ресурсам, обеспечивающий высокое качество жизни и образовательные возможности – часто выступает и как источник серьезных проблем, для противодействия которым необходим прежде всего достаточно высокий уровень культуры и наличие определенных знаний в области психологии и педагогики. Уникальное социально-биологическое существо, называемое человеком, обладает многими уязвимыми местами, которые полезно знать – хотя бы для того, чтобы меньше удариться ими об острые углы современного мира – который к тому же изменяется так быстро, что он не всегда успевает к нему приспосабливаться. Некоторые из этих точек особенно опасны для людей с более широкими возможностями и потенциалом – тех, кого обычно и называют социальной элитой.

Стремление к простым решениям.

Самый верный способ сделать ребенка несчастным – приучить его ни в чем не встречать отказа.

Жан-Жак Руссо.

Человек, как и любое живое существо, стремится по возможности решать проблемы самым простым способом. Если мы привыкаем, что можно удовлетворить свои потребности, особенно не напрягаясь, то любой нормальный живой организм будет стремиться именно к такому поведению. Но все дело в том, что психическое и физическое развитие возможно только через решение проблем и затруднений2. Если ребенок привыкает, что он может взять любую игрушку, вряд ли он научится находить общий язык с другими людьми3. Как говорила Королева в "Двенадцати месяцев" Маршака: "Я не умею просить - я умею только приказывать!". Примерами таких простых решений являются семейное насилие, игнорирование родителями проблем ребенка, наркотическая погоня за "жизненными удовольствиями".
Очарование власти.

В основе любого гипноза лежит идея подчинения.

Альфред Адлер.

Помните, как в фильме "Кин-дза-дза" приветствовали представителя высшего класса – особой почтительной позой и возгласом "Ку-у!". Оба участника гипнотических танцев такого вида впадают в своеобразный транс, который приводит к падению самооценки у одного и ее гипертрофированному росту у другого4. Чрезмерно завышенная самооценка может быть довольно опасной – вырастая, ребенок привыкает к мысли о том, что он может сделать почти все, и он делает это "все", часто за счет необратимых физических и психических ресурсов, как собственных, так и окружающих его людей. Не случайно так называемые "работоголики" чаще всего встречаются именно среди выросших представителей социальной элиты.
Не кричи: "волки!".

Кто напуган – наполовину побит.

Александр Суворов.

Постоянно опасаясь чего-то в будущем, мы повышаем вероятность наступления этого или похожего события. Беспокойство беременной женщины, передающееся ребенку, часто делает его более уязвимым к будущим опасностям, страх перед серьезным экзаменом может ухудшить его результаты, а тревожные опасения неудачного замужества дочери или женитьбы сына способны увеличить вероятность неприятного исхода. Обычно женщины с высоким социальным статусом имеют в среднем меньше детей и (частично вследствие этого) более склонны к чрезмерному беспокойству об их будущем – со всем вытекающими последствиями.

Иллюзия решения.

Толстяки живут меньше. Зато едят больше.

Станислав Лец.

Есть такой анекдот. Ковбой входит в салун, заказывает виски, но тут какой-то здоровяк хватает его за нос и выбрасывает на улицу, прямо в лужу. Ковбой лежит в луже и видит надпись - "Курсы каратэ - через месяц Вы будете разбивать ладонью кирпич!" Через месяц он опять приходит в салун, опять заказывает виски – и снова все тот же любитель чужого виски и все та же лужа… Ковбой открывает глаза – видит лежащий в луже кирпич – и вдруг красиво, по-каратистки, разбивает его напополам с отчаянным воплем "Хэ!". Вот такое иллюзорное решение. Нашим "элитарным" отпрыскам нередко приходится компенсировать недостаток в контактах со сверстниками компьютерными играми, дефицит общения с постоянно занятым отцом удушающими объятиями религиозной секты, а недостаточную физическую силу и выносливость успехами в математике.
За тысячелетия человечество выработало немало способов избежать опасностей вырождения элиты посредством разнообразных методов и стилей воспитания и обучения ее юных представителей - вспомните хотя бы "Капитанскую дочку", "Маленького лорда" или "Детство, отрочество, юность". Пожалуй, один из самых интересных подходов к гармоничному психофизическому развитию ребенка - необходимого прежде всего для формирования "образца" общества, роль которого выполняет элита - предложен авторами довольно популярной в настоящее время на Западе концепции многополюсного интеллекта, которая утверждает, что у человека имеется восемь разных интеллектов, которые должны параллельно развиваться у ребенка для того, чтобы избежать в будущем серьезных проблем: Вот эти полюса, а также некоторые возможные пути их развития:



Полюс интеллекта


Где проявляется



Как развивать

Вербальный

(словесный)


Чтение, письмо, речевое общение.

Чтение книг, сочинения на тему, публичные выступления, изучение иностранных языков, различные "языковые" игры.

Логический



Вычисления, выявление закономерностей, решение логических проблем.

"Логические игры", изучение точных наук, логические головоломки, компьютерные стратегические игры.

Визуальный

(пространственный)


Зрительное воображение, ориентация в пространстве.

Рисование, лепка, наблюдение за внешними объектами, активное воображение.

Кинестетический

(телесный)


Координированные движения, восприятие телесных сигналов.

Игры в кубики и т.п., спорт и танцы, подвижные игры, театральные постановки, йога, ци-гун, конструирование.

Музыкальный



Восприятие музыки, самовыражение в музыке и ритмах.

Слушание музыки, танцы, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальные игры.

Межличностный



Понимание чувств и мотивов разных людей, эффективное общение.

Ролевые игры, групповые проекты и обсуждения, контакты с другими культурами, работа в команде.

Внутриличностный



Осознание внутреннего мира, саморегуляция поведения.

Самонаблюдение, медитация, самовыражение, направленные на "личностный рост" практики.

Природный

(экологический)

Чувство единения с природой, восприятие Земли как живого существа, бережное отношение к жизни.

Походы, путешествия и жизнь на "лоне природы", садоводство и огородничество, стремление к сближению с живыми и неживыми природными созданиями.


С практической точки зрения, это направление - в отличие от преобладающего в современном обществе подхода, в соответствии с которым мы стремимся развивать у ребенка наиболее сильные качества (конечно, для того, чтобы стать лидером в какой-то области!) - предлагает прежде всего уделить внимание его слабым сторонам, потому что именно дисгармоничность развития разных полюсов создает чрезмерно сильный конфликт внутри человеческой психики, который может заблокировать развитие личности. Так, выдающийся программист редко умеет хорошо играть в волейбол (телесный интеллект) или общаться с людьми (межличностный интеллект), талантливый спортсмен может с трудом излагать свои мысли (вербальный интеллект), а великий политик часто не имеет ни малейшего представления о своем внутреннем мире (внутриличностный интеллект) – что часто приводит их к непреодолимым жизненным кризисам.
Хотя учебные программы большинства традиционных школ сосредоточены главным образом на математических и словесных науках – причем от мальчиков ожидают успехов в математике, а от девочек в литературе – некоторые школы уже сейчас признают и используют и другие разновидности интеллекта.

Элен Вебер.
Понятно, что каждый из этих интеллектов является по-своему необходимым, и не стоит чрезмерно преувеличивать значение какого-то из них – как сказал поэт, "мамы всякие нужны, мамы всякие важны" (или, по более современной версии - "спорить с тренером по борьбе может только тренер по стрельбе"). Человек может думать не только словами и логическими схемами – но также и телом, образами, звуками музыки и дыханием природы, проникновением в мир другого человека или интуитивным прозрением глубин собственной личности; при этом сравнительно более "новые" словесный и логический интеллектуальные полюса не могут нормально развиваться без поддержки других, по большей части значительно более древних, "умов" (Вспомните завораживающие фильмы BBC из серии "Живая природа" – если это не ум, то что же тогда такое ум?). Практическое же использование знаний о полюсах интеллекта может значительно облегчить процесс обучения ребенка и способствовать более гармоничному развитию его способностей, а также снизить вероятность появления различных психологических проблем. Это особенно важно в ситуации элитарного воспитания, при которой доступ к развивающим ресурсам и вероятность чрезмерного акцента на каких-то отдельных полюсах интеллекта, с одновременным пренебрежением к другим, кажущимся не столь уж важными для успешного развития сторонам нашего ума, значительно возрастает.
Существует огромное количество развивающих занятий, игр и упражнений, которые могут "подогнать" отстающий полюс и тем самым помочь психике ребенка стать более гармоничной – причем, чем раньше начать этим заниматься, тем больших результатов можно достичь. Наверно, каждому из нас было бы полезно потренироваться конструировать различные развивающие игры и задания – для своих детей и для себя. Главное, чтобы они были достаточно интересными, в меру трудными и многополюсными.
Кстати, наш индийский королевич, едва не ставший жертвой элитарных педагогических экспериментов своего папаши, впоследствии постоянно подчеркивал опасность различных крайностей и всячески пропагандировал "средний путь" – противоположность чрезмерному богатству и полной бедности, страсти к удовлетворению всех потребностей и стремлению к аскетизму, желанию быть лидером-суперменом или покорным исполнителем воли другого человека. Этому принцу удалось стать одним из великих учителей человечества – и самое интересное, что он совсем к этому не стремился…

1 Те, кто не читал Марка Твена, могут вспомнить его современную телеверсию с Олегом Табаковым о внучке президента и ее сестренке-близняшке, или народные сказки с аналогичным сюжетом.

2 Которые, конечно, должны иметь дозированный характер – иначе вместо стимулирования развития мы рискуем получить его замедление.

3 Еще один замечательный фильм на эту тему, который так и называется – "Игрушка", и разнообразные способы перевоспитания сына миллионера, предпринятого персонажем Пьера Ришара.

4 Как говорила одна французская герцогиня: "Даже богу нужно дважды подумать, чтобы проклясть человека нашего круга!"

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Призы и ловушки элитарного воспитания iconРасписание киносеансов элитарного киноклуба " НеформаТ" на октябрь- ноябрь 2012 года
И наступил тот месяц, и пришел тот день, и настал тот час, и свершилось событие, в которое многие верили…
Призы и ловушки элитарного воспитания iconЮридические ловушки и институциональный подход в юриспруденции*
Нестеров А. В., профессор Национального Исследовательского Университета Высшая Школа Экономики, г. Москва
Призы и ловушки элитарного воспитания iconФедерации Государственная Академия профессиональной переподготовки...
Технология локализации пролива сбором жидкой фазы ахов в приямки (ямы-ловушки) 12
Призы и ловушки элитарного воспитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ловушки исчезают, появляются новые. Безопасные места становятся непроходимыми. Я же говорил – тут не место для прогулок
Призы и ловушки элитарного воспитания iconРеферат-словарь
Корни.«Ловушки». Стр 211 1 1 (до второй части, первого слово(включительно)) -40 слов без пропусков. Ссылки все к словарям, так как...
Призы и ловушки элитарного воспитания iconКнига рассчитана на широкую аудиторию
«красную нить» каждому разговору; превращать негативное мышление и поведение собеседника в позитивное и конструктивное; находчиво...
Призы и ловушки элитарного воспитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На аукционе будет возможность за собсвенные таланты и умения получить памятные призы и подарки
Призы и ловушки элитарного воспитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вас ждут любимые мелодии, конкурсы, призы, сувениры и конечно хорошее настроение!
Призы и ловушки элитарного воспитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В программу входит: музыкальное сопровождение, реквизит для конкурсов, призы (шдм), транспортные расходы
Призы и ловушки элитарного воспитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Необходимые материалы: компьютер, проектор, звуковая система, мелкие призы для победителей викторины о вич
Призы и ловушки элитарного воспитания iconУчебно-методический комплекс дисциплина «Энтомология»
Охватывает нижнюю часть лампы. К узкому концу воронки (диаметр 6-10 см) подвешивается стеклянная банка, наполненная на 2/3 4 ным...
Призы и ловушки элитарного воспитания iconЗов джунглей. Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов. Оборудование
Оборудование: кости, бананы (по 5 шт.); рисунок медведя и лисы; 2 больших листа бумаги, магниты, мел, призы
Призы и ловушки элитарного воспитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: конверты с заданиями; барабан для игры, призы «сова» для награждения
Призы и ловушки элитарного воспитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Загреб (Хорватитя) 21-27 мая 2007г контрольная ведомость результатов, купоны, призы, изготовленные ребятами объединений детского...
Призы и ловушки элитарного воспитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: учебник, доска, мел, тет­радь по теории, рабочая тетрадь, тесты, раз­даточный материал, карточки №1 и 2, призы
Призы и ловушки элитарного воспитания iconФормирование учебно исследовательской деятельности учащихся на уроках...
«Анализ питьевой воды источников деревень Аксеново, Окатово, Цикуль Гусь-Хрустального района Владимирской области». «Определение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск