1 История создания дошкольного образования





Скачать 375.45 Kb.
Название1 История создания дошкольного образования
страница1/3
Дата публикации09.07.2013
Размер375.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3
1

История создания дошкольного образования

Впервые детское учреждение типа детского сада было организовано в 1802 году в Нью-Ланарке (Шотландия) фабрикантом Робертом Оуэном – так называемая «школа для малышей», куда принимались дети рабочих его фабрики.

Роберт Оуэн (14.5.1771-17.11.1858), — английский социолог, мыслитель и педагог, один из первых социальных реформаторов XIX века, создал ряд воспитательно-образовательных детских учреждений: школу маленьких детей — от года до шести лет, которая включала в себя ясли, детский сад и площадку для игр; начальную школу для детей от 6 до 10 лет; вечернюю школу для подростков, работающих на производстве.

Особо заботился Оуэн о школе для маленьких детей. Здесь дети учились пению и танцам, много времени проводили на свежем воздухе. Особое внимание было уделено физическому воспитанию, гимнастике, играм. Большое значение придавалось воспитанию детей в духе коллективизма. Детям подробно разъясняли правила коллективного общения, указывали, что они не должны обижать своих товарищей, а уважать их и оказывать им помощь, когда это необходимо. В этой школе не проводилось систематическое обучение письму и чтению, грамоте детей учили в процессе бесед о природе, об окружающих предметах и явлениях. Много внимания уделялось эстетическому воспитанию, музыкальным и ритмическим занятиям.

При этом Оуэн справедливо полагал, что не следует давать детям учебных книг, которые пронизаны религиозной идеологией. Для воспитания маленьких детей Оуэном были приглашены молодые рабочий и работница с фабрики, хотя и не подготовленные педагогически, но внимательно и ласково обращавшиеся с детьми. В начальной школе учащиеся изучали родной язык, арифметику, географию, естествознание и историю. Иначе говоря, курс начальной школы был неизмеримо шире, чем во всех других английских начальных школах.

Кроме того, Оуэн совершенно исключил из школы обычное для того времени религиозно-догматическое обучение. Он стремился дать детям доступные для их возраста знания, развить их мышление. Все обучение строилось на основе широкого применения наглядности: стены школы были покрыты рисунками, изображавшими животных и растения; на занятиях использовались различные наглядные пособия.

Таким образом, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу для детей рабочих с широкой общеобразовательной программой. Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на производстве, вечернюю школу - но всё это он делал только для детей рабочих своего завода.

Интересный факт: его фабрика привлекала к себе толпы посетителей, равно удивлявшихся коммерческому её успеху и благосостоянию её рабочих. Посетил эту фабрику и великий князь Николай Павлович, будущий император Николай I. Удивленный успехом Оуэна, и в то же время слыша со всех сторон о бедствиях рабочего населения Англии, которое тогда все объясняли "чрезмерным его размножением", он предложил Оуэну взять с собой два миллиона излишнего британского населения и переселиться в Россию, но Оуэн категорически отказался и остался жить в Англии.

2

В царствование Петра I забота о сиротах была объявлена государственным делом. По Указу 1715 года на государственные средства открылись «сиротовоспитальницы» в Новодевичьем и Андреевском монастырях Москвы.

В 1763 году императрица Екатерина II утвердила проект И.И. Бецкого об устройстве в Москве Воспитательного дома. Это было уникальное для России учреждение, созданное по образцу воспитательных домов для сирот и бедных детей Западной Европы с использованием идей передовой для того времени педагогической науки, в частности, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локка и др. В день рождения императрицы 21 апреля 1764 года состоялась закладка здания в Белом городе на берегу Москвы-реки (сейчас Москворецкая набережная). Это было одно из крупнейших гражданских строений в стиле классицизма (архитектор К.И. Бланк при участии М.Ф. Казакова), на постройку которого средства собирались во всех церквях России. Планом были предусмотрены организация жизни и содержание воспитательной работы с детьми едва ли не от рождения до 18 лет.

3

В России воспитание малолетних долгое время осуществлялось только в частных и церковно-приходских начальных школах и в отдельных благотворительных заведениях.

Прообразом детского сада были дневные детские комнаты при Демидовском доме трудолюбия, открытые 15 мая 1837 А. Н. Демидовым по просьбе матерей-работниц. Первоначально здесь получили опеку 6 мальчиков и 11 девочек, через год число детей возросло до 112.

Однако педагогические принципы воспитания малолетних в то время еще не были выработаны.

4

Название «Детский сад», укоренившееся в России в последней трети XIX в., пришло из Германии – от «Киндергартена», основанного в 1837 (одновременно с демидовскими детскими комнатами) в Бад-Бланкенбурге в Тюрингии д-ром Ф. В. А. Фребелем ( 21.04.1782 – 21.06.1852 ) – педагогом-новатором, автором системы раннего детского воспитания.

Он разместился в бывшей гостинице «У дворцового сада». Направляясь туда с детьми, горожане говорили: «Мы идём в сад». Вот отсюда и пошло данное название.

По своим философским взглядам Фрёбель был идеалист и рассматривал дошкольное воспитание как единственное средство уничтожения общественного зла и улучшения нравов. В его системе воспитания исходным являлось представление о деятельной природе ребёнка – его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности, любознательности.

5

Он создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи, раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте. Фребель предложил особый дидактический материал, т. н. «дары» Фребеля, представлявшие систему занятий игр с мячами и геометрическими телами – шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и всё более мелкими и разнообразными их членениями.

Всё это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа, комбинаторских способностей мышления в процессе детских «построек». Кроме «даров», Фребель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, труду детей на огороде и в саду.

6

Это первое дошкольное учреждение было открыто для всех желающих, и отдать в него ребенка мог даже довольно бедный горожанин: плата в неделю составляла 15 пфенингов серебром (фунт мяса стоил 10 пф.). В детском саду Фрёбеля детей кормили три раза в день горячей пищей. Но прежде всего занимались их всесторонним развитием. И, как сказали бы сегодня, вся программа была построена на самофинансировании (сам же Фридрих Фрёбель оплачивал и работу нескольких воспитателей).

Этот «сад» стал настоящим питомником, в котором дети «выращивались» под личным присмотром великого педагога и под его же девизом, состоявшим из трех слов: «Труд. Терпение. Любовь».

А во главу угла ставилась, прежде всего, неповторимость, индивидуальность каждого ребенка. Задумывался не «инкубатор», из которого требуется получить одинаковых птиц, а место, где рады каждому ребенку только потому, что он есть и что он не похож на остальных, где к каждому подбирались «свои ключики». Именно Фридрих Фрёбель первым заявил, что лучший учитель для ребенка – это игра.

Всеми известные и любимые кубики с рисунками и буквами изобрел тоже он.

7

По мысли Фребеля, назначение детского сада — не только брать под надзор детей дошкольного возраста, но «упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми». Он указывал на символическое сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода, а воспитательниц называл «садовницами». "Садовников" тогда (как, впрочем, и до сих пор) не было.

Учение Фрёбеля способствовало выделению дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки.

В 1871 г., Фребель создал в России специальные курсы для подготовки руководительниц детских садов. Они так и назывались — «Фребелеские курсы».

Интересно, что именно Фребель сформулировал первые принципы настоящего детского сада. Главный из них – не мешать ребенку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа.

8

Первые ясли для грудных детей были открыты в Петербурге в 1845-г., а фабричные ясли впервые возникли при Раменской текстильной фабрике (Московская губерния) в 1880 г.

Поскольку ясли предназначались для детей работниц и беднейшего населения, это были учреждения, где дети находились обычно с 6 часов утра до 8—9 часов вечера.

Дети получали питание, а иногда, в необходимых случаях, и медицинскую помощь: в некоторых яслях безвозмездно работали врачи, желавшие облегчить тяжелую участь детей народа.

9

У «фребелевской» педагогической системы нашлось немало последователей в России, причем здесь она была обогащена местным опытом.

В числе первых «фребелевцев» была С. А. Люгебиль, жена известного филолога проф. К. Я. Люгебиля, одного из учредителей Санкт-Петербургского педагогического собрания.

27 сентября 1863 года она при поддержке мужа открыла первый в С.-Петербурге детский сад нового типа – платное воспитательное заведение для детей дошкольного возраста.

10

Второй в России после открытого в 1859 в Гельсингфорсе детского сада Седмиградского.

Этот факт часто связывают с первым упоминанием о детских садах в России. Правда г. Гельсингфорс, ныне уже не относится к российским владениям, а является столицей Финляндии и переименован в Хельсинки.

Здание детского сада было построено на скальном основании в изгибе улицы по проекту двух финских архитекторов Вальтера Юнга и Эмиля Фабрициуса на средства Седмиградского. В 1907-1908 гг. к зданию была сделана пристройка, в которой разместилась школа.).

11

Детский сад г-жи Люгебиль стал известен в обществе только через год после своего появления.

В 1864 году некрасовский «Современник» с удивлением сообщал своим читателям: «Мы открыли в Петербурге детский сад, устроенный по системе Фребеля. Сад этот существует уже больше года — и, однако ж, доселе о нем не было ни слуху, ни духу. Мы услыхали о существовании его совершенно случайно — и, признаемся, с большим недоверием о пользе подобного дела у нас. Детские сады — это выдумка немецкая… Но при первом же посещении сада мы разубедились в наших сомнениях…».

Игры и занятия в детском саду Люгебиль проводились без строгой регламентации, детям предоставлялась возможность играть и заниматься «по своему вкусу», но при постоянном надзоре воспитательницы. Люгебиль вела записи своих наблюдений за индивидуальным поведением и развитием детей.

С детьми проводились выезды на природу. Воспитательницы приглашали родителей наблюдать за своими детьми во время игр и занятий; давали им советы по воспитанию. Заведение пришлось закрыть в 1869 из-за нехватки средств.

12

В 1866 в С.-Петербурге был открыт еще один платный детский сад. Его основательницей стала Аделаида Семеновна Симонович (1840-1933)(супруга врача и педагога Я. М. Симоновича).

В заведении все было приспособлено для творческой педагогической работы: удобное расположение просторных, светлых комнат с балконами, сад и площадки для игр и занятий детей на воздухе. Дети вели подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа, сопровождались русскими народными песнями.

Занятия в младшей группе носили преимущественно индивидуальный характер, а занятия в старшей (дети 5–6 лет) – коллективный, причем имели природоведческий уклон.

В ходе практической работы с детьми Симонович отказалась от точного следования методике Фребеля и на других занятиях. Вместо формальных, строго систематизированных ручных занятий по складыванию из бумаги, вырезанию и склеиванию разных фигур дети изготовляли из бумаги и картона коробочки, кукольную мебель, домики и т. д.

13

В младшей группе детского сада с детьми трех-четырехлетнего возраста А. С. Симонович строила работу, как в семье, проводила с ними в основном индивидуальные игры и занятия. Общие занятия детей в младшей группе были редкими.

Симонович заметила, что малыши любят перетаскивать, складывать, разбирать, устанавливать предметы обстановки, строительные материалы, любят играть с куклами (индивидуально или группами в 2—3 человека). Она заметила также, что у детей этого возраста нет еще устойчивых интересов в играх и занятиях; почти все они очень подвижны, а больше всего их интересует лепка, рисование, самостоятельные постройки из кубиков, выкладывание колец.

А. С. Симонович пришла к выводу, что в детском саду надо иметь достаточный запас различных материалов для детской деятельности, что детей с раннего возраста надо приучать к дружелюбию, к уступчивости и взаимопомощи.

14

Занятия в старшей группе, с пяти-шестилетними детьми, которой руководил Я. М. Симонович, имели природоведческий уклон.

Я. М. Симонович проводил понятные детям физические опыты, ходил с ними на экскурсии к реке, в парки и т. д., во время которых дети наблюдали природу, изменения, происходящие в ней. Прогулки и экскурсии сопровождались беседами, собиранием разных предметов — растений, камешков и т. п.

На последующих занятиях Я. М. Симонович читал детям статейки и рассказы, которые углубляли полученные ими знания. Весной, летом и осенью дети работали в саду. Они сажали цветы, выращивали некоторые овощи, наблюдали за обитателями сада — птицами, насекомыми, мышами и т. д., изучали их повадки.

Я. М. Симонович организовывал также с детьми экскурсии в ближайшие мастерские (сапожную, слесарную и др.), рассказывал им о родине.

