О состоянии работы и социально-экономической поддержки молодых специалистов в ОУ Октябрьского района.
Количество молодых специалистов, вновь приступивших к работе
| 2011
| 2012
| 2013
| ВУЗ
| ССУЗ
| ВУЗ
| ССУЗ
| ВУЗ
| ССУЗ
| 6
| 3
| 4
| 3
| 2
| 3
|
Кадровая ситуация в отрасли характеризуется следующими аспектами:
- недостаток педагогических кадров;
- старение педагогических кадров;
- отток молодых специалистов;
- мониторинг кадрового потенциала и кадровых потребностей образовательных учреждений района;
- внедрение системы стимулирования и мотивирования кадров образования: прежде всего, системы оплаты труда, системы повышения профессиональной
квалификации; В возрасте до 30 лет в отрасли работает 32 педагога (9%), из них управленческих кадров 0 человек (0%), старше 55 лет - 70 педагогов (19,6 %), из них управленческих кадров 8 человек (11,4 %).Обеспеченность образовательных организаций района в кадрах составляет 97,5 %. Получение высшего и среднего специального образования педагогического профиля на заочной форме обучения осуществляют 12 специалистов.
Средний возраст работников отрасли – 47 лет.
Текучесть кадров за последние 3 года (2011-2013 гг.) составила – 7 %
Целевая подготовка: на условиях трехстороннего договора о целевой подготовке в БГПУ обучается 9 человек (очная форма обучения – 8, заочная форма обучения – 1).
Средняя заработная плата молодых специалистов составляет:
- учителей – 24167 рублей,
- педагогов дополнительного образования – 11454 рублей,
- воспитателей ДОУ – 15144 рублей.
Создание условий для закрепления кадров:
В районе разработана целевая программа развития системы образования, где в подпрограмме «Педагогические кадры» дается проблемный анализ ситуации в кадровой политике в Октябрьском районе, определены задачи работы, указано, что сохраняется потребность в педагогических кадрах. Отделом образования и ОУ в данном направлении ведется определенная работа. Ежегодно на августовских мероприятиях происходит торжественная встреча молодых педагогов. Им в целях оказания помощи в решении проблем личного и профессионального самоопределения по решению Совета народных депутатов от 11.01.2010 выплачивается единовременное пособие при поступлении на работу выпускникам УСПО – 15000 руб., УВПО – 20000 руб.
Муниципальный орган управления и руководители школ прилагают усилия для улучшения социально-бытовых условий, повышают учебную нагрузку, за активную творческую работу в школе, работе МО поощряют педагогов из фонда стимулирования, установлены ежемесячные доплаты молодым специалистам со стажем до 3 лет в сумме от 1000 до 3000 рублей (согласно Положению о распределении стимулирующего фонда ОУ).
Вопрос об обеспечении молодых педагогов жильем решается сложно. Многие выпускники возвращаются в родные села и проживают с родителями, но есть опыт выделения квартир и комнат для молодых специалистов органами местного самоуправления с.Николо-Александровка, п.Трудовой, получения сертификатов на решение жилищных проблем от органов региональной и федеральной власти. Существуют программы по решению жилищных вопросов «Молодые учителя» ОАО «Амурское ипотечное агентство», постановление Правительства Амурской области от 25.07.2012 № 402 «Об утверждении Положения о предоставлении молодым, в возрасте до 35 лет, учителям государственных и муниципальных образовательных учреждений Амурской области социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области», но желающих воспользоваться данными мерами поддержки немного.
Молодые специалисты обеспечены нагрузкой от 17 до 28 часов в неделю. Как и все учителя района, молодые пользуются социальной поддержкой по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Большое значение в закреплении молодых специалистов имеет система работы ОУ, где устраивается молодой работник. Основным направлением работы с молодыми кадрами являются работа по созданию условий для их адаптации, самореализации, организация профессиональной коммуникации, мотивация самообразования. В рамках данных направлений проводится комплекс мероприятий по встрече молодых кадров в ОУ, изучение их теоретического и творческого потенциала.
Молодые специалисты имеют постоянные рабочие места. Администрация школы создает оптимальные условия для работы, знакомит с методическими, библиографическими техническими возможностями школы. Любой педагог, решая методические проблемы. Может воспользоваться учебно-методической базой, ресурсом интернет в ОУ и РМК.
Огромную роль в поддержке молодых специалистов играет институт наставничества. Наставник организует практическую работу по оказанию помощи молодым учителям в составлении планов уроков, отчетной документации, по организации урочной и внеурочной деятельности. Продумывает циклы теоретических занятий, раскрывающие основные моменты педагогической методики. Основной формой является посещение уроков у молодого специалиста, что помогает в естественной обстановке увидеть типичные ошибки, наметить пути их исправления, предупреждения новых недостатков.
В ОУ разработаны планы, занятия школы молодого учителя, где поэтапно через индивидуальную работу с молодыми учителями, работу наставников, тематические занятия осуществляется коррекция учительского труда.
Консультации для молодых специалистов района организованы в рамках районных методических объединений и семинаров. Так за последние годы проведено 10 семинаров специально для молодых: «Первые уроки молодого учителя», «Приемы организации домашней работы», «Управление классом. Методы привлечения внимания учащихся», «Модели применения информационных образовательных технологий в образовательном процессе», «Требования к современному уроку. Современные педагогические технологии», «Осуществление индивидуального подхода на уроке», «Роль наставничества в повышении компетентности молодого учителя», «Здоровье формирующие факторы деятельности школы», «Роль самоанализа в повышении мастерства молодого учителя», «Структура, порядок, разработка и утверждение рабочих программ». Методический день для молодых педагогов «Слагаемые мастерства», конкурс социально значимых проектов молодых педагогов. Видно тематика таких встреч разнообразна, раскрывает возможные проблемы в педагогической практике. Мероприятия проводятся на базе разных школ района, опыт молодым специалистам демонстрируют лучшие педагоги района. Проводится мониторинг удовлетворенностью профессиональной деятельностью молодых специалистов. Следует отметить, что за время работы желание быть учителем пропало у 1 педагогов и у 3 несколько уменьшилось. Основные причины неудовлетворенности своей работой молодые педагоги отмечают: низкая заработная плата, отношение учащихся к учителям, отсутствие у детей желания учиться. На новом рабочем месте 100% молодых педагогов испытывали в период адаптации на новом рабочем месте тревожность, неуверенность в своих силах, за помощью обращались к коллегам.
Ежегодно молодые педагоги становятся участниками профессионального конкурса «Учитель года». Конкурс для молодого учителя – это старт в будущее, как показали годы, участники конкурса становятся яркими, творческими, постоянно стремящиеся к саморазвитию педагогами. Так в 2012 г. победителем конкурса стал молодой учитель английского языка МОУ СОШ с. Николо-Александровка Рахматтулина Мария Радиковна, в 2013 г. Петрусь Анна Викторовна, учитель химии, биологии МОУ СОШ № 1 с.Екатеринославка, по ходатайству районного жюри им была установлена 1 кв. категория, а по результатам участия в областном конкурсе присвоена высшая квалификационная категория. |