№п/п
| Раздел, тема
| Количество
часов
| Дата План/факт
| Тип
урока
| Элементы
содержания
| Планируемый результаты
| Виды контроля
Практич. Р.
Д/З.
|
Введение (1 час).
|
1
| Что изучает
география
России
| 1
|
| Вводный
урок
| География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации. Уникальность географических объектов.
| Ученик должен называть
предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации
Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны
| Вводная беседа, работа по вопросам и заданиям 1,2 на стр.10
Стр. 7-10, задания 3,4,5 по выбору учащихся.
|
РАЗДЕЛ 1.ПРОСТРАНСТВО РОССИИ (6 часов).
|
2
| Россия на карте мира. Практическая работа № 1 Характеристика географического положения России.
Сравнение географического положения России с географическим положением других стран (оценочная)
| 1
|
| Урок изучения нового материала
| Россия на карте мира. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Административно-территориальное деление России. Субъекты РФ.
| Ученик должен
Понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы.
Уметь сравнивать ГП России и других государств.
| Фронтальный
устный опрос, самостоятельная работа с к.к.
Практическая работа № 1 Характеристика географического положения России.
Сравнение географического положения России с географическим положением других стран (оценочная)
§ 1, вопросы и задания на стр.18, задания в РТ.
|
3
| Границы России
| 1
|
| Комбинированный урок
| Морские и сухопутные границы, недра, континентальный шельф, экономическая зона Российской Федерации
| Ученик должен
Знать
основные типы и виды границ
Уметь
приводить примеры, показать границу России и назвать соседние
страны.
Знать
понятия «территориальные
Воды», «экономическая зона», «недра», соседние государства.
| Индивидуальный устный опрос.
Фронтальная
письменная
работа
§ 2, вопросы и задания на стр.24, задания в РТ.
|
4
| Россия на
карте часовых поясов. Практическая работа №2
Определение поясного
времени для разных пунктов России
(оценочная).
| 1
|
| Урок практикум
| Часовые пояса. Территория и акватория. Экономически эффективная территория. Время поясное, декретное и летнее. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.
| Ученик должен
Знать в каких часовых поясах лежит Россия.
Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее
время. Их роль в хозяйстве и жизни людей
Понимать Определять поясное время.
| Фронтальный
устный опрос.
Практическая работа №2
Определение поясного
времени для разных пунктов России
(оценочная).
§ 3, вопросы и задания на стр.27, задания в РТ, сообщения об освоение новых земель
|
5
| Формирование территории России
| 1
|
| Комбинированный урок
| Формирование территории России. Расширение Московского княжества на Север. Присоединение восточных территорий. Освоение «Дикого поля». Новороссия. Дальний Восток на рубеже XIX-XX вв. Завершение процесса освоения территории.
| Ученик должен
Знать историю освоения государственной территории России, имена исследователей
Уметь анализировать различные источники информации
| Индивидуальный устный опрос.
Анализ карт
§ 4, вопросы и задания на стр.18, доклады, задания в РТ.
|
6
| Географическое изучение территории
России. Практическая работа №3
Анализ карт административно-территориального и политико-административного
деления страны
(тренировочная)
| 1
|
| Комбинированный урок
| Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Географические описания. Разработка программ преобразования территории.
| Ученик должен
Уметь анализировать различные источники информации задачи географии в разные исторические периоды
Уметь анализировать различные источники информации
| Анализ карт, заслушивание докладов.
Практическая работа №3
Анализ карт административно-территориального и политико-административного
деления страны
(тренировочная)
§ 5, задания в РТ, подготовка к к/р.
|
7
| Контрольная работа №1. «Пространства России».
| 1
|
| Урок обобщения и контроля знаний
| Написание теста в форме ЕГЭ
| Контроль, оценки знаний учащихся.
| Карточки задания
|
Раздел 2. Природа и человек (41 час). Тема 1. Рельеф и недра (5 часов).
|
8
| Строение земной коры на территории России. Практическая работа №4
Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геология»
(тренировочная)
| 1
|
| Урок изучения нового материала
| Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории, формирование земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры
| Ученик должен
Знать
основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории
Уметь
показать их на карте и объяснить причины такого размещения
| Фронтальный
устный опрос
Фронтальная
письменная
работа
Практическая работа №4
Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геология»
(тренировочная)
§ 6, задания в РТ,
|
9
| Важнейшие особенности рельефа России. Практическая работа №5
Анализ физической карты России
(тренировочная)
| 1
|
| Комбинированный урок
| Распространение крупных форм рельефа
| Ученик должен
Знать
основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины (см. номенклатуру)
Уметь
показывать на карте эти объекты
| Фронтальный
устный опрос
Фронтальная
письменная
работа на контурной карте Практическая работа №5
Анализ физической карты России
(тренировочная)
§ 7, задания в РТ,
|
10
| Современное развитие рельефа
| 1
|
| Комбинированный урок
| Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма
| Ученик должен
Понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа
Уметь
приводить примеры
| Фронтальный
устный опрос, письменная работа
§ 8, задания в РТ,
|
11
| Использование недр Практическая работа №6
Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых
(оценочная)
| 1
|
| Комбинированный урок
| Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой
| Ученик должен
Знать
стихийные природные явления, связанные с литосферой
Уметь
объяснять существенные признаки явлений
| Индивидуальный устный опрос.
Практическая работа №6
Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых
(оценочная)
§ 9, задания в РТ,
|
12
| Итоговый урок темы
| 1
|
| Урок обобщающего повторения
| Особенности геологического строения, крупных форм рельефа и полезных ископаемых вашей области
|
| Тестирование
|
Тема 2 Климат (5 часов).
|
13
| Общая характеристика климата России
| 1
|
| Урок изучения нового материала
| Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны
| Ученик должен
Знать
факторы, определяющие климат России
Уметь
объяснить образование циклонов и антициклонов
| Фронтальный
устный опрос
§ 10, задания в РТ,
|
14
| Закономерности циркуляции воздушных масс.
Атмосферные фронты, циклоны и анти циклоны. Практическая работа №7
1.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса.
(оценочная)
| 1
|
| Комбинированный урок
| Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения)
| Ученик должен
Понимать
закономерности распределения тепла и влаги
Уметь
анализировать карты
| Фронтальный
устный опрос
Фронтальная
письменная
работа
Практическая работа №7
1.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса.
(оценочная)
§ 11, задания в РТ.
|
15
| Распределение темпера тур и осадков. Практическая работа №8
2.Анализ климатической карты: выявление особенностей распределения сред них температур января и июля, годового количества осад ков на территории
(оценочная)
| 1
|
| Урок
актуализации знаний и
умений
| Сезонность климата. Чем она обусловлена
| Ученик должен
Знать понятие «сезонность».
Уметь
использовать знания для фенологических наблюдений в природе
| Фронтальный
устный опрос
Практическая работа №8
2.Анализ климатической карты: выявление особенностей распределения сред них температур января и июля, годового количества осад ков на территории
(оценочная)
§ 12, задания в РТ.
|
16
| Типы климата нашей страны. Практическая работа №9
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды
(оценочная)
| 1
|
| Урок
актуализации знаний и
умений
| Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса
| Ученик должен
Знать
характеристику типов климатов
Уметь
составлять прогноз погоды
| Фронтальный
устный опрос Практическая работа №9
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды
(оценочная)
§ 13, задания в РТ.
|
17
| Климат и человек.
Итоговый урок темы
| 1
| Исследование
| Урок
актуализации знаний и
умений,обобщения.
| Степень благоприятности природных условий Климат и человек. Влияние климатов на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека.
Неблагоприятные климатические явления
| Ученик должен
Знать
понятие «комфортность (дискомфортность) климатических условий »
Уметь
приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды
| Фронтальная
письменная
работа «Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям».
§ 14, задания в РТ.
|