Скачать 34.91 Kb.
|
Особенности профессиональной адаптации молодых специалистов-педагогов к условиям современной школы Крипан О.И. аспирант Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Аннотация. В статье отражены этапы и условия адаптации молодых специалистов на основе анализа данных интервьюирования выпускников КГПУ им. В.П. Астафьева 2011года. За последнее время в современной школе наблюдается значительное высвобождение и перераспределение работников образовательных учреждений (ОУ), вынужденных осваивать новые профессии, менять свое рабочее место и коллектив. Особенно ярко проявляется это явление среди молодых специалистов. В этой связи появляется важность проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов-педагогов к условиям современной школы. Для подготовки мобильных специалистов, умеющих адаптироваться к динамичному миру и меняющимся профессиональным требованиям, необходимо создание и реализации определенных условий их становления [1]. Адаптация молодого специалиста – процесс формирования у личности устойчивого положительного отношения к задачам, традициям и перспективам предприятия, в ходе которого личность активно включается в новую для нее производственную деятельность, систему межличностных отношений, общественную и культурную жизнь предприятия, находит там условия для самореализации и превращает новую среду в основу своей жизнедеятельности [2]. Процесс профессиональной адаптации начинается в вузе во время прохождения педагогических практик и продолжается заключением трудового договора между работодателем и молодым специалистом. Этот процесс состоит из следующих этапов. Первый этап - вводный. Организуется собеседование с директором ОУ, в котором важно рассмотреть перспективного работника и суметь его мотивировать на успешную реализацию профессиональной деятельности. Работник кадровой службы или наставник проводят экскурсию по ОУ, в которой информируют молодого специалиста об условиях труда, коллективе в целом, о будущей работе. Второй этап - ознакомление и общая ориентация. На данном этапе происходит ознакомление нового сотрудника с ОУ, общими правилами, историей, структурой, трудовым распорядком, традициями. Сотрудника знакомят с коллегами, завучами и другими работниками ОУ, с которыми ему необходимо общаться по характеру выполняемой работы. Кроме того, сотрудник знакомится с внутренними правилами ОУ. Именно на данном этапе ему представляют наставника. Наставники могут меняться на определенных этапах развития сотрудника. Третий этап - вхождение в должность. На данном этапе наставник обсуждает должностную инструкцию, информирует молодого педагога о формах и периодичности отчетности. На данном этапе молодому специалисту необходимо показать себя подходящим для коллектива в различных ситуациях, что он быстро улавливает общее настроение, доброжелателен к коллективу. Четвертый этап - действенная адаптация. На данном этапе у молодого специалиста-педагога появляется возможность применить имеющиеся или только что приобретенные знания и получить обратную связь от руководителя и наставника. Для этого необходимо принимать участие в общественной жизни коллектива, изобретательской и рационализаторской деятельности. Таким образом у молодого педагога появляется определенный творческий успех в работе, способствующий дальнейшему продвижению [3]. Организация, принимающая на работу молодого специалиста, должна понимать, что те условия, которые она создает для своих сотрудников, являются факторами успешности их адаптации в учреждении. Если организация сумеет создать условия работы, позволяющие сотруднику удовлетворять его потребности в полной мере, у него не появится желания покинуть свое место работы, сотрудник достигнет высокого уровня адаптации в наименьшие сроки и будет эффективно работать с максимальной отдачей для организации. По данным нашего исследования адаптации молодых специалистов к условиям современной школы 25 ОУ 64% опрошенных выпускников КГПУ 2011 года устраивают условия труда, и они продолжат работать на своих местах. У 16% респондентов появилось желание сменить место работы в связи с рядом личных обстоятельств. 20% молодых специалистов-педагогов собираются покинуть сферу образования и сменить свою профессиональную деятельность. Анализ исследования показал, что для большинства молодых специалистов-педагогов (84% респондентов) характерна удовлетворенность профессиональным выбором, а это, безусловно, является позитивным фактором их вхождения в профессиональную среду, принятия своей профессиональной роли, реально соответствующей рабочей обстановке. Профессиональная адаптация молодых специалистов-педагогов к условиям современной школы во многом зависит от коллектива, который их окружает. Наличие наставничества, психологической и методической поддержки позволяет молодому педагогу почувствовать себя частью коллектива и организации. Такие условия необходимо создавать для успешной профессиональной адаптации молодых специалистов-педагогов. Список литературы:
|
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения В целях организации профессиональной адаптации вновь принятых специалистов, повышения эффективности и качества работы структурных... | Специалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям Опредаление 10 кандидатур педагогов и руководителей для награждения отраслевами наградами | ||
Разработка научно-методических и информационных материалов по социальной... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Система образования стремительно «стареет», поэтому необходим приток «свежих сил» молодых, активных и компетентных педагогов. И от... | ||
Лекция Тема: Особенности профессиональной Цели: познакомить с системой профессиональной подготовки социальных педагогов; особенностями обучения в вузе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Педагогический дебют с целью развития творческого потенциала, повышения профессионального мастерства молодых специалистов и содействия... | ||
О гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт... Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14 | Пояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной... Актуальность курса объясняется как профессиональной необходимостью, так и социо-культурными реалиями современной жизни | ||
Г. Санкт-Петербурга программа преемственности начальной школы и основной школы Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации... | Примерная тематика рефератов Особенности адаптации ребенка к детскому учреждению. Профилактика тяжелой формы адаптации | ||
Программа всероссийского форума молодых педагогов «Сетевые педагогические... Июня 2010 года, Республика Саха (Якутия), Кангаласский улус, с. Булгунняхтах, профилакторий мвд республики Саха (Якутия) | Высшие дипломатические курсы Курсы «Повышение профессиональной квалификации» для молодых специалистов, принятых на работу | ||
Особенности профессиональной подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода | О конкурсе методических разработок «Урок в современной школе» Конкурс молодых педагогов организуется и проводится моу дпо «умц», Ассоциацией лучших педагогических работников Серпуховского муниципального... | ||
Экономический компонент на уроке английского языка,как средство успешной... Экономический компонент как средство адаптации школьника к новым социально-рыночным условиям 5 | Цель деятельности Цель деятельности «Школы русского языка» способствовать интеграции детей мигрантов в московскую образовательную среду и их социокультурной... |