Все занятия проходили оживленно, весело, интересно, давали детям элементарные знания, подготовляли их к школьному обучению.

15

Учитывая важность дошкольного периода в развитии личности ребенка, А. С. Симонович считала, что воспитание детей до школы должно протекать дома и в детском саду. “От трех лет дальнейшее пребывание в семье оказывается уже вредно для ребенка. Он нуждается в товарищах для игр и занятий”. В этом возрасте необходимо ребенку посещать детский сад.

А. С. Симонович следующим образом определила цель и назначение детского сада: “Детский сад есть воспитательное заведение для малолетних детей от 3 до 7 лет без различия религии и пола. Он не есть заведение, в котором дети только играют между собой, как дома, не руководимые никем; точно так же он не есть учреждение, в котором имеется только надзор за поведением детей, чтобы не шалили. Цель детского сада — физическое, умственное и последовательно нравственное развитие детей. Он дополняет таким образом недостаточное (по многим причинам) семейное воспитание и вместе с тем подготовляет ребенка к поступлению в школу. Поэтому детский сад есть связывающее звено между семьей и школой”.

Плату за содержание и воспитание детей 3-8 лет вносили состоятельные родители.

Рассматривая детский сад как "связывающее звено между семьей и школой", она полагала, что он должен готовить детей к школьному обучению. По ее мнению, занятия в детском саду должны иметь характер игры.

В старшем дошкольном возрасте вводится более систематическая подготовка к школе в специальном элементарном классе. Ребенок, продолжая играть, одновременно привыкает к усидчивости, знакомится с азбукой, письмом и счетом. Симонович сама придумывала подвижные игры, дети занимались конструированием, и даже курс родиноведения здесь был обязательным. Занятия в элементарном классе должны быть построены так, чтобы сформировать у детей радостное предвкушение школьных уроков.

Успех работы детского сада во многом зависит от личности воспитательницы, к которой А. С. Симонович предъявляла большие требования. По ее словам, "детская садовница" должна быть образована, энергична, бодра, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, но не придирчива. Она должна знать природу детей.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 История создания дошкольного образования iconПлан. Введение. I основная часть. История создания ООН а Лига Наций...
В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные организации...
1 История создания дошкольного образования iconУрок обж (10 класс) Тема урока : «История создания Вооруженных сил России»
Изложение нового материала. Показ фильма «История создания и развития вс россии» – 18 минут
1 История создания дошкольного образования icon«История и теория аудиовизуальных искусств»
«Летят журавли» Михаила Калатозова. История создания, принципы построения. Пластика фильма
1 История создания дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд....
Целью его является изучение современного состояния эстетического образования дошкольников на основе озна­комления с искусствоведческими...
1 История создания дошкольного образования iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования
Структура и содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования
1 История создания дошкольного образования iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования
Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования
1 История создания дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории...
Курс «Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста» является одним из основных в профессионально-образовательной...
1 История создания дошкольного образования iconУчебник по дисциплине «информатика»
История интерактивных учебников и средств для их создания началась, когда Интернет не был еще распространен повсеместно, а учебные...
1 История создания дошкольного образования icon1. Школа кадрового резерва по выбранной (можно выбрать 1-3 темы) тематике
Ооп дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях в соответствии с требованиями фгос дошкольного образования
1 История создания дошкольного образования iconПрограмма муниципального автономного дошкольного
...
1 История создания дошкольного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной...
1 История создания дошкольного образования iconО проведении в 2013-2014 учебном году городского этапа конкурса
Магнитогорска, совершенствования работы по укреплению здоровья детей школьного и дошкольного возраста, создания единой образовательной...
1 История создания дошкольного образования icon«Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» в рамках...
А это во многом зависит от нас, работать в этом направлении надо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Ребёнок – дошкольник...
1 История создания дошкольного образования iconРеферат по информатике на тему История и тенденции развития искусственного интеллекта
На сегодняшний день проблема исследования ai занимает актуальное место в системе информационных наук. В своем реферате я попытаюсь...
1 История создания дошкольного образования iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального...
Содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей
1 История создания дошкольного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Достижение нового качества дошкольного образования в процессе реализации федеральных государственных требований к структуре основной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